Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Система Абхидхармы устанавливает единицы формы и времени и части слов.
Ученые знатоки Абхидхармы описывают меры и составляющие пространства и времени с точки зрения единиц формы и времени и с точки зрения частей слов. Теперь это объясняется как дополнительная тема.
II. 2.2.2. Подробное объяснение
В этом разделе три части: 1) единицы формы, 2) единицы времени и 3) части слов.
II. 2.2.2.1. Единицы формы
Семь мельчайших частиц [равняются] одной тонкой частице; так же соотносятся частицы: железо, вода, кролик, овца, бык и солнечный луч; яйцо вши, вошь, ячменное верно и ширина пальца. Двадцать четыре пальца [равняются] локтю; четыре локтя — луку; пятьсот [луков] — одному пределу слышимости, или мере уединения; а восемь таких единиц — йоджане. Пользуясь этими единицами, описывают и измеряют миллиардную [мировую систему].
Семь единиц формы таковы: Семь мельчайших частиц равняются одной тонкой частице. Семь тонких частиц равняются одной частице-железо. Семь частиц-железо равняются частице-вода. Семь частиц-вода равняются частице-кро-лик. Семь частиц-кролик равняются одной частице-овца. Семь час-тиц-овца равняются одной частице-бык. Семь частиц-бык равняются одной частице — солнечный луч. Семь частиц — солнечный луч равняются одному яйцу вши. Семь яиц вши равняются одной вши. Семь вшей равняются одному зерну ячменя. Семь зерен ячменя равняются ширине среднего пальца. Ширина двадцати четырех пальцев равняется одному локтю. Четыре локтя равняются длине одного лука. Пятьсот луков равняются одному пределу слышимости. Один предел слышимости от деревни называется уединением. Половинный предел слышимости называется окрестностями. Восемь пределов слышимости равняются одной йоджане или четырем тысячам луков. Используя меру-йоджану, можно описать и измерить [любую форму], в том числе Меру, Царя Гop, вплоть до всей миллиардной системы.
II. 2.2.2.2. Единицы времени
Одна шестьдесят четвертая часть щелчка пальцами — наименьшая единица времени. Сто двадцать [таких единиц] равняются мгновению. Шестьдесят мгновений [равняются] одному моменту. Тридцать [моментов равняются] периоду; тридцать периодов — солнечному дню; тридцать солнечных дней — месяцу; а двенадцать месяцев — году. Пользуясь этими единицами, исчисляют измеримое и неизмеримое.
За один щелчок пальцами здорового человека проходят шестьдесят четыре (или, согласно некоторым источникам, шестьдесят) кратких мгновений. Одно из таких кратких мгновений — это самая малая единица времени. Сто двадцать таких единиц равняются одному мгновению. Шестьдесят мгновений равняются одному моменту. Поскольку один день состоит из девятисот моментов, то момент — это одна девятисотая часть дня. Тридцать моментов равняются одному периоду; тридцать периодов — одному солнечному дню; тридцать солнечных дней — одному месяцу; а двенадцать месяцев — году. На двенадцати континентах (четырех больших и восьми малых) время протекает постепенно как функция внутренних и внешних аспектов двенадцати элементов познавания и двенадцати членов взаимозависимого возникновения. Так называемые двенадцать домов тоже движутся поэтапно. Умелое [использование этих единиц измерения] позволяет вычислять периоды времени, продолжительность жизни людей и т. д., измеримых сроков (измеряемых сотнями, тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч и т. д.) и тех, что [считаются] неизмеримыми (т. е. за пределами десятой — шестнадцатой степеней).
II. 2.2.2.3. Части слов
Отдельные буквы — это части слов. [Группы слов] образуют предложения. Если разобраться, [слова] не ухватывают [сути, они] обманчивы.
[Санскритская] гласная а и согласная ка — это примеры отдельных букв. Сочетание из двух, трех и более букв составляет слово. Например, сочетание дха и и — это дхи, что значит «разум», а сочетание трех согласных [б, д и дх] и двух гласных — это [имя] Будд(х)а. Группа из нескольких слов образует предложение, например: намо буддхая («приветствую Будду»). Поскольку буква — это основная составляющая слова, сама по себе она не передает смысла. Слово передает [смысл] объекта, а термин — его особенности. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что группа слов, много их или мало, не схватывает сути [того, что они должны выражать]. Это просто набор отдельных букв. [Прибегаем к примерам]: то, что кажется прочной веревкой, — [всего лишь] отдельные волокна; то, что кажется кистью из верблюжьей шерсти, — [всего лишь] отдельные шерстинки; а то, что кажется лугом, — [всего лишь] отдельные травинки. Точно так же [и слова] не имеют никакой истинной объективности: они подобны отражению луны в воде или миражу, которые с самого появления по сути своей обманчивы.
Глава 4 ПРИЧИНЫ КРУГОВОРОТА БЫТИЯ
В четвертой главе — объяснении условий, которые создают миры и их обитателей, — две части: 1) тема и 2) основное объяснение. I . Тема
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы