Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 9. Роль выражения лица в человеческом общении 351
Итак, если мы хотим проверить соответствие выражения лица внутренним ощущениям, нам придется сравнить экспрес сии в различных социальных условиях. Другим способом по становки этого вопроса является сравнение экспрессии с опре деленным индикатором эмоций как таковых. Когда этот способ применили в эксперименте, в ходе которого испытуемых попро сили описать свои эмоции во время просмотра нейтральных и страшных фрагментов фильма, соответствия не было почти никакого (Fernandez-Dols, Sanchez, Саггега& Ruiz-Belda, 1997); выражения только двоих из тридцати пяти испытуемых теоре тически соответствовали переживаемым эмоциям, а у трех человек выражения лиц абсолютно не соответствовали тем эмо циям, о которых они сообщали. При исследовании актерских экспрессии в голливудском кино сначала были получены совпадающие мнения зрителей относительно того, какие эмоции выражались в более чем ста сценах, а затем был проведен детальный анализ лиц актеров (Carroll & Russell, 1997). Совпадение эмоций и движений лицевых мускулов наблюдалось лишь в радостных эпизодах. Что касается других эмоций, то ожидаемых выражений в чистом виде практически не наблюдалось, хотя некоторые ожидания подтвердились (например, имело место поднятие бровей в эпизодах гнева). Учитывая то, что выражение лица актера более соответствует стереотипу чем естественное, эти результаты ука зывают на то, что эмоции передаются множеством способов, отличных от устойчивого набора выражений лица. Измерение лица Многие годы описания движений лицевых мускулов были импрессионистскими или идиосинкразическими (Ekman, 1982; Rinn, 1984). Ситуация резко изменилась с выходом работы Пола Экмана и Уоллеса Фризена (Paul Ekman & Wallace Friesen, 1978) и Кэрролла Изарда (Carroll Izard, 1979), которые независимо друг от друга разработали точные системы описания лицевых действий, основанных на движениях мускулатуры. Изард сосредоточился на экспрессиях младенцев; система Экмана—Фризена могла применяться более широко и была лучше адаптирована. В этом контексте, однако, понятия широко и лучше весьма относительны, так как эффективное усвоение системы для описания практически любой комбинации мускульных движений требует многих часов обуче- 352 Часть IV. Коммуникационное поведение Ния и практики, а также очень большое количество времени на применение. Экман и Фризен разработали свою Систему кодировки ли цевых движений, или СКЛД (Facial Action Coding System, FACS), старательно (доходя иногда до изнурения) изучая, как управлять лицевыми мускулами, а также штудируя работы по анатомии. Они изучили лица других людей, которые научились контролировать специфические мускулы, и определили, какие движения наблюдатель может выделить с достаточной степенью надежно сти: это очень важно, так как именно наблюдатели были собира телями данных. В результате обученный наблюдатель мог опре делить, какие именно мышцы двигались в данный момент (назо вем это «единицами движения»). Иногда единица движения включала более одной мышцы, если эти мышцы работали согла сованно или если наблюдатель не мог определить разницу. С по мощью СКЛД на лице можно определить 46 различные едини цы движения. На рис. 9.3 изображены единицы движения, иден тифицированные Экманом (Ekman, 1979) для области брови-лоб. Всего на эту область лица могут оказывать влияние 7 мышц. Лицо без эмоций 124 |
Рис . 93 Единицы движения для области брови - лоб |
СКЛД позволяет исследователям эмоций объективно опи сывать, какие именно движения происходят на лице в данный момент, а также категоризировать лицо как выражающее определенную эмоцию, основываясь на большом объеме данных относительно этих движений по другому критерию, — как прави-
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы