Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 3. Накопление научных знаний и развитие техники в цивилизациях Древнего Востока.



3.1 Характерные черты цивилизаций Древнего Востока. К древневосточным цивилизациям относят те из них, которые сложились в конце V – II тысячелетиях до н.э. в Северной Африке и Азии. Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют «речными», так как их зарождение и существование были связаны с великими реками – Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы. Древневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно. Их исторический опыт был использован цивилизациями, возникшими в более позднее время.

Сознание человека Древнего Востока было мифологическим. Причинно-следственные связи виделись ему как личностные силы, наделенные сознанием и волей.

В странах Древнего Востока Вселенная отождествлялась с государством. Сложившийся там идеал можно описать формулой «праведно жить, праведно мыслить и праведно действовать в нашей праведной общине». Идеалу соответствовал «человек тихий» – скромный, кроткий, смиренный, покорный установленному богами порядку вещей. Смирение и  покорность богам, а так же обожествленному правителю была основой моральных ценностей и стержнем идеального человека. Ему противопоставлялся человек высокомерный, гордый и строптивый. Наихудшим из грехов было непослушание богам. Труд земледельца и скотовода признавался одной из высших ценностей, усердие – единственной дорогой к благополучию. В бедности видели зло, но богатство, если оно не было взаимосвязано с бескорыстием и помощью нуждающимся, обычно не считалось абсолютным добром. Более значимым было, как правило, приобретение высшего блага – мудрости. Корпоративность древневосточных обществ делала семью одной из важнейших ценностей. Представления о норме семейной жизни были сопряжены с согласием между супругами, многодетностью и почитанием родителей.

На Древнем Востоке сложилась первая в истории командно-распределительная система экономики. Ее основой было земледелие (как правило, ирригационное) при этом ремесло выделилось из земледелия на начальном этапе складывания государства. Хозяйство носило натуральный характер. Ирригационная экономика, требовавшая трудоемких земляных работ, была основана на восточной форме собственности; верховным собственником земли выступало государство в лице царя. Он был главным организатором работ по созданию и поддержанию в порядке системы ирригационных сооружений, ведал распределением воды и урожая. Проблема избытка рабочей силы решалась путем тотального привлечения общинников к строительству грандиозных сооружений.

В обществах древнего востока централизованное государство играло огромную роль. Оно было обожествленной силой, контролирующей, регулирующей и направляющей действия и поступки людей. Основой порядка была не ограниченная власть царя – живого бога или главного жреца.

Он был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде. Опорой власти царя был бюрократический аппарат, управлявший от его имени. Человек был полностью подчинен государству. Оно эксплуатировало не отдельного общинника, а всю общину. Как пользователи земли общинники отдавали государству часть урожая, выполняли общественные работы и несли рекрутскую повинность. Земледельцев нередко в административном порядке прикрепляли к земле, а ремесленников – к профессии. Такой тип государственности является деспотическим (от греческого слова деспот – повелитель).

На Древнем Востоке труд свободных общинников был основным; рабский труд только незначительно дополнял его. Поэтому системы классического рабства и индивидуальной эксплуатации там не развились. Долго сохранялись архаические формы зависимости – патриархальное и долговое рабство.

Патриархальное рабство сложилось на ранней стадии формирования государства. По обычаю раб – как правило, военнопленный, – считался членом семьи и работал наравне с другими ее членами. Его жизнью, как и жизнью домочадцев, распоряжался глава семьи, патриарх (отсюда название рабства).

Долговое рабство возникло в результате развития имущественных отношений. Оно было внутренним источником пополнения числа рабов – долговыми рабами становились обедневшие общинники.

Древневосточное общество было иерархичным и делилось на сословия – замкнутые группы населения со сходным набором обязанностей и привилегий; принадлежность к сословиям была наследственной. Каждый человек занимал строго определенную общественную нишу. На вершине иерархии стояли царь и высший слой знати, состоявшей из родовой, управленческой и военной аристократии, а также жречества. К средним слоям принадлежали чиновники. Низ общественной иерархии составляли ремесленники и свободные общинники-земледельцы. В ряде стран Древнего Востока население делилось на касты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга. Древневосточное общество было построено на общинном коллективизме. Община не только была основной производственной единицей, но и обеспечивала социальную стабильность. Община имела самоуправление и была замкнутой. Принадлежность к ней являлась привилегией. Члены общины обычно несли коллективную ответственность за всё, что случалось на ее территории.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь