Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эллинизм (кц 4 – 1 вв. до н.э.)
Эллинизм – новый этап развития рабовладельческого общества, связанный с завоеваниями Александра Македонского, создавшего эллинистическую мировую империю. Особенность: взаимосвязь греческой и восточной культур (Египет Птолемеев, Малая Азия, Греко-Бактрийское царство, индо-греческие царства с правителями-греками династии Евтидема, Гандхара и др).
В архитектура бурно развивается градостроительство. Рост новых городов и их регулярная планировка: гипподамов план: сетка улиц, пересекающихся под прямым углом и образующих кварталы равной величины. Возведение Александрии, Милета, Пергама, Приены). Этот план позволил быстро создавать новые города. В послевоенный период в XX веке для массовой застройки вновь использовали регулярную планировку, например, при возведении Автозаводского района г. Тольятти. Два основных течения в изобразительном искусстве: идеализирующее и натуралистическое. Развитие в искусстве жанров и художественных направлений («школ»). Развитие индивидуального портрета.
Центры искусства эллинизма: Александрия в Египте - регулярный город архитектора Дейнократа, столица Египта под управлением греческой династии Птолемеев, важнейший центр эллинистического мира. Музеум, Библиотека – центры культуры и просвещения, Маяк на о.Фарос (1) - высотой 140 м. (египетский пилон+греческая ордерная система) –одно из 7 чудес света. Скульптура: Александрийская школа. Культ бога Сераписа (1) - эллинистический бог одновременно изобилия, плодородия и подземного царства, и загробной жизни. Объединение египетской и греческой мифологий: в одном образе Сераписа соединились черты египетского бога Осириса-Аписа, культ которого развивался в Мемфисе, и греческих богов – Зевса и Аида (границы царства которого охраняет трехглавый пес Цербер. Три головы символизируют три времени – прошлое, настоящее и будущее. Их единство – знак вечности. Слово «апис» означает «бык» - это священное животное и у греков, и у египтян. 1 Развитие садово-парковой и декоративной скульптуры: Аллегория, то есть иносказание «Нил» (2) – образ реки в виде полнокровного мужчины и его многочисленных детей. (Римская копия из музея Ватикана) 2 Образ Афродиты: Кефисодот Младший и Тимарх. «Афродита Медичи» («Медицейская», по имени владельцев), с дельфином. Мраморная римская копия (1), мраморная римская копия Венеры Медицейской из ГМИИ им. А.С.Пушкина г.Москва (2). 1 2
Развитие бытового жанра: натуралистическое направление. Статуи старухи-пастушки (3) и старика-рыбака (4).
3 4 Боэф «Мальчик с гусем» (1) – садово-парковая скульптура.
Развитие глиптики – резьбы по полудрагоценным и драгоценным камням. «Камея Гонзага» (2) -изображение Птолемея II и его жены Арсинои из трехслойного сардоникса, идеализированные образы. Камея —ювелирное изделие, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине. Названа по имени Франческо Гонзага (15 век) – владельца этой уникальной античной камеи 7 8
Пергамская школа. Пергам в Малой Азии. Руины театра древнего Пергама (совр. Турция, Измир) Для пергамской школы характерно проявление новых качеств эллинистической скульптуры. Особенно ярко в скульптуре с традиционными сюжетами греческого искусства с изображением столкновения космоса с хаосом, света разума с тьмой инстинктов: -гигантомахия – битва греческих богов с гигантами, или иначе – титанами; - кентавромахия – битва лапифов (греческая народность) с кентаврами; - амазономахия - война ахейцев с амазонками. - Трояномахия – битва ахейцев с троянцами (из «Иллиады» Гомера). - персомахия – борьба греков с персами. После завоеваний Александра Македонского представления греков о мире изменились. Они расселились на обширном пространстве от Египта до Индии и перестали воспринимать другие культуры как темные и варварские, и вражеские. Произошло объединение культур и все стали учиться и заимствовать лучшее друг друга. В это время в греческом искусстве начинает преобладать изображение страдания. И это страдание поверженных врагов. Это говорит о том, что искусство греков отразило развитие эмпатии, то есть сочувствия – способности поставить себя на место другого человека, понять его чувства. Эмпатия – стала одним из отличий человечества как биологического вида, за нее отвечают определенные отделы мозга. Ее возникновение и развитие – важный шаг эволюции человека. У эмпатии есть одна особенность: такая способность или есть ко всем, или ее нет в принципе. Невозможно испытывать сочувствие выборочно, только к своим. Как только в сознании происходит разделение людей на своих и чужих, и возникает бессердечность и равнодушие, или даже злонамеренность к этим чужим людям, то эмпатия блокируется как способность вообще. Люди становятся черствыми ко всем, утрачивают сострадание и сорадость. Поэтому не случайно, в искусстве древних греков периода эллинизма на первый план выходит переосмысление прежнего победного опыта и становится важным в традиционных сюжетах борьбы греков с чужаками, изображать чувства поверженных врагов. Раньше греки гордились собой и своими достижениями, развитием, и всегда считали остальной мир – недостойными варварами и врагами. Теперь же греки познакомились с этими людьми и стали жить с ними в одной эллинистической империи как с соседями. Теперь в искусстве греки стали выражать уважение к тем, в ком прежде видели врагов цивилизации, вызывать и развивать сочувствие ко всем людям без разделения. Эллинизм – это уже единый мир, где объединились Запад и Восток.
Бронзовые группы Эпигона, Пиромаха, Стратиника, Антигона: Дары Аттала - «Большие посвящения» в Пергаме и «Малые посвящения» меньшего размера в Афинском Акрополе. Это многофигурные монументы победы, воздвигнутые правителем Пергама Атталом I. Ансамбль афинского памятника состоял из четырех композиций, каждая группа находилась на отдельном постаменте. Длина всей платформы 124 м. Около 120 бронзовых фигур. Сюжеты выстроены в хронологической последовательности: самая ранняя -мифическая битва гигантов и богов, далее сражение греков с амазонками и победа над персами, и в конце битва Пергама с галлами у реки Каик. Таким образом, победа Пергама приравнивалась к победам в греко-персидской войне, значение сражений с галлами поднималось на уровень героического мифа. Пергам, наследник Афин, представал защитником цивилизованного мира от варварской агрессии. Но в отличие от предшествующей традиции «победных» посвящений, скульпторы вызывают сочувствие и уважение к поверженным врагам. Сохранились римские копии «Малых посвящений»: скульптуры Умирающего Галла, Амазонки, Перса и Гиганта. Малые дары Аттала из Неаполитанского музея – это поздние римские копии из мрамора: Одна из самых выразительных – статуя погибшей царицы амазонок, Антиопы, с прекрасным лицом. Как показали рисунки статуи, сделанные в XVI веке, изначально Амазонка изображалась с младенцем. Образ юной матери, погибшей в битве, был заведомо рассчитан на скорбь и сочувствие зрителя. Фигура Перса идентифицируется по тонким шароварам и восточному головному убору. Варвар лежит ничком, полузакрывшись, убит. Гигант погиб, лента, лежащая рядом с телом, означает, что он был царем. Созерцание его неподвижного тела вызывает не торжество, а трагическое чувство. Умирающий галл - первое в греческом искусстве изображение боли, физического страдания, соединенной с болью душевной от горечи поражения, оно тоже вызывает сочувствие к проигравшим битву и отдает дань достойным врагам, сохранившим мужество перед лицом смерти.
Пергамский алтарь Зевса. Мастера: Дионисиад, Орест, Менекрат.
Рельефы пергамского фриза «Гигантомахии» Сцены борьбы греческих богов с гигантами периода эллинизма в Пергаме также передают сочувствие к страданиям поверженных врагов. Развитие классических традиций пергамской школой. Душевная боль передана и в образах греков, скорбящих о своих погибших воинах: «Менелай с телом Патрокла» (события Троянской войны, из-за похищенной троянцами жены Менелая – прекрасной Елены).
Самой знаменитой греческой статуей в истории искусства, символом искусства Древних греков, стала статуя Александра (Агесандра) «Афродита Милосская». Она была обнаружена на одном из Кикладских островов – Мѝлос. Сейчас ее можно видеть в коллекции Лувра, в Париже.
Эфесс (Малая Азия, совр. Турция) – другой важный центр греческой культуры и искусства эллинизма. Храм Артемиды – одно из 7 чудес света, строительство финансировал Александр Македонский, 4 в до н.э. До наших дней сохранились руины.
Агасий Эфесский. Статуя воина. (Боргезский боец), 1 век. – еще одна знаменитая античная скульптура.
Это мраморная статуя воина с мечом, изготовленная в Эфесе. На пьедестале автором её назван Агасий, сын Досифея. Статуя была обнаружена при раскопках приморского дворца Нерона в Анцьо-Неттуно и поступила в собрание Шипионе Боргезе на вилле в Пинчо. При реставрации сюжет был ошибочно истолкован как изображение гладиатора; более вероятно, что это Ахилл, сражающийся с амазонками. Со времён Рубенса (17 век) его динамичная поза несметное число раз воспроизводилась художниками и ваятелями. В 18 веке многие европейцы украшали сады копиями античных статуй, и Боргезский боец стал настолько популярным, что его копии встречались повсеместно (особенно в Англии). В 19 веке по просьбе Наполеона его зять Камилло Боргезе в 1807 году продал ему собрание антиков; с тех пор Боргезский боец экспонируется в Лувре. Родосская школа (остров Родосс). Культ колоссального и остродинамического искусства: Харес «Колосс Родосский» - бронзовая статуя бога солнца Гелиоса. Это одно из 7 чудес света, разрушена при землятресении (1); «Ника Самофракийская» (2) - навершие маяка. 1 2
Развитие многофигурной сюжетной монументальной скульптуры: Аполлоний и Тавриск «Фарнезский бык» (или иначе «Казнь Дирки») (3); Агесандр, Полидор и Афинодор «Лаокоон с сыновьями» (4) (жрец Трои, предупреждавший об опасности троянцев, вызывает сострадание) 3 4 Новоаттическая школа (Центральная Греция) – позднее явление в греческом иск-ве. Проблема передачи движения и внутреннего мира человека. (1) портрет философа, учителя А.Македонского «Аристотель», (2) философов: «Эпикур», (3) «Демосфен» скульптора Полиевкта (Афины). 1 2 3
«Бельведерский торс» (1,2) - знаменитое скульптурное произведение новоаттической школы, предположительно создан в I веке до н. э. и приписываем древнегреческому скульптору Аполлонию; изготовлен из мрамора, имеет высоту 1,59 м. В настоящее время выставлен в ватиканском музее Пио-Клементино . Изображает — по различным теориям — Геракла, Полифема, Прометея, Ареса, силена или Филоктета. 1 2 3 В начале 16 века скульптура перешла во владение Ватикана и была помещена в Бельведерском дворце (отсюда и её название). В 1798 году французы вывезли её в Париж в качестве военного трофея; в Италию статуя была возвращена после свержения Наполеона Бонапарта в 1815 году. Пластика и пропорции этого мужского торса стали образцом для художников последующих времен. Известности скульпту̀ры во многом способствовал Микеланджело в 16 веке, бывший в восторге от неё и неоднократно её изучавший. Микеланджело восхищался динамичной позой и тщательно исполненным рельефом мускулатуры, неоднократно обращаясь в своей работе к образу этой статуи, в том числе в сценах на фресках на потолке Сикстинской капеллы (образ Св. Варфаламее в сцене Страшного суда, например – 3). Микеланджело планировал сделать свою версию статуи, воссоздав утраченные элементы, но в итоге отказался от этой идеи. Пабло Пикассо, 20 век. Рисунок Бельведерского торса (3), 1893 г., нарисован художником в возрасте 12 лет (4). Современный академический рисунок (5). 4 5 Завершающий период греческого искусства в период вхождения в состав Римской империи: изготовление копий классических произведений. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы