Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Периодизация и особенности искусства стран Междуречья.
2. Шумеро-Аккадский период - 4-3 тыс. до н.э. (30 – 23 вв. до н.э.) – бронзовый век (на территории совр. Ирака). Особенности формирования древнейших культур. Элам (столица Сузы – на территории совр. Ирана) – вел войны с Междуречьем, взаимовлияние культур. Особенности культуры Шумера и Аккада (4-е и 3-е тысячелетия до н. э.). Расцвет культуры и искусства времени правления Саргона I. Сложение культуры городов с многоэтажными домами. Два типа жилых построек: северный и южный. Урук - один из древнейших шумерских городов. Архитектура: культовые здания-зиккураты (Белый храм в Уруке в правление Гильгамеша, светские –дворцы («Красное здание» Урука). Ведущая роль архитектуры. Храмы-зиккураты, посвященные богу Ану и богине Инине. Погребальные сооружения курганного типа с погребальными камерами и саркофагами. Скульптура: самое древнее из дошедших изображений этого периода – «стела коршунов» (1) - многофигурная композиция, изображает победу над противником; портреты правителей: Саргон Древний – Саргон I (2) и Гудеа(3), адоранты (4), рельефы и мозаики с использованием синего цвета, с фризовой композицией и ограничением по цвету (три цвета), распространение каменных печатей (глиптика). 1 2 3 4 5 6 7 Зарождение и эволюция письменности: от пиктографии (образное рисунчатое письмо) до клинописи. Стела - вертикально стоящая памятная плита или столб с надписью, рельефным изображением и т. П. Гли́птика (от др.-греч. «вырезаю, выдалбливаю») — искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях, геммах (или глиптах). Адорант – В Древней Месопотамии фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня, а позднее — глины, устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека. Она представляла собой сидящего или стоящего молящегося человека со сложенными на груди руками. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт. На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой. Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Фризовая композиция - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты в стенных росписях, декоре сакофагов и др.
3. Вавилонский период – 2 - 1 тысячелетия до н.э. (18 по 12 вв. до н.э.) – ранний железный век (на территории совр. Ирака). Время наивысшего расцвета искусства и культуры при царе Хаммурапи. Архитектура: городские укрепления, сооружения для полива земель - мелиоративные и ирригационные. Город Мари – типичный город Двуречья. Дворцы царя и его приближенных в Мари: украшения стен фризовой росписью и глазурованной плиткой. Скульптура: рельеф на диоритовом столбе свода законов царя Хаммурапи, диоритовый портрет царя Хаммурапи, мифологический жанр: алебастровая статуя богини Иштар, рельефное изображение бога Мардука и его дракона Сируша.
4. Ассирийский период – 1 тыс. до н.э. (10 – 7 в. до н. э.) на территории совр. Ирака. Ранний железный век. Образование военной монархии; ее влияние на развитие архитектуры: возведение крепостей, каменных мостов и дорог. Развитие нового типа города - города-крепости с единой строгой планировкой. Ведущий вид искусства – архитектура. Синтез архитектуры и скульптуры. Распространение изображений Шеду. Шеду – в шумеро-аккадской мифологии дух-хранитель человека, выражающий его индивидуальность. Изображался в виде крылатого быка с головой человека, с 5 ногами для того, чтобы создать иллюзию движения, так что при разных ракурсах видно только 4 ноги. Мотив крылатого животного с головой человека был характерен для древнего искусства всего Ближнего Востока. Дворцовые сооружения ассирийского периода: 1.дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (711-707 гг. до н.э.), 2. Дворец Ашшурбанапала. 3 Портальная скульптура. 1 2 3 5. Рельефные композиции, батальные и охотничьи сцены из дворцового быта (львиная охота, героизация личности царя). 5 Крылатые гении-хранители – шеду.
4 5 6 Создание первой в истории библиотеки (при царе Ашурбанапале, Ассирия), где было обнаружено самое древнее из дошедших до нас лит. произведение (эпос о Гильгамеше). 7 Сказание о Гильгамеше, шумерском правителе Урука - клинопись на глиняных табличках (8). 6 7. Падение Ассирии от напора вавилонян.
4. Нововавилонское царство - 1 тыс. до н.э. (7 – 6 вв. до н.э.) – ранний железный век. Подъем культуры и искусства времени правления Навуходоносора II (605–562 гг. до н. э.). Вавилон –центр Передней Азии. Ведущий вид искусства: архитектура. Храмовое, оборонительное и ирригационное строительство. Особенности планировки Вавилона (храмы и дорога процессий). При Навуходоносоре ІІ Вавилон имел 8 ворот, которые носили имена богов. Из них всемирную известность получили в истории последние восьмые - Ворота богини Иштар. Надпись на них гласит: они были сооружены «чтобы народы смотрели и удивлялись». Синий цвет –в период нововавилонского царства обладал важным символическим значением – был символом богини Иштар. В воротах богини архитектору удалось добиться эффекта «муарового мерцания». Это значит, что при ярком освещении стена распространяла иллюзорные волны. Появление арки в архитектуре (1); рельефные композиции из цветной глазури с изображениями идущих львов, быков и драконов (сируш) (2); цветочный фризовый орнамент (2). Главный храм Вавилона, посвященный Мардуку – «Эсагила». 3.Строительство зиккурата «Этеменанки» прообраз библейской Вавилонской башни, его изображали художники поздних веков, например, «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший (1563). Эта башня - жилище бога Мардука и его жены-богини. Светские сооружения: дворец Навуходоносора II, технические особенности конструкции: возведение помещений на искусственных платформах. Новый тип дворцовых сооружений – «висячие сады». «Сады Семирамиды», возведенные на искусственных террасах - первый в истории ботанический сад.
А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.
5. Империя Ахеменидов - 6-4 вв. до н. э. (позже Персия и затем совр. Иран) в Передней Азии, созданная персидской царской династией. Основатель – Кир II, царь персидских племён, обитавших на территории Ирана. Захватил Мидию, древнюю столицу Элама - Сузы, а через три года Малую Азию, включая Лидийское царство, а также Армению (древнее царство Урарту). Затем персы покорили вост.-иранские и ср.-азиатские страны: Вавилонское царство, Сирию, Палестину и Финикию, Египет, частично Ливию и Нубию. В период царствования Дария I были завоёваны острова Эгейского моря, Фракия, Македония и сев.-зап. часть Индии. Таким образом, к кон. 6 в. границы державы простирались от Ср. Азии и р. Инд на востоке до Эгейского и Средиземного морей на западе, от Армянского нагорья на севере до Нубии на юге. В нач. 5 в. до н.э. персы потерпели ряд крупных поражений в войне с греками. Греко-персидские войны, продолжавшиеся в течение полувека (500–449), привели к ослаблению империи Ахеменидов. Однако она просуществовало ещё много десятилетий, пока в 327 до н. э., после нескольких лет войны, не пало под ударами армии Александра Македонского. Ведущий вид искусства – архитектура. Столица – Персеполь (Персеполис). Ворота Ксеркса с Шеду (1), библейская история про Артаксеркса (царя Ксеркса), Амана и Эсфирь (Эстер) – распространенный сюжет классической живописи последующих веков (в стиле барокко 17 века Рембрандт ван Рейн «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1660 г. (2); в стиле классицизма «Царица Эстер». Эдвин Лонг, 1878 (3). В искусстве: монументальная скульптура (рельефы, головы быков, капители с головами быков). Цветочный фризовый орнамент. Глазурованные изображения мифологических существ в декоре зданий. ДПИ: ритуальные сосуды-ритоны. 1 2 3
Ритон (др.-греч. ῥυτόν — рог для питья, от др.-греч. ῥέω — теку) — широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного (собаки, барана, козла, лошади) или человека. Сосуд часто использовался в священных обрядах возлияния вина в честь того или иного бога. Ритон часто завершался скульптурой в нижней части и украшался рельефами и гравировкой. Ритоны изготовлялись из металла (золота и др.), глины, кости, рога. У греков имели отверстие в нижнем узком конце.
Персепролис – древняя столица персидской империи Ахеменидов
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы