Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава двадцать девятая О ТОМ, ЧТО ПАВЕЛ И ВСЕ ХРИСТИАНЕ НЕ ВЗИРАЮТ НИ НА КАКОГО ВНЕШНЕГО УПРАВИТЕЛЯ ИЛИ УЧИТЕЛЯ, НО ГЛАВОЮ СВОЕЮ ИМЕЮТ ТОЛЬКО ХРИСТА, И НЕ ВЛАСТВУЮТ ДРУГ НАД ДРУГОМ
Есть две церкви на земле: человеческая церковь, которая собирается и защищается учениями и силами человеческими, и Божия Церковь, собираемая и управляемая Духом Святым. Сущие в человеческой церкви имеют множество учителей и глав и разделены на множество частей. Для одних глава, учитель и управитель - Кальвин, для других - Папа, для тех - Филипп[135], для этих - Лютер. Каждая партия располагается в своей стране и имеетсвои храмы и особые обряды[136]. Те, кто под Кальвином, заявляют: мы - подлинная Церковь, у нас - истина. Приверженцы Папы говорят: мы - истинная католическая Церковь, все остальные - еретики. Лютеране провозглашают: здесь Христос, мы - настоящая Церковь, кальвинисты вне Церкви, etc. И каждое сообщество претендует на то, чтобы быть Церковью, утверждая, что только в их руках ключи от Царства Небесного. Но верующие в Церкви Божией не имеют своим главою и учителем ни Кальвина, ни Папу, ни Лютера, ни Филиппа. И объединены верующие не в какой-то определённой стране, но собраны они в Духе, по телу же они рассеяны во всём мире, как пшеница среди плевелов. Таким образом, много благочестивыхсердецсреди кальвинистов, многохристиан среди папистов, также много верующих у лютеран, то же - и у турок[137]. Ибо христианин определяется не по плоти или по месту или по обряду, но по духу в вере. К таковому собранию в Духе я причисляю себя, и радуюсь, что я - в сей Святой Кафолической Церкви, и пребуду в ней независимо от того, под Папой ли я, под Лютером или под турками. Это мне совершенно безразлично, ибо учителя и главы мои - не люди. Мой Глава и Учитель - Иисус Христос, Который всегда и везде со мною и во мне, и я в Нём. Члены человеческой церкви отлучают друг друга, одни гонят других, ибо каждая часть думает, что она-то и есть Церковь. Но из сей Церкви Божией, в которой я пребываю благодатию Божией, никто из людей не может изгнать меня. Если бы лютеране выслали меня к папистам, то под Папой я точно также был бы в Святой Церкви, обладая полнотою небесных благ купно со всеми верующими. И если бы паписты погнали меня в Турцию, то и среди турок я пребывал бы в Святой Церкви так же, как при Лютере или Папе. Ибо от внешнего не зависит ничего, всё дело заключается во внутреннем основании, внутреннем слове, что совсем отвергается в человеческой церкви. Горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его (Еккл. 4,10) - горе тем, кто принадлежит человеческой церкви, в которой отвергается внутреннее слово! Если изгонят вас, отнимут все ваши книги и внешнее слово, то останетесь вы одни, никто не поднимет вас, и падёте вы в бездну. Если же вы были бы членами Святой Кафолической Церкви, то слово Божие, свет и жизнь всем человекам, пребывало бы в вас, и вы никогда не оставались бы одни, даже если и изгнали б вас из ваших мест. Человеческую церковь можно назвать «многоголовой церковью»[138], ибо у неё много предстоятелей и глав; каждая часть имеет свою главу, свой образ мыслей и действий. Но Божия Церковь имеет только одного Главу - Иисуса Христа, она собрана в едином духе, стремясь к союзу любви в единстве духа (Еф. 3, 4) и храня его. Если пойду я к туркам и обрету там христианина -он будет един со мною, в единстве воли и веры. Приду ли я к папистам и встречу христианина - мы едины, и пребываем в одних мыслях и одном духе (1 Кор. 1, 10). Найду ли я христианина среди лютеран - мы едины друг с другом, и не разорвём союза любви ради каких-то жалких установлений, придуманных служителями человеческой церкви. Человеческая церковь нуждается в мирской защите и управляется по преданию человеческому (Кол. 2, 8), когда одни распоряжаются другими. Но в Церкви Божией нет необходимости устанавливать власть - она управляется Духом Святым. Христос пребывает её Господом; Он не поставил над Церковью ни Папу, ни Лютера, Ему не нужен никакой наместник, и никакого мирского меча не учредил Он над Своим Царством. Ничто не может и не должно овладевать Церковью Божией, стоящей в духе и вере. В этой Церкви никто не может быть господином, владыкой и повелителем других людей. Христос поставил Своих Апостолов над Церковью не для того, чтобы они властвовали над верующими, тем менее предназначено для этого мирское начальство. Князья народов господствуют, и власть имущие именуются «всемилостивейшими» и «владыками», а между вами да не будет тан (Мф. 20, 25-26), но каждый служите друг другу (1 Петр. 4, 10); Учитель же ваш-только Я(Мф. 23, 10), говорит Христос. Если же кто связывается с мирской властью, желая, чтобы осуществилось слово Пророка: да будут цари питателями твоими (Ис. 49, 23) и считая, что власть должна, как в Ветхом Завете, управлять Церковью, заботиться о ней и следить за порядком в ней, - то отсюда становится очевидным, что таковой не в Церкви Божией, но принадлежит человеческой церкви. Ибо в ней - плотское господство, принуждение и наказание плоти, так как тут один для другого господин и учитель. Но в Церкви Божией нет ника кого владычества и принуждения, здесь никто не может повелевать в делах веры, здесь господин как раб, князь как крестьянин, все едины во Христе Иисусе[139]. (обратно) |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы