Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Композиция языковых средств. Понятие о выразительности. Усилители выразительности речи



Третий этап на пути превращения замысла речи, её изобретенного и расположенного в определенном порядке содержания в реальный текст называется Элокуцией.

Выразительность – особая структурная организация речи, которая воспринимается как новизна, необычность, отклонение от нормы, антистандарт в сочетании со стандартом. Такое понимание основано на структурном подходе. Если подходить с функционально-коммуникативной точки зрения, то выразительность следует рассматривать как качество, характеризующее речь, способную привлечь и удержать внимание своей необычной организацией.

Внимание аудитории удерживается и сосредоточивается на необычной организации речи лишь в том случае, если эта необычность новизна сопоставляется с новизной содержания и если такое сопоставление позволяет найти в содержании новые элементы, новые представления. То есть, когда необычная организация речи изображает новизну содержания, выступает не только как выразительное, но и как изобразительное средство. Сочетание усиленной выразительности с усиленной изобразительностью назыывается экспрессией. В этой связи композиция языковых средств определяется как экспрессивная.

Выразительность речи – способность речи удерживать внимание адресата от начала до конца сообщения за счет речевой прагматики (воздействия), которую усиливает с различной степенью интенсивности (количество, мера усиления = интенсивность экспрессивности) экспрессивность (способность речи усиливать воздействие языковых/речевых единиц, образная/необразная, эмоциональная/неэмоциональная), что способствует изобразительности речи (способности создавать образы, представления), усилителями которой являются тропы и стилистические фигуры, чьё совместное последовательное употребление усиливает речевую выразительность в целом [Пекарская 200: 104-105].

Выразительность может создаваться любыми единицами языка: от звука до синтаксической конструкции, однако наиболее выразительно – слово. Экспрессивные средства подразделяются на ингерентные и адгерентные.

У ингерентных слов экспрессия внутренне присуща данному слову или выражению как элементу или единице языка («жахнуть» "сильно ударить").

Адгерентная экспрессивность – это экспрессивность, приобретаемая словом или выражением только в определенным образом организованном контексте (языковые/речевые нейтральные средства, которые становятся стилистически значимыми на уровне определенного контекста, а также фигуры в широком понимании этого слова). Весь комплекс адгерентных выразительных средств обычно объединяется общим термином выдвижение (актуализация).

Выдвижение – способы формальной организации текста, фокусирующие внимание читателя на определенных элементах сообщения и устанавливающие семантически релевантные отношения между элементами одного или чаще разных уровней. Выдвижение задерживает внимание читателя на определенных участках текста, и тем помогает оценить их относительную значимость, иерархию образов, идей, чувств и таким образом передает отношение говорящего к предмету речи и создает экспрессивность элементов. Выдвижение создает единство и упорядоченность структуры текста. Типы выдвижения «выносят» на первый план особенно важные сообщения. Основные типы выдвижения: 1)конвергенция, 2) сцепление, 3) «обманутое ожидание». И.В. Пекарская к усилителям выразительности речи добавляет текстовые фигуры и их контаминацию [Пекарская 2000, Ч.2: 273-301].

Сцеплением называют появление сходных элементов в сходных позициях, сообщающее целостность тексту. Сцепление помогает раскрытию структуры и смысла целого, направлено на удержание внимания. При сцеплении образуются цепочки ключевых слов или ключевых высказываний (И.В. Арнольд). Предположим, что каждую часть своей речи вы заканчиваете анекдотом, тогда эти анекдоты образуют цепочку внутри вашей цепи. Если их содержание удачно интерпретирует каждый фрагмент вашего выступления, значит, вы правильно построили схему сцепления.

Под «обманутым ожиданием» (термин Р.О. Якобсона) понимается предсказуемость и нарушение этой предсказуемости. Эффект «обманутого ожидания» возникает тогда, когда обязательное состояние адресата, воспринимающего текст, разрешается не так, как он прогнозировал.

Стилистические фигуры являются средствами изобразительности, их совместное употребление делает речь выразительной. Конвергенция – последовательное соединение (сцепление) экспрессивных средств с целью усиления выразительности речи, т.е. способности удерживать внимание собеседника от начала до конца речевой коммуникации: Верю я, глубоко верю, что сегодняшний день в летописях русского правосудия не будет днем, за который покраснеет общество, разбитое в своей надежде на господство правды в русском суде (Ф.Н. Плевако. Дело Люторических крестьян). Данный пример демонстрирует явление конвергенции, где тропы последовательно выстраиваются в цепочку (сравнение + метонимия + перифраз + метонимия + метафора), выполняя эмоционально-усилительной функцию.

Сами типы выдвижения могут конвергировать друг с другом на протяжении текста, т.е. следовать друг за другом, сменять друг друга с целью обеспечения выразительность речи и тем самым – удерживать внимание адресата на всем её протяжении.

Текстовые фигуры и контаминация текстовых фигур – особенности композиционного устройства речи (текстовая антитеза, градация, цепочка номинативов, антиципация, кольцо, анадиплозис и др.). Текстовая фигура – это фигура, которая реализует свой прагматический заряд на уровне текста, она усиливает выразительность речи.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь