Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Утверждения, что за одну кальпу семь раз бушует огонь, один раз — потоп и один раз — ветер, разрушая третий уровень дхьяны и то, что ниже, отражают разные точки зрения различных систем.
Всеведущий Дриме Осер (Лонгченпа) и другие утверждают, что разрушение происходит за один великий цикл [а не за шестьдесят четыре цикла, как описано выше]. В течение этого цикла разрушения все от третьего уровня дхьяны и ниже разрушается семь раз огнем, один раз потопом и один раз ветром в том же порядке, как было описано выше. Поскольку это другой взгляд, принадлежащий другой системе, он не совпадает с точкой зрения, высказываемой Абхидхармой Хинаяны. Однако его не следует считать неверным. Вообще говоря, в то время как эта миллиардная мировая система переживает становление и разрушение, в других частях вселенной существуют неисчислимые мировые системы, подобные нашей. Даже ныне во всех десяти направлениях непрерывно происходит неизмеримая и безграничная смена периодов разрушения, пустоты, становления и пребывания. Кроме того, есть другие многочисленные пути становления и разрушения.
II. 3.2.3. Места, остающиеся не разрушенными
Чистые миры, Трон Просветления и т. д. не уничтожаются, поскольку не являются следствием причины [страдания].
Есть ли в мировой системе места, не подверженные становлению и разрушению? Такими местами являются чистые миры самбхогакаи, естественный свет исконной мудрости арьев. К ним же относятся миры, которые возникают силой непостижимых добродетелей бодхисаттв и их обетов очистить все миры: например Блаженный [193] и Восхитительный (См. прим. 12 к первой главе.). Эти миры не подвержены становлению и разрушению, пока деятельность будд не завершена. Трон Просветления, Вершина Грифов, [194] и другие священные места не разрушаются вместе с этим миром. Хотя они и [составляют его часть], они не возникли от [кармических действий и клеш, которые служат] источником страдания.
Глава 3 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ТАНТРЕ КАЛАЧАКРЫ
В третьей главе наша вселенная рассматривается согласно особой системе тантры Калачакры [195]. Изложение делится на две части: 1) главное объяснение и 2) дополнительное объяснение мер пространства и времени.
I . Главное объяснение
Главное объяснение подразделяется на три части: 1) описание пространства, 2) описание времени и 3) заключительный комментарий.
Пространство
В этом разделе семь частей: 1) источник и обоснование этого описания пространства и времени, 2) гора Меру и ее опоры, 3) горы и континенты, 4) двенадцать стран кармических действий, 5) малая страна Джамбу и шесть ее областей, 6) виды существ и 7) небесная сфера и мерила времени.
I. 1.1. Источник и обоснование этого описания пространства и времени
В «Царе тантр изначального будды» опровергаются ошибочные системы, а внешний, внутренний и иной [уровни] объединяются.
[Источником этого описания пространства и времени служит] «Великий царь тантр святого изначального будды» [196], [тантра] Достославного Колеса Времени, вершина всех буддийских систем. Эта тантра опровергает ошибочные описания пространства и времени, основанные на неполных или односторонних воззрениях систем небуддистов и обычных систем шравак и пратьекабудд. [Внешнее Колесо Времени означает] нашу мировую систему, которая в высоту достигает четырехсот тысяч йоджан. Внутреннее [Колесо Времени] — это ваджрное тело [197] [высотой] в четыре собственных локтя. Другое [Колесо Времени ] — это четыре части мандал [198] [Колеса Времени [199] ], обладающие равными измерениями. Опираясь на эти четыре уровня, абсолютное [Колесо Времени] (четыре ветви приближения и свершения [200], или соединение четырех ваджр [201]) очищает то, что должно быть очищено, — нечистоту четырех состояний [202]. Плод этого очищения — обретение четырех чистых кай. Таким образом, эти уровни объединяются в одну всеобъемлющую систему. Последующие описания пространства и времени исходят из этого единства.
I. 1.2. Гора Меру и ее опоры
В середине пространства пребывают <полу> круглые опоры из ветра, огня, воды и земли, размерами [пропорциональные расстоянию между] подошвами и поясом. Гора Меру, ее шея, лик и венчающая выпуклость [пропорциональны расстоянию между] поясом и макушкой.
Посреди пространства покоится <полу>круглая опора из темного ветра толщиной в пятьдесят тысяч йоджан. Над ней покоятся полушария из огня, воды и земли [одно непосредственно на другом]. Все они совершенно круглые, такой же толщины [что и ветровое] и [расположены одно в другом, как вложенные одна в другую чаши, причем верхние ободы каждого находятся на одном уровне]. Толщина каждого из них пропорциональна каждой из четырех пядей (двух локтей), которыми измеряется человеческое тело от подошв до пояса. Поперечник опор таков: ветер простирается на четыреста тысяч йоджан, огонь — на триста тысяч, вода — на двести тысяч, а земля — на сто тысяч. Все они [полусферической формы, а их внешняя окружность в три раза длиннее поперечника. На них стоит гора Меру высотой в сто тысяч йоджан, [что соответствует] одному полному локтю — расстоянию от пояса до основания шеи [человеческого тела]. Эта гора служит основанием небесных сфер и осью их вращения. «Шея» возвышается над горой Меру на двадцать пять тысяч йоджан, «лик» — на пятьдесят тысяч йоджан и «венчающая выпуклость на макушке» — на двадцать пять тысяч йоджан; все вместе они составляют сто тысяч йоджан. Эти [три части: шея, лик и венчающая выпуклость] не имеют материального облика, названия же «шея» и т. д. используются для того, чтобы обозначить их воображаемые формы. Эти наивысшие уровни [мировой системы] состоят только из самых тонких элементов, тогда как нижние уровни состоят из грубых элементов: земли, воды, огня, ветра и пространства. [На высших уровнях] самых грубых элементов нет; [на верхней части горы Меру] из пяти элементов остаются только два последних: ветер и пространство. Соотношения [верхних частей горы Меру] соответствует пропорциям человеческого тела: шея — шесть пальцев, лицо — пядь, а расстояние от лба до макушки — шесть пальцев. Все вместе равняется одному полному локтю. Таким образом, два локтя [это расстояние] от пояса [человека] до его макушки.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы