Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


По истории изобразительного искусства. Учебное пособие



Учебное пособие

По истории изобразительного искусства

Класс I полугодие

Билет 1. В. 1.

К билетам 2, 3, 4, 5. В.1.

Бронзовый век: 3 тыс. до н.э. по 7 в. до н.э. условно (у разных народов в разное время). Развитие металлургии. Изделия из меди, бронзы и золота. Появление древних государств.

 

Древнейшая в мире цивилизация – египетская (с кц 5 тыс. до н.э.),

затем возникла месопотамская (с кц 4 тыс. до н.э., совр. Ирак и Сирия),

а потом индийская, китайская, греческая цивилизации (с 3 тыс. до н.э.), за ними следует появление Этрурии (с 1 тыс до н.э., современный регион Тоскана в Италии).

Египетская, индийская, китайская, греческая культуры непрерывно развиваются на протяжении нескольких тысячелетий.

 

Расцвет культовой архитектуры, массовое строительство мегалитических сооружений: менгиры, дольмены, кромлехи. Кромлех в Стоунхендже (Англия).

Появление первых государств: Древнего Египта, в древней Передней Азии (Междуречье, Месопотамии) – Шумера, Аккада, Ассирии, Вавилона, Нововавилонского царства, империи Ахеменидов;, государств Эгейского мира и Древней Греции, Древних Индии и Китая, Этрурии и Древнего Рима и др.

Ведущий вид искусства: архитектура. Изобразительное искусство: фризовая композиция, декоративный стиль, монументальная живопись и скульптура, мелкая пластика, ДПИ: керамика, ювелирное искусство, глиптика.

 

На территории России в 1 тыс до н.э. стали возникать государства кочевников-скифов.

Художественные изделия Майкопского кургана. Кобанская культура Кавказа (Северная Осетия). Минусинская культура (Южная Сибирь, 8-3 вв до н.э.) и др.

 

1. Минусинская археологическая культура в Сибири, Россия. 2.Кобанская археологическая культура Северной Осетии, 3. Майкопский курган Северного Кавказа - предметы из собрания Эрмитажа

1 2 3

 

 

4. «Луристанские бронзы» на территории совр. Ирана. 5. На территории современной Западной Европы – древние кельты (золотые шапки из Берлинского музея).

 

4 5

«Звериный стиль» в декоративно-прикладном искусстве (бронза, золото).

 

Ранний железный век - 7 в. до н. э. по 5 в н.э.

Развитие «звериного стиля». Переход от бронзы к железу занял несколько столетий и протекал не равномерно. Одни народы, например, в Индии, на Кавказе, узнали железо в X в. до н.э., в Греции – на два века раньше: в XII в. до н.э., в Передней Азии еще раньше - на рубеже 3-го -2-го тысячелетий до н.э.

Народы, обитавшие на территории России, освоили новый металл в VII-VI вв. до н.э., а некоторые позднее - лишь в III-II вв. до н.э.

Принятая в науке хронология раннего железного века - VII век до н.э. - V в. н.э. Эти временные границы условны.

Искусство эпохи раннего железа. Образование родоплеменной аристократии. Установление военной демократии. Развитие техники и металлургии.

 

1.Гальштатская археологическая культура Центральной и Южной Европы (древние кельты): изделия из бронзы (колесница из Штретвега — один из наиболее известных артефактов гальштатской культуры). 2. Гальштатская культура. Гравированная бронзовая ситула. Национальный музей в г. Любляна. Югославия. 3. Южная Сибирь (Кулайская археологическая культура и др.), 4. Алтай (Пазырыкская археологическая культура).

1. 2 3 4  

Ситула (лат. situla — ведро) - древний бронзовый (реже серебряный) сосуд в форме ведра. С. известны по находкам в археологических памятниках гальштатской культуры (См. Гальштатская культура) и латенской культуры (См. Латенская культура) (ранний железный век Западной Европы). Ранние формы ситулы были с округлым туловом и двумя приклёпанными ручками, поздние — с конусообразно расширяющимся кверху туловом и подвижной дугообразной ручкой над горловиной, как и у современного нам ведра. Иногда С. украшались различными рельефными изображениями.

4. Развитие скифского ювелирного искусства. 5. Геоглифы пустыни Наско в Перу).

4    5

Билет 3.В.1.

Междуречье, или Месопотамия (топоним времен эллинизма) – исторический регион в долине двух рек Тигра и Евфрата (совр. Ирак, Сирия, отчасти Иран и Турция) в Передней Азии, включавший древние государства Шумер, Аккад, Ассирию, Вавилон, позднее Нововавилонское царство, граничившее с древним царством Урарту (совр. Армения). Другое его название – Двуречье. Здесь раньше других перешли от бронзы к железу (на рубеже 3-2 тыс. до н.э.).

 Археологические открытия на территории стран Месопотамии: древние царства Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Сиро-Финикия, Палестина, Хеттское государство, государство Урарту. Особенности формирования древнейших культур Элама и Междуречья. Элам (столица Сузы – на территории совр. Ирана) – воевал с Междуречьем (совр. Ирак). Взаимовлияние их культур и искусства. Памятники изобразительного искусства Древнего Междуречья: архитектура, рельефы, круглая скульптура, мозаика. Возникновении клинописи и первой библиотеки.

Архитектура - ведущее искусство. Строительные материалы: глина, тростник, лоза, дерево, кирпич-сырец, камень. Основные типы конструкций: балочные и сводчатые перекрытия. Возведение архитектурных сооружений на террасах. Храмы – зиккураты.

 Развитие гончарного, ткацкого, камнерезного и литейного ремесла.

1.зиккурат (террасная планировка, пандусы), 2.фризовая композиция, декоративный стиль, 3. первыми применили мозаику в декоре зданий («Красное здание» в Уруке), 4. глазурованную облицовку кирпича (н-р, ворота Иштар).

1 2 3 4

Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина») — многоступенчатая культовая башня, «молитва из кирпичей», приглашение для богов спуститься с небес - тип сооружений Древней Месопотамии и Элама, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур.

Зиккурат – ступенчатая конструкция, строился из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Зиккурат – модель представлений вавилонян о мире. Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Самый известный зиккурат Нововавилонского царства – «Вавилонская башня». Руины зиккуратов сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе, Вавилоне, Дур-Шаррукине, все — 1-е тыс. до н. э.) и Иране (в городище Чогха-Занбиль, 2-е тыс. до н. э.).

Пандус (фр. pente douce — пологий скат) – пологий подъём без ступенек, дорожка для въезда, заменяющая лестницу

Терраса (фр. terrasse — площадка) — открытая площадка, настил на подготовленном основании (как правило, опорах).

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. opus musivum — произведение, посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток или др.

Глазурь (нем. Glasur, фр. glaçure) — стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия, затвердевающее после обжига. Глазури могут быть прозрачными или непрозрачными, бесцветными или окрашенными, блестящими или матовыми. Основой глазури является каолин, кварц и полевой шпат. В состав глазури вводят также оксиды металлов.

Тыс. до н.э .

Билет 4. В.1.

Крито-микенская культура – древнейший период античного искусства, бронзового века. Ранний этап развития греческой культуры. Распространение эгейской культуры: остров Крит, полуостров Пелопоннес (совр. Греция), Троя (Малая Азия, совр. Турция). Своеобразие Эгейской цивилизации – объединила народы, жившие по берегам Эгейского моря. Огромная роль греческой мифологии и поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» в научно - исследовательском изучении крито-микенской культуры. Археологические раскопки на о. Крите, Пелопоннесе (в Микенах и Тиринфе). Открытия Генриха Шлимана («Троя», Микены), Артура Эванса (о.Крит).

 

 Различие архитектуры на островах и материковой территории. Архитектура Крита.

Крит и Кикладские острова – место жительства минойцев. 1.Большой Кносский дворец (греки назвали его «лабиринт» - «место двойных топоров», от слова «лабрис» (секира, двойной топор, который был религиозным символом Минойской цивилизации). Открытая планировка дворцово-паркового ансамбля Кносса (1) – нет ни «крепостных стен», защищающих территорию, ни внешних прочных стен у домов – открытые галереи с колоннадами (жители Крита чувствовали себя в безопасности), разноэтажность, «иррациональные колонны», «световые колодцы», центр – открытый внутренний двор (патио). Из-за сложности планировки дворца слово «лабиринт» со временем приобрело современное значение. Критская монументальная живопись: сюжеты, техника. Фризовая композиция. Декоративный стиль. Фрески Кносса: 2. «Юноша с ритоном», 3. «Акробаты с быком», 4. «Парижанка», 5. «Кошка, подстерегающая фазана» (5), «принц с лилиями» (6), «дамы на голубом» (7) из Агиа-Триады (места археологических раскопок в Греции на юге Крита, селение минойского периода). Лабрис Кносского дворца (8).

1 2

3 4

5 6 7 8

Скульптура малых форм на ранних этапах развития: кикладская скульптура (Кикладские острова), критские статуэтки богинь (или жриц) со змеями в руках. Бронзовая статуэтка «игры с быком».

Критская керамика, вазовая роспись и ее стили: «камарес» (1,2), «морской» (3,4,5), «дворцовый» (6).

1 2 3 4 5 6

Полуостров Пелопоннес - ахейцы (совр. Греция) Бронзовый век. Центры культуры и искусства - Тиринф, Микены – города-дворцы-крепости. Форма правления: военная демократия. Особенность архитектуры: оборонительный характер. Микены. после сенсационной находки Трои II, Шлиман приступил к раскопкам Микен и открыл 6 шахтовых гробниц с сокровищами в непосредственной близости от акрополя. «Циклопическая» кладка (1) ахейских городов-крепостей: постройка из больших тёсаных каменных глыб без связующего раствора; древние греки приписывали их циклопам. Устойчивость всего сооружения достигается только силой тяжести глыб. Толщина крепостных стен местами 7 м. Микенский дворец- акрополь (2,«верхний город», на горе)  царя Агамемнона (II тыс. до н.э.). Акрополь — место первоначального укрепленного поселения, вокруг которого развивался менее защищённый, так называемый нижний город, населённый земледельцами.  Львиные ворота  Микен (3,4). В отличие от кносского микенский дворец имел регулярную планировку.

1 2 3  4

Все помещения группировались не как на Крите вокруг открытого внутреннего двора (патио), а вокруг мегарона (5,6) — большого зала с очагом посередине. Дым уходил через прямоугольное отверстие в кровле, опиравшейся на четыре колонны. Именно такой тип жилища стал прообразом греческого, а затем и римского дома, а также античного «храма в антах».

5 6

 «Сокровищница Атрея» - пример развития купольных гробниц (толос, тумулос), круглое помещение с куполом, сооружённым методом ложного (ступенчатого) свода. При строительстве применялась сухая кладка. Внутренняя высота составляет 13,5 м, а диаметр — 14,5 м. По размерам, эта гробница была крупнейшим купольным сооружением своего времени вплоть до сооружения Храма Меркурия в Байях и Римского пантеона.

ДПИ: ювелирное искусство «златообильных Микен», как писал в поэме «Илиада» Гомер. Сокровища, обнаруженные Генрихом Шлиманом.

Тиринф: крепостные сооружения, город-дворец (1).

1

Живопись Микен (2,3,4) и Тиринфа (5,6,7). Фрески мегарона, сюжеты росписей: охота, сцены сражений. Сходство фресок островов Крита, Киклад с фресками Микен и Тиринфа: монументальная, декоративная живопись. Отличия: живописность, подвижность стиля Крита (минойцы) -жесткость, статичность, приземленность стиля Микен (ахейцы). ДПИ: керамика с изображением ахейских воинов (8). В Тиринфе найдена фреска, похожая на критскую - «игры с быком» (6).

2 3 4 5

6 7 8

Троя (побережье Малой Азии, совр. Турция) -троянцы (до сих пор не доказано их существование, о них известно лишь из поэмы Гомера «Илиада»). Сначала Шлиман обнаружил древнюю цивилизацию, которую принял за Трою, а затем ободренный такой находкой отправился в Микены и еще там нашел 6 гробниц с сокровищами. Уникальные «Сокровища царя Приама» Генриха Шлимана в ГМИИ им. Пушкина (Москва) в постоянной экспозиции.

 

Б.5.В.1.

Бронзовый век, Апеннинский полуостров (совр. Италия). Этруски имели развитую культуру. Этрурия существовала одновременно с древним Римом царского и республиканского периодов, с Египтом позднего периода (когда Египет утратил независимость и его сначала завоевала персидская империя, а затем в 4 в до н.э Александр Македонский), Древней Грецией (с архаики до эллинизма). Область, где была обнаружена древняя Этрурия - современная Тоскана в Италии. В I в до н.э. завоевана Римом, влилась в Римскую империю.

 Ведущий вид искусства: архитектура. Города-полисы Крепостные сооружения из камня: ворота Марция и Августа в Перудже 3-2 в. до н.э. (1) – арка.  Жилища из дерева (не сохранились, но сохранились саркофаги, в виде жилых домов (2).  Организация внутреннего пространства: колодцев, водопровода не было. Собиралась с крыш домов дождевая вода, поток которой распределялся при помощи антефиксов (3), и хранилась в сводчатых резервуарах. 

1     

 

Центральное помещение этрусских домов предназначалось для того, чтобы оградить хозяев, занимавших внутренние комнаты, от шумной прислуги, жившей в помещениях при входе. Такой дом стал прототипом римского дома (домуса для 1 семьи) с центральным залом, тремя комнатами и садом. Главное помещение в доме этрусков, как и потом в римском доме – атриум. В крыше, накрывающей атриум, имелось отверстие (комплювий), а под ним, в полу, – имплювий (бассейн), в который сливалась дождевая вода.

 

 

Культовые сооружения двух типов: древние святилища под открытым небом на возвышенности со ступеньками (1) и деревянные храмы со статуей бога (2). Строительные материалы: кирпич для фундаментов и ступеней, дерево, использование терракоты в декоре зданий. Сходство с греческими образцами этрусского храма: портик + целлы. Портик с двумя рядами колонн, а за ним три помещения- «целлы», центральная целла больше боковых. Колонны этрусских храмов, часто деревянные, были обычно гладкими - не имели каннелюр (ребристая поверхность ствола колонны). Как и строители греческих храмов, этруски использовали для крыш черепицу, а также греческие: эолийские (3)  и ионические (4) типы капители. По краям кровли помещались антефиксы (5) и статуи-акротерии (6). Открытые деревянные элементы храмов этрусков покрывались терракотой. На фризе сначала изображались группы богов или людей, сидящих или находящихся в движении, а позднее – изящный цветочный орнамент. В отличие от греков этруски часто оставляли фронтон открытым и не заполняли его фигурами вплоть до эллинистического периода. Вся терракотовая отделка часто окрашивалась в разные цвета, поэтому храмы должны были производить ослепительное впечатление. Римляне, точно так же как и этруски, использовали терракотовую скульптуру для украшения храмов вплоть до I века до н. э. Появление в Этрурии нового ордера – тосканского (7).

1 2 3 4 5 \6 7

 

Мемориальные сооружения этрусской знати: тумулосы (купольный свод!) (8), склепы.

8

Росписи в склепах «Авгуров» (1,2), «Быков» (3,4), «Щитов» (5).

1 2 3 4 5

 

Основные темы и сюжеты росписей: аристократические пиры с музыкантами и танцорами

 

Скульптура Этрурии. Связь с культом предков, обусловившая развитие портрета. Влияние культа предков на архитектуру и скульптуру. Этрусские каменные и терракотовые саркофаги: «Саркофаг из Кьюзи. Глина. Нач. IV в. до н. э. Париж, Лувр. (1), «Саркофаг из Черветри» (конец VI в. до н.э.) (2). Декоративная терракотовая скульптура: «Статуя Аполлона» из храма в Вейях (VI в. до н. э.) (3), Голова Гермеса из Вей (4), акротерии – скульптуры на фронтоне зданий(5).

1 2 3 4 5

Антефиксы с головами Тифона (1), Горгоны, Силена и Менады (2) – из терракоты (обожженая глина). 

Развитие скульптуры из бронзы: статуя воина – «Марс Тоди» (3), воины в шлеме с высоким гребнем (4), капитолийская волчица (5), лошадки (6). Декор бронзовых котлов (7)

1 2 3 4 5 6 7

ДПИ: этрусская черная керамика – «буккеро».  Ювелирное искусство (частые изображения бога реки Ахелой)

Связи этрусской культуры с Египтом, Грецией, отражение этих влияний в мифологии, алфавите, сюжетах с изображением аристократических пиров, охоты и спортивных игр. Архаическая улыбка как способ придать живость, движение. Значение искусства этрусков в становлении римского искусства.  

Учебное пособие

по истории изобразительного искусства

Класс I полугодие

Билет 1. В. 1.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь