Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура Беларуси в 1918 – 1945 г.



В начале XX столетия Беларусь вступила в новый этап своего развития, что было связано со становлением белорусской нации. Этот процесс отразился на всех сферах жизни белорусского народа, в том числе и на искусстве.

После окончательного установления советской власти в 1920 году в Минске стал работать Белорусский государственный театр (с 1926 года Белорусский Первый государственный театр). В следующем, 1921 г., В. Голубок организовал передвижной театр, ставший Белорусским Третьим государственным театром, Вторым считался созданный в 1926 году театр в Витебске. Белорусский профессиональный театр оказал значительное влияние на формирование национального самосознания народа, способствовал развитию белорусского языка и культуры в целом. Накануне Великой Отечественной войны в Беларуси насчитывалось порядка двадцати театров, в которых работали замечательные белорусские актеры: Б. Платонов, В. Владомирский, Л. Ржевская, Г. Глебов, П. Молчанов и многие другие. Для подготовки актерских кадров в 1938 году в Минске было открыто Республиканское театральное училище под руководством Е. Мировича.

Музыкальное искусство Беларуси советского периода прошло в своем развитии три больших этапа. Первый из них охватывает довоенные и военные годы, а также первое послевоенное десятилетие. Это было время становления советского профессионального музыкального искусства, а также белорусского народного песенного и хореографического творчества. В 1925 году появляется первая симфоньетта композитора Н. Чуркина, которая и до наших дней является образцом национального жанрового симфонизма. Чуркину принадлежит и первенство в написании первой белорусской советской оперы «Освобождение труда». В эти же 20-е годы увидели свет опера «Тарас на Парнасе» Н. Аладова, 1-я симфония Е. Тикоцкого, белорусские кантаты Т.Шнитмана. Интересным событием в 30-е годы стало появление опер «Цветок счастья» А. Туренкова, «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, «В пущах Полесья» А. Богатырева., а также балета «Соловей» М. Крошнера.

Важной вехой в области музыкального искусства стало открытие в 1932 году Белорусской государственной консерватории. Через год начал действовать Белорусский театр оперы и балета. В 1937—38 годах была основана Белорусская государственная консерватория.

В XX веке стал развиваться белорусский кинематограф. Вначале его продукцию составляли документальные картины. В 1926 году увидел свет первый белорусский художественный фильм «Лесная быль» (режиссер Ю.Тарич). Спустя два года киноорганизацией «Белгоскино» была создана киностудия «Советская Беларусь», переименованная в 1946 году в «Беларусьфильм».

Развитие белорусской живописи в XX веке происходило в острой борьбе различных направлений и школ, что было особенно характерно для начала столетия. В это время мастера старшего поколения продолжали творить в манере поздних передвижников, молодые художники, в свою очередь, негативно относились к реалистическим традициям прошлого, пытаясь найти свои стили и направления в искусстве. Своеобразной лабораторией нового изобразительного искусства Беларуси в послереволюционные годы стал Витебск. Здесь в 1918 году открылась народная художественная школа, одним из организаторов которой, а позже руководителем являлся Марк Шагал (1887—1985). Через школу прошла целая плеяда известнейших художников — Л. Лисицкий, В. Ермалаева, К. Малевич и другие. Последний приехал в Витебск в 1919 году и стал родоначальником нового направления живописи — супрематизма. В его основу был положен принцип нового представления об объеме и плоскости, покое и движении, что отчетливо проявилось в картине К. Малевича «Черный квадрат». В 1922 году художественная школа была реорганизована в художественно-практический институт. М. Шагал и многие другие художники покинули Витебск и уехали за границу.

В архитектуре Беларуси начала XX века появился ряд зданий, олицетворявших направление конструктивизма. В этом стиле были построены: государственная библиотека в Минске (архитектор Г. Лавров, 1929—1934 гг.), Дом печати в Минске (1931 г.) и др. В стиле классицизма творил один из самых известных белорусских архитекторов И. Лангбард. По его проектам и с его участием в 30-е годы в Минске были возведены Дом правительства, Дом Красной Армии (Дом офицеров), Оперный театр, здание Президиума Академии наук. В таком же стиле построено здание ЦК КП Белоруссии (теперь Резиденция Президента РБ) (архитекторы А. Воинов, В. Вараксин).

В 20-е гг. широкое развитие получила литература. В 1927 г. сформировалось литературное объединение «Полымя». В него вошли преимущественно писатели старшего и среднего поколения. Среди них были Я. Колас, Я. Купала, А. Александрович, Т. Гартный, А. Дудар, М. Чарот и другие. Это объединение стало сдерживающим центром, уравновешивающим крайние позиции. В 1928 г. была создана Белорусская ассоциация пролетарских писателей (БелАПП). Своей задачей она считала активную поддержку социалистического строительства.

 

Культура БССР в 1945 – 1991 г.

Развитие науки было связано с развертыванием научно-технической революции. Академик М. Мацапура разработал высоко эффективную технологию мелиорации заболоченных земель. В химической науке исследования в области полимеров позволили сделать их основой для получения пластмассы и синтетических волокон. В биологической науке особенное значение имели открытия, связанные с генетикой и генной инженерией, получившие применение в создании новых сортов сельскохозяйственных растений и пород животных. Быстрыми темпами развивались радиоэлектроника и вычислительная техника.

Белорусы Петр Климук и Владимир Коваленок стали летчиками-космонавтами СССР, внесли непосредственный вклад в освоение космоса. Каждый совершил по три космических полета.

Успешно развивалось образование. Если до Октябрьской революции 1917г. в Беларуси выпускалась в год примерно одна книга на 25 жителей, то в 1958г. в БССР было издано примерно по две книги на одного человека. Это содействовало увеличению численности грамотного населения, которая в 1959г. составила 99%. В 1959г. было введено обязательное 8-летнее, а в 1977г. – всеобщее. 10-летнее среднее образование. Создавались средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением, где ученики вместе с получением образования готовились к участию в труде и различных областях народного хозяйства. Обучение, которое в ряде школ было раньше раздельным для мальчиков и девочек, теперь стало совместным. Все школы перешли на кабинетную систему, расширялось использование технических средств обучения.

В начале 1960-х гг. были созданы профессионально-технические училища (ПТУ) – учреждения, которые готовили рабочих. В 1985г. по сравнению с 196 г. более чем в 3 раза увеличилось количество учащихся. ПТУ перешли на подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием.

Развивалась система высшего образования. К 1985г. насчитывалось 33 высших учебных заведения. Крупнейшим среди них был Белгосуниверситет. Выпуск специалистов с высшим образованием увеличился в республике с 1960 по 1985 г. более чем в 3 раза.

В белорусской литературе и искусстве существовал метод социалистического реализма, который требовал положительного отображения событий, связанных со строительством социализма. Это было характерно, например, для творчества Аркадия Кулешова, который получил в 1946г. Сталинскую премию за поэму «Сцяг бригады». Вместе с тем запрещалось все то, что не вписывалось в этот художественный метод. Партийной критике подверглись пьесы Кондрата Крапивы «Милы чалавек.

В литературе одной из главных стала тема Великой Отечественной войны, раскрытия героизма советских людей, преданности их социалистическому строю и его создателю – коммунистической партии. В числе первых крупных произведений о войне – первый белорусский роман о партизанском движении «Глыбокая плынь» Ивана Шемякина, романы «Miнскi напрамак» Ивана Мележа и «Векапомныя днi» Михася Лынькова. Человек в них раскрывался прежде всего через его героические поступки.

Широкую известность своими военными произведениями «Жураулiны крык», «Альпiйская балада», «Трэцяя ракета» приобрел Василь Быков. В повести «Кар'ер» писатель рассматривал события войны в контексте прошлого и настоящего времени.

В 1960-е гг. ведущим литературным жанром стал роман. Были написаны романы «Людзi на балоце» из трилогии Ивана Мележа «Палеская хронiка», «Птушкi i гнёзды» Янки Брыля. Важным событием в белорусской литературе стал выход в 1965 г. романа Владимира Короткевича «Каласы пад сярпом тваiм». В нем отражались события, связанные с назреванием восстания 1863 – 1864 гг.

Революционной тематике посвящены повести И. Шамякина «Браняпоезд «Таварыш Ленiн», «Лёс майго земляка» и др. И. Шамякин стал Героем Социалистического Груда. Широко известны его романы «Сэрца на далонi», «Вазьму твой боль».

С литературой было тесно связано развитие театрального и музыкального искусства. Получила известность комедия А. Макаёнка «Лявонiха на арбiце», не сходившая со сцены на протяжении многих лет. Длительное время ставились оперы «Калючая ружа» Юрия Семеняко, посвященная жизни студенчества, «Яснае свiтанне» Алеся Туренкова о воссоединении Западной Беларуси с БССР.

Государственной премии БССР имени Я. Kyпaлы был удостоен К. Крапива за фантастическую комедию «Брама неумiручасцi», поставленную купаловским театром. В музыке популярными стали оперы «Зорка Венера» Ю. Семеняко, посвященная М. Богдановичу, и «Францыск Скарына» Д. Смольского, балеты Е. Глебова «Альпiйская балада» по повести В. Быкова и «Курган» по поеме Я. Купалы.

Широкой популярностью пользовались фильмы киностудии «Беларусьфильм» и советские мультфильмы. На экранах появились известные не только в республике, но и за ее пределами художественные киноленты «Нестерка», «Зеленые огни», «Девочка ищет отца», «Часы остановились в полночь». Большинство кинофильмов ставилось по произведениям белорусских авторов. В 1970-е гг. XX в. была создана многосерийная телевизионная лента «Руины стреляют...». Широко известной стала деятельность кинорежиссера Виктора Турова, который экранизировал романы И. Мележа «Людзi на балоце» и «Подых навальнiцы».

В изобразительном искусстве преобладала героико-патриотическая тематика. Е. Зайцев написал картины «Оборона Брестской крепости в 1941г.», «Парад белорусских партизан в 1944г. в Минске», «К. Заслонов». Кисти В. Волкова принадлежит полоню «Минск. 3 июля 1944г.», И. Ахремчика – «Защитники Брестской крепости». Художником Михаилом Савицким создан ряд картин на тему войны: «Витебские ворота», «Партизанская мадонна», серия картин «Цифры на сердце», посвященная узникам концлагерей. Среди произведений монументального искусства особенно выделяются мемориальные комплексы «Хатынь» и «Курган Славы», «Брестская крепость-герой», памятник в честь матери патриотки Н. Куприяновой в г. Жодино.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь