Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Закон о наказаниях в будущей жизни



§95.Спиритизм не сам от себя формулирует какие-то фантастические законы; его правила, касающиеся будущности души, выводятся из фактов и наблюдений и заключаются в следующих пунктах:
1. Душа, или дух, несёт в бесплотном состоянии последствия всех несовершенств, от которых она не избавилась в жизни телесной. Её счастливое или несчастное состояние нераздельно со степенью её очищения или её несовершенств.
2. Счастье совершенное присуще только совершенству, т.е. полной чистоте духа. Всякое несовершенство есть одновременно причина страданий и лишение блаженства, так же как и всякое приобретённое качество есть причина блаженства и уменьшение страдания.
3. Нет ни одного несовершенства души, которое не влекло бы за собой неизбежных и неприятных последствий, и ни одного доброго качества, которое не влекло бы за собой радости. Таким образом, сумма наказаний пропорциональна сумме несовершенств, как и блаженство пропорционально сумме положительных качеств. Душа, которая имеет десять несовершенств, страдает больше той, которая имеет их три или четыре: если из десяти этих несовершенств у неё останется четверть или половина, она будет страдать меньше, а когда не останется ни одного, она вовсе не будет страдать и будет пользоваться совершенным счастьем. Тот, у кого несколько болезней, страдает больше того, у которого только одна или нет ни одной. По той же причине душа, обладающая десятью достоинствами, пользуется большим блаженством, нежели та, у которой их меньше.
4. В силу закона прогресса всякая душа имеет возможность приобрести недостающие ей добрые качества и освободиться от дурных по мере своих усилий и своей доброй воли; следовательно, она всегда может достичь лучшего будущего, которое ни для кого не закрыто. Бог не отвергает никого из Своих детей. Он принимает всех в лоно Своё, воздавая каждому по заслугам по мере того, как они достигают совершенства.
5. Так как страдание связано с несовершенством, а радости с совершенством, душа несёт в себе самой, где бы она ни была, свои собственные наказания, не нужно для этого определённого места. Ад везде, где есть страждущие души.
6. Добро и зло суть следствие добрых и дурных качеств. Не делать то добро, которое мы можем сделать, есть результат несовершенства. Если всякий недостаток есть источник страданий, дух должен страдать не только от всего сделанного им зла, но и от того добра, которое он мог бы сделать, но не сделал в продолжение своей земной жизни.
7. Дух страдает именно через зло, которое он сделал, так что всё внимание его сосредоточено на последствиях сделанного им зла, поэтому он начинает лучше понимать всё его значение и это помогает ему исправиться.
8. Справедливость Господа бесконечна; посему добру и злу ведётся строгий счёт; если нет ни одного дурного поступка, ни одного дурного помысла, которые не имели бы своих фатальных последствий, то нет также ни одного доброго дела, ни одной благой мысли, ни одной самой ничтожной заслуги, которая пропала бы или была забыта даже у самых развращённых людей, так как это начало совершенствования.
9. Каждая содеянная ошибка, всякое зло есть долг, который придётся платить, если не в этой жизни, то в следующей или в следующих; ведь все существования имеют связь между собой; тот, кто уплатил в настоящем существовании, не будет уплачивать в следующих.
10. Дух терпит наказания за свои несовершенства либо в духовном, либо в телесном мире. Все невзгоды, все лишения, которые приходится испытывать в телесной жизни, суть последствия наших несовершенств, искупление ошибок этой жизни или предшествующих существований. По характеру страданий и превратностей в этой жизни можно судить о характере ошибок, совершённых в какой-нибудь предшествовавшей жизни, а равно и о тех недостатках, которые были причиной этих ошибок.
11. Искупление меняется, смотря по важности проступков; одна даже ошибка может, таким образом, вызвать различные виды искуплений, смотря по обстоятельствам, которыми она сопровождалась, смягчающим или отягощающим вину.
12. Относительно характера и продолжительности наказаний нет никаких абсолютных правил; единственный общий закон тот, что каждая вина влечёт за собой возмездие, а каждое доброе дело - награду, смотря по его ценности.
13. Продолжительность наказания зависит от совершенствования виновного духа. Против него не производится никакого осуждения на определённое время. Чтобы положить конец страданию, Бог требует только серьёзного исправления, действительного и искреннего возвращения к добру. Дух обладает свободной волей; он может продолжить свои страдания своим упорством во зле, но может и прекратить или смягчить их своим стремлением к добру. Осуждение на какой-нибудь определённый срок имело бы двойное неудобство: продолжение наказания духа, который уже исправился, или прекращение испытания, когда он ещё во зле. Бог по справедливости Своей наказывает зло, пока оно существует и прекращает наказание, как только уничтожилась его причина,5 так как нравственное зло есть само по себе причина страдания - то страдание продолжается столько же времени, сколько существует зло; интенсивность его ослабевает по мере того, как ослабевает зло.
14. Так как продолжительность наказания зависит от исправления духа, тот дух, который никогда бы не исправился, страдал бы вечно, и для него, стало быть, наказания были бы вечны.
15. Несовершенным духам свойственно не видеть предела своему положению, а потому они думают, что будут страдать всегда. Это для них наказание, которое, как им кажется, должно быть вечным и беспредельным.6
16. Раскаяние есть первый шаг к исправлению, но одного его мало, нужно ещё искупление и окончательное исправление содеянного. Раскаяние, искупление и исправление - три необходимых условия, чтобы изгладить следы проступка и его последствий. Раскаяние смягчает муки искупления, давая надежду и подготовляя путь к исправлению. Но только одно исправление может уничтожить следствие, разрушая причину; без этого условия прощение было бы милостью, не заслуженной и не уничтожающей зло.
17. Раскаяние может происходить везде и во всякое время; если оно запаздывает, виновный страдает дольше. Искупление состоит в страданиях физических и моральных, которые являются следствиями совершённых проступков. Оно может иметь место, как в этой жизни, так и после смерти, в жизни духовной или в новом существовании, до тех пор, пока не исчезнут следы греха. Исправление проступков состоит в том, чтобы делать добро тому, кому ранее причинил зло. Тот, кто не исправляется в этой жизни по бессилию или по злой воле, в следующем существовании встретится опять с теми, кому сделал зло, и в условиях, им самим выбранных, чтобы доказать им преданность и сделать им столько добра, сколько было сделано зла.
Не все ошибки влекут за собой прямой и действительный вред. В таком случае, исправление состоит в том, чтобы исполнить то, что должно было быть сделано вовремя, но почему-либо осталось не выполненным; так, например, исполнить обязанности, которыми пренебрегали или вовсе не исполняли, вообще делать добро противоположное тому злу, какое делалось ранее и за которое несётся наказание, а именно: если был горд - смириться; стать кротким, если был жесток; трудолюбивым, если был ленив и т.д. Этим способом дух совершенствуется, пользуясь примером прошлого.7
18. Несовершенные духи исключены из мира счастливых, гармонию которого они бы нарушили; они находятся в низших мирах, где искупают свои проступки в несчастиях жизни и очищаются от своих несовершенств до тех пор, пока не заслужат воплощения в мирах морально и физически более совершенных. Если существует определённое место наказаний, то оно должно находиться в мире искупления, потому что несовершенные духи во множестве населяют эти миры.
19. Дух, всегда имеющий свободу воли, иногда очень медленно исправляется и долго упорствует во зле. Он может так упорствовать годы и века, но всегда наступает минута, когда его упорство в борьбе со справедливостью Божией смиряется и уступает перед страданием и когда, несмотря на своё хвастовство, он начинает понимать высшее могущество, царящее над ним. Как только у него проявляются первые признаки раскаяния, Господь подаёт ему надежду на спасение. Ни один дух не бывает в таких условиях, чтобы ему нельзя было совершенствоваться, иначе он был бы роковым образом обречён на вечное пребывание в низшем состоянии, а, стало быть, оказался бы вне закона прогресса, которым управляются все существа.
20. Как бы ни была низка и испорчена душа, Бог никогда не покидает её. Каждая душа имеет своего Ангела-Хранителя, который бодрствует над ней. Он старается побуждать её к добрым мыслям, к желанию совершенствоваться и исправить в новом существовании то зло, которое она сделала ранее. Впрочем этот наставник и покровитель действует большей частью тайно, сокровенным способом, не оказывая явного давления. Душа должна улучшаться по собственной воле, а не вследствие какого-то ни было принуждения. Она поступает хорошо или дурно вследствие свободы своей воли, а не потому, что судьба, рок толкает её в ту или иную сторону. Если она поступает плохо, то она сама и отвечает за это, но как только она делает шаг к исправлению, она тотчас же видит его добрые последствия.
Примечание. Было бы заблуждением думать, будто в силу закона прогресса уверенность рано или поздно достигнуть блаженства может служить поощрением к упорству во зле, в надежде когда-нибудь успеть покаяться. Совсем нет. Во-первых, низменный дух никогда не видит конца своего положения; во-вторых, дух, как виновник своего несчастья, приходит к сознанию, что от него самого зависит прекратить свои страдания и что чем дольше он будет упорствовать во зле, тем дольше он будет несчастлив. Он увидит, что его страдания будут длиться бесконечно, если он не положит им конец. Упорство - плохой расчёт, он первый от него страдает. Если же, наоборот, по догмату неотменённых наказаний у духа была бы навсегда отнята всякая надежда на лучшее состояние, то, конечно, у него не было бы никакого интереса возвратиться к добру. Перед этим законом одинаково падает возражение, взятое из понятия о Божественном предвидении. В самом деле Бог, создавая душу, знает, какой путь она изберёт в силу своей воли - дурной или хороший. Он знает, что она будет наказана за злые дела; но Он знает также, что это временное наказание есть средство дать ей понять свою ошибку и вывести её на хорошую дорогу, к которой она рано или поздно придёт. Согласно же доктрине о вечном мучении, Бог знает, что душа падёт и что она наперёд обречена на вечную гибель.

21. Всякий ответственен только за свои собственные проступки: никто не несёт наказания за чужие грехи, если он только не вызвал их своим поведением или примером, или же не воспрепятствовал их совершению, когда имел к этому возможность. Так, например, всегда наказывается самоубийство, но тот, кто своим бессердечием приводит другого в отчаяние и толкает его на самоубийство, отвечает ещё больше.
22. Хотя разнообразие наказаний бесконечно, но есть и такие, которые присущи низменности духов и следствия которых, кроме только оттенков, более или менее сходны.
Наказания наиболее непосредственно замечаются у тех в особенности, кто привязался к матерьяльным интересам жизни, пренебрегая духовными. Они состоят: в медленном отделении души от тела; в томлении и тоске, которые сопровождают смерть и пробуждение к другой жизни; в продолжительности смятения, которое может длиться месяцы и годы. У тех же, чья совесть чиста, кто ещё в этой жизни слился с жизнью духовной и отрешился от матерьяльных интересов, отделение души от тела происходит быстро, без потрясения, пробуждение бывает легко и смятения почти не проявляется.
23. У духов низшего порядка часто наблюдается следующее явление: они считают себя живыми, и эта иллюзия может продолжаться у них годами; в продолжение этого времени они испытывают все нужды, все потребности, несчастья и смущения, которые встречаются в жизни.
24. Для преступника постоянное лицезрение его жертв со всеми обстоятельствами, сопровождающими преступление, есть самое жестокое наказание.
25. Некоторые духи погребены в глубокую тьму; другие, находясь в полном одиночестве среди пространства, мучаются неведением своего положения и своей судьбы. Наиболее виновные страдают от мучений тем более острых, что они не видят им конца. Многие лишены возможности видеть тех, кого любят. Все вообще в различной степени интенсивности испытывают те самые страдания, которые они при жизни заставляли претерпевать других, до тех пор, пока раскаяние и желание исправить прошлое не принесут смягчение и сознание того, что дух по собственной воле может положить этому страданию конец.
26. Какая мука для гордецов видеть выше себя окружённых славою тех самых людей, которых они на земле презирали, когда сами они низведены до последних рядов. Для лицемеров служит наказанием пронизывающий их свет, который обнажает все их скрытые мысли, так что всякий может проникнуть в глубину их, и им не остаётся никакой возможности притворства; сластолюбцы испытывают все искушения, сохраняя все свои желания и не имея возможности их удовлетворять; скупые видят своё золото расхищенным и не могут удержать его; эгоисты всеми покинуты и испытывают то, что заставляли испытывать других: они будут голодны, и никто им не подаст куска хлеба, будут жаждать, и никто не напоит их, ни одна дружеская рука не пожмёт им руку, ни один сочувственный голос не утешит их; они думали только о себе в течение жизни, и никто не вспомнит о них и не пожалеет их после смерти.
27. Самый верный способ уменьшить или смягчить последствия своих недостатков в будущей жизни - это стараться избавиться от них по возможности скорее в жизни нынешней; лучше здесь искупить зло, чтобы не пришлось позднее исправлять его более тяжкими способами. Чем дольше откладывается исправление, тем тяжелее бывают следствия и тем труднее исправление совершённого зла.
28. Положение духа с минуты его появления в загробном мире таково, каким он приготовил его в телесной жизни. Позднее даруется ему другое воплощение, чтобы искупить и исправить прошлое новыми испытаниями - чем дух так или иначе пользуется в силу своей свободной воли; если же он упускает такую возможность, то это становится задачей, которую потом окажется надо начинать с начала и в гораздо худших условиях. Итак, кто много страдает на земле, может быть уверен, что за ним было много проступков, требовавших искупления, и те, которые пользуются кажущимся счастьем здесь, на земле, несмотря на их порочность и бесполезность, должны знать, что они дорого заплатят за это в другой жизни. Именно в этом смысле Христос сказал: "Блаженны плачущие, ибо утешены будут." ("Евангелие от Спиритизма", гл. V).
29. Милосердие Господа бесконечно, но оно не слепо. Виновный, которого Он прощает, не освобождён от искупления, и пока он не удовлетворит все требования правосудия, он будет чувствовать последствия своих ошибок. Бесконечное милосердие Божие нужно понимать в том смысле, что Он не неумолим и всегда даёт способ возвратиться к добру.
30. Так как наказания временны и подчинены раскаянию и исправлению, зависящим от доброй воли человека, они в одно и тоже время и испытания, и средства, излечивающие несовершенство души. Наказанные духи - это не каторжники, осуждённые на известный срок, а скорее больные в госпитале; они страдают от болезни, в которой часто виноваты сами, и от мучительного лечения, но они имеют надежду выздороветь и выздоравливают тем скорее, чем точнее исполняют предписания врача. И если они продолжают свои страдания по своей воле, то в этом нельзя винить доктора.
31. К мукам, испытываемым духом в жизни духовной, присоединяются ещё страдания в жизни телесной, последствия несовершенства людей, их страстей и дурного употребления ими своих способностей. Только в жизни телесной дух исправляет зло своих прежних существований и приводит в исполнение принятые в духовной жизни решения. Таким образом объясняются те несчастья и превратности жизни, которые на первый взгляд кажутся не имеющими смысла, но на самом деле глубоко справедливы: это уплата прежних долгов, служащая вместе с тем и совершенствованию духов.8
32. Обыкновенно говорят, что Бог проявил бы гораздо больше любви к Своим созданиям, если бы создал их непогрешимыми и, следовательно, избавленными от превратностей, соединённых с несовершенством.
Для этого нужно было, чтобы Он создал совершенные существа, которые не нуждались бы в приобретении знаний или нравственности. Конечно, Бог мог бы это сделать; если же Он этого не сделал, значит, по мудрости Своей Он хотел, чтобы прогресс был общим законом.
Люди несовершенны и поэтому подвержены несчастьям, более или менее тяжёлым, это факт, который необходимо принять, потому что он существует. Заключать из этого, что Бог несправедлив и неблаг, значило бы восставать против Него.
Было бы несправедливо, если бы Он создал существа привилегированные, без труда пользующиеся счастьем, тогда как другие должны были бы трудиться и работать для достижения своего счастья. Но где всего яснее проявляется высшая справедливость Божия, - так это в равенстве всех созданных Им духов; все одинаковы при своём сотворении, никто не одарён лучше или хуже другого, никому не облегчается совершенствование; всякий, достигший цели, наравне с другими прошёл через все испытания низшего состояния.
Как же после этого не сказать, что свобода действий, предоставленная каждому, в высшей степени справедлива? Путь к счастью открыт всем, цель у всех одна; условия её достижения также одинаковы; закон, запечатлённый в совести каждого, всем известен. Бог устроил так, что счастье достигается трудом, а не даётся как милость, дабы каждый имел заслугу по трудам своим; всякий волен работать или не делать ничего для своего улучшения; кто хорошо трудится, тот и награду получает скорую, кто же откладывает и уклоняется в сторону, тот должен винить только самого себя. Добро и зло произвольны и необязательны, и человек свободен в выборе.
33. Несмотря на различие родов и степеней страдания несовершенных духов, закон о наказаниях в будущей жизни может быть резюмирован в следующих трёх принципах:
1) страдание присуще несовершенству;
2) всякое несовершенство и всякий проступок, который есть его следствие, влечёт за собой своё собственное наказание, естественное и неизбежное: так болезнь есть следствие излишества, скука - следствие праздности, и нет тем самым надобности в особом осуждении за каждый проступок каждого отдельного лица;
3) всякий человек, усилием собственной воли может избавиться от своих несовершенств и порождаемых ими страданий и обеспечить себе будущее счастье.
Таков закон Божественной справедливости: "Каждому по делам его, как на небе, так и на земле."

1 Такой взгляд на вещи целиком совпадает с точкой зрения йогов. Для сравнения см. книги Йога Рамачараки "Основной Курс Философии Йогов", "Хатха-Йога" и др. Свами Вивекананда любил повторять: "Тело есть мысль в действии." (Й.Р.)
2 Такой подход, разумеется, целиком совпадает с трактовкой этого вопроса йогами. И мы пользуемся случаем ещё раз подчеркнуть идеологическую общность Йоги и Спиритизма. (Й.Р.)
3 "Спиритское Обозрение" ("Revue Spirite"), март 1869, стр. 65. (А.К.)
4 См. об этом "Книгу Духов", NN 443-444. (А.К.)
5 См.выше, глава VI, §92, слова Иезекииля. (А.К.)
6 Постоянное - синоним вечного. Говорят: "граница вечных снегов", "вечные льды полюсов"; говорят также - "постоянный секретарь академии", но это не значит, что он будет им постоянно, а только на неопределённое время. "Вечно" и "постоянно", стало быть, употребляются в смысле неопределённости. Поэтому можно сказать, что муки вечны, если не подразумевается ограничение их продолжительности. Они вечны для духа, который не видит им конца. (А.К.)
7 Необходимость исправления есть принцип строгой справедливости, который можно рассматривать как настоящий закон восстановления нравственности духов. Это доктрина, которую ещё не провозглашала наша религия.
Тем не менее многие её отвергают, потому как они находят более удобной возможность загладить свои дурные дела простым раскаянием, которое не стоит ничего, кроме слов; их добрая воля, благодаря нескольким обрядам, считать себя свободным от долгов: позднее сами увидят, достаточно ли этого. Можно их спросить, не освящён ли тот же самый принцип законом человеческим, и может ли быть справедливость Божия ниже человеческой? Представьте себе человека, который, злоупотребив Вашим доверием, разорив Вас, ограничился бы выражением своего сожаления, не исполнив при том долга честного человека.
Когда обязанность исправления внедрится в верования большинства, оно будет уздою неизмеримо более могущественною, чем ад и вечные мучения, потому что оно касается живых интересов жизни и потому что тогда человек поймёт смысл тех тяжёлых условий, в которых он находится. (А.К.)
8 См. главу VI, "Чистилище", §60 и далее; и ниже во второй части главу VIII, "Земные искупления", а также "Евангелие от Спиритизма", главу V, "Блаженны страждущие". (А.К.)

 























































Глава Восьмая

АНГЕЛЫ

Ангелы по учению Церкви - Опровержение - Ангелы по учению Спиритизма

Ангелы по учению церкви

§96.Все религии под различными наименованиями признают существование ангелов, как высших созданий - посредников между Богом и людьми. Но матерьялизм, отвергая существование духа вне органической жизни, естественно относит это верование к числу фикций или аллегорий. Верование в ангелов составляет существенный догмат Церкви, и вот как она их определяет.1
§97."Мы твёрдо верим, говорит Вселенский и Экуменический Собор,2 что есть только один истинный Бог, вечный и бесконечный, который в начале времён создал всё из ничего и сотворил как духовные, так и телесные существа: ангельское и земное, а потом образовал, как среднее между ними, природу человеческую, состоящую из духа и плоти.
Таков, согласно вере, Божественный план творения, план величественный и полный, вполне подобающий вечной мудрости. Задуманный таким образом он представляет нашим мыслям бытие во всех степенях и всевозможных условиях. В высших сферах является существование чисто духовное; в низших - жизнь чисто матерьяльная, в середине же - чудное соединение двух субстанций и совместная жизнь разумной души и органического тела.
Душа наша по природе своей проста и неразделима, но она ограничена в своих способностях. Совершенство, о котором мы имеем понятие, приводит нас к мысли, что возможны другие существа, столь же простые как и наша душа, но превосходящие её по своим качествам и преимуществам. Наша душа велика и благородна, но она связана с материей, нуждается в хрупких органах и ограничена в своей деятельности и своём могуществе. Почему же не быть другим созданиям, ещё более высоким и избавленным от этого рабства и этих пут и одарённых большею силою и более обширной деятельностью? Прежде, чем Бог поместил на земле человека, чтобы он служил Ему, познавал и любил Его, не должен ли Он был призвать другие существа для поклонения и восхваления Его в чертоге Его небесной славы? Неудивительно, что Бог, от руки человека получающий дань восхваления земного мира, из рук ангелов принимает фимиам и молитвы людей. Если бы ангелы не существовали, то великий труд Создателя не был бы увенчан совершенством и мир, долженствующий свидетельствовать о Его Всемогуществе, не был бы венцом Его мудрости; тогда разум наш, как он ни слаб и ни хрупок, мог бы представить себе нечто более совершенное и более законченное.
На каждой странице Ветхого и Нового Завета, в благочестивых воззваниях или в изложении исторических событий упоминается об этих величественных силах и разумениях. Вмешательство их явно проявляется в жизни патриархов и пророков. Господь посылает их, чтобы через их посредство объявлять Свою волю и возвещать грядущие события; они же служат для передачи Его милости или Его справедливого суда; их присутствие сопровождает рождение, жизнь и страдания Спасителя; упоминание о них примешивается ко всем воспоминаниям о великих людях и важнейших событиях религиозной древности. Они встречаются даже в истории политеизма и баснях мифологии, так как верования эти столь же древни и всеобщи, как и мир. Культ и поклонение, которые язычники воздавали добрым и злым гениям, было только ложно принимаемая истина, выродившийся остаток первоначального догмата.
В словах святого Латранского Собора указывается существенное различие между ангелами и людьми. Они учат нас, что первые суть чистые духи, тогда как люди состоят из плоти и духа, т.е. что природа ангелов самостоятельна, без примеси и соединения с материей, какой бы воздушной и тонкой её ни представляли. Душа же человеческая также духовна, но соединена с телом и составляет с ним одно целое: в этом её назначение.
Пока продолжается это соединение души и тела, эти две субстанции имеют общую жизнь и большое влияние друг на друга. Душа не может вполне отрешиться от этого неблагоприятного для неё условия. Мысли доставляются ей чувствами, сравнениями с внешними предметами и большею частью в реальных образах. Вследствие этого она не может сама себя наблюдать и не может представить себе Бога и ангелов иначе, как под видимой или осязаемой формой. Оттого и ангелы, чтобы появиться перед святыми или пророками, принимали телесный образ; однако, это были тела воздушные, которые они приводили в движение, не соединяясь с ними, или символические образы, имевшие отношение к исполняемой ими миссии. Их существо и их движения не ограничены каким-либо определённым пространством. Не имея связи ни с каким телом, они не могут быть остановлены или ограничены другим телом, как это бывает с нами; они не занимают места и не наполняют никакого пространства; так же как у нас душа находится во всём нашем теле и в каждой из его частей, так и они все, почти одновременно, находятся во всех частях света; более быстрые, чем мысль, они могут быть мгновенно везде и могут действовать сами без всякого препятствия их намерениям, кроме, конечно, воли Божией или противодействия человеческой свободе.
Мы, люди, вынуждены видеть только отчасти и в известной степени то, что вне нас, а истины высшего порядка являются нам как загадки или "как в зеркале", по выражению св. Ап. Павла; они же без труда различают то, что им нужно знать, и вступают в непосредственное отношение с предметами своей мысли. Их познания не составляют результата индукции или рассуждения, но состоят в ясном и глубоком проникновении, которое обнимает сразу виды и роды, причины и вытекающие из них последствия.
Различие времени, пространства, множественность предметов - ничто не может смешиваться в их сознании. Но Божественная сущность, будучи бесконечной, остаётся им непонятной, она имеет тайны и глубины, в которые и духи не могут проникнуть. Особые предначертания Провидения для них также сокрыты, но тайна им открывается, когда в известных обстоятельствах им поручается передать откровение людям.
Сношение Бога с ангелами и ангелов между собой происходит не так как между людьми, т.е. не при помощи членораздельных звуков или других видимых знаков. Чистые разумы не нуждаются ни в глазах, ни в ушах, чтобы видеть или слышать; они не имеют также голоса, чтобы выражать свои мысли - этот обычный посредник наших отношений им не нужен; но они выражают свои чувства особенным, присущим им чисто духовным способом. Им стоит только захотеть, чтобы быть понятыми.
Один Бог знает число ангелов; но оно не бесконечно и не могло бы быть таковым. По сказаниям Святых Отцов и Учителей Церкви, оно очень велико и даже поистине чудесно. Если число жителей города соответствует его величине, то нужно заключить, - так как земля есть только атом в сравнении с необъятным пространством вселенной, - что число обитателей небес и воздуха гораздо более числа людей.
Так как величие и блеск царей выражается количеством их подданных, слуг и царедворцев, то что же может дать большее понятие о величии Царя царей, как не великое множество ангелов, населяющих небо и землю, моря и бездны, а также и достоинство тех, которые постоянно пребывают распростёртыми ниц или стоящими пред Его престолом?
Отцы Церкви и богословы учат, что ангелы разделяются на три иерархии, или три чина, а каждый чин - на три хора.
Высшие из ангельских чинов называются в соответствии с исполняемыми обязанностями: Серафимами, потому что они как бы воспламеняются любовью пред ликом Божиим; другие - Херувимами, потому что они отражают светлое сияние Божественной мудрости; третьи - Престолами, потому что провозглашают величие Божие и распространяют сияние Его славы.
Ангелы второй категории носят название тех дел, которые им поручены в общем управлении вселенной, это - Господства, указывающие ангелам низших разрядов их миссии и поручения; Добродетели, которые исполняют чудеса, требуемые важнейшими интересами Церкви и человеческого рода; Силы, своей бдительностью и мощью защищающие законы, которыми управляется мир физический и моральный.
Чины третьего разряда разделяют между собой управление обществами и лицами, это: Начала (Принципы, или Князья), которым поручены царства, провинции и епархии; Архангелы, которые возвещают послания великой важности; Ангелы-Хранители, которые сопровождают каждого из нас, чтобы наблюдать за нашей безопасностью и за нашей святостью."
















Опровержение

§98.Общий вывод из этой доктрины тот, что ангелы - существа чисто духовные, предшествовавшие человечеству и превосходящие его, что это существа привилегированные, посвящённые высшему блаженству со времени своего сотворения, одарённые всеми добродетелями и знаниями, хотя они ничего не делают, чтобы их приобрести. Они стоят в первом ряду творения; в последнем ряду находится жизнь матерьяльная, а между этими двумя рядами творений Божьих находится человечество, состоящее из душ (духовных созданий, стоящих ниже ангелов), соединённых с матерьяльным телом.
Эта система вызывает несколько серьёзных возражений. Что это за чисто матерьяльная жизнь? Неорганическая материя? Но неорганическая материя не имеет жизни; идёт ли тут речь о растениях и животных? Тогда это уже четвёртый разряд творений, так как нельзя отрицать, что в разумном животном есть нечто большее, чем в растении, а в растении - больше чем в камне. Что же касается человеческой души, составляющей переход, то она соединена прямо с телом, которое само по себе есть материя; без души оно, как ком земли, не имеет никакой жизни.
Это разъяснение не ясно и не согласуется с наблюдением, оно похоже на теорию четырёх элементов, которая не выдерживает научной критики. Примем всё-таки эти три положения: создание духовное, создание человеческое и создание телесное; таков, говорят, Божественный план, план величественный и полный, как и подобает вечной мудрости. Заметим однако, что между этими тремя родами творений нет никакой необходимой связи; это три отдела существ, последовательно сотворённых одни после других, от одного до другого замечается перерыв, тогда как в Природе всё неразрывно, везде является чудный закон единства, все элементы которого, превращаясь из одного в другой, имеют точку соприкосновения, что легко доказать.
§99.Эти три выдающиеся пункта Творения, говорит Церковь, необходимы для гармонии Целого, будь хоть одним меньше - Творение было бы не полно и не согласовано с вечной мудростью.
Между тем один из основных догматов религии говорит, что земля, животные, растения, солнце, звёзды, самый свет были вызваны из небытия шесть тысяч лет тому назад, стало быть, до этого времени не было ни человеческих, ни животных существ, и в продолжение предшествовавшей вечности Божественное творение оставалось неполно и несовершенно. Сотворение мира, происшедшее за шесть тысяч лет до Р.Х., составляет капитальный догмат веры и ещё не так давно предавали анафеме науку за то, что она опровергла библейскую хронологию и доказала более глубокую древность Земли и её обитателей.
Несмотря на это Латранский Собор, один из Вселенских, предписавших законы веры, говорит: "Мы твёрдо верим, что есть только один истинный Бог, вечный и бесконечный, который в начале времён создал всё из ничего и сотворил как духовные, так и телесные существа. " Начало времён должно быть понимаемо как протекшие вечности, так как время бесконечно так же, как и пространство: оно не имеет ни начала, ни конца. Выражение "начало времён" есть символ, изображающий идею бесконечности предшествовавших времён. Итак, Латранский Собор твёрдо верует, что духовные и телесные создания были сотворены одновременно и вызваны из небытия во время неопределённого прошедшего. Как же понять тогда библейский текст, который определяет сотворение мира за шесть тысяч лет до наших дней? Предположим, что это и было именно время творения видимого мира. Кому же верить, "Библии" или Вселенскому Собору?
§100. Тот же Вселенский Собор высказывает ещё следующее странное предположение: "Душа же человеческая также духовна, но соединена с телом и составляет с ним одно целое: в том её назначение". Если основное назначение души быть соединённой с телом, то это её нормальное состояние, её цель, её смысл. Однако, душа бессмертна, а тело смертно; её союз с телом происходит только один раз по учению Церкви, и если бы он длился даже столетие, то что это значит в сравнении с вечностью? Для очень многих он длится только несколько часов; какая же польза душе от этого эфемерного союза? Ведь продолжительность такого существования совершенно незаметна в течение вечности. Правильно ли сказать, что её существенное назначение быть связанной с телом? Это соединение есть в сущности только случайное событие в жизни души, а не существенное состояние её.
Если назначение души - быть соединённой с матерьяльным телом, если по её природе и согласно целям Провидения союз этот необходим для проявления её способности, то нужно заключить, что без тела душа человеческая есть существо неполное. Следовательно, чтобы остаться тем, чем ей назначено быть, она должна покинуть одно тело, опять войти в другое, что приводит нас к мысли о необходимой множественности существований, иначе сказать, к беспрерывному перевоплощению. Странно, что Вселенский Собор, как один из светочей Церкви, до такой степени отождествил духовное существо с матерьяльным, что душа и тело как бы не могут существовать друг без друга, так как главное условие их творения - быть соединёнными.
§101. Ангельская иерархия показывает нам, что некоторые из ангелов имеют полномочия на управление физическим миром и человечеством и что они созданы для этой цели. Но по "Книге Бытия" мир существует только шесть тысяч лет; чем же занимались ангелы до этого, в продолжение вечности, когда предметы их попечений ещё не существовали? Были ли ангелы созданы до начала времён? Вероятно, были, так как они восхваляют Всевышнего, и если бы Бог их создал в какое-либо определённое время, то оставался бы без поклонения всю предшествующую вечность.
§102. Далее говорится: "Пока продолжается это соединение души и тела"... Значит, будет такое время, когда союз этот существовать перестанет? Это положение противоречит тому, которое из этого соединения делает необходимое назначение души.
Ещё говорится: "Мысли возникают в душе посредством чувств, из сравнения внешних предметов." Это философское учение верно только отчасти, но не абсолютно. По мнению учёного богослова, получение идей из чувственных впечатлений составляет условие, необходимо связанное с природою души; однако, он забывает о врождённых идеях, о высших способностях, о том иногда особенном наитии, которое дитя имеет со дня своего рождения, без всякого учения или наставления. Посредством каких чувств молодые пастухи - природные математики, удивляющие учёных, получили способность почти мгновенного решения самых сложных задач? То же можно сказать о многих скороспелых музыкантах, художниках и лингвистах.
Знания ангелов не являются следствием выводов и заключений разума; они знают потому, что они - ангелы и не имеют надобности учиться. Бог их создал таковыми: душа же должна учиться. Если душа получает идеи посредством телесных органов, какие мысли может получить душа ребёнка, умершего через несколько дней после рождения, - предполагая, по учению Церкви, что она не возродится?
§103. Здесь возникает жизненный вопрос: приобретает ли душа идеи и знания после смерти тела? Если она, отделившись от тела, не может приобрести ничего больше, то душа ребёнка, дикаря, кретина, идиота или неуча останется навсегда такою, какою была в момент смерти: она обречена на вечное ничтожество.
Если же она приобретает новые познания после настоящей жизни, значит, она может совершенствоваться. Без будущего прогресса души приходишь к бессмысленным выводам, с прогрессом же - к отрицанию всех догматов, основанных на конечном её состоянии, на неизменяемости её судьбы, вечности мучений и т.д. Если же она совершенствуется, то где же конец её совершенствованию? Нет никакого основания думать, чтобы душа не могла достичь положения ангелов или чистых духов. Если же она может этого достигнуть, то не было надобности создавать привилегированных духов, избавленных от всякого труда и пользующихся вечным блаженством, не делая ничего для его достижения, тогда как другие, менее счастливые, достигают вечного блаженства только после долгих и тяжёлых страданий и испытаний. Конечно, Бог мог бы это сделать, но, если предполагать бесконечное совершенство, без которого нет Бога, то нужно предположить и то, что Он не делает ничего бесполезного и ничего такого, что не соответствовало бы Его высшей справедливости и доброте.
§104. "Так как величие и блеск царей выражается количеством их подданных, слуг и царедворцев, то что же может дать большее понятие о величии Царя царей, как не великое множество ангелов, населяющих небо и землю, моря и бездны, а также достоинство тех, которые постоянно пребывают распростёртыми ниц или стоящими пред Его престолом?"
Не унижает ли Божественное достоинство это сравнение славы Бога с пышностью царей на земле? Мысль эта, внедрённая в невежественные массы, искажает понятие, которое они должны иметь о настоящем величии Божьем: Он - Бог, а Его приравнивают к мизерным размерам человечества, предполагают в Нём потребность иметь миллионы обожателей и поклонников, вечно распростёртых пред Ним. Это значит приписывать Ему все слабости деспотических и гордых властителей Востока. Что возвеличивает государя действительно великого? Неужели количество и блеск его придворных? Нет. Его доброта, его справедливость и заслуженное название отца своего народа. Спрашивают, есть ли что лучшее, могущее дать понятие о величии Бога, как не множество ангелов, составляющих Его свиту? - Да, действительно, есть нечто лучшее, - это представление о Боге одинаково милосердном, благом и справедливом ко всем своим творениям, а не мстительном, гневном, неумолимом, пристрастном, создавшем лишь ради Своей собственной славы привилегированных существ, которых Он сотворил для вечного блаженства и одарил всеми благами, тогда как других Он заставляет добиваться счастья трудом и искупать вечными карами минуту заблуждения.
§105. Учение Спиритизма в отношении соединения души и тела гораздо более спиритуально, чтобы не сказать менее матерьяльно, и более согласно с назначением души. Оно говорит нам: душа независима от тела, которое есть только временная её оболочка; сущность её духовна, и нормальная жизнь её есть жизнь духовная. Тело есть только орудие для управления способностями души в её отношениях к матерьяльному миру; отделившись же от тела, она пользуется своими способностями с ещё большей свободой и гораздо шире.
§106. Её союз с телом, необходимый на первых ступенях её развития, имеет место только во время её, если можно так выразиться, детства и отрочества, но когда она достигает известной степени совершенства и дематерьялизации, союз этот ей оказывается больше не нужен, и тогда душа прогрессирует уже исключительно жизнью духа. Как бы ни многочисленны были матерьяльные существования, они все ограничены жизнью тела, и общий их итог составляет во всяком случае только самую малую долю духовной жизни, которая вечна.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь