Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 8. Приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности



 Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными

возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

  Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

 Синтетический характер театрального искусства выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сценическое искусство и осуществлять разные по характеру творческие действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реальной жизни он, как правило, нарушается (Е.А.Дубровская). Это проявляется в следующем:

• у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);

 • наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;

  • театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности и др.;

 • отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

 Возникает противоречие: между признанием искусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческой развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей. К тому же интеллектуализация обучения и воспитания детей дошкольного возраста оказала отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка: снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества. Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с театром как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

 Ряд условий должны обеспечить полноценное художественно-

  творческое развитие дошкольников (Е.А.Дубровская):

  овладение ребенком системой соответствующих эталонов и степень сформированности операций по соотнесению этих эталонов с воспринимаемыми качествами объектов (Л.А. Венгер, А. В. Запорожец); опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литература и др.);

 обеспечение возможности детям дошкольного возраста проявлять способность и потребность к импровизации — в изобразительном

 (Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина и др.) и музыкальном (Н.С.Карпинская, В.И.Глоцер, Л.С.Фурмина и др.) искусстве; полноценность и глубина восприятия ребенком литературного произведения, предназначенного для драматизации;

 способность ребенка управлять своими чувствами, подчинять им игровые действия.

Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):

 - с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;

  - воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

  - заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;

   - уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

    

  Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности: знание театра как вида искусства; эмоциональноположительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности.

      На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решаются задачи:

  • формирование представлений о театре, эмоционально-

положительного отношения к нему с помощью наблюдений, экскурсий;

необходимо выделить особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;

   • подведение к пониманию специфики актерского искусства. На основе просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств образной выразительности, с помощью которых артисты передают образ;

  • формирование представлений о театральных профессиях (основных и вспомогательных) по наблюдениям за работой гримера, декоратора, костюмера и др., что активизирует интерес к театральному расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.).

Дети узнают чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер), кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер), кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик). Свои впечатления отражаются в

рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить увиденное;

    

• ознакомление с правилами поведения в учреждении культуры.

Система бесед, игровых диалогов, формирующих нравственную стороны взаимодействия с учреждением искусства. Зрительский опыт посещения театров, музеев способствует расширению и систематизации знаний, укрепляет культуру поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»;

«Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетным обертками?»; «Для чего нужен антракт?».

  После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».

    

  При знакомстве с разными видами театрального искусства, можно попробовать поставить хорошо знакомую сказку («Репка», «Теремок») жанре кукольного, драматического, музыкального (опера, балет, оперетта) спектаклей. Знакомиться с устройством театра также лучше, совершив экскурсию в «закулисный» театр, где можно походить по настоящей сцене, посидеть в гримерной, померить костюмы, сфотографироваться в них, послушать рассказы работников театра.

С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции (Приложение 4).

    

      Вопросы:

Перечислите условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое

развитие дошкольников.

      Задание для самостоятельной работы:

Составьте кроссворды, чайнворды, головоломки для дошкольников на театральную тему.

    

    

    Литература

1. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы// Воспитание

детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, Л.И.Матусик.-М., 1983.

2. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей

детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.

3. Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа, Учебно-методическое пособие.-СПб: Детство-пресс, 1998.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре -М., 1982.

6. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/

Под ред. С.Л.Новоселовой.-М., 1989.

7. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. – М., 1994.

8. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок–М., 1972

9. Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке.-М., 1995.

10.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.

11.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под

ред. Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002.

 

         

 Тема 9. Характеристика театрализованных игр

      Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,

А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

 В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Л.С.Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е.Л.Трусова применяет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация», В.Н.Всеволдовский-Генгросс - драматические игры, которые характеризуются «наличием художественного образа и драматического действия». Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин и др.).

Игры-драматизации «представляют собой намеренное произвольное

воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом — сценарием игры» (О.А.Карабанова). В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствии зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно

внешнего подражания.

 И.Г.Вечканова понимает театрализованную игру как деятельности  по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.).

Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами (Л.С.Выготский, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин). Исследователи (П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров и др.) выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную. Театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной.

     Театрализованная игра — это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества (И.Г.Вечканова).

В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии) в отличие от игры с правилами.

  Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.

  В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Игровое действие может носить разный характер. В режиссерской игре ребенок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий поворотами сюжета «сверху».   «Роль» обозначает человека или животного, для которого характерны типичные проявления; игровой образ, скорее, сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время.

  Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.). Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н.Леонтьев), в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина).

 В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

  В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, индивидуальность, творчество.

   Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становлении  самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов (Д.В. Менджерицкая).

Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле слова, но они приближаются к нему. Б.М.Теплов видел в них переход от игры к драматическому искусству, но в зачаточной форме.

При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили). В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

    

  Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями.

Целесообразно посоветовать родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребенка, он чувствует свою значимость в семье, эрудицию (Козлова С.А., Куликова Т.А.).

    

      Вопросы:

1. Дайте понятие «театрализованная игра дошкольников».

2. Что включает в себя понятие «подготовленность к театрализованной игре».

      Задание для самостоятельной работы:

      Составьте план беседы с родителями на тему «Роль родителей в подготов-

ке ребенка к театральной деятельности в детском саду и дома».

    

Литература

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

2. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.

3. Всеволдовский-Генгросс В.Н. Игры народов СССР. – М.; Л., 1933.

4. Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре.-

М., 1994.

5. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка.-М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

7. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - №1.

8. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/

9. Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. – №7.

    

            

 Тема 10. Классификация театрализованных игр.

Существует множественность точек зрения на классификацию игр,

составляющих театрально-игровую деятельность.

      Предметные и непредметные игры в классификации Л.С.Фурминой.

      Дифференциация театрализованных игр по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам

(Е.Л.Трусова).

  В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета (Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова).

  Театрализованную игру Л.В.Артемова делит на две группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

      Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который

 может использовать куклы.

  Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

  Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на

  пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

 Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

  Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной под- готовки.

 В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

 В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е.Е.Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

 Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

  Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования займы слов и сюжетных действий.

 Л.В.Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).

 Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, ко-торые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении. Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки.

Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

 Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран.

Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С.А.Козлова, Е.Е.Кравцова).

   Вопросы:

1. Назовите основные признаки, по которым классифицируются театрализован-

   ные игры.

Задание для самостоятельной работы:

Провести наблюдение за театрализованными играми в детском саду. Разделить

игры на изученные в данной теме группы.

                              

 

Литература

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.-М., 1991.

2. Генов Г.В. Теневой театр для самых маленьких.-М.: Учпедгиз, 1961.

3. Игры-драматизации в детском саду: Мет. рек./ Сост. Е.Л.Трусова.-Киев, 1991.

4. Менджерицкая Д.В. Творческие игры в детском саду.- Минск, 1953.

5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте.-

Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание.- 1997.-

№ 6, 10, 12; 1998-№2.

7. Эйнон Д. Творческая игра: От рождения до десяти лет.-М., 1995.

    

    

         

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь