Картина христианского ада
§54.Мнение богословов об аде излагается в следующих изречениях,8 которые почерпнуты из сочинений и житий святых Отцов Церкви и служат выражением ортодоксальной религии, постоянно повторяясь с церковных кафедр, как католических, так и евангелических исповеданий.
§55."Демоны суть духи, а осуждённые, находящиеся в настоящее время в аду, могут также считаться духами, потому что только душа их спустилась туда: кости же их, превратившиеся в пыль, постоянно перерождаются, то в растения, то в плоды, то в минералы, в жидкости и таким образом проходят без их ведома различные стадии превращения материи. Но осуждённые, как и святые, должны в последний день воскреснуть и воплотиться в то матерьяльное тело, которое они имели, живя на земле. Различие между ними будет состоять в том, что избранные воскреснут и воплотятся в сияющие и чистые тела, а осуждённые - в тела, осквернённые и обезображенные грехом. Таким образом, в аду будут не одни только духи, но и люди, подобные нам. Следовательно, ад есть место физически определённое, матерьяльное и будет заселён земными существами, имеющими плоть и кровь, кости, руки, ноги и т.д. и нервы, существами, способными испытывать страдания и боль.9
Где же расположение ада? Некоторые учёные поместили его внутрь земли, другие же на каких-то планетах, но ни один собор не решил этого вопроса. На этот счёт остались одни предположения. Единственное, что утверждают, это, что где бы ад ни находился, он есть область, созданная из матерьяльных элементов, но лишённая солнца, луны и звёзд; самое печальное, самое бесприютное место, в котором нет ни крупицы, ни намёка на добро, хуже самых ужасных мест того мира, в котором мы грешим.
Осторожные богословы не решаются описывать этот ад и все ужасы его, как египтяне, индусы или греки. Они ограничиваются только указанием на то, что говорится в Священном Писании, как-то: на реки огня, на серое озеро Апокалипсиса и на червей пророка Исайи, вечно копающихся в падали, на демонов, мучающих людей, которых они же погубили, и на людей, плачущих и скрежещущих зубами, как говорит Евангелие.
Бл.Августин не допускает, чтобы эти физические страдания были только символами мук моральных. Он видит настоящую, горящую серную реку, настоящих червей и змей, жалящих тела осуждённых. Он утверждает, на основании одного стиха Евангелия св. Марка, что этот удивительный огонь, хотя совершенно матерьяльный и подобный земному огню, действует на тела как соль, т.е. сохраняет их, что осуждённые, эти вечно мучающиеся, но вечно живые жертвы будут вечно чувствовать этот огонь, но не сгорать; он будет проникать им под кожу до мозга костей, до зрачков глаз, до самых сокровенных фибр их существа. Если бы они могли опуститься в кратер вулкана, то он показался бы им местом отрады и покоя.
Так с полной уверенностью говорят самые скромные, самые сдержанные богословы; они не отрицают впрочем, что в аду есть и другие телесные муки, но только прибавляют, что не имеют достаточно знаний на этот счёт, знаний столь определённых, как вышеуказанные описания огненных мук или терзаний посредством червей и змей. Но есть более смелые богословы, которые описывают ад подробнее, разнообразнее и полнее, и хотя никто не знает, где находится этот ад, но есть святые, которые его видели. Они не спускались туда, как Орфей с лирой в руках, или как Улисс с мечом, но переносились туда в духе, как, например, Святая Тереза.
Судя по рассказам этой святой, нужно предполагать, что в аду есть города; она видела там род улиц, длинных и узких, как в древних городах. Когда она туда вошла, она должна была ступить на ужасно изрытую и вонючую дорогу, где пресмыкались отвратительные гады; но вдруг ей преградила путь стена, в которой находилось углубление или ниша, куда она и запряталась, сама не понимая каким образом. Это, по её словам, место, предназначавшееся ей, если бы она злоупотребила теми милостями, которые Бог посылал ей в её келью в Авиле. Она каким-то чудесным способом проникла в эту нишу, но в ней нельзя было повернуться, ни стать, ни сесть, ни лечь, ни ещё меньше выйти из неё; эта стена обхватила её каменными объятиями и сжимала, как живая. Ей казалось, что её душат, раздирают её живую на клочки, что её жгут, одним словом, она испытывала ужасы всевозможных мук. На помощь не было надежды, всё вокруг было покрыто мраком, и вместе с тем из мрака ясно выступала улица, по которой она шла, со всем её отвратительным населением, вид для неё столь же невыносимый, как и сами объятия её темницы.10
Это был маленький уголок ада. Другие духовные путешественники видели в аду большие города в огне, как то: Вавилон, Ниневию, даже Рим, все их дворцы и храмы, объятые огнём и жителей в цепях; торговцев за прилавками, священников вместе с придворными в праздничных залах, вопиющих на своих креслах, с которых они уже не могли сойти и подносящих к своим губам чаши, из которых вылетало пламя; слуг, коленопреклонённых в кипящих клоаках, и князей, бросающих им золото, льющееся расплавленною лавою. Другие видели в аду бесконечные поля, возделываемые голодными крестьянами; на этих бесконечных полях ничего не вырастало, и крестьяне пожирали друг друга, но столь же многочисленные как и прежде, столь же голодные и худые, они расходились в пространство, тщетно отыскивая более счастливые места, и тотчас же заменялись другими, также голодными и страждущими. Иные видели в аду горы, изрезанные пропастями, стонущие леса, колодцы без воды, источники, наполненные слезами, реки крови, снежные вихри в ледяных пустынях, лодки, несущиеся по безбрежному морю, наполненные охваченными отчаянием людьми; одним словом, видели всё то, что изображали и язычники; это было плачевное отражение земли, с непомерно увеличенными несчастьями, увековеченными естественными страданиями и даже тюрьмами, виселицами и орудиями пытки, приготовленными нашими собственными руками.
Находились там и демоны, которые, чтобы лучше мучить людей, сами облекались в тела. Они имели крылья летучих мышей, рога, когти, чешую черепахи и острые зубы; нам показывают их вооружёнными мечами, вилами, щипцами, пилами, тисками, мехами, дубинами, и они в продолжение целых веков, не переставая, возятся с человеческим телом, как повара или мясники;11 то они, превращённые во львов или огромных змей, тащат свои жертвы в уединённые пещеры; то превращаются в воронов, чтобы выклёвывать глаза у виновных; то в летучих драконов, уносящих кричащих, вопиющих, окровавленных грешников на своих спинах, чтобы потом низвергнуть их в серные горящие озёра. Вот тучи саранчи, гигантских скорпионов, вид которых ужасен, запах вызывает тошноту, а легчайшее прикосновение производит судороги; вот страшные чудовища с разверстой пастью, потрясающие гривами, раздробляющие своими челюстями осуждённых, а потом извергающие их целыми, потому что бессмертны.
Эти демоны своими формами напоминают богов Тартара и идолов, которых обожали финикияне и другие язычники, живущие в соседстве сИудеей 12.Эти демоны действуют не случайно; каждый имеет своё назначение и своё дело, зло, которое они творят в аду, находится в соотношении со злом, которое они внушали людям на земле.13 Осуждённые испытывают наказание во всех своих чувствах и во всех органах, потому что согрешили всеми органами; так, обжоры будут наказаны демонами обжорства; лентяи - демонами лености; прелюбодеи - демонами блуда и т.д. столькими способами, сколько есть способов грешить. Они, сгорая, будут чувствовать холод, а замерзая, изнемогать от жара; будут в одно и то же время жаждать отдыха и желать движения; вечно чувствовать голод и жажду, испытывать усталость хуже, чем раб к концу дня; болеть хуже умирающих; будут изломаны, избиты, покрыты ранами, как истинные мученики, - и это не кончится никогда.
Никогда ни один демон не откажется исполнять свою ужасную миссию, они все в этом отношении хорошо дисциплинированны и верно исполняют свой долг мести, принятый ими на себя, иначе, что бы сталось с адом? Наказуемые отдыхали бы, пока их палачи ссорились бы между собою или сами отдыхали. Но нет отдыха одним, нет ссор между другими, как бы злы ни были и какое бы их ни было количество, они отлично понимают друг друга и действуют вполне согласно. Никогда не было на земле нации, более покорной своим властелинам, армии более послушной своему начальнику, монастырской общины более смиренной перед своим настоятелем.14
Мало известны низшие разряды демонов, этих низменных духов, из которых составлены легионы вампиров, жаб, скорпионов, воронов, гидр, саламандр и других бессменных гадов, из коих состоит фауна адских областей. Но известны имена нескольких князей, повелевающих этими легионами, между прочими Бельфагор - демон сладострастия, Аббадон, или Аполлион, - демон убийства, Вельзевул - демон нечистых желаний и покровитель мух, порождающих тление, Мамон - демон скупости, Молох, Белиал, Ваалгад, Астарод и множество других, и над ними их всеобщий глава, мрачный архангел, который на небесах носит имя Люцифера, а в аду - Сатаны.
Вот вкратце описание ада, рассматриваемое с точки зрения физической природы и физических мучений, испытываемых там осуждёнными. Откройте писания Отцов Церкви и древних учёных; справьтесь с нашими благочестивыми легендами, посмотрите на статуи и картины наших церквей, прислушайтесь к тому, что говорится с кафедр - и вы узнаете ещё больше."
§56.Мы, со своей стороны, сопроводим эти картины следующими размышлениями, важность которых всякому понятна:
Воскресение тела - есть чудо: но Бог совершает двойное чудо, давая этому мёртвому телу, уже изношенному преходящими испытаниями жизни, возможность без разрушения противостоять огню в горниле, где расплавились бы даже металлы. Если бы сказали, что душа есть свой собственный палач, что Бог не преследует её, а только покидает её в несчастном положении, которое она сама себе избрала, это можно было бы ещё понять, хотя покинуть на век заблудшее и страдающее существо кажется несовместимым с благостью Создателя; но то, что говорится о душе и муках духовных, никак не может относиться к телу и телесным мукам; чтобы продолжить до бесконечности эти телесные муки недостаточно, чтобы Бог отвёл руку Свою, нужно, наоборот, чтобы он наложил её, чтобы Он действовал, без чего тело не устоит и распадётся. Богословы предполагают, что Бог и совершит после воскресения это второе чудо, о котором мы говорили. Он извлечёт из могил наши бренные тела, какими они были туда положены с их прирождёнными недостатками и повреждениями старости, болезни и порока, и Он отдаст их нам в этом состоянии: дряхлыми, больными и полными нужд, покрытыми всеми язвами, причинёнными жизнью и смертью - и это первое чудо; затем, этим жалким телам, готовым рассыпаться в прах, Он придаст свойства, которых они никогда не имели и это - второе чудо. Он даст им бессмертие, тот самый дар, который Он в гневе Своём (вернее, в милосердии) отнял у Адама при выходе его из Эдема. Когда Адам был бессмертен, он был неуязвим, а когда он перестал быть неуязвимым, он стал смертен.
Воскресение, стало быть, не восстанавливает нас в физическом состоянии первого человека, ни в физическом состоянии человека греховного. Это воскресение наших слабостей, с прибавлением ещё новых, бесконечно более ужасных. В значительной мере это как бы новое сотворение, и значительно более ужасное, чем всё, что способно представить наше воображение. Как будто Бог передумал и, чтобы прибавить к душевным мукам муки телесные, которые могли бы длиться вечно, Он вдруг изменяет законы, Им Самим определённые от начала веков, воскрешает больные и истлевшие тела и соединяет их разрозненные элементы, сами собой готовые распасться. Против всех законов Природы Он поддерживает вечную жизнь в этом живом разложении и бросает его в огонь не для того, чтобы очистить, но чтобы сохранить его таким, каково оно есть, и такую-то плоть, подверженную болезням, страдающую, горящую, ужасную, Он делает бессмертной!
Это чудо словно бы превращает Бога в одного из адских палачей, потому что, если в своих духовных страданиях грешники могут пенять лишь на самих себя, то страданиями этого рода они уже обязаны исключительно Ему. Богу словно бы недостаточно было после смерти предоставить души их собственной совести, раскаянию и тоске с сознанием потерянного счастья. По учению теологов, Бог будет разыскивать их в этой вечной ночи, на дне мрачной бездны, не для того, чтобы утешить и успокоить их, но чтобы одеть в отвратительные, заражённые тела, которые никогда не уничтожаются, и тогда покинет их навсегда.
Он даже не покинет их, поскольку ад так же, как небо и земля, существует благодаря постоянному воздействию Его воли. И как только Он лишит его Своей поддержки, ад неминуемо исчезнет. И так Его рука будет бесконечно находиться на осуждённых, чтобы помешать прекращению огня и растлению их тел, желая, чтобы эти несчастные бессмертные продолжительностью своих мук способствовали назиданию избранных.
§57.Мы не без основания сказали, что христианский ад превзошёл своими ужасами языческий. Действительно, в Тартаре мы видим виновных, мучимых совестью, непрестанно видящих свои преступления и свои жертвы, напрасно бегущих от пронизывающего света и от взглядов, которые их всюду преследуют; гордыня там принижена и наказана, все носят на себе печать своего прошлого, все наказаны своими же собственными прегрешениями, так что для некоторых достаточно, если они предоставлены собственной совести и нет надобности прибавлять ещё другие наказания. Но там это тени, т.е. души в их флюической оболочке, подобия их земного воплощения, они не приняли вновь своей телесной оболочки, чтобы страдать физически от огня, проникающего через кожу и пронизывающего их до мозга костей, и всех иных утончённых способов мучений, которые преимущественно составляют основание христианского ада. Там есть непреклонные, но справедливые судьи, которые назначают пропорционально прегрешениям, тогда как здесь, в царстве Сатаны, все перемешаны в общих мучениях, всё основано на физической, матерьяльной боли, а правосудие и справедливость упразднены.
В настоящее время, конечно, в самой Церкви немало людей здравого смысла, не допускающих буквальное толкование этого учения и видящих в нем аллегорию, но мнение их единично и не составляет закона. Учение о матерьяльном аде, со всеми его последствиями, тем не менее до сих пор составляет догмат веры.15
Спросят, конечно, каким образом в экстазе люди могли всё это видеть, если этого не существует? Но здесь не место объяснять все случаи и источники фантастических видений, появляющихся иногда со всеми признаками реальности. Мы скажем только, что экстаз - наименее верный способ откровения,16 потому что это крайне возбуждённое состояние не всегда бывает способно к столь полному отделению духа, как то может показаться, и что очень часто в нём отражается влияние предыдущего дня. Мысли, которыми проникнут ум и отпечаток которых сохраняется в мозгу или в периспритальной оболочке, воспроизводятся в усиленном виде, словно в мираже, перемешиваются, переплетаются и выражаются иногда в чрезвычайно странных образах и формах, составляя причудливые картины.17 Исступлённые всех религий всегда имеют видения того, во что они веруют; стало быть, не удивительно, что Св. Тереза, сильно проникнутая идеей ада, каким её ей изображали, имела видение, которым соответствует на самом деле не что иное, как простые кошмары. Язычник, сильно верующий, видел бы Тартар и Фурий в нём так же, как Олимп и Юпитера, держащего в руке свои громы.
1 Один ребёнок, которому священник описал заманчивую картину будущей жизни, спросил его: "Все ли они там едят белый хлеб, как в Париже?" (А.К.)
2 Проповедь, произнесённая в Монпелье в 1860 году. (А.К.)
3 "Праведные, не оставляя занимаемых ими мест, могут иногда, благодаря духовной способности и ясности зрения, созерцать на расстоянии муки ада; и, видя их, не только не испытывать печали и сострадания, но в избытке радости прославлять Бога за своё блаженство, в то время как нечестивые переживают невыразимые мучения." Св. Фома Аквинский. (А.К.)
4 Проповедь произнесённая в Париже в 1861 г. (А.К.)
5 По нормам русского правописания, говоря о Христе в 3-м лице, пишут Он, Его и т.д. Мы же в книгах спиритов пишем эти местоимения со строчной буквы, прописная употребляется только тогда, когда речь идёт о Боге. К этому нас обязывает спиритическая идеология: спириты не считают Христа Богом или даже "Сыном Божьим" в буквальном смысле. С точки зрения Спиритизма, каждый человек - точно такой же сын Божий и вполне имеет право заявить о себе: "Я есмь сын Божий." Для спиритов Иисус Христос - не божество, но дух, стоящий на самой вершине Духовной Иерархии и представляющий для нас, Землян, самого Бога. (Й.Р.)
6 Курсив наш. Эта весьма важная мысль по сути дела объясняет причину возникновения атеизма и задачи, которые по Вышнему замыслу он должен был решить в земном человечестве. Ведь нелепо и помыслить, будто в мире, управляемом Богом, атеизм, т.е. безбожие, мог появиться просто так и сам по себе. Всё это знак того, что идеи, которые люди составили себе о Божестве, и их религиозная практика не соответствовали действительности и перестали, на определённом этапе духовного развития человечества, удовлетворять видам Создателя. Вот и нужно было место расчистить для новых идей, выраженных в Третьем Откровении. (Й.Р.)
7 См."Евангелие от Спиритизма", гл. III. (А.К.)
8 Это извлечение взято из сочинения Огюста Калле, озаглавленного "Ад". (А.К.)
9 В этом описании можно усмотреть аллегорическое описание участи преступных душ, которые воплощаются в мирах матерьяльной Вселенной, где жизнь ещё более мучительна, чем на Земле. Вместе с тем и наша планета не всегда соответствует своему статусу чистилища: очень часто то один, то иной регион её подпадает под категорию ада. Так, скажем, люди, жившие и массово умиравшие в России с 1917 по 1956 гг. имеют все основания считать, что они прошли через ад, аллегорические и бледные описания которого силились дать Отцы Церкви. (Й.Р.)
10 Это видение носит определённый характер кошмара; вероятно, что явление именно этого рода и имело место у Св. Терезы. (А.К.)
Что касается образов, порождаемых кошмаром, то они, надо сказать, никогда не отличались особенным разнообразием. Вообще многим "святым" было свойственно мучавшие их кошмары выдавать за "видения" и "откровения свыше", чем и объясняется бредовость их сообщений. Весьма грустно читать этот поповский бред (бред не только в переносном, но и в буквальном смысле), излагаемый учёным богословом с напыщенностью и научной серьёзностью как самые реальные факты жизни. И ещё необходимо отметить, что фантазия отшельников и монахов никогда не была отмечена эстетическим чувством. (Й.Р.)
11 Учёный богослов малость запамятовал: выше он говорил, что "осуждённые, находящиеся в аду, суть духи, потому что только душа их спустилась туда", а физическое тело превратилось в пыль; теперь же, оказывается, черти в аду века напролёт "возятся с человеческим телом", невесть откуда взявшимся, "как повара или мясники". Словом, бред, он и есть бред. (Й.Р.)
12 Курсив наш. То, что автор учёной диссертации употребил здесь не "плюсквамперфект", а настоящее время, есть факт весьма знаменательный: мы тем самым вольны понять, что ум автора живёт не настоящей жизнью, а блуждает в мире иллюзий и грёз, в мире фантазии и вымысла, к тому же, как мы уже убедились, крайне болезненных, где финикияне и прочие язычники, а также Иудея куда более реальны, чем современные автору немцы, англичане и, скажем, Швеция. Разумеется, такой человек не может рассуждать здраво и пишет вздор. Сочинитель данного эссе напрочь лишён чувства юмора, которое просто не позволило бы ему написать сии строки. Короче говоря, их автор вполне заслуживает диагноза. А между тем он - типичный духовенский теоретик и столп богословской премудрости и эрудиции. (Й.Р.)
13 Воистину странное наказание - делать то же зло, что и на земле, но только в больших размерах. Было бы разумнее заставить их самих терпеть его, нежели позволять причинять другим. (А.К.)
14 Эти самые демоны, не покоряющиеся воле Божией, кротки и примерно послушны, чтобы делать зло. Ни один из них не отступает и не медлит в течение вечности. Какое странное превращение совершилось с теми, кто был создан чистым и совершенным как ангелы. Не странно ли видеть, что они подают пример полного единодушия и гармонии, тогда как люди не умеют жить в мире на земле и раздирают друг друга? Видя такую роскошь возмездия для отверженных и сравнивая их положение с положением демонов, невольно спросишь: кто более достоин сожаления - палачи или жертвы? (А.К.)
15 Любопытно, что хотя бы в конце ХХ века в англиканской Церкви вызрела мысль об упразднении ада. Так, недавно её Генеральный Синод одобрил догмат об "угасании" и "небытии", постигающем закоренелых грешников после кончины. Епископ Ньюкастлский сказал при этом: "Бог ведь не какой-то садист или чудовище." (Й.Р.)
16 См. "Книгу Духов", NN 443, 444.(А.К.)
17 Весьма поучительно сопоставление видений, посещавших христианских экстатиков с загробными видениями души умершего, описываемыми в "Бардо-Тодол". Всё это впечатления и ощущения, имеющие отношение скорее к оставленному телу, связь с которым у души ещё не разорвана, нежели к бессмертному духу, вступающему в мир Вечной Жизни. (Й.Р.)
Глава Пятая
ЧИСТИЛИЩЕ
§58."Евангелие" нигде не упоминает о чистилище, которое признано Церковью только в 593 году. Этот догмат, конечно, более рационален и более согласуется со справедливостью Божией, чем ад, так как устанавливает менее суровые наказания, даёт возможность искупления менее тяжких преступлений.
Идея чистилища зиждется на справедливости по сравнению с человеческим правосудием - это временное заточение, а не вечное осуждение. Что сказали бы о стране, которая не имела бы других наказаний, кроме смертной казни, за все преступления без различия? Помимо чистилища, души имели бы только две альтернативы или два выбора: абсолютное блаженство и вечное мучение. По этой гипотезе, души, виновные только в ничтожных проступках, должны разделить блаженство избранников, не будучи совершенными, или нести наказание наравне с великими грешниками, не сделав большого зла, что было бы несправедливо и неправильно.
§59.Но понятие о чистилище, конечно, должно было быть неполно, и потому, не зная других наказаний, кроме огня, из него сделали нечто вроде ада, души там тоже горят, но в менее сильном огне. Так как прогресс или исправление душ не согласуется с вечным мучением, то души выходят оттуда не по своим заслугам, а силою молитв, приносимых за умерших или заказываемых о них за деньги. Если первая мысль и была хороша, то нельзя того же сказать о её следствиях благодаря тем злоупотреблениям, которые она породила. Платные молитвы сделали чистилище более выгодным источником доходов, чем ад.1
§60.Место чистилища никогда не было определено, а равно и характер его наказаний. Пробел этот предоставлено пополнить новому откровению, которое объяснило нам причину земных страданий, справедливость которых доказывает множественность существований.
Эти страдания составляют необходимые последствия несовершенства души, так как, если бы душа была совершенна, то не грешила бы и не подвергалась последствиям греха. Человек, воздержанный и умеренный во всём, не испытывает болезней, происходящих от излишества. Чаще всего человек несчастен по собственной вине, но, если он несовершенен, то значит уже был таким до своего появления на земле; если он искупает свои настоящие прегрешения, то также и те, которые совершил в предыдущем существовании и ещё не успел искупить, и если терпит жизнь полную испытаний, то это от того, что заставлял других терпеть то же самое в другой жизни. Превратности, которые он испытывает, служат временным испытанием и, вместе с тем, указывают на несовершенства, от которых он должен исправиться, чтобы избежать будущих несчастий и прогрессировать по пути добра. Это для души уроки жизненного опыта, иногда очень суровые, но тем более полезные для будущего, чем глубже впечатление, оставляемое ими. Эти превратности представляют случаи постоянной борьбы, которая укрепляет душу, развивает её моральные и интеллектуальные силы, и она выходит из них всегда победительницей, если только имеет мужество довести борьбу до конца. Награда за победу - жизнь духовная, в которую душа входит торжествующая и сияющая, как воин после одержанной победы.
§61.Каждое существование есть для души шаг вперёд, к совершенству; от человека зависит, чтобы этот шаг был по возможности велик, чтобы сразу переступить несколько ступеней и не топтаться на месте; в последнем случае он будет страдать без пользы, а так как рано или поздно нужно заплатить свой долг, то ему придётся вновь начинать существование, в условиях ещё более тяжёлых; к незаглаженным проступкам он прибавит ещё новые.
Таким образом, в последовательных воплощениях душа мало-помалу освобождается от своих несовершенств и очищается до тех пор, пока не сделается достойной покинуть мир искуплений для того, чтобы переселиться в более счастливые миры, а потом и в высшие, в которых будет наслаждаться полным блаженством.
Итак, чистилище не есть смутная и неопределённая идея: это действительность, матерьяльная реальность, которую мы видим и испытываем на себе, оно находится в мирах искупления, а Земля есть лишь один из этих миров; здесь люди искупают своё прошлое и настоящее в зачёт будущего. Но вопреки понятию, которое обыкновенно составляют себе о чистилище, всякий сам может сократить или продолжить своё пребывание в нём, смотря по успехам, которых он достигнет, работая над своим совершенствованием; он возвысится не потому, что кончился срок его испытаний или по молитвам других, а по собственным заслугам, согласно словам Иисуса Христа: "Каждому по делам его", словам, выражающим всё правосудие Божие.
§62.Тот, кто страдает в этой жизни, должен, стало быть, знать, что он заслужил это тем, что недостаточно очистился в прежней своей жизни, и если не сделать этого теперь, то должен будет страдать ещё и в следующей жизни. Это вполне логично и справедливо. Страдания присущи несовершенству, - как и болезни: страдают, пока длится болезнь или несовершенство, и до тех пор, пока не выздоровеют или не исправятся окончательно. Так, если человек горд, то он страдает от последствий гордыни, если эгоистичен, то от своего себялюбия.
§63.Всякий виновный дух страдает прежде в жизни духовной. Потом ему даётся жизнь телесная как средство исправления. Вот почему он оказывается здесь на земле часто с теми людьми, которых обидел в предыдущей жизни, и в обстоятельствах, подходящих или противоположных тому положению, в которых он грешил, например, он находится в бедности, если дурно пользовался богатством, в унижении, если был горд.
Искупление в мире духовном и на земле не составляет двойного наказания духа. Оно всё то же, но продолжается на земле как дополнение, чтобы дать духу возможность улучшиться. От него зависит воспользоваться этой возможностью. Не лучше ли для духа возвратиться на землю, имея впереди возможность достигнуть лучшей жизни, чем быть осуждённым безвозвратно, покинув её? Эта свобода выбора, дарованная ему Богом, есть доказательство мудрости, благости и справедливости Божией. Бог хочет, чтобы человек, был всем обязан самому себе, своим усилиям и был сам строителем своего будущего; если он несчастлив более или менее продолжительно, то винить в этом может только самого себя: путь к совершенству ему всегда открыт.
§64.Если рассмотреть, как велики страдания некоторых преступных духов в незримом мире, как ужасно положение некоторых из них, в каком они находятся страхе и насколько усиливаются их страдания от невозможности определить их окончание, то можно бы сказать, что это и есть ад, если бы только слово это не выражало идею о вечном и матерьяльном страдании. Благодаря откровению духов и примерам, которые они нам представляют, мы знаем, что продолжительность искупления зависит от степени исправления виновного.
§65.Итак, Спиритизм не отвергает будущих наказаний, а, напротив, подтверждает их. Он не допускает только физически определённого ада, с его горящими печами и непрощёнными грехами. Но чистилища он не отрицает, так как доказывает, что мы сами в нём находимся; но он точнее определяет его, объясняя причины земных страданий и тем заставляя верить в него тех, кто раньше отрицал его.
Не отвергает ли Спиритизм молитв за умерших? -Напротив: страждущие духи сами о них просят. Потому Спиритизм ставит молитвы в обязанность милосердия и доказывает их необходимость для возвращения душ к добру и сокращения таким образом их мучений.2 Действуя на рассудок, Спиритизм возвращает к вере неверующих и к молитве тех, кто над нею насмехается. Он говорит, что та молитва действительная, которая в сердце, а не только на словах, когда молишься сам, а не заказываешь молитву за деньги. Кто осмелится осуждать такое учение?
§66.Где бы ни происходило наказание, в жизни ли духовной или на земле, и сколько бы времени оно ни длилось, оно всегда будет иметь конец, более или менее близкий или отдалённый. В сущности для духов существуют две альтернативы: временное наказание, соответственное виновности, или награда, смотря по степени заслуг. Спиритизм не признаёт третьего вывода, т.е. вечного осуждения. Ад остаётся для него фигурой, символизирующей наивысшие страдания, срок которых неизвестен. Чистилище же есть действительность.
Слово "чистилище" создаёт понятие об определённом месте и весьма естественно прилагается более к Земле, как к месту искупления, чем к беспредельному пространству, где витают страждущие духи; да и по существу своему земная жизнь есть настоящее искупление.
Когда люди будут совершеннее, из их среды будут переходить в незримый мир только добрые духи, и, в свою очередь, духи, воплощаясь, будут вносить в человечество только усовершенствованные элементы, тогда Земля перестанет быть миром искупления, и люди не будут больше страдать от нищеты и лишений как прямых последствий своих несовершенств. В настоящее время происходит уже это преобразование, которое возвысит Землю в иерархии миров. (См."Евангелие от Спиритизма, гл.III).
§67.Но почему же Христос не говорил о чистилище? Потому что идеи этой не существовало, тогда и не было слова для её выражения. Христос пользовался словом "ад", как единственным, которое было в употреблении для обозначения всех будущих мук без различия. Если бы он рядом с этим словом поставил слово, равнозначащее по смыслу слову "чистилище", то он не мог бы придать ему настоящего его смысла, не затронув тех вопросов, которые назначались для будущего; это было бы, между прочим, назначением двух отдельных мест для наказаний. Слово "ад", подразумевающее идею о наказании, заключает в себе и идею о чистилище, которое есть только один из способов наказания. Будущее, долженствующее просветить людей насчёт истинного назначения наказаний, должно будет поставить и ад на его настоящее место.
Если Церковь по прошествии шести веков нашла нужным к словам Иисуса Христа прибавить и установить существование чистилища, значит, она думала, что Иисус Христос открыл не всё. Отчего бы не думать так и по поводу других постановлений?
1 Чистилище породило скандальную торговлю индульгенциями, с помощью которых продавали право входа в рай. Эти злоупотребления были первой причиной Реформации и заставили Лютера отвергнуть чистилище. (А.К.)
2 См."Евангелие от Спиритизма", гл.XXVI, "Действие молитв". (А.К.)
Глава Шестая