Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблемы теории и истории культуры в исторической мысли конца XYIII – начала XXI вв.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Предмет и методы исследования теории и истории культуры Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений. Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией. Культурология - наука о множестве культур. Культурология - дисциплина, объединяющая различные знания и подходы к культуре, выработанные другими общественно-гуманитарными дисциплинами (философия, история, антропология, семиотика - наука о знаках и символах, лингвистика...)
Культуролога интересует, как данная культура возникла, какую культуру и как она сменила, какие периоды в своём развитии проходила, как взаимодействовала с другими культурами... Разработка общих проблем теории и истории культуры требует привлечения понятийного и методологического аппарата, создаваемого философией, социологией, психологией, этикой, эстетикой, информатикой. Тем самым достигается объединение эмпирического и теоретического уровней изучения культуры. При этом используются общенаучные, философские и специальные методы познания. Например, наблюдение, описание фактов культуры и измерение, по возможности, их параметров, является необходимым исходным пунктом их познания. Непременным условием этого процесса является использование процедур анализа и синтеза, логической дедукции и индукции. До сих пор популярен в культурологии древний метод познания по аналогии. В последние десятилетия широко применяются методы моделирования культурных процессов, в частности компьютерного. В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. - Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; - Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: - Генетический: направлен на обнаружение генезиса. - Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а так же сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований. Арнольд Тойнби "Постижение Истины"). К специальным методам культурологии можно отнести: - сравнительно-исторический метод (последовательное изучение изменяющегося культурного объекта путем сравнения его состояний); - типологические метод (исследование культурных объектов с целью выявления типичного, общего для них свойства); - герменевтический метод (интуитивно-художественное постижение культурных смыслов, дополняющее объективное рациональное знание чувственными образами, эмоциональными переживаниями).
Динамика культуры ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ - 1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для к-рых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках к-рого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения. Сегодня под динамикой культуры понимают любое изменение культуры, устойчивый порядок взаимодействия составляющих ее компонентов, ту или иную ее периодичность, стадиальность, направленность к какому-нибудь состоянию. В культурологии культурная динамика описывается тремя основными типами взаимодействия: фазовой или этапной; циклической и инверсионной. Наиболее простая концепция культурного развития - традиционная теория линейного прогресса, т.е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, который понимается в духе эволюционизма как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов ее материальной и духовной деятельности. Этот тип культурной динамики получил название фазового, или этапного. Для его изучения используется метод исторической периодизации, ведущим критерием которого является доминантный тип общественных отношений, т.е. социальность как таковая. Ядром ее выступают классовые интересы в одном из своих ведущих разновидностей - имущественных преимуществ, а состоит она под влиянием факторов разного уровня. Тип социальности составляется на основе преобладания межличностных отношений в доиндустриальном обществе, товарно-денежных факторов в индустриальном или факторов, которые формируют массовое общество в постиндустриальном обществе. Характер культурных изменений Когда говорят о характере культурных изменений, подразумевают направление их влияния на общество. С этой точки зрения различают: изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры; изменения, ведущие к ослаблению дифференциации и упадка культуры; и изменения, которые могут никак не проявлять себя в течение длительного времени, обрекая культуру на застой. Обогащение культуры принято рассматривать как процесс углубления дифференциации ее структуры при сохранении устойчивости фундаментальных частей системы, то есть духовно-нравственной наследия. Позитивные изменения всегда связаны с формированием новых жанров, направлений, стилей искусства, внедрением новых технологий, появлением новых культурных центров, рождением гениев и т.д. Новое не всегда может служить синонимом прогресса, а лишь в том случае, когда оно способствует духовно -нравственному совершенствованию человека, помогая ему расширять зону свободы без ущерба для всего живого. Культурный упадок - Культурный упадок чаще всего связан с ослаблением значимости высоких сфер культуры, ее примитивизацией, ростом прагматичной направленности общественного сознания, т.е. с набором факторов, вызванных стандартизацией жизни в условиях массового общества. Упадок также может выражать себя или как усталость, реакция расслабления на предыдущий бурный период развития культуры, или как недовольство его результатами. Культурная кризис - Культурная кризис сопровождается резким ослаблением традиционных связей между важнейшими элементами и институтами культуры. Вследствие этого система распадается. Кризис может быть окончательным, но может также дать начало формированию других, более актуальных элементов и их связей, став зародышем новой культуры. Культурный застой - О культурный застой говорят, когда изменения не происходят в течение длительного времени. Общество проявляет приверженность традициям, ориентируется на повторяемость норм, ценностей, смыслов, знаний, распространяет запрет на нововведения. В таких социокультурных средах преобладает циклический тип динамики, выпрямить который в линию поступательного прогрессивного развития не в состоянии даже крупные открытия.
Взаимодействие культур ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР — особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаимодействия культур приобретают изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той или другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне. Выделяют разные уровни взаимодействия культур. - Этнический уровень — взаимодействие между локальными этносами и другими общностями. На национальном уровне взаимодействия регулятивные функции в значительной степени выполняют государственно-политические структуры. - Цивилизационный уровень взаимодействия приобретает спонтанно-исторические формы. - Однако в настоящее время на этом уровне взаимодействия возможны наиболее существенные результаты в обмене духовными, художественными и научными достижениями. - В повседневной практике общения стран и народов мира чаще всего сочетаются процессы и отношения, характерные для всех трёх уровней взаимодействия. Междунар. отношения выступают не только формой В.к., но они содержат в себе и целую цепочку механизмов, посредством к-рых оно осуществляется. Помимо механизмов, действующих в рамках междунар. отношений, в практике взаимодействия широко используется система социальных институтов и механизмов внутри самих культур. Важным механизмом В.к. может выступать политика модернизации, нац. и культурная политика, реализуемая на уровне гос-ва, а также внутри отд. производственно-корпоративных структур, муниципальной власти, обществ, организаций, культурно-нац. объединений.
Культура первобытной эпохи Первобытная культура – первый и самый длительный этап в развитии культуры. Он соотносится с возникновением современного человека и человеческого общества. Временные рамки этого периода в развитии культуры связывают с исторической периодизацией: древнейший период человеческой истории и культуры — это эпохи палеолита (800-13 тыс. лет до н. э.), мезолита (13-6 тыс. лет до н.э.) и неолита (6-2 тыс. лет до н.э.). Культура первобытной эпохи (Палеолит) Первые предметы древнего искусства сотворены около 30 тысяч лет тому назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века. Одними из древнейших скульптурных изображений в наше время являются образы, которые называют «палеолитическими Венерами», они представляют собой примитивные фигуры женского рода. Они не слишком схожи с телом человека. Но у всех них есть похожие черты – это широкие бедра, живот, грудь, отсутствие ступней ног. Культура первобытной эпохи была очень примитивна. Скульпторов того времени не интересовали даже черты лиц своих фигурок. Их цель была не в том, чтобы сформировать четкий образ, а в том, чтобы сотворить своеобразный обобщённый образ женщины-матери, который был символом плодородия и хранительницы домашнего очага. Что касается мужских изображений в культуре первобытной эпохи, то они встречаются очень редко. Отметим такое направление культуры первобытной эпохи, как пещерная живопись. Учёные выделяют несколько периодов. В те далёкие времена первобытные художники красили поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской. Культура первобытной эпохи (Мезолит) В эпоху среднего каменного века (12-8 тысячелетие до нашей эры), изменяется климат на планете. Количество животных изменяется, соответственно распространяется рыболовство. Создаются новые орудия труда, появляется лук и стрелы, приручаются собаки. Все эти изменения, конечно же, повлияли на сознание человека того времени, и отразились в культуре первобытной эпохи Мезолита. Подверглась изменению и живопись. На передний план внимания художников выходили животные, на которых осуществлялась охота, а люди изображались в стремительном движении. В наскальных рисунках мезолита доминируют композиции из большого количества фигур и сцен, которые ярко передают разнообразные моменты из жизни охотников. Начинают кроме красной краски использовать черную и редко белую, а крепким связующим средством был яичный белок или кровь. Самое главное место в пещерной живописи отводилось сценам охоты, в которых взаимодействовали человеческие персонажи и животные. Культура первобытной эпохи (Неолит) Таяние ледников в эпохе нового каменного века (5000-3000 года до нашей эры) спровоцировало движение народов, которые начали заселять новые территории. Борьба между племенами усиливается, люди борются за лучшие охотничьи территории, за владение новых площадей. В эту историческую эпоху главным врагом человека был другой человек. Это всё не могло не отразиться на культуре первобытной эпохи Неолита. Наскальная живопись является всё более схематичной и образной: изображения немного напоминают человека или животное. В музыке и культуре первобытной эпохи часто подражали звукам и образам окружающей жизни. Ритм первым получил развитие в музыкальном искусстве первобытной эпохи. Действующие лица обрядовых игр использовали сложную пантомиму, сопровождали ее песнями, музыкой и танцами. Культура БССР в 1945 – 1991 г. Развитие науки было связано с развертыванием научно-технической революции. Академик М. Мацапура разработал высоко эффективную технологию мелиорации заболоченных земель. В химической науке исследования в области полимеров позволили сделать их основой для получения пластмассы и синтетических волокон. В биологической науке особенное значение имели открытия, связанные с генетикой и генной инженерией, получившие применение в создании новых сортов сельскохозяйственных растений и пород животных. Быстрыми темпами развивались радиоэлектроника и вычислительная техника. Белорусы Петр Климук и Владимир Коваленок стали летчиками-космонавтами СССР, внесли непосредственный вклад в освоение космоса. Каждый совершил по три космических полета. Успешно развивалось образование. Если до Октябрьской революции 1917г. в Беларуси выпускалась в год примерно одна книга на 25 жителей, то в 1958г. в БССР было издано примерно по две книги на одного человека. Это содействовало увеличению численности грамотного населения, которая в 1959г. составила 99%. В 1959г. было введено обязательное 8-летнее, а в 1977г. – всеобщее. 10-летнее среднее образование. Создавались средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением, где ученики вместе с получением образования готовились к участию в труде и различных областях народного хозяйства. Обучение, которое в ряде школ было раньше раздельным для мальчиков и девочек, теперь стало совместным. Все школы перешли на кабинетную систему, расширялось использование технических средств обучения. В начале 1960-х гг. были созданы профессионально-технические училища (ПТУ) – учреждения, которые готовили рабочих. В 1985г. по сравнению с 196 г. более чем в 3 раза увеличилось количество учащихся. ПТУ перешли на подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием. Развивалась система высшего образования. К 1985г. насчитывалось 33 высших учебных заведения. Крупнейшим среди них был Белгосуниверситет. Выпуск специалистов с высшим образованием увеличился в республике с 1960 по 1985 г. более чем в 3 раза. В белорусской литературе и искусстве существовал метод социалистического реализма, который требовал положительного отображения событий, связанных со строительством социализма. Это было характерно, например, для творчества Аркадия Кулешова, который получил в 1946г. Сталинскую премию за поэму «Сцяг бригады». Вместе с тем запрещалось все то, что не вписывалось в этот художественный метод. Партийной критике подверглись пьесы Кондрата Крапивы «Милы чалавек. В литературе одной из главных стала тема Великой Отечественной войны, раскрытия героизма советских людей, преданности их социалистическому строю и его создателю – коммунистической партии. В числе первых крупных произведений о войне – первый белорусский роман о партизанском движении «Глыбокая плынь» Ивана Шемякина, романы «Miнскi напрамак» Ивана Мележа и «Векапомныя днi» Михася Лынькова. Человек в них раскрывался прежде всего через его героические поступки. Широкую известность своими военными произведениями «Жураулiны крык», «Альпiйская балада», «Трэцяя ракета» приобрел Василь Быков. В повести «Кар'ер» писатель рассматривал события войны в контексте прошлого и настоящего времени. В 1960-е гг. ведущим литературным жанром стал роман. Были написаны романы «Людзi на балоце» из трилогии Ивана Мележа «Палеская хронiка», «Птушкi i гнёзды» Янки Брыля. Важным событием в белорусской литературе стал выход в 1965 г. романа Владимира Короткевича «Каласы пад сярпом тваiм». В нем отражались события, связанные с назреванием восстания 1863 – 1864 гг. Революционной тематике посвящены повести И. Шамякина «Браняпоезд «Таварыш Ленiн», «Лёс майго земляка» и др. И. Шамякин стал Героем Социалистического Груда. Широко известны его романы «Сэрца на далонi», «Вазьму твой боль». С литературой было тесно связано развитие театрального и музыкального искусства. Получила известность комедия А. Макаёнка «Лявонiха на арбiце», не сходившая со сцены на протяжении многих лет. Длительное время ставились оперы «Калючая ружа» Юрия Семеняко, посвященная жизни студенчества, «Яснае свiтанне» Алеся Туренкова о воссоединении Западной Беларуси с БССР. Государственной премии БССР имени Я. Kyпaлы был удостоен К. Крапива за фантастическую комедию «Брама неумiручасцi», поставленную купаловским театром. В музыке популярными стали оперы «Зорка Венера» Ю. Семеняко, посвященная М. Богдановичу, и «Францыск Скарына» Д. Смольского, балеты Е. Глебова «Альпiйская балада» по повести В. Быкова и «Курган» по поеме Я. Купалы. Широкой популярностью пользовались фильмы киностудии «Беларусьфильм» и советские мультфильмы. На экранах появились известные не только в республике, но и за ее пределами художественные киноленты «Нестерка», «Зеленые огни», «Девочка ищет отца», «Часы остановились в полночь». Большинство кинофильмов ставилось по произведениям белорусских авторов. В 1970-е гг. XX в. была создана многосерийная телевизионная лента «Руины стреляют...». Широко известной стала деятельность кинорежиссера Виктора Турова, который экранизировал романы И. Мележа «Людзi на балоце» и «Подых навальнiцы». В изобразительном искусстве преобладала героико-патриотическая тематика. Е. Зайцев написал картины «Оборона Брестской крепости в 1941г.», «Парад белорусских партизан в 1944г. в Минске», «К. Заслонов». Кисти В. Волкова принадлежит полоню «Минск. 3 июля 1944г.», И. Ахремчика – «Защитники Брестской крепости». Художником Михаилом Савицким создан ряд картин на тему войны: «Витебские ворота», «Партизанская мадонна», серия картин «Цифры на сердце», посвященная узникам концлагерей. Среди произведений монументального искусства особенно выделяются мемориальные комплексы «Хатынь» и «Курган Славы», «Брестская крепость-герой», памятник в честь матери патриотки Н. Куприяновой в г. Жодино.
Проблемы теории и истории культуры в исторической мысли конца XYIII – начала XXI вв. Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений. Культурология - наука о множестве культур. В отечественной культурологии дается следующее ее определение: мировая культура как целое есть способ деятельности, технология ролевого субъекта (человечества), порожденная небиологической (социально-экономической) субстанцией и характеризуемая в своем бытии единством приспособительного, преобразовательного и стереотипно-продуктивного моментов. Особенности культурологии как науки более понятны при рассмотрении ее взаимоотношений со смежными науками историей культуры, философий культуры, социологией культуры культурной и социальной антропологией. Культурология в той форме, в которой она возникла и развивается в обществознании, сформировалась на стыке ряда гуманитарных наук - археологии, этнографии, этнопсихологии, философии, социологии, искусствознания, политологии, права и иных. Каждая из этих наук не ставила перед собой задачу исследования культуры в целом, а изучение некоторых отдельных ее аспектов. Тесная связь существует у культурологии и с социологией культуры. Социология культуры изучает социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей культурных норм, ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, между обществом и природой. Культурология же изучает взаимодействие не человеческих индивидов, а элементов культуры (обычаев, институтов кодов технологий, идеологий и др.). В культурологии социальная система рассматривается лишь как часть более широкой целостности – культуры. Британский социолог Герберт Спенсер. Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры. Теория цивилизаций А. Тойнби (1889—1975) продолжает линию О. Шпенглера и является, можно сказать, классическим вариантом теории локальных цивилизаций. История, по Тойнби, – дело рук бога, реализующего ее через существование человека и человечества. В основе истории лежит взаимодействие мирового закона – божественного логоса и человечества. Центральным в концепции Тойнби является понятие цивилизации, замкнутого общества, характеризующееся набором определяющих признаков. В соответствии с этими критериями Тойнби выделяет 21 цивилизацию. В их числе: египетская, андская, китайская, минойская, шумерская, майянская, индская, эллинская, западная, православная христианская (в России), дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская и вавилонская. Из выделенных цивилизаций семь – живые общества, а остальные четырнадцать – мертвые, при этом большинство из живых цивилизаций клонится теперь к упадку и разложению. Помимо цивилизаций, в какой-то степени продвинувшихся по дороге развития, Тойнби выделяет четыре неродившиеся цивилизации (в их числе – скандинавская), а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своем развитии после рождения (в их числе – полинезийцы, эскимосы, кочевники, спартанцы и др.). 16 - 18 век ознаменовался борьбой философии 2-х тенденций: Славянофилы - они утверждали самобытность и неповторимость русской духовной жизни (Хомяков, Киреевский, Аксаков). В основе славяно-философской идеи лежала концепция о мессианской роли русского народа, и, во-вторых, его религиозной, культурной самобытности, в третьих, о решающей роли православия для развития мировой цивилизации. Западников отличало стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Россия должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Идеологию западников поддерживали: Белинский, Чернышевский, Герцен. Т.к. опора была на Запад, то каждый из них активно пропагандировал того или иного западного ученого. Белинский опирался на труды Гегеля. Чернышевский - на Фейербаха, Герцен - французских материалистов.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы