Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общие места (топосы, источники изобретения)
Развитие содержания речи происходит с опорой на общие места, которые называются также топосами, или топами (от лат. topos – место), или источниками изобретения, поскольку в них черпались способы распространения речи. А.К. Михальская называет топосы смысловыми моделями [Михальская 1996]. Система топосов впервые была представлена в сочинениях Аристотеля. Современную систему логических, или содержательных, топов выстраивает А.А. Волков, включая в них следующие категории: I . Описательные (обстоятельственные) топы: 1. Действие – претерпевание. 2. Предыдущее – последующее. 3. Место. 4. время. 5. Состояние. 6. Внешние обстоятельства. II . Причинно-следственные топы: 7. Причина – следствие. 8 Условие. III . Модально-оценочные топы: 9. Лицо – поступок. 10. Образ действия. 11. Цель и средство. VI . Топы определения: 12. Присущее и привходящее. 13. Признаки. 14. Качества. 15. Свойства. 16. Отношение. 17. Род – вид. 18. Целое – часть. 19. Имя и вещь. 20. Тождество. V . Сравнительные топы: 21. Большее – меньшее. 22. Подобие. 23. Противное. 24. Обратимость. 25. Транзитивность [Волков 2001: 90]. Например, топос определение раскрывает содержания предмета речи в соответствии с темой и целью автора. Дать определение – значит ясно, непротиворечиво истолковать его значение, показать сущность предмета речи: что есть что? кто есть кто? Пример со словом «музыка»: Музыка – искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками (С.И. Ожегов). Метафорические определения: 1) Музыка – источник радости мудрых людей… (Сюнь-цзы); 2) Музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человека так глубоко, что может изображать переживания этих душ (Стендаль). Топос свойства – качества – характеристика. Свойством называется неизменно присущий признак предмета или человека, оно отличается от качества, а качество от характеристики. Например, свойствами человека будет способность двигаться, думать, совершать обдуманные поступки и т.д. Качество предполагает включение в свойство определенной оценки. Характеристика связана с конкретным характером рассматриваемого предмета (человека, явления), поэтому характеристика конкретна, выборочна, а применительно к человеку дает оценку его личности. Топос имя. Согласно теории именования, имя отражает свойства вещи, а называние вещи определенным именем предполагает дальнейшие удачные или неудачные (в зависимости от того, как дано имя) действия: «Ну-с, дорогие господа, друзья, товарищи – не знаю уж, как и назвать вас…» (Г.Н. Селезнев). Эта неопределенность показала не просто неуверенность оратора в выборе слова, а неясность, неопределенность в оценке людей и общественной ситуации в целом. Важно знать, что топосы – это мысли, которые основаны на ценностях и предпочтениях, обращаются к нравственным ориентирам, эстетическим идеалам, интеллектуальным интересам, разделяемым аудиторией. Итак, изобретение идей является центром риторики, поскольку главным в убеждении является способность развернуть доказательство, найдя уместное содержание, нужные аргументы и стиль общения с адресатом речи. Лекция 7. РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН: РАСПОЛОЖЕНИЕ ИЗОБРЕТЕННОГО (ДИСПОЗИЦИЯ) План: 7.1. Композиция публичного выступления (Вступление. Основная часть. Заключение) 7.2. Расположение содержания в описании, повествовании, рассуждении. Понятие о хрии. Строгая и искусственная хрия Композиция публичного выступления (Вступление. Основная часть. Заключение) Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе. Искусное использование частей речи составляет основу композиции речи. Части речи – крупные риторические аргументы, средства риторического доказывания. В античной риторике в композиции речи выделялось восемь частей речи: Обращение – аргумент от личности говорящего – просьба прослушать все, что последует за ним; Называние темы должно 1) соответствовать предмету речи, 2) быть понятным, 3) быть стилистически построено так, чтобы заинтересовало слушателей; Повествование. Предмет речи развивается в его историческом становлении, события подбираются так, чтобы подвести слушателей к определенным выводам; Описание – это системный анализ предмета речи. Сюда входят примеры, содержащие мыслительный эксперимент, то есть описание, предшествующее доказательству; Доказательства – логическое доказывание, в котором применяются разные виды аргументации, примеры, несловесные доказывания (вещественные доказательства); Опровержение – доказательства от противного. Выдвигаются возможные опровержения против доказательства, и затем они опровергаются; Воззвание – обращение к сердцам слушателей и к их эмоциям; Заключение – итог всему сказанному, даются перспективы на будущее. Традиционно под членением речи на смысловые фрагменты понимают трехчастную структуру, состоящую из вступления, основной части и заключения. Каждая из частей имеет свои целевые установки, общая реализация которых и обеспечивает достижение целей данной речи в целом. I . Вступление – это первая часть в композиции речи, во многом определяющая успех выступления. Цель: привлечь внимание слушателей; установить контакт с аудиторией; вызвать интерес; подготовить аудиторию к восприятию речи. Основные приёмы вступления: обращение к аудитории; апелляция к интересам аудитории; апелляция к речи предыдущего оратора; вопросы к аудитории; прием сопереживания; прием соучастия и др. Таким образом, вступление, с оной стороны, – подготовка слушателей к восприятию речи, с другой, – постановка вопроса (в том или ином виде), введение в тему речи. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы