Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сомнения тех, кто считает, что ад ещё не создан.



В комментариях к трактату имама ат-Тахави обсуждаются сомнительные доводы тех, кто считает, что ад ещё не создан. Опровергая их, автор пишет: «Те, кто полагает, что он ещё не сотворён, ссылаются на сомнительный довод: если бы он существовал сейчас, то в день воскресения он непременно должен был бы исчезнуть, а все его обитатели — погибнуть и умереть, потому что Всевышний сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его лика» (сура 28 «Рассказ», аят 88);

 

«Каждая душа вкусит смерть» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 185).

 

Кроме того, в своде ат-Тирмизи передан хадис Ибн Мас‘уда о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В ту ночь, когда я был вознесен, я повстречал Ибрахима, и он сказал: «О Мухаммад, передай мое приветствие своей умме, и сообщи им, что в Раю есть земля, умащенная благовониями*, и пресная вода, и что в Раю есть незасаженные равнины**, а саженцами для них (являются слова) «Субханаллах», «Альхамдулиллах», «Ля илаха илл-ллах» и «Аллах акбар»» (Передал ат-Тирмизи (№ 3458)). Ат-Тирмизи назвал его хорошим и малоизвестным.

*(Мубаракфури пояснил, что «Тайиба турба» - значит «умащенная благовониями из миска и шафрана» (ат-Тухфа, 9/302-303).

**(«Незасаженные» имеет два смысла: либо то, что в одной части Рая есть сады, а в других частях - пустые равнины, либо - Рай изначально является пустой равниной, а сады будут выращены для каждого человека отдельно в соответствии с количеством его праведных дел» (ат-Тухфа, 9/303)

 

Имам ат-Тирмизи также передал хадис, рассказанный аз-Зубейром со слов Джабира, что пророк мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто скажет «Субханаллахи ва бихамдихи», тому в Раю будет посажено пальмовое дерево» (Передал ат-Тирмизи (№ 3460 и 3461)). Он сказал: «Это хороший достоверный хадис». Они считают, что если бы рай был уже создан, то его земля не была бы ровной и гладкой, а его саженцы были бы лишены всякого смысла. То же самое можно сказать о словах жены Фараона: «Господи, возведи для меня дом в раю возле Тебя!» (сура 66 «Запрещение», аят 11).

 

Ответить на это можно следующим образом: если вы имеете в виду, что рай не существует, что он возникнет подобно тому, как подуют в рог, или подобно воскресению мёртвых из могил, то такое утверждение лживо. Оно опровергается аргументами, некоторые из которых мы уже привели. Но если вы имеете в виду, что Аллах ещё не завершил сотворение там всего, что уготовано для его обитателей, и что Он продолжает создавать в нём новые вещи, и что Он создаст в нём многое другое, когда верующие войдут туда, то это справедливо, и это нельзя отрицать. Ваши доводы указывают именно на такое толкование.

Что касается ваших попыток сослаться на слова Всевышнего Аллаха «Всякая вещь погибнет, кроме Его лика» (сура 28 «Рассказ», аят 88), то они опираются на неправильное понимание смысла этого аята.

Отрицая существование рая и ада на основании этого аята, вы уподобляетесь вашим собратьям, утверждающим, что эти творения исчезнут, а их обитатели умрут!! Ни вы, ни ваши собратья не поняли смысла этого аята, но мусульманские имамы поняли его правильно. Они говорили, в частности, что здесь имеется в виду всё, чему Аллах предписал исчезнуть и погибнуть. Что же касается рая и ада, то они сотворены для вечного существования, а не для того, чтобы исчезнуть. То же самое относится к трону, который является кровлей рая.

Существует мнение, что в этом аяте имеется в виду «кроме Его владений» или «кроме того, что сделано ради Него». Говорят, что после ниспослания слов Всевышнего Аллаха «Все на ней (т. е. на земле) смертны» (сура 55 «Милостивый», аят 26), ангелы сказали: «Жители Земли погибли!» Они пожелали жить вечно, но Аллах сообщил, что умрут все жители и неба, и земли.

Он сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его лика» (сура 28 «Рассказ», аят 88), ибо только Он — Живой, Который не умирает. Тогда ангелам стало ясно, что они тоже смертны. Об этом упоминали для сопоставления этих аятов с недвусмысленными текстами, указывающими на то, что рай и ад вечны. Из этих текстов следуют и другие выводы, о которых мы скоро поговорим, если на то будет воля Всевышнего Аллаха».

Источник: Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх ал-‘акида. С. 479.

[Конец примечания].

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь