Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вступительное слово учителя:



Класс

Литература

Учитель: Кудашева М.В.

Урок № 61

Дата проведения: 08.02.2016

Тема:Л.Н.Толстой «После бала»: проблема и герои

Цель урока: Краткий рассказ о писателе, истории создания рассказа «После бала»

Теория литературы: художественная деталь, антитеза, композиция, роль антитезы в композиции произвдения

Оборудование: учебник «Литература.8 класс» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, м., «Просвещение», 2011 г.),

доска с записями, портрет Толстого кисти Ге

Инфоурок:

http://yandex.ru/video/search?text=%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%D0%BB%D0%B5%D0%B2%20%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=1455119715527346-1439020411356561958763626-sas1-5655&filmId=azg1FDicUXI&redircnt=1455119732.1

 

 

Ход урока

 

ОНУ

2.Проверка домашнего задания: проверка и анализ письменных рассуждений по рассказу Н.С.Лескова «Старый гений»

Вступительное слово учителя:

Л.Н.Толстой прожил большую жизнь, был свидетелем многих исторических событий, отразил в своих произведениях русскую жизнь за целое столетие, что в творениях Толстого правдиво показан быт и характеры русских крестьян, помещиков, великосветских дворян, генералов, офицеров, солдат, крупных и мелких чиновников. Вот лишь несколько подобных произведений: «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы», «Поликушка», «Хаджи Мурат» и др.

Кто же этот удивительный человек? Какую жизнь он прожил?

Изучение биографии писателя:

4.1.Работа с портретом Толстого кисти Н.Н.Ге

Задание: озвучьте, каким предстаёт писатель на картине?

«Представьте себе поздний вечер… комната погружена в полумрак… Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступной всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Свечи ярко освещают лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника»

4.2.Проект «Инфоурок»

4.3.Изучение статьи учебника-хрестоматии (с.27-29)

4.4.Вопросы на восприятие (У., с.29):

­ Что нового вы узнали, прочитав статью о писателе

­ Какие произведения, прочитанные вами ранее, рассказывали об исторических событиях, происходивших в России?

­ О чем мечтал писатель для совершенствования общества?

Сообщение «История создания рассказа «После бала»

На рубеже двух эпох Толстой создал ряд произведений, одно из которых — рассказ «После бала», написанный в 1903 году

Сюжетной основой рассказа «После бала» явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем Толстым. Варвара Андреевна Корейшн была дочерью воинского начальника в Казани. Сам писатель знал и её и отца. Чувство Сергея Николаевича к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда стал известен Льву Николаевичу. Но в дневнике от 18 июня 1903 года Толстой, определяя сюжет рассказа, делает запись от первого лица: «Веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу… танцую с ней; её красавец – отец ласково берет её и идет мазурку. И наутро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить». 9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: «Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно». До 20 августа писатель исправлял, совершенствовал текст рассказа. Известно, что Толстой читал его друзьям и близким, и в его чтении слышалось сочувствие молодому Ивану Васильевичу. Впервые рассказ «После бала» был опубликован лишь после смерти писателя.

Слово учителя

С рассказом вы уже познакомились. Первый вариант названия был «А вы говорите».

-А почему, на ваш взгляд, Толстой изменил название рассказа?

(уже хотел подтолкнуть читателя к поиску идеи)

Естественно, вторая часть, хоть и маленькая по объему, несет большую смысловую нагрузку.

Класс

Литература

Учитель: Кудашева М.В.

Урок № 62

Дата проведения: ___.02.2016

Тема:Л.Н.Толстой Л.Н.Толстой «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа

Цель урока: контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Развитие представления об антитезе. Роль антитезы в композиции произведения. Смысловая роль художественных деталей в рассказе

Теория литературы: художественная деталь, антитеза, композиция, роль антитезы в композиции произведения

Словарная работа:

1. Шомпол – стержень для чистки и смазки ствола ружья или, в старину, для забивания заряда в ружьях, заряжаемых с дула. Дать шомполов – наказать, нанося удары такими стержнями

2. Плац – площадь для военных парадов и строевых занятий

Оборудование: учебник «Литература.8 класс» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, м., «Просвещение», 2011 г.),

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b046c5e1-6be2-45df-a453-ca817602e19a/%5BLI8RK_8-02%5D_%5BIL_01%5D.htm - иллюстрация художника Пчёлко

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e7ecb633-482c-4a05-8bf7-e14cbc8adb3c/%5BLI8RK_8-02%5D_%5BIL_03%5D.htm иллюстрация Кардовский

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8c7c39fc-e574-40b2-b7ed-dc810db6d659/%5BLI8RK_8-02%5D_%5BTE_01%5D.htm - концовка рассказа

 

Ход урока

ОНУ

2.Актуализация знаний:

Примерная запись, сделанная в ходе анализа.

Бал После бала
Хозяева: добродушные, хлебосольные добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны, Солдаты: черные
Зала у предводителя: прекрасная, бал чудесный. Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки Улица: пустынный переулок Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана
Варенька: белое платье, милые глаза, разрумянившееся лицо, плавные движения была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она. всегда необыкновенно прямо, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа… Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Наказываемый: оголенный по пояс, спина — что-то мокрое, красное, неестественное, двигаясь всем телом, то опрокидываясь назад, то падая вперед.
Полковник: красивый, статный, высокий, свежий, с блестящими глазами, радостной улыбкой. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I 4 подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки… натянув замшевую перчатку на правую руку, — «надо всё по закону», Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков, Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные».. Полковник: в военной шинели, твердая, подрагивающая походка И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина… он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся
Иван Васильевич: доволен, счастлив, добр, нежное чувство Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Иван Васильевич: физическая, доходившая до тошноты тоска, ужас от зрелища, досада Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой.
В душе у меня все время пело, и слышался мотив мазурки Другая, жесткая, нехорошая музыка. Повторяли неприятную, визгливую мелодию.

-Какие выводы можно сделать на основании наших наблюдений? (Сцены противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий — это основа композиции рассказа. С какой целью Толстой использует в рассказе контрастное изображение?

(Подчеркнуть чувства главного героя рассказа Ивана Васильевича. Нравственное чувство Ивана Васильевича, отвращение, которое в нём вызвал полковник, заставило его отшатнуться от прежде привлекавшего семейства, угасило и любовное чувство рассказчика. Является средством воплощения идеи рассказа)

-Какова же идея рассказа? Какие мысли вложил Толстой в своё произведение?

3.3.Работа с черновым вариантом концовки рассказа:

Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Почему, по вашему мнению, автор изменил историю жизни Ивана Васильевича? (Приложение №1)

Черновой вариант «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, – я так называл это, – как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».   Окончательный вариант «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

В окончательной редакции сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире. Человек не должен быть равнодушным к жизни «близких» и дальних своих. Сила художественного произведения заключается в том, что этим отвращением заражается и читатель. И у читателя открываются глаза, гневом загорается сердце на бесчеловечность, противоестественность того, что кажется нормальным, обычным, правильным полковнику. Проблема ответственности человека за окружающее

-Как вы считает, прав ли Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку, причастной к злу, совершенному ее отцом? (учащиеся выражают разные мнения по данному вопросу)

 

Итог:

Так с чего же надо начинать, по мнению Л. Толстого: с изменения «внешних условий», «среды» или себя? А вы как думаете?

Напомним, что рассказ начинается именно с этого: с разговора о том, что для личного совершенствования необходимо изменение условий жизни людей, т. е. окружающей среды. Это один из коренных вопросов любой эпохи и любого общества: изменится ли среда, если люди будут сами себя совершенствовать, или же с теми людьми, которые есть, следует изменять эту среду, потому что иначе «среда заедает».

-Какой ответ на поставленный в начале рассказа вопрос даёт Л.Н.Толстой в своем рассказе?

 

5.Задавание домашнего задания:

Подготовиться к сочинению:

1.Утро, изменившее жизнь.

2.Полковник на балу и после бала.

3.Что такое честь, долг, совесть в моем понимании.

Приложение №1

Работа с черновым вариантом концовки рассказа:

Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Почему, по вашему мнению, автор изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Черновой вариант «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, – я так называл это, – как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».   Окончательный вариант «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

Работа с черновым вариантом концовки рассказа:

Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Почему, по вашему мнению, автор изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Черновой вариант «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, – я так называл это, – как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».   Окончательный вариант «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

Работа с черновым вариантом концовки рассказа:

Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Почему, по вашему мнению, автор изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Черновой вариант «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, – я так называл это, – как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».   Окончательный вариант «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

Класс

Литература

Учитель: Кудашева М.В.

Урок № 61

Дата проведения: 08.02.2016

Тема:Л.Н.Толстой «После бала»: проблема и герои

Цель урока: Краткий рассказ о писателе, истории создания рассказа «После бала»

Теория литературы: художественная деталь, антитеза, композиция, роль антитезы в композиции произвдения

Оборудование: учебник «Литература.8 класс» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, м., «Просвещение», 2011 г.),

доска с записями, портрет Толстого кисти Ге

Инфоурок:

http://yandex.ru/video/search?text=%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%D0%BB%D0%B5%D0%B2%20%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=1455119715527346-1439020411356561958763626-sas1-5655&filmId=azg1FDicUXI&redircnt=1455119732.1

 

 

Ход урока

 

ОНУ

2.Проверка домашнего задания: проверка и анализ письменных рассуждений по рассказу Н.С.Лескова «Старый гений»

Вступительное слово учителя:

Л.Н.Толстой прожил большую жизнь, был свидетелем многих исторических событий, отразил в своих произведениях русскую жизнь за целое столетие, что в творениях Толстого правдиво показан быт и характеры русских крестьян, помещиков, великосветских дворян, генералов, офицеров, солдат, крупных и мелких чиновников. Вот лишь несколько подобных произведений: «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы», «Поликушка», «Хаджи Мурат» и др.

Кто же этот удивительный человек? Какую жизнь он прожил?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь