Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Юрий Алянский. Театр в квадрате обстрела/ Л-м. искусство. 1967. с.33-34.



Ольга Берггольц:

Письма, которые получила я зимой 1941/32 года на свои передачи, в частности на передачу по новый, 1942 год, останутся для меня на свою жизнь самой высокой наградой.

В радиокомитет приходили также заявки на чтение классической и советской литературы. В январе были особые передачи - «Чтения с продолжением». Был прочитан ряд отрывков из «Илиады» Гомера, а артист А. Янкевский читал несколько дней подряд «Педагогическую поэму». Янкевский был очень плох, он почернел, еле дышал, но Макаренко был когда-то его учителем, и артисту страстно хотелось дочитать цикл.

Однажды он пришел в таком состоянии, что Бабушкин шепнул:

- Боюсь, что он не дочитает сегодня… - и вместе с ним на всякий случай, - пошел в студию. Но Янкевский дочитал цикл. А как много (и как хорошо!) читала по радио любимица маленьких радиослушателей Маша Петрова – впоследствии заслуженная артистка республики!

Из этих передач - «Чтения с продолжением» - постепенно родился «Театр у микрофона». У микрофона артисты радиокомитета стали разыгрывать целые пьесы, преодолевая голод, слабость, быструю утомляемость. Репетировали по частям печатавшуюся в «Правде» пьесу А. Корнейчука «Фронт», затем исполняли ее перед микрофоном, затем, некоторое время спустя, перенесли на сцену. Так, к концу сорок второго года, из артистов радиокомитетского «Театр у микрофона» и артистов 1-й фронтовой агитбригады в осажденном городе родился под вой и свист снарядов и бомб) без всякого метафорического преувеличения – увы!) новый театр, где все, от режиссера В.Мойковского, артиста А.Янкевского до рабочих сцены, были самыми подлинными и рядовыми защитниками Ленинграда. Театр успешно работал, А в 1962 году он отметил свое двадцатилетие – он называется теперь театром имени Комиссаржевской, он популярен и любим не только в Ленинграде, но и в стране, по городам которой ежегодно дает гастроли с неизменным успехом. Я счастлива, что вот уже третий год в репертуаре этого театра есть и моя пьеса – о самых суровых днях блокады, об ее героической и трагической зиме 1941/42 года, что в одном эпизоде звучит мой голос – пленка сохранившегося чудом выступления перед новым 1942 годом.

Пьеса называется «Рождены в Ленинграде». На премьеру ее все артисты и работники театра, не сговариваясь, и – что самое удивительное и трогательное - множество зрителей пришли с медалями «За оборону Ленинграда». Не ради пустого хвастовства говорю я это, но для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, как умеет хранить город-герой свои революционные и боевые традиции - хранить не умственно, а всем сердцем. А на юбилее «Блокадного театра» в октябре 1962 года многих и многих пришлось помянуть нам добрым словом и вставанием, и все с глубоким душевным трепетом вспоминали славные и смертоносные, но непобедимые дни «Театр у микрофона»…(Изд. Художественная литература» ЛО. Л. 1967. с. 136-137. )    

 

Я не знаю, что это был за концерт, кто в нем был занят, какая была программа. Но почувствовал всю его необходимость и пользу тогда – в 1943 году. Это концерт состоялся через год после рождения театрального коллектива, рождения театра Блокадного, носящего ныне имя великой русской актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской.

Листая страницы книги «Блокада день за днем», я не обнаружил в ней сообщения о создании театра. Не обнаружил и не удивился. Ведь и сам, работая в театре много лет, не нашел времени встретиться и поговорить со всеми, кто создавал этот театра, кто стоял у его истоков, кто недоедал, мерз, падал в глубокий снег, поднимался и шел на репетицию, шел в театр, шел на встречу со зрителем… теперь уж поздно… многих нет…

Попробуем, попытаемся восстановить историю создания театра по тем крохам, отрывкам из воспоминаний, кратким рецензиям оставшимся фотографиям.

 

1942 год… второй год Великой Отечественной войны. Ленинград в блокаде. На стенах домов и заборах надписи: «Во время артиллерийского обстрела эта сторона улицы наиболее опасна». И плакаты «Враг у ворот», «Все дл фронта – все для победы». Но город живет, город борется, работает радио, передавая не только сводки Совинформбюро, но и горячий материал писателей и корреспондентов-фронтовиков, звучит всеми любимый голос Ольги Берггольц.

Часто радиопередачи прерывались объявлениями воздушной тревоги, и тогда переставал звучать голос и слышали ритмичный стук метронома.

В центральной «Правде» из номера в номер начали печать отрывки новой пьесы Константина Симонова «Русские люди». Работники у ленинградского радио Зоне, Горин, Петрова, Ярмагаев, Миронов, Янкевский во главе с Бабушкиным берут на себя инициативу создать по этой пьесе радиоспектакль. Пьеса многонаселенная, актеров мало, каждому приходилось исполнять по несколько ролей. Но вот спектакль готов. В пятой студии Радиокомитета поставлены столы, стулья, микрофоны. Приглашены представители городских партийных и советских организаций для приема спектакля. идет «якобы» радиоспектакль. «Якобы» - потому что микрофоны выключены, и горд пока еще не слышит спектакля. В той августовской застольной репетиции (режиссером был И.А.Горин) участвовали Стрешнева, Павликов, Ярмагаев, Андриевский, Петрова, Зонне, Кузнецов, Камгина и другие.

 Через несколько дней ленинградцы услышали новую передачу из цикла «Театр у микрофона». Три раза спектакль повторялся по просьбе радиослушателей. Кто-то из партийных руководителей города сказал: «а почему бы этот спектакль не подготовить для выезда в части действующей Красной Армии и на клубные площадки города!»

Вскоре Горком партии предложил Управлению по делам искусств способствовать выпуску спектакль «Русские люди». Началась организация нового театра. Это беспрецедентный случай в истории мирового театра. Ведь говорят, что когда стреляют пушки – музы молчат. Но ленинградцы опровергли это. Доказав, что город жив, борется и победит.

 

Г.

РИА «Новости», 2005

В субботу, 7 мая 2005, в Петербурге состоялась церемония вручения коллективу театра имени Веры Комиссаржевской орденского медальона солдатского подвига. Награда была выполнена по эскизу героя СССР, генерал-лейтенанта Михаила Калашникова, сообщили РИА «Новости» в городском комитете по культуре. Руководитель театра имени Комиссаржевской Виктор Новиков рассказал, что после церемонии будет представлена премьера спектакля «Это было недавно, это было давно», созданного ко дню Победы.

2014

27 января 2014 года театр представил горожанам спектакль-концерт, посвященный 70-летию полного освобождения от фашистской блокады: «О ТЕХ, КОГО ПОМНИМ И ЛЮБИМ». В исполнении артистов Драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской прозвучали воспоминания О.Бергольц, А.Дельвин, Е.Копеляна, А.Рахленко, А.Бениаминова, стихи и песни той поры, а также были исполнены отрывки из пьес А. Кравцова «Новоселье в старом доме» («27 января») и К.Симонова «Русские люди».

 

Увы, время беспощадно – до наших дней не дожил ни один актер Блокадного театра. Но его традиции до сих пор бережно хранят. Кстати, в театре все еще играет народная артистка Галина Короткевич – она, правда, не работала в Блокадном театре, зато была активной участницей фронтовых бригад. «Это уникальный театр – театр, в который приходили люди с фронта и уходили прямо на фронт. Многие из тех бойцов, может, и увидели-то всего один спектакль, но он согревал душу и поддерживал дух. Теряли сознание от голода не только зрители, актеры жили на те же карточки. Но были искренность и чистота помыслов, это было то особенное, о чем забывать грех. Это самое главное», – отметила она.

 

 

Юрий Алянский. Театр в квадрате обстрела/ Л-м. искусство. 1967. с.33-34.

       Люди, которых никогда не видели слушатели, - радисты, работники радиокомитета – оказались в авангарде ленинградского сопротивления. Они стали коллективным политруком осажденных. А когда с неба сыпались бомбы, они на шестом и седьмом этажах Дома радио, как подобает политрукам, находились впереди, по самым огнем.

 Я не могу рассказать на этих страницах обо всех сотрудниках Дома радио – о литературных и музыкальных  редакторах, о режиссерах и тонмейстерах, чтецах и оркестрантах. И глубоко сожалею об этом. Каждый из них внес такую часть своего мужества и своего труда, без которой не было бы целого. Ленинградцы никогда не забудут этого.

 Артист Александр Янкевский начал сдавать быстрее других. Однажды, когда Янкевский готовился читать отрывок из «Педагогической поэмы», он выглядел особенно плохо. Товарищи решили: человек обречен. Янкевскому предложили отдохнуть – передачу прочтет другой. Артист отказался наотрез и, держась за стену, нетвердым шагом направился в студию. Тогда за ним следом послали другого артиста, «дублера». Если Саша упадет во время передачи, сказали ему, ты его заменишь.

Янкевский брел в студию и ни о чем не думал. Как далеко было время, когда он, Александр Янкевский, работал в коммуне имени Дзержинского, стал помощником и другом Макаренко, Антон Семенович читал ему только что написанные страницы второй части «педагогической поэмы» и заинтересованно требовал критики, мог ли молодой артист, увлекшийся чуть ли не больше театра педагогической системой Макаренко, предположить, в какую страшную минуту возьмет он в руки «Педагогическую поэму»?

Янкевский вошел в студию и рухнул на стул. Артист не вспоминал сейчас об Антоне Семеновиче. Не думал о друге, который зачем-то сел рядом с литками в руке. Артист испытывал одно стремление – прочесть передачу до конца. Он включил микрофон, выждал мгновенье, собираясь с силами и начал:

- В шести километрах от Полтавы на песчаных холмах – гектаров двести соснового леса, а по краю леса - большак на Харьков…

Янкевский не упал, не остановился. Он прочитал передачу до конца. И люди слушали Макаренко, согревались теплом его сердечности, его юмора.    

 

«Мы были, как и все, усталые и голодные, но эти аплодисменты убеждали, что людям нужна и духовная пища. Чувство долга перед ленинградцами поддерживало нас» — так говорит о тех днях артист А. Янкевский. Как и радиоспектакль, в блокадном театре пьесу поставили режиссеры Радиокомитета И. Горин и И. Зонне. А на самой сцене играли вместе артисты Радиокомитета и Театра имени Пушкина, оставшиеся в Ленинграде.

С этой поры жизнь артистов Радиокомитета стала еще более беспокойной. Играя в пьесах Городского театра — в «Русских людях», «Нашествии», «Фронте», — они в то же время продолжали читать передачи. От театра до Дома радио — метров триста. Порой, едва отыграв в театре, В. Ярмагаев, в костюме и гриме, бежал на радио, артистка М. Петрова, привыкшая к выступлениям у микрофона, нередко забывала гримироваться. Иногда артист из театра шел на радио и, прочитав передачу, успевал вернуться к своему очередному выходу на сцену.

Созданный в 1942 году Блокадный городской театр (ныне Театр им. Комиссаржевской) к 25-й годовщине Октябрьской революции поставил оперу «Евгений Онегин». Это можно назвать подвигом - у театра не было вспомогательных цехов, художников, костюмеров, декораторов, бутафоров... Но был симфонический оркестр Радиокомитета под управлением Карла Элиасберга и хор.

 

Вот что вспоминала об этой постановке Евгения Панкратьевна Прудникова, сотрудница Радиокомитета: «Перед спектаклем, закутавшись в пальто согревалась Татьяна (Мария Елизарова), а Ольга (Мария Зюзина) была в глубоко декольтированном платье, с посиневшей от холода спиной... И вот открылся занавес, зазвучала знакомая увертюра. На сцене - все, как до войны, только у певцов идет пар изо рта. Ах, какой это был удивительный праздник! Как зачарованно слушал оперу переполненный зал!»

«Евгений Онегин» шел в Блокадном театре в тот момент, когда фашисты уже отпечатали билеты на парад на Дворцовой площади и последующий банкет в ресторане «Астория» (не зная, видимо, что там размещался морг).

Ольга Берггольц:

Письма, которые получила я зимой 1941/32 года на свои передачи, в частности на передачу по новый, 1942 год, останутся для меня на свою жизнь самой высокой наградой.

В радиокомитет приходили также заявки на чтение классической и советской литературы. В январе были особые передачи - «Чтения с продолжением». Был прочитан ряд отрывков из «Илиады» Гомера, а артист А. Янкевский читал несколько дней подряд «Педагогическую поэму». Янкевский был очень плох, он почернел, еле дышал, но Макаренко был когда-то его учителем, и артисту страстно хотелось дочитать цикл.

Однажды он пришел в таком состоянии, что Бабушкин шепнул:

- Боюсь, что он не дочитает сегодня… - и вместе с ним на всякий случай, - пошел в студию. Но Янкевский дочитал цикл. А как много (и как хорошо!) читала по радио любимица маленьких радиослушателей Маша Петрова – впоследствии заслуженная артистка республики!

Из этих передач - «Чтения с продолжением» - постепенно родился «Театр у микрофона». У микрофона артисты радиокомитета стали разыгрывать целые пьесы, преодолевая голод, слабость, быструю утомляемость. Репетировали по частям печатавшуюся в «Правде» пьесу А. Корнейчука «Фронт», затем исполняли ее перед микрофоном, затем, некоторое время спустя, перенесли на сцену. Так, к концу сорок второго года, из артистов радиокомитетского «Театр у микрофона» и артистов 1-й фронтовой агитбригады в осажденном городе родился под вой и свист снарядов и бомб) без всякого метафорического преувеличения – увы!) новый театр, где все, от режиссера В.Мойковского, артиста А.Янкевского до рабочих сцены, были самыми подлинными и рядовыми защитниками Ленинграда. Театр успешно работал, А в 1962 году он отметил свое двадцатилетие – он называется теперь театром имени Комиссаржевской, он популярен и любим не только в Ленинграде, но и в стране, по городам которой ежегодно дает гастроли с неизменным успехом. Я счастлива, что вот уже третий год в репертуаре этого театра есть и моя пьеса – о самых суровых днях блокады, об ее героической и трагической зиме 1941/42 года, что в одном эпизоде звучит мой голос – пленка сохранившегося чудом выступления перед новым 1942 годом.

Пьеса называется «Рождены в Ленинграде». На премьеру ее все артисты и работники театра, не сговариваясь, и – что самое удивительное и трогательное - множество зрителей пришли с медалями «За оборону Ленинграда». Не ради пустого хвастовства говорю я это, но для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, как умеет хранить город-герой свои революционные и боевые традиции - хранить не умственно, а всем сердцем. А на юбилее «Блокадного театра» в октябре 1962 года многих и многих пришлось помянуть нам добрым словом и вставанием, и все с глубоким душевным трепетом вспоминали славные и смертоносные, но непобедимые дни «Театр у микрофона»…(Изд. Художественная литература» ЛО. Л. 1967. с. 136-137. )    

 

Я не знаю, что это был за концерт, кто в нем был занят, какая была программа. Но почувствовал всю его необходимость и пользу тогда – в 1943 году. Это концерт состоялся через год после рождения театрального коллектива, рождения театра Блокадного, носящего ныне имя великой русской актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской.

Листая страницы книги «Блокада день за днем», я не обнаружил в ней сообщения о создании театра. Не обнаружил и не удивился. Ведь и сам, работая в театре много лет, не нашел времени встретиться и поговорить со всеми, кто создавал этот театра, кто стоял у его истоков, кто недоедал, мерз, падал в глубокий снег, поднимался и шел на репетицию, шел в театр, шел на встречу со зрителем… теперь уж поздно… многих нет…

Попробуем, попытаемся восстановить историю создания театра по тем крохам, отрывкам из воспоминаний, кратким рецензиям оставшимся фотографиям.

 

1942 год… второй год Великой Отечественной войны. Ленинград в блокаде. На стенах домов и заборах надписи: «Во время артиллерийского обстрела эта сторона улицы наиболее опасна». И плакаты «Враг у ворот», «Все дл фронта – все для победы». Но город живет, город борется, работает радио, передавая не только сводки Совинформбюро, но и горячий материал писателей и корреспондентов-фронтовиков, звучит всеми любимый голос Ольги Берггольц.

Часто радиопередачи прерывались объявлениями воздушной тревоги, и тогда переставал звучать голос и слышали ритмичный стук метронома.

В центральной «Правде» из номера в номер начали печать отрывки новой пьесы Константина Симонова «Русские люди». Работники у ленинградского радио Зоне, Горин, Петрова, Ярмагаев, Миронов, Янкевский во главе с Бабушкиным берут на себя инициативу создать по этой пьесе радиоспектакль. Пьеса многонаселенная, актеров мало, каждому приходилось исполнять по несколько ролей. Но вот спектакль готов. В пятой студии Радиокомитета поставлены столы, стулья, микрофоны. Приглашены представители городских партийных и советских организаций для приема спектакля. идет «якобы» радиоспектакль. «Якобы» - потому что микрофоны выключены, и горд пока еще не слышит спектакля. В той августовской застольной репетиции (режиссером был И.А.Горин) участвовали Стрешнева, Павликов, Ярмагаев, Андриевский, Петрова, Зонне, Кузнецов, Камгина и другие.

 Через несколько дней ленинградцы услышали новую передачу из цикла «Театр у микрофона». Три раза спектакль повторялся по просьбе радиослушателей. Кто-то из партийных руководителей города сказал: «а почему бы этот спектакль не подготовить для выезда в части действующей Красной Армии и на клубные площадки города!»

Вскоре Горком партии предложил Управлению по делам искусств способствовать выпуску спектакль «Русские люди». Началась организация нового театра. Это беспрецедентный случай в истории мирового театра. Ведь говорят, что когда стреляют пушки – музы молчат. Но ленинградцы опровергли это. Доказав, что город жив, борется и победит.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь