Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Условия выбора правителя.



 

Если назначается правитель над мусульманами, то необходимо при его назначении соблюдать некоторые условий.

Условия избрания правителя бывают:

1 Шурутуль ибтида - те условия, которые должны выполняться в самом начале выбора правителя.

2 Шурутуль истимрар – те условия, которые должны постоянно быть присущими этому правителю.

 

Шурутуль ибтида, условия назначения правителя их всего десять, все они упомянуты в книге «акыда ас-Сафариния». И хороший шарх (комментарий) на эти условия сделан шейхом Мухаммадом ибн Салихом аль Усеймином.

 

1 Аль Ислам. Правитель назначающийся над мусульманами должен быть мусульманином.

 

2 Он должен быть свободным, не должен быть рабом.

 

3 Аль-Адаля. Он должен быть справедливым, религиозным, праведным человеком.

 

4 Он должен быть курайшитом. Курайш - это название одного племени из арабов. И достоверно в этом вопросе, то, что сюда входят не только потомки Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), но любые курайшиты имеют право быть назначенными в виде правителя над мусульманами.

 

5 Алим, избираться, назначаться должен ученый (знающий). Здесь под словом алим имеется ввиду тот, кто разбирается в вопросах правления. И не является условием, чтобы он был ученым в шариате.

 

6 аль-Мукалляф - на кого возможно возложение обязанностей. Имеется в виду здесь два описания: Должен быть человеком разумным и должен быть человеком совершеннолетним. Сумасшедшего и не совершеннолетнего ребенка возраста 6-7 лет нельзя назначать правителем над мусульманами.

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Мукалляф (араб. مُكَلَّفٌ) происходит от глагола كَلَّفَ [вменять в обязанность, обязывать; поручать (что بـ)] и означает – ответственный, обязанный.

 

В терминологии шариата мукалляф – это совершеннолетний, разумный, имеющий свободу выбора [Свободный от принуждения к греху или оставлению обязательства.], способный [Не больной и не калека], понимающий[Не спящий и не потерявший сознание], ответственный за исполнение религиозных обязательств, к которому обращен призыв ислама.

 

Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». Сура: Рассеивающие, аят 56.

 

Аллах сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей». Сура Корова, аят 286.

 

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не записываются дела у троих: спящего пока не проснется, ребенка пока не достигнет зрелости, и неразумного пока к нему не вернется разум». Приводят ат-Тирмизи и Абу Дауд.

 

Высший совет ученых Саудовской Аравии сказал: «Претворяют в жизнь обязанность с достижением совершеннолетия и разумности. Если мусульманин достиг совершеннолетия, тогда как он является благоразумным, то на него возлагаются шариатские постановления, которые он, по мере своей возможности, воплощает. Независимо от того, мальчик это или девочка. Признак совершеннолетия у девочек определяется приходом менструации (хайда), а также когда выясняется их зачатие беременности, даже если эти признаки проявились у них до того, как им исполнилась пятнадцать лет. А также признак совершеннолетия определяется тем, когда выходит семяизвержение по причине возбуждения у мальчиков, и когда выходит жидкость у девочек из-за возбуждения. В независимости от того, произошло это наяву или во сне, даже если это проявилось до пятнадцати лет. Также из признаков совершеннолетия – достижение человека пятнадцати лет, будь это мальчик или девочка. А также из признаков его – появление волос на лобке.

Помощь только от Аллаха! Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!».

Источник: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\146.

[Конец примечания].

 

7 Зу хибра, он должен обладать опытом в различных делах и вопросах дуньи. Как например, разбираться в вопросах оружия, ведения войны, расположения войск и тому подобных вопросах. Если человек вообще джахиль в этих вопросах, никогда в жизни пистолет не видел или автомат не видел, не знает как располагаются войска во время нападения или во время защиты. То такой человек не должен назначаться правителем над мусульманами.

 

8 Он должен быть сами’а (обладать слухом), то есть не должен быть глухой. Но под слухом не имеется ввиду, что он должен обладать совершенно абсолютным слухом. Имеется ввиду, что должен вообще что то слышать. Может он не слышит, но если к нему по громче обращаются, то он слышит. Такое тоже пойдет, то есть такого тоже можно назначать правителем. Однако, если человек совсем глухой, ничего не слышит, такой не должен назначаться правителем над мусульманами.

 

9 Зу дирайа, он должен разбираться в вопросах политики и действительности. То есть, должен знать какое из государств, чем владеет, в чем заключается их внешняя внутренняя политика. Например: пришел человек, правит мусульманами, понятия не имеет кто есть кто на мировой политической арене. Такой человек не должен избираться правителем над мусульманами.

 

10 Должен быть хаким. Хаким это тот, кто обладает крепкой личностью, такой, что способен претворять в жизнь свои постановления. То есть представь, человек, ма ша Аллах, мусульманин, праведный курайшит, но слабый, не может приказывать другим. Этот человек не способен быть правителем над мусульманами, иначе люди начнут с ним играться. Один подчиняется, другой не подчиняется, человек, которому подчиняются должен быть крепкой личностью, которая способна претворять в жизнь свои постановления. То есть, который способен приказывать остальным.

 

Шейх ибн Усеймин в шархе на «акыда ас сафариния» на стр. 694 говорит:

«Это десять условий, и только одно из этих десяти условий, является условием и для начала и для постоянства, а это Ислам (то, что правитель должен быть мусульманином)».

 

Если человек является правителем мусульман и он не слышит, не религиозный а наоборот грешник, он не разбирается в вопросах политики, но он правитель, и при этом он мусульманин. можно ли сказать, что здесь условия не выполняются и его нужно свергать?

Ответ: Нет, эти условия должны выполняться только при назначении правителя и то, если он назначается ахлю халли уаль акд (людьми имеющими влияние среди людей).

А если он сам взял власть силой , то здесь даже первоначальные условия не должны соблюдаться, Если он взял власть силой, то он является правителем над мусульманами и ему люди обязаны подчиняться.

 

Если он стал кафиром, неверующим, то всё, он не является правителем, которому обязаны подчиняться мусульмане, даже если у него присутствуют все остальные условия.

 

Говорит далее шейх ибн Усеймин: «И конечно здесь уже к этому присоединяется разум».

Если правитель потерял разум, стал сумасшедшим, всё, этот человек должен смещаться, быть смещенным влиятельными людьми и здесь уже не требуется восстания, демонстрации, вооруженные выходу против правителя. Здесь любое нормальное окружение правителя должно мирным путем сместить, и назначить вместо него другого правителя, так как он сумасшедший, не способен править.

 

Говорит далее шейх ибн Усеймин: «Потому, что разум непременно должен присутствовать. Если правитель потерял разум, (например: от старости стал не понимать, что он делает), он должен быть смещен и на его место должен быть поставлен другой правитель. А вот если например он стал грешником после того, как был праведником или стал слабым, (например как стал старым и слабеньким стал, так, что люди его не слушают), но вместе с этим он способен управлять делами, отдавать какие-то приказы, то все равно его смещение не разрешается».

 

Этот вопрос мы рассмотрели потому, что некоторые хавариджи сейчас приходят и говорят, условий правителей десять и если хотя бы одно условие мы не видим у нашего правителя, то всё, мы не должны ему подчиняться. Нет, это неправильно. Мы говорим, что эти десять условий должны соблюдаться вначале при избрании, при назначении правителя над мусульманами влиятельными людьми. А если человек уже правитель и не обладает этими условиями, то он остается правителем и нельзя его смещать или свергать, будь то законным способом, как они его называют, в смысле мирным или вооруженным способом. Нельзя его смещать пока у него есть одно из десяти условий, то, что он является мусульманином и то, что он находится в своем разуме.

 

То, что правитель жолжен быть из курайшитов и в наше время это условие остается обязательным. Над мусульманами должен править курайшит, но если власть взял не курайшит, то всё, он является правителем и нельзя его свергать за то, что он не курайшит.

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Сюда можно добавить 11 условие, то, что правителем должен быть мужчина, так как не может быть правителем мусульман женщина.

 

Передано, что Абу Бакра сказал: «Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) услышал, что люди Персии назначили дочь Хосрова своим правителем, он сказал: «Никогда, не преуспеют люди, которые назначили женщину ответственной за их дела» (Бухари 4425).

 

Фукаха, цитируя этот хадис как доказательство, сказали, что не разрешено назначать женщину судьей, потому отсутствие успеха является разновидностью вреда, которого следует избегать. Хадис носит общий смысл и применяется ко всем общественным должностям. Поэтому, не разрешено назначать женщин, потому что слово «дела» носит общий смысл и включает в себя общественные дела мусульман.

 

Аль Шаукани сказал: «Нет более строгого предупреждения, чем утверждение что они никогда не преуспеют и наиболее важным является правление согласно Законам Аллаха, и вот почему это предупреждение применяется особенно к женщинам» (аль Сайль аль Джарар).

[Конец примечания].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь