Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ
Память 11 / 24 января Родился около 424 года в каппадокийском селении Могариасс вблизи города Команы от благочестивых родителей Проересия и Евлогии. Состоя с молодых лет певцом команской церкви, преподобный Феодосий изучил Псалтирь и прочие книги Священного Писания. Стремление к уединению и пустынной жизни было заметно в Феодосии еще в юношестве.
В юные годы он направился в Иерусалим и на пути получил благословение святого Симеона Столпника. Поклонившись святым местам Иерусалима, Феодосий решил поселиться в одном из пустынных монастырей. Вблизи Метопы (ныне Умм-Туба) он нашёл монастырь, бывший под управлением учеников Евфимия Великого и его спостника Феоктиста, Марина и Луки, и под их руководством стал изучать "канон пустыни". Вскоре он направился к востоку, в пустыню, и на вершине одного из горных кряжей нашел пещеру, в которой, по преданию, провели ночь евангельские волхвы на обратном пути из Вифлеема. Подобно Евфимию Великому и Савве Освященному, преподобный Феодосий не сразу приступил к устройству монастыря в избранной им пещере; сперва он путём долговременного уединения и строгого подвижничества приготовлялся к руководству другими. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Селившиеся вокруг пещеры подвижники находили в лице Феодосия уже опытного руководителя; в затруднительных случаях он обращался к вифлеемскому киновиарху[354] Маркиану. На первых порах своего существования киновия Феодосия стояла в таком же отношении к Лавре Саввы Освященного, как киновии блаженного Феоктиста и святого Герасима, т. е. подготовляла иноков для жизни лаврской. Затем, получив от патриарха Саллюстия сан архимандрита, преподобный Феодосий сделался совершенно самостоятельным киновиархом всей пустыни. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Здесь он и основал новый монастырь, Лавру, по слову святителя Василия Великого. Основатели новых палестинских монастырей обыкновенно брали за образец одну из ранее существовавших обителей. В житии Феодосия нет указаний на такое подражание. Местность, избранная им для монастыря, резко отличается от местоположения большинства палестинских лавр: вместо каменных пустынь мы видим здесь открытую горную возвышенность с плодородной почвой. Подвижники этой киновии должны были соединять созерцательную жизнь келиота (отшельника) с трудолюбием киновита. На них лежала забота не только о личном совершенствовании, как у лаврских келиотов, но и о духовном преуспеянии ближних. Жизнь киновитов не имела такого характера замкнутости и строгого уединения, как в лаврах. Устраивая свой монастырь, преподобный Феодосий, наряду с жилищами для монахов, возводил здания для бедных и нуждающихся, и эти последние были для него предметом такой же заботы, как и братия. Слух о щедрой благотворительности киновии Феодосия распространился по всей Палестине, и множество нуждающихся стекалось в неё отовсюду. Особенного развития достигала благотворительность киновии в голодные годы; правило монашеского устава о принятии всех приходящих в такое время соблюдалось здесь столь же строго, как и во всякое другое. Достигшая в монастыре Феодосия окончательного развития киновиальная форма жизни привлекала гораздо более подвижников, чем Лавра Саввы Освященного. Число киновитов доходило до 700, тогда как Великая Лавра во время своего наивысшего расцвета (V и VI вв.) насчитывала не более 150 подвижников. Прежде существовавшие киновии постепенно теряли своё значение и уступали место киновии Феодосия. В состав её братии входили подвижники самых разнообразных национальностей, вследствие чего необходимо было устроить внутри монастыря четыре церкви: для греков, для грузин, для армян и для братьев киновии, одержимых злыми духами. Своим снисходительным отношением к слабостям человеческой природы святой Феодосий, по словам Кирилла Скифопольского, напоминал святого Иоанна Богослова. Во время правления Восточно-Римского императора Анастасия с его поддержкой вновь стала крепнуть монофизитская ересь, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосий твёрдо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осуждённые Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твёрдо держаться Православного исповедания. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: "Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема". За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но вскоре, после смерти императора, возвратился. Преподобный Феодосий при жизни совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим. Однажды по его молитвам была умерщвлена саранча, опустошавшую поля в Палестине: по его предстательству воины сохранялись от гибели, спасались погибающие в кораблекрушениях и заблудившиеся в пустынях. Однажды преподобный велел ударить в било, чтобы братия собрались на молитву, и сказал: "Гнев Божий надвигается на восточную страну". Через несколько дней стало известно, что сильное землетрясение разрушило город Антиохию[355] в тот час, когда преподобный призвал иноков на молитву.
Скончался преподобный Феодосий 11 / 24 января 529 года, на 105 году от рождения. Последние три дня пред смертью он поучал братию и созванных игуменов подчинённых ему киновий теми словами любви, кроткого снисхождения и увещания, какие они неоднократно слышали от него и раньше. В день его погребения огромная толпа монахов и мирян спешила коснуться его тела; многие отреза́ли частицы его одежд, чтобы иметь что-либо в знак памяти о почившем. Житие Феодосия Киновиарха помещено в "Acta Sanctorum" (январь, т. I), с комментарием, и в изданиях Узенера: "Vita Theodosii a Cyrillo Scythopolitano scripta" (Бонн, 1890) и "Der heilige Theodosios" (Лпц., 1890). Текст изданных Узенером житий проверен по пяти новым рукописям и снабжён многочисленными дополнениями и поправками у Крумбахера, в его "Studien zu den Legenden des hl. Theodosios" ("Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften zu München", 1892, тетр. II); дополнения эти, впрочем, имеют более интереса для филолога, чем для историка. Приложен к этой статье заимствованный из патмосского[356] кодекса акафист св. Феодосию на греческом языке. Автор комментария к житию прп. Феодосия в "Acta Sanctorum" не знал, кому приписать составление самого жития; указав на предположение Барония, что оно написано Кириллом, он не соглашается с этим и составителем жития считает ученика Феодосия Юлиана, впоследствии епископа бострийского. Впервые изданное Узенером по рукописи XI века житие палестинского киновиарха доказало, что помещенное в "Acta Sanctorum" житие Феодосия принадлежит Феодору, еп. Петрскому, и представляет похвальное слово почившему подвижнику в день его первого годичного поминовения (530 г.). Кириллу Скифопольскому это слово было известно и, по всей вероятности, не удовлетворяло его своим риторизмом и растянутостью; он составил новое житие Феодосия, уступающее прежнему по размерам, но превосходящее его изобилием исторически проверенных фактов и точными хронологическими датами. Оба жития переведены с греческого проф. Помяловским и составили 8-й выпуск палестинского патерика (1895 г.). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы