Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А.
Антипиной. Цель программы – развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Задачи и методы: последовательное знакомство с видами театра; поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков детей; раскрепощение ребенка; работа над речью, интонациями; коллективные действия, взаимодействия; пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать. Принципы: импровизационность, гуманность, систематизация знаний, учет индивидуальных способностей. Из многообразия средств выразительности рекомендуется: - во второй младшей группе формировать простейшие образно- выразительные умения (например, имитирование характерных движений сказочных животных); - в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме); - в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения; - в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку. Содержание занятий по театрализованной деятельности включает: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; упражнения для социально-эмоционального развития детей; коррекционно развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности); игры-превращения, образные упражнения; упражнения на развитие пластики; ритмические минутки (логоритмика); пальчиковый игротренинг для развития моторики рук; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимики; театральные этюды; отдельные упражнения по этике вовремя драматизаций; подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; знакомство с текстом сказки, средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой. Программа развивает артистические способности детей (Схема1). Схема 1
1. Последовательное знакомство детей с различными видами театра 2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества 3. Совершенствование артистических навыков детей посредством переживания и воплощения образа в сказках
1. Инсценировка песен 2. Театральные этюды 3. Развлечения 4. Фольклорные праздники 5. Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления
1. Создание театрального коллектива 2. Изготовление декораций, ширмы 3. Приобретение кукол для театра 4. Организация оркестра.
1. Индивидуальные беседы с родителями 2. Консультации для воспитателей 3. Сотрудничество с городским театром кукол, с ТЮЗом, со школой
1. Работа с программой Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович «Театр – творчество – дети» 2. Поиск высокохудожественных музыкальных произведений для аранжировки театральных представлений 3. Изучение русских народных игр
Диагностика развития артистических способностей детей
«Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет. Занятия модуля «Театр и театрализованная деятельность» ставят задачи, конкретизирующиеся с учетом возраста и вида игр: - создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности; - приобщать детей к театральной культуре; - обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе; - создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими и др.). Театрализованная деятельность включает работу по двум основным блокам: театральная азбука и театрально-игровая деятельность (игры в кукольный театр, игры-драматизации, игры-спектакли, мастерим для театра). Театрально-игровая деятельность связана с другими видами художественной деятельности (Схемы 2, 3).
Схема 2 Взаимосвязь театрализованной деятельности с художественным конструированием Изготовление эле- ментов декораций Изготовление элементов костюмов Театрализованная Изготовление мяг- деятельность Изготовление элемен- ких кукол теневого тар-ных декоративных театра, театра из ко- укра-шений (бусы, ку- робок лоны, жабо и пр.)
Схема 3
Взаимосвязь театрализованной деятельности с художественно-речевой Работа над звуковой культурой речи Знакомство с литературными произведениями (дикция, артикуляция) Театрализованная деятельность
Взаимосвязь изобразительного и театрального искусства в педагогическом процессе, по мнению С. И. Мерзляковой (Схема 4), проявляется, во-первых, в усвоении дошкольниками литературного текста как первоосновы игры-драматизации и сюжетного изображения, накоплении и углублении знаний об окружающей действительности, применении умений, навыков создания образов в процессе художественной деятельности, появления новой продукции -сюжетного рисунка, персонажа. Во-вторых, формируются чувства формы, ритма, цвета, композиции, выразительной речи. В- третьих, четко проявляются три этапа развития художественно- творческого образа: первичное формирование образа на основе литературного произведения; обогащение, конкретизация образа в продуктивной форме; взаимообогащение его переносом выразительных средств из одного вида эстетической деятельности в другой. Схема 4 Взаимосвязь театрализованной деятельности с изобразительной
Изготовление афиш Изготовление элементов костюмов, декораций
Театрализованная Изготовление театра деятельность игрушек (театр картин- Использование в теат- ки на руке; для флане- рализованной деятель- леграфа) ности игрушек народ- ных промыслов Рисование персонажей,сюжетов по просмотрен- Рисование пригласиным спектаклям тельных билетов
В основе занятий любого типа лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его возможности. Успешность и результативность театральных занятий зависит от сотрудничества театрального педагога с музыкальным руководителем, поскольку без развития музыкальных способностей, умения ритмично и выразительно двигаться, определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно; с педагогом по изобразительной деятельности, который помогает детям создавать эскизы декораций и костюмов к спектаклям; с другими специалистами (Схема 5). Театральные игры с успехом могут быть использованы на занятиях по художественной литературе, познавательного цикла и др.
Схема 5 Творческое взаимодействие взрослых и детей Родители Воспитатели Музыкальный Режиссер руководитель
Детские театры Комплексные занятия Дети
Музеи кукол Совместные спектакли
Преподаватель Воспитатель по физи- изобразительной ческой культуре Психолог деятельности
Программа «Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» И.Г.Вечкановой. Автором выделены возможности театрализованной деятельности с детьми с недостатками интеллектуального развития: - формирование представлений детей об окружающем мире, отношение к нему и умение взаимодействовать с ним, необходимые для последующего воплощения их в театрализованной игре и рисунках; - влияние на ход формирования представлений, мотивов, средств, используемых детьми в процессе общения со сверстниками и взрослыми, своевременное включение театрализованной игры в коррекционно-развивающий процесс; - актуальность уровня развития элементов театрализованной игры и трудности, возникающие у детей при овладении ею; - наиболее существенные факторы, оказывающие последовательное формирование способности к символико-моделирующим видам деятельности, в развитии воображения, роль изобразительного и предметно- практического видов деятельности, театрализованной игры в общем ходе психического развития детей этой категории.
Программа «Детство». Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с дру- гом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигатель- ной, музыкальной и др.) и творчестве в трех аспектах (О.Акулова):
- создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета или сочинение вариативного либо собственного сюжета); - исполнение собственного замысла (умение воплощать художественный образ с помощью средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева); - оформление спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. Театрально-игровая деятельность дошкольника должна стать само ценной, свободной, творческой, чтобы разрешить противоречия: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации; акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации- на ее результат. Театрализовано-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как разновидность художественной деятельности, интегрирующая с литературной, музыкальной и изобразительной; как творческая сюжетная игра, опирающаяся на самостоятельный игровой опыт ребенка. Принципы организации театрализованной деятельности (О.Акулова): - специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты; - комплексности, предполагающий взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка; - импровизационности, согласно которому, театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности; - интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс, что предполагает организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности. Первый этап. Углубление художественного восприятия литературно- го текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст, образность) с целью обогащения познавательного, эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации на занятиях по познавательному, речевому, изобразительному, музыкальному развитию детей в соответствии с содержанием литературного произведения. В совместной деятельност воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Предметно-развивающая среда стимулирует интерес к общению с книгой. Второй этап. Развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом выступают образно-игровые этюды. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия всех типов, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д. Предметно-развивающая среда обеспечивает самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста. Третий этап. Творчество ребенка в речевой, игровой и др. видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций «зритель», артист», «сценарист-режиссер», оформитель-костюмер» на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиш, изготовление приглашений), в совместной деятельности воспитателей и детей. В старшей группе целесообразна углубленная работа по развитию речевого творчества. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой. Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, обогащения своего жизненного опыта.
Таким образом, все рассмотренные нами программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.
Вопросы: 1.Раскройте особенности каждой из рассмотренных в теме программ по разви- тию театрально-игрового творчества дошкольников. 2. На каких принципах строятся предложенные в теме программы? Задание для самостоятельной работы: Посетите театральное занятие в детском саду, работающем по одной их про- грамм, проанализируйте его с точки зрения выделенных в теме подходов.
Литература 1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4. 2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003. 3. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2006.
4. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого.-М.: Владос, 2004. 5. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Программа «Москвичок»: Художественно- эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1996. 6. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11. 7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000. 8. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчестводети».-М.: АРКТИ, 2004. 9. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети.-М.: МИОО, 1995. 10. Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно- методическое пособие/ Под ред. С.И.Мерзляковой.-М.: Владос, 1999. 11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 3132; Нарушение авторского права страницы