Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 11 / 24 января, 15 / 28 октября (Белорус.), и в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Белорусских святых



В миру Хираско Владимир Григорьевич, родился 11 / 24 января 1874 года в городе Подольск[368] на Украине в семье священнослужителя.

Окончил Подольскую духовную семинарию. После её окончания работал учителем церковно-приходских школ в деревне Киевец Минского уезда, через полгода был переведен в местечко Туров в Беларуси.

В 1899 году женился и в том же году был рукоположен во иерея и с 17 / 30 января этого же года был назначен настоятелем церкви Вознесения Господня в селе Омельно Игуменского уезда (ныне Червенский район). Одновременно исполнял обязанности законоучителя в народном училище селе Омелино и церковно-приходской школы деревни Синча. В Омельно отец Владимир прослужил семь лет. Его пастырский талант с особой силой проявился в святом деле преподавания Закона Божия.

В 1906 году назначен настоятелем Свято-Георгиевской церкви в селе Юревичи Игуменского уезда Минской губернии, одновременно преподавал в народном училище и в церковно-приходской школе.

Прот. Владимир Хираско с женой и детьми

В 1911 году назначен настоятелем церкви в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в Минске при училище слепых, одновременно преподавал Закон Божий в мужской и женской городских гимназиях, трудился в епархиальном попечительстве о бедных духовного звания.

По характеру человек миролюбивый, отзывчивый и очень добрый, он особое внимание проявлял к слепым детям, которых обучал в училище истинам православной веры, стараясь укрепить в них дух бодрости и смирения.

В 1915-1922 годах состоял в причте Казанского храма.

Подвергался кратковременным арестам в 1919 (за мнимую связь с эсерами) и 1920 годах (при польской оккупации Минска, за то что прятал большевиков).

С 1923 года вновь являлся настоятелем Скорбященской церкви.

В конце 1925 года из Минска был выслан Минский и Белорусский митрополит Мелхиседек (Паевский) за противодействие обновленчеству. Отец Владимир хорошо знал владыку Мелхиседека и вместе с верующими пробовал облегчить его участь, обращался в различные инстанции с просьбой не высылать владыку.

29 декабря 1925 года протоиерей Владимир был арестован по ложному обвинению в связях с польским генеральным консульством. Матушка отца Владимира - Мария Титовна - осталась одна с пятью детьми несовершеннолетнего возраста. Она пыталась добиться освобождения мужа, писала в ОГПУ, но безрезультатно.

Стараясь поддержать его, верующие направили ему несколько писем. Во время допросов отец Владимир категорически отказался назвать тех людей, которые обращались к нему с этими письмами. В марте 1926 года его заставили покинуть Минск, и он был направлен в административную ссылку на три года в город Орел.

12 марта 1929 года вернулся в Минск и вновь стал служить при Скорбященской церкви.

В начале апреля этого же года снова был арестован. Сигналом к аресту послужила анонимная статья-донос, напечатанная в газете "Рабочий", в которой о. Владимира голословно обвиняли в контрреволюционной деятельности, с этим обвинением он и был арестован. Одной из действительных причин ареста были планы властей по сносу храма и строительству на его месте Дома правительства, что и было вскоре осуществлено. Протоиерей Владимир виновным себя не признал.

Из показаний о. Владимира:

Священноисповедник. Владимир Хираско. Фотография. 1929 г. (Архив ПСТБИ)

"В г. Минск из Орла я возвратился во вторник 12 марта... В первый раз богослужение совершил в субботу 17 марта. Никаких встреч и приветствий никто мне не устраивал. Я же сам обратился с приветствием к своим прихожанам, в котором говорил, что с радостью встречаюсь с ними и благодарю Бога за то, что неизбежные в жизни каждого человека горести и тяготы вера в Бога помогла мне перенести, и что эта вера может облегчить тяготы жизни каждого из христиан, и потому следует быть твердым в вере. На другой день, в воскресенье, мною была произнесена проповедь на тему о всепрощении... Эта тема была избрана потому, что тот воскресный день носит название "Прощеного воскресенья", когда православные готовятся получить прощение своих грехов в Таинстве покаяния... В среду на первой неделе Великого Поста перед причащением я говорил причастникам на тему: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем", призывая верующих людей доброй жизнью дать возможность Господу вспомнить из их жизни хоть что-нибудь доброе. В двух последних моих речах, произнесенных мною 24 марта, никаких антисоветских или контрреволюционных лозунгов не было. В первой из них проводилась мысль о том, что торжество Православия заключается в доброй христианской жизни, во второй речи, сказанной на пассии, т.е. службе, посвященной воспоминанию страданий Христа, я говорил о том, что всякого рода страдания и лишения в жизни нужно переносить безропотно по примеру Христа. Заканчивая свои показания по поводу отмеченных в корреспонденции газеты "Рабочий" фактов, якобы свидетельствующих о моей контрреволюционной деятельности, я, собственно говоря, думаю, что никаких фактов в этой корреспонденции не имеется..."

По постановлению особого совещания ОГПУ от 26 июля 1929 года был выслан на три года в Сибирь. Во время заключения у него резко ухудшилось зрение. Дважды о. Владимир обращался к тюремному начальству с просьбой прислать врача, но так и не получил никакого ответа. За время лагерной жизни он почти ослеп.

В июле 1932 году был освобожден уже будучи тяжело больным. Последний год жизни в городе Гжатске (ныне город Гагарин) Смоленской области.  

Скончался в 1933 году в Гжатске от расстройства здоровья, подорванного в заключении. Похоронен в Гжатске.

28 октября 1999 года был канонизирован Священным Синодом Белорусского Экзархата, как местночтимый святой Белорусской Православной Церкви.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Награды

  • скуфья (1906, "за заслуги по церковно-школьному делу")

Использованные материалы

  • Свящ. Феодор Кривонос, Г.Э. Щеглов. Владимир Григорьевич Хираско. Православная энциклопедия, т. 8, с. 647-648 (электронная версия):
    • http://www.pravenc.ru/text/159034.html
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ9EJxGH...Xb*
  • Житие на сайте Молодежного братства имени священномученика Владимира (Хираско), г. Минск
    • http://sobor.by/brother/index.php?cont=jitie&rtd=0

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю на службе, была совершена обычная вседневная вечерня и утреня с полиелеем в честь преподобного Феодосия Великого (с прибавлением службы попразднества Крещения Господня). Службу совершал о.Александр Корниенко при пении верхнего хора.

Евангелие на утрени (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Сказано о легкости бремени Христово. В то же время, сам Господь говорит о спасении, что для человека это невозможно, а еще Господь говорит: «без Меня не можете делать ничего». Противоречия? Ничуть. Просто легкость эту человек познает тогда, когда уже свергнет с себя бремя греха и предастся до конца в руки Божии, ходя исключительно путями Господними, и не уклоняясь ни вправо, ни влево. Такого человека, водимого Духом Божиим, из рук Божиих не исторгнет уже ничто. Увы, состояние это приходит не иначе, как в результате долгой и тяжелой борьбы с греховным началом в себе, поскольку мы все склонны ко греху. Гневаться, осуждать, гордиться, завидовать и так далее, все это для нас естественно и нормально. Многие даже не понимают, как без этого жить. Но от этого грех не перестает быть грехом. Это означает, что борьба с грехом приобретает характер борьбы с самым естеством человека. Потому человек, желающий соблюдать заповеди, вскоре познает свою немощь, что желая соблюдать их, он узнает, что не имеет сил на это. Преподобный Симеон, Новый Богослов так и говорил: «соблюдение заповедей научает человека его немощи». В этом случае он узнает, что без помощи Божией он не может одолеть путь. И Господь, видя усердие человека, помогает ему. Преодолеть путь этот – выше сил человека, однако пример многих подвижников, с помощью Божией преодолевших этот путь, показывает, что победа возможна. И в конце пути этого человек, совершенно покорившись Богу, выясняет, что бремя Христово действительно легко, так как все прочие влечения, кроме действия Духа Божия, в человеке отступают. Об этом-то и говорит нам Господь.

Литургия.

В сам день я был на службе в Свято-Успенском соборе. Еще подходя к собору, я увидел стоящую машину с казачьей символикой. Самих машин перед верхними воротами было довольно много. Зайдя в храм, я обнаружил, что он переполнен казаками, а также воспитанниками казачьего кадетского корпуса, расположенного в городе. Дело в том, что на этот день приходится память геноцида казачества. 24 января 1919 года вышла секретная директива Оргбюро ЦК РКП (б) об истреблении казачества, как класса, как «контрреволюционного элемента». Хоть позднее, уже в советские годы, выжившие, осознающие себя казаками, снова смогли организоваться и заявить о себе, но от первоначальных гонений казачество понесло большие потери.

Так как храм переполнен, то я стою в притворе. В центре храма поставлен канун, перед которым стоят двое певчих из верхнего хора. Туда и сюда по храму ходит оператор с камерой. Вскоре выходит о.Димитрий Осипов, который совершает панихиду. Она проходит с сильными сокращениями. Сразу после пения Трисвятого следует пение избранных (не всех) стихир, а затем канон, из которого оставлены лишь три песни вместо девяти. После этого следует единственная заупокойная ектения (об упокоении убитых в годы гонений казаков), после чего панихида завершается.

По окончании панихиды о.Димитрий поблагодарил всех присутствующих за общую молитву, напомнив, что сегодня отмечается день памяти геноцида казаков, развязанного советской властью, которая объявила, что казаки являются помехой для прогресса, мешающий строить новое общество. На события периода революции и после нее существуют самые разные точки зрения. Коммунисты смотрят на историю так, казаки – этак. Но если посмотреть на историю с точки зрения Христа, то становится ясно, что ситуация, когда брат идет на брата, когда льется кровь невинных людей, неприемлема. История, по большему счету, мало кого учит. Однако важно помнить ее уроки и делать выводы, рассказывая правду своим детям. Главное же в том, что необходимо делать выводы, принимая все меры, не допуская ее повторения.

После того, как он закончил говорить, казачья масса дружно начала покидать храм, направляясь на Октябрьскую площадь, где были намечены еще некие мероприятия. После этого в храме остались всего несколько человек верующих. Увы. Тем временем, началась служба. Совершал ее о.Александр Корниенко, без диаконов (диакон исполнял обязанности отсутствующего псаломщика), при пении верхнего хора, который собрался более или менее полным составом (будничным) уже по окончании панихиды.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. 2Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.

3Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, 4ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.

5Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.

6Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

7Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.

8Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех,- которые приносятся по закону,- Ты не восхотел и не благоизволил", 9потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.

10По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

11И всякий священник ежедневно стои́т в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.

12Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, 13ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.

14Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.

15О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: 16Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, 17и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

18А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.

19Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, 20который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, 21и имея великого Священника над домом Божиим, 22да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, 23будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.

24Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.

25Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.

26Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, 27но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.

28Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, 29то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?

30Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.

31Страшно впасть в руки Бога живаго!

32Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, 33то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; 34ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.

35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; 37ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.

Глава 11.

1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

2 В ней свидетельствованы древние.

3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

8Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

9Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

11Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

12И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

13Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

15И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

17Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

24Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

27Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

28Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

29Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.

30Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

31Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

32И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

И знаменитые слова о вере с многочисленными примерами из Ветхого Завета, известными и понятными соплеменникам. Начинает свои слова апостол с похвал тех, кто страдая за Христа (ибо христиан ненавидели и гнали их соплеменники – иудеи), проявлял терпение, не отступая от Бога. Заканчивает же он теми самыми словами о вере, приводя многие примеры веры. Примеры, тем более, четкие, что перед глазами праведников Ветхого Завета было лишь обетование о спасении, но они доверяли Богу, веря, что получат воздаяние, если не в этом веке, то в будущем. Мы же имеем перед глазами самое спасение, которое совершено и предлагается нам Христом, а нам надо лишь принять его. Низвержение в ад с Воскресением Христа больше не является неизбежной участью человека, но нам дана возможность входа в Обетованное Царство. И нам ли, имеющим такое обетование, унывать? Те, доверяя Богу, не получили избавления, а долгие века ожидали исполнения обетования в аду, получив его из рук Христа, мы же имеем самое избавление, и уже по смерти можем войти в уготованное нам Царство (разумеется, во всей полноте получим его мы лишь после Страшного Суда). Потому, нам ли не доверять Богу?! Именно к этому апостол призывает. Как ребенок верит родителям, не беспокоясь за свое обеспечение, зная, что родители о нем позаботятся, так и христианин призван во всем доверять Богу, зная, что Он даст ему все необходимое и в нужном количестве (не отвергая, впрочем, труд, относясь к нему с подобающим усердием, но вопрос о результате отдавая в руки Божии, не забивая голову мыслями о нем), все же мысли посвящая своему спасению. Как же мы с вами далеки от того, к чему призываемся! Мы больше склонны мысли свои посвящать делам земным, желая, чтобы все было по-нашему, Богу же по-настоящему не веря. Но именно поэтому слова о вере нам так часто и приводятся, дабы напомнить нам о том, какими мы должны быть….

Евангелие (от Марка): 1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

2И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.

3Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.

4И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

5При сем Петр сказал Иисусу: Равви́! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

6Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.

7И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

8И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.

9Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

17Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Господь преображается перед учениками своими и ученики испытывают такое блаженство, что не хотят, чтобы видение заканчивалось (несмотря на страх, о котором написано здесь). И тут же Он снова говорит о своих будущих страданиях, смерти и воскресении. Собственно, преображался Господь пред ними исключительно для того, чтобы они понимали, что страдания, которые Он примет вскоре, принимаются не потому что Он не может противиться гонителям, но потому что Он желает принять их, дабы спасти человеческий род. Но в тот момент они не поняли этого и даже слова о смерти и воскресении не восприняли, так что когда Он в реальности примет их, сей факт будет для них шоком, вследствие чего они все разбегутся, а многие начнут сомневаться в том, что Он – действительно Мессия. Лишь впоследствии, по сошествии на них Духа Господня, они все поймут. Но теперь их больше волнует «несоответствие» - почему пророк Илия явился сейчас, а не перед приходом Христа. Сейчас разъяснено, что обещанный пророчествами приход пророка Илии будет предварять второе, а не первое пришествие Христа – он будет обличать антихриста. Однако многое из сказанного в этом пророчестве иносказательно относится к Иоанну Крестителю, о котором архангел Гавриил говорил, что он придет «в духе и силе Илии». И здесь Господь, говоря об «Илии», который пришел, но его «не узнали, а поступили с ним, как хотели», имеет в виду, как раз, Иоанна Крестителя, ведь он был широко почитаем, как пророк, притом, о его тюремном заключении и гибели было широко известно, а потому ученики, некоторые из которых раньше были учениками Иоанна, без труда поняли, о чем Он говорит им.

И чтения праздника. Отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам: 1Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; 2но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не

искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.

3Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.

5Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса, 6потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.

16Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.

17Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, 18когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.

Бог пожелал открыть Себя, озарив их Благодатью Своей. Иные, впрочем, отвернулись от этого дара, но иные восприняли его, и эта Благодать вместилась в немощное человеческое естество, которое апостол совершенно справедливо сравнил с глиняным сосудом, который стоит уронить или просто нечаянно ударить чем-нибудь в него, как он разбивается или трескается. Бог мог бы изменить это, но не делает, так как человек склонен ко греху, а потому способен обратить обретенную силу во зло. Благодать же, вмещающаяся в немощный сосуд человеческого естества, куда нужнее, ибо она, живя в нем, преображает самую душу, дабы она, покинув сосуд бренного тела, вошла в уготованное ей Царство, чтобы в конце времен водвориться там навечно и с телом…. Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

И традиционное для многих праздников краткое изложение Заповедей Блаженства.

По окончании службы о.Александр поблагодарил всех за общую молитву, а причастников поздравил с приобщением Святых Тайн. Также он пожелал всем мира душевного, семейного благополучия, веры, любви и прочего. Проповеди он не говорил…

Пятница 25 января.

Праздников в этот день отмечается не так уж и много (хоть и нельзя сказать, что совсем мало). Торжественных дат этот день не имеет. Самым известным праздником дня является праздник мученицы Татианы, из-за чего этот день известен далеко за пределами церковной ограды, как «Татьянин день», отмечаемый студентами и преподавателями всевозможных ВУЗов и СУЗов, правда, мало кто знает, почему он так назван. А причина в том, что именно в день памяти мученицы Татианы был подписан указ о создании Московского Университета, отсюда и торжественное празднование этого дня студенчеством. Но вне студенчества этот день не выделяется из прочих, а под именем мученицы в календаре стоит значок «без праздничного знака». Но день, безусловно, достоин, чтобы о его праздниках было рассказано. Об этом и будет написано ниже.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.096 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь