Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фаюмские портреты – единственный известный нам образец древней станковой



Портретной живописи.

Такие портреты писались на тонких дощечках различных пород дерева: платан, липа, смоква, тис, а также завезенные из Южной Европы кедр, сосна, ель, кипарис, дуб.

Но есть и портреты – видимо, тех, кто победней, выполненные на загрунтованном клеем полотне.

Естественный поворот головы. «Портрет молодой женщины» 2 в. н. э. (1). «Портрет молодого человека с бородкой в золотом венке» нач. 2 века (2). «Портрет девушки». Нач. 3 в. н. э. Государственные музеи. Берлин (3). Саркофаг Артемидора. 2 в. н. э. Британский музей. Лондон (4).

1         2           3              4

В области дельты Нила, откуда происходят портреты, сначала греки (с 4 в. до н. э.), а позднее (с 30 г. дон. э.) римляне составляли большинство населения. Они восприняли многие древнеегипетские обычаи, в частности мумификацию; однако вместо условных масок, которые египтяне клали на лицо мумии, стали использовать реалистические портреты.

Фаюмские портреты условно подразделяются на две группы:

ранние, 1–2 вв., выполненные в реалистической манере,

и поздние, кон. 2–3 в., более условные.

Ранние портреты писались при жизни человека, с натуры, могли вставляться в раму и висеть на стене в его доме. После смерти изображённого их обрезали по краям и вставляли в льняные бинты, обёртывающие мумию, так, чтобы портрет помещался на лице и заменял погребальную маску. Изображения божеств на погребальных пеленах писались заранее по трафарету, заготовки делались ремесленниками.

Их символика выдержана в типично египетском духе, а стиль живописи - плоскостно-декоративный. Фигура умершего дописывалась позже, на заказ; по правилам античного искусства, она представала в трёхчетвертном развороте. Каждый из портретов своеобразен и неповторим.

Поздние портреты появляются со 2–3 вв., когда христианское вероучение начало оказывать ощутимое воздействие на разные области жизни, хотя эта религия ещё не была господствующей. В искусстве произошёл отказ от прежних идеалов античного реализма. Художники стали писать схематические и символические изображения. Портреты уже не писались с натуры, объёмность форм сменилась плоскостной декоративностью. В поздних портретах усиливалась условность в трактовке лица и одежды, возросла роль силуэтности, что сближало этот стиль с иконописью. Художники особенно выделяли и увеличивали глаза. Поздние портреты писались жидкой темперой, которая наносилась ровным слоем и создавала гладкую поверхность. Однако и такие условные портреты нередко обладали выразительной, индивидуальной характеристикой.

Самыми значительными собраниями фаюмских портретов располагают музеи Каира, Берлина, Лондона и Парижа, а также Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

_____________________________________________________________________________________

В 4 веке - официально признали христианскую религию на территории Римской империи.

Разделение империи на Западную и Восточную (Византию).

Рим утрачивает свое центральное значение, античное искусство постепенно сменяется средневековыми стилями. 

Произошла утрата чувства гармонии, свойственного античному портрету,

в том числе под влиянием христианства. Постепенный приход искусства к символичности, к более условному языку.

 Раннехристианское искусство.

В Древнем Риме зародилась ранняя христианская культура.

В 3 в. н. э. обозначились первые признаки упадка рабовладения. Постепенно на смену эксплуатации рабов пришла эксплуатация зависимых земледельцев, появились первые ростки феодальных отношений. Ослабла государственная власть.

В середине I в. и. э. на землях римской провинции Иудеи сформировалась христианская религия. Возникнув как религия угнетённых, христианство со временем завладело сознанием различных слоёв населения и распространилось по всей территории империи.

При императоре Константине прекращается преследование христианства.

По политическим соображениям он перенес столицу из Рима в Византию в 330 г., основав город Константинополь.

Так, некогда великий город Рим, столица античного мира, превратился всего лишь в провинциальный центр рождающегося мощного государства Византии.

В 395 году (кц 4 века) Великая Римская империя разделилась на две части:

Западную Римскую империю со столицей в Риме

 и Восточную Римскую империю (Византию) со столицей в Константинополе.

 

Византийская империя существовала еще тысячу лет с 5 по 15 вв., и стала местом развития традиции православного христианства.

А Западная Римская империя, ослабленная борьбой с варварами и кризисом рабовладения, прекратила существование уже в 476 г. н. э. Год её гибели стал последним годом эпохи Древнего мира.

На этом завершается история античного мира, но не исчезает его культура: она органично вплетается в культуру средневековья, которое создаст свой, принципиально иной художественный язык, рожденный принципиально новым мировоззрением и миропониманием. Римская культура, впитав в себя греческие традиции сформировала новую систему мышления, в которой торжествовали и устремленность в сферу духовного начала, и прагматизм, и рациональность, подготовив тем самым почву для формирования и культуры средневековья, и культуры Нового времени.

В Риме, где ранние христиане подвергались гонениям, возникла катакомбная тайная христианская культура: первые изображения христианских символов на фресках – образ Богоматери «Мадонна Катакомб» (1). Главные события: эдикт императора Константина о признании христианской религии, выход из катакомб (313 г). Основание Константинополя (330 г). Указ императора Феодосия о признании христианства государственной религией с запретом язычества (392 г). В конце 4 века распад единой Римской империи на Восточную (395-1453 гг., просуществовала 1 тысячу лет) и Западную (395 – 476гг., просуществовала 80 лет). Распад Западной Римской империи, эпоха «великого переселения народов» (конец IV-V вв.).

 Античные истоки раннехристианского искусства: фрески, скульптура. Образ Христа как «Доброго пастыря» (2,3): прообраз – греческий «Мосхофор» (4); образ христианского «спасения» - виноградная лоза (5,6): прообраз – лоза греческого бога Диониса и т.д.

Образование Восточной Римской империи – Византии (занимала Балканский п-ов, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, Кипр, Крит, Родос и др. острова Эгейского моря, Южный берег Крыма, ряд городов на Западном Кавказе, часть Аравии). Этносы Византии: греки, сирийцы, армяне, грузины, евреи, копты, иллирийцы, фракийцы и др. Греки господствовали, языком межэтнической коммуникации был греческий язык. Романизация имела поверхностный характер, но жители Византии считали себя римлянами, империю называли Ромейским царством; т.е. Римской империей, а столицу Константинополь - Новым Римом. Новое содержание рельефов саркофагов – «спасение во Христе» (5,6), рисунков тканей народности коптов из Египта: образ души – голубь (7).

1 2 3 4 5

6 7

Два типа раннехристианской культовой архитектуры: базиликальный и центрический, имели античные корни: базилика: общественное здание рынка или суда – христианский храм; центрический баптистерий: светский бассейн для плавания – религиозное (христианское) здание с купелью для обряда крещения; центрический мавзолей: героон Мавзола, храм героя с усыпальницей – христианская часовня с усыпальницей. Отличие организации христианской базилики от античного храма (разные принципы: для общественного массового использования внутри – для почитания снаружи). До нашего времени сохранилась Базилика Санта Мария Маджоре 4 века в Риме, с мозаиками (1,2). Основные части базилики: нефы, трансепт, нартекс, апсида. И центрический Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (3), с его известными мозаиками «Добрый пастырь» (4), Баптистерий Православных в Равенне (для обряда крещения) (5). Мозаики баптистерия Православных (подкупольная (6,7), материал: смальта, так называемый «византийский стиль», получил затем распространение в Византии, три цикла мозаик: над арками первого яруса строения (растительный орнамент на синем фоне, фигуры пророков), между арками второго яруса (канделябры, престолы, епископские седалища) и подкупольная мозаика. Подкупольная мозаика - сюжет в центре на медальоне крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем, третья фигура - река Иордан в образе мужчины, с полотенцем в руках. Вокруг медальона помещены фигуры двенадцати апостолов, на которых нисходит благодатная энергия, изображённая радиальными лучами. Фигуры апостолов выполнены в полный рост и показаны в движении. Одежда апостолов напоминает хитоны римских патрициев и выполнена только в двух цветах: белом (символизирует свет земной) и золотом (символизирует свет небесный). Лица апостолов обладают ярко выраженной индивидуальностью. Символизм - новый худ. принцип средневекового искусства на основе христианской идеологии.

1 2 3

4

5  6  7


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь