Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Охранник, он же Полковник
(Роль исполнял Александр Маслаев)
Прозвище «Охранник» дано герою согласно его предполагаемой должности. Прозвище «Полковник» связано с заветной мечтой данного персонажа заполучить это воинское звание. К сожалению, об этом действующем лице известно ещё меньше, чем о Братишке. Поэтому остаётся возможность проанализировать лишь характер героя и, в меньшей степени, его должность и профессию. Судя по всему, этот персонаж работает охранником на гауптвахте. В его обязанности входит следить за порядком в камере, где отбывают наказание Пахом и Братишка («Караулить блядей… Спят, суки, блядь, а я… а я не спи, да? Что я?.. Я тоже хочу!»). Учитывая неуставную причёску, отсутствие военной формы и гражданскую манеру разговора (вместо «Есть» он говорит «Понял», вместо «Так точно!» - «Да»), Охранник – лицо не военное, а гражданское. Тем не менее, он подчиняется офицеру - начальнику гауптвахты. У Охранника есть свой кабинет, в котором на стене висит плакат с надписью «1986». В этом кабинете персонаж ест квашеную капусту, употребляет алкогольные напитки и рассуждает о вечном. У персонажа Александра Маслаева есть склонность разговаривать с самим собой. Он занимается этим в своём кабинете и в коридоре. Когда герою нечего себе сказать, он просто мычит. Характер у Охранника паскудный. Он ничтожный человек с комплексом вахтёра, который издевается над арестантами, но выслуживается перед ненавистным начальством и терпит от него унижения (на вылитый на свою голову чай Охранник ответил молчанием). Капитана он ругает только тогда, когда тот его не слышит («Капитан, ебаная свинья. Чай ему носи. Ты у меня попляшешь, хуй сосать будешь. Ты у меня попляшешь, мудак ты, капитан»). Охранник готов выполнить любую работу, даже самую грязную. В одном из эпизодов фильма он показал своё филигранное умение чистить унитаз вилкой, но нужно учитывать, что хорошее выполнение бессмысленной армейской работы говорит о том, что герой является шестёркой (при этом он не обязан выполнять приказы, т.к. не является военным). Собственное ничтожество не мешает герою рассуждать об офицерской чести («И это офицеры? Говно какое-то... Пидоры, блядь. Родина им дала звёздочки! Носи, носи звёздочки, блядь, не хочу, хочу жрать говно! Что такое? Это армия?! Это армия?! Суки... Мудачьё — офицеры! Погоны нацепили! Говно жрут! Пидоры, блядь, ёбаные...»). Охранник мечтает стать полковником, в чём признаётся Пахому в конце фильма, показывая ему заранее приготовленный китель. Видимо, ради потенциального продвижения по службе, он и выслуживается перед Капитаном. Но после гибели своего начальника он кончает жизнь самоубийством, повесившись на бельевой верёвке. Существует теория, согласно которой Охранник выжил при попытке самоубийства и лишь потерял сознание, ведь верёвка была затянута не до конца. Сюжет игры «Green Elephant: Epilogue» основан на том, что Полковник действительно остался жив, но ничего не смог рассказать следователям, так как не помнил произошедших событий. О возрасте героя ничего не известно. На момент съёмок Александру Маслаеву было почти 55 лет.
Капитан, он же Начальник (Роль исполнял Анатолий Осмоловский)
Данное действующее лицо появляется только во второй части фильма. Капитан вошёл в камеру, когда Охранник во очередной раз повёл Братишку «чистить говно». Оставшись в камере наедине с Пахомом, Охранник прочитал ему лекцию о Тихоокеанском театре военных действий Второй Мировой войны, показав при этом отличные знания в военной истории. Но характер героя особой мягкостью не отличается. Капитан крайне невежлив, груб и зол. Ему ничего не стоит отдать приказ избить Поехавшего или заставить его и Братишку танцевать «Яблочко». Капитан является садистом. Ему доставляет явное удовольствие наносить удары плёткой по Пахому. Не брезгует Начальник и сексуальным самоутверждением. Он заставляет Пахома сделать ему минет. Но как только Капитан пытается наехать на Братишку, тот не выдерживает и жестоко убивает его, предварительно надругавшись над ним. Судя по всему, Капитан занимает должность начальника (или командира) гауптвахты. Его прозвище соответствует воинскому званию (он действительно Капитан, о чём говорят погоны). Вот только род войск персонажа узнать крайне трудно. Знаки различия на его форме плохо просматриваются. Закруглённая форма значка говорит о том, что Капитан, скорее всего, служит в мотострелковых войсках. Также на форме Капитана прикреплены наградные планки. К сожалению, они, как и знаки различия, почти не просматриваются. Но по цветовой гамме и сочетанию полос можно предположить, что Капитан награждён юбилейными медалями «50 лет Вооружённых Сил СССР» и «60 лет Вооружённых Сил СССР», которые были учреждены в 1967 и 1978 годах соответственно. В среде военных юбилейные награды не считаются престижными, т.к. они вручаются не за боевые заслуги, а за выслугу лет. Поэтому ветераны войн считают зазорным носить эти награды на своём кителе.
Исходя из этого, можно сделать два вывода. Во-первых, несмотря на разгар Афганской войны, Капитан не принимал участия в боевых действиях и служил в тылу, где он также никак не проявил себя. Во-вторых, его военный стаж составляет более 20 лет, т.е. у него предпенсионный возраст. И, скорее всего, Капитан вымещает злобу на Охраннике и арестантах из-за своих комплексов, связанных с нереализованным желанием карьерного роста (за двадцать с лишним лет он так и не стал старшим офицером). Также на фуражке капитана по неизвестной причине нет плетёного жёлтого венчика, который должен быть у всех офицеров. В фильме Капитан должен носить эту фуражку: А носит эту:
Судя по выслуге лет, капитану за сорок. Однако Анатолий Осмоловский был гораздо моложе сыгранного им героя. Во время съёмок «Зелёного слоника» актёр отметил своё тридцатилетие.
Пятый персонаж (Роль озвучил Олег Мавроматти) (Кадр из сцены, в которой звучит голос пятого персонажа) Первоначально в сценарии фильма «Зелёный слоник» был прописан ещё один персонаж. Роль должен был исполнять продюсер фильма Олег Мавроматти. Но, по его собственному признанию, он «плохой актёр». Поэтому создатели фильма решили исключить персонажа из сценария. Но от него осталась озвучка в начале фильма, когда звучит следующий диалог: Пятый персонаж: Войдите! Охранник: Товарищ капитан, звали? П: Вызывал! Прибыли тут двое. О: Оформить? П: Оформить как надо. О: Понял. П: Понял? О: Да. П: Ну давай, свободен! Согласно диалогу, воинское звание пятого персонажа - капитан (как и у героя Осмоловского). В связи с этим среди фанатов фильма распространено ошибочное заблуждение. Многие уверены, что Олег Мавроматти озвучил роль Осмоловского. Но это не так. По словам самого Мавроматти, в первоначальном сценарии был именно пятый персонаж, который никак не был связан с Начальником (Источник: Видео «зс 12» на YouTube-канале Олега Мавроматти). На момент съёмок фильма Олегу Мавроматти было 34 года. В конце раздела о героях фильма следует обратить внимание на одну маленькую деталь. Все «военные ляпы» в фильме не связаны с плохой подготовкой создателей картины к съёмкам (хотя они действительно плохо разбирались в армейской жизни). Актёры снимались в той форме, которую Басковой удалось достать. Ситуация напоминает детский утренник, когда сценарий пишется под костюм. Для художника-абстракциониста это вполне нормальное явление, ведь Баскова ставила перед собой цель лишь обозначить профессию героев. Картине не нужна была документальная достоверность. Поэтому страдающий лишним весом и умственной отсталостью герой Сергея Пахомова вряд ли является «лётчиком», а то, что Братишка щеголяет в военной шинели сталинских времён, тем более подтверждает условность реквизита. Поэтому рассуждения о воинских званиях, родах войск и наградах героев фильма не стоит воспринимать всерьёз.
История создания фильма Предыстория В 1990-е годы выпускница Московского архитектурного института Светлана Баскова занималась живописью. Но как художница-абстракционистка она не добилась большого успеха. Кроме написания картин, Баскова всерьёз увлеклась видео-артом. С её психоделическими работами ознакомился акционист Олег Мавроматти. Творения Басковой ему очень понравились, и художники начали сотрудничество. Через несколько лет Мавроматти, видя талант Басковой, начал уговаривать её заняться полнометражным игровым кино. Поначалу Светлана отказывалась от этой идеи, но под натиском харизматичного Олега всё же сдалась. Она написала сценарий фильма «Кокки – Бегущий Доктор» и при поддержке Мавроматти сняла эту картину в 1998 году. На главную роль она пригласила своего старого приятеля Сергея Пахомова, которого она случайно встретила в метро. Также Олег Мавроматти посоветовал Басковой взять в свою дебютную картину малоизвестного арт-деятеля Александра Маслаева, с которым он познакомился ещё в 1992 году на одном из проходных вернисажей. Фильм «Кокки – Бегущий Доктор» снимался на территории Московского шарикоподшипникового завода, в одном из заброшенных цехов. С начальством художники договорились быстро. Директор завода предоставил место для съёмок совершенно бесплатно. Рабочие соседнего цеха жаловались на шум от съёмочной группы и докладывали своему начальству о «содомии», творящейся в закрытом цеху. Но директор завода игнорировал замечания своих подчинённых, а актёров просил лишь об одном: чтобы они не курили. Фильм «Кокки – Бегущий Доктор» можно назвать абстракционистской сюрреалистичной притчей с многочисленными аллюзиями на библейские сюжеты. Неподготовленному зрителю эту картину смотреть очень тяжело (да и подготовленному тоже). Лично мне эта лента показалось скучной и затянутой. Отсылка к «Тайной вечере», когда актёры ели какие-то волосы и выплёвывали их, мне не понравилась. По словам Басковой, эта сцена была намёком на оральный секс, во время которого в рот могут попасть лобковые волосы. По мнению режиссёра, это символизирует то, что нечто приятное и возбуждающее всегда сочетается с отвратительным. Зато в финальной сцене попойки впервые проявился особый юмористически-провокационный почерк Басковой: Возле грязного кухонного стола находились Сергей Пахомов и Александр Маслаев. Они начали заниматься так называемой «фаллометрией», во время которой Пахом сказал: «Ты задрочи хуй, чтоб волосня не лезла!» На что Маслаев ответил: «У меня толще и длиннее! Ты говно!» Светлана Баскова и сама подтверждала, что именно эта сцена стала предтечей «Зелёного слоника». По её словам, в тот момент между актёрами была найдена нужная форма взаимодействия, которая позже перетекла в последующий шедевр. На мой взгляд, сцена финальной попойки - самая интересная и смешная в фильме, но в целом его вряд ли можно назвать удачным. Это скучная картина с претензией на интеллектуальность. «Кокки – Бегущий Доктор» раскрутить не удалось. Но Баскова решила не бросать своё творчество. Вскоре ей пришла в голову новая идея. Во время одной из встреч с Олегом Мавроматти Баскова поделилась с ним фабулой своего нового фильма про офицеров, оказавшихся на гауптвахте. Олегу замысел показался интересным. Начался подбор актёров. Участие в фильме Сергея Пахомова и Александра Маслаева даже не обсуждалось. Они были утверждены автоматически. Также в картину планировалось пригласить андеграундного актёра Жоржа Румянцева (он пробовался на роль Поехавшего), но Мавроматти отговорил Баскову от этой идеи. Да и самой Светлане эта кандидатура не особо нравилась: Румянцев был неуправляемым хроническим алкоголиком и не оправдал творческих надежд режиссёра. Обсуждался вариант с Императором Вавой, который снялся в «Кокки – Бегущий Доктор». Однако вместо Вавы режиссёр очень хотела пригласить в свою картину набирающего популярность профессионального актёра Владимира Епифанцева, который в большом кино ещё не снимался, но был известен по телепередаче «Дрёма». В то время Епифанцев за небольшие деньги снял помещение в заброшенном заводе на Софийской набережной и организовал там театральную студию под названием «Прок-театр», который стал частью «Фабрики кардинального искусства».
Олег Мавроматти начал посещать выступления в этом театре, общался с Владимиром после его спектаклей и всячески ублажал и хвалил молодого актёра. За счёт этого Олегу удалось уговорить Епифанцева сняться в картине Басковой. Молодой актёр, отличающийся буйным нравом и склонностью к авантюризму, согласился без особых колебаний. Но против участия артиста в экспериментальном кино выступил импресарио Епифанцева Олег Шишкин. Тем не менее, каким-то невероятным образом Владимиру Епифанцеву удалось обойти запрет продюсера, и он был утверждён на роль в картине. Кандидатура Императора Вавы была отвергнута. Оставалось найти места для съёмок. Владимир Епифанцев предложил снимать картину в подвале, находящемся в здании «Фабрики кардинального искусства». Данный подвал (студия Алексея Тегина) и стал «гауптвахтой». Сцену с расчленением Капитана и самоубийством Братишки и Охранника было решено снимать в том же здании, где находилась «Фабрика кардинального искусства», но в мастерской художника Германа Виноградова. «Кабинетом Охранника», где висел плакат «1986», стало находящееся на чердаке военного клуба ателье Александра Маслаева, где он работал художником-оформителем. Также фильм снимался в подвале дома фотографа Сергея Радкевича. Никакого обустройства мест съёмок не понадобилось. Ныне здание «Прог-театра» и «Фабрики кардинального искусства» снесено. Символично, что на этом месте была построена штаб-квартира «Роснефти». Дом Сергея Радкевича также снесён. Поэтому места съёмок «Зелёного слоника» и возможного паломничества фанатов, к величайшему сожалению, не сохранились.
Костюмы создателям фильма предоставил профессиональный танцор Александр Малышев. Данный факт отражён в титрах в конце фильма. Малышев фактически подарил Басковой кители, оставшиеся от его отца-военного. В фильме их носили Пахомов и Осмоловский. Шинель для Епифанцева принадлежала самой Басковой и была театральным реквизитом. Съёмочный процесс
Фильм снимался летом 1999 года в условиях страшной жары, которая в подвале преумножалась осветительными приборами и отсутствием вентиляции. После каждого дубля актёрам нужен был перерыв, во время которого они пили подсоленную воду из холодильника и мылись в душе. Утверждение о том, что «Зелёный слоник» сняли залпом за два дня, неверно. На самом деле съёмочных дней было около десяти с длинными промежутками между ними. Каждый съёмочный день длился очень долго и заканчивался ночью, когда метро уже было закрыто. Баскова и Мавроматти сразу договорились с актёрами о том, что за съёмки в фильме им ничего не заплатят, а будут только поить алкоголем. Поэтому «замечательная четвёрка» относилась к созданию ленты не очень серьёзно, ещё не осознавая, что создаёт культовое кино. Актёры позволяли себе опаздывать на съёмки (Маслаев умудрялся задерживаться на несколько часов), капризничали и жаловались, что им недолили водки. Между актёрами часто возникали ссоры. Пахом и Осмоловский плохо относились друг другу (между нами даже возникла драка, которую операторы попытались зафиксировать на плёнку, но безуспешно), а отношения между Осмоловским и Маслаевым были ещё хуже. Владимир Епифанцев сторонился всей этой «тусовки», видимо, считая себя выше и круче непрофессиональных артистов. Первое время актёры долго вживались в образы, что привело к большому количеству брака. После первого съёмочного дня Баскова приехала домой, посмотрела отснятый материал и поняла, что вышла полная дребедень, которую невозможно смотреть. К счастью, в последующие съёмочные дни у создателей картины всё пошло как по маслу. Пахом вжился в образ «Поехавшего», а Епифанцев – в образ «Братишки». На съёмочной площадке возникла «химия», и трэш-фильм начал постепенно превращаться в шедевр. По словам Олега Мавроматти, несмотря на необычную атмосферу фильма, на съёмочной площадке никто не употреблял наркотики (за исключением Сергея Пахомова, который, возможно, курил марихуану). Светлана Баскова снимала фильм на аналоговую VHS-камеру, а Олег Мавроматти – на цифровую. Кроме того, Мавроматти занимался установкой света, без которого в тёмном подвале «Прок-театра» обойтись было невозможно. Стоит отметить, что создатели фильма ещё не знали, что будут делать с готовой лентой, и пока не планировали её прокат. Поэтому картина снималась «для себя» и для арт-тусовки. Название для картины было придумано во время съёмок. Светлана Баскова предлагала назвать фильм «Офицеры-2», но это кощунственное для консервативной публики предложение было отклонено. Олег Мавроматти настаивал на более длинном варианте. Название «Зелёный слоник» (отсылка к фильму «Розовые фламинго») предложил Пахомов. Первоначально оно не рассматривалось, но во время пьянки в одном из московских парков было утверждено. Осмоловский, Маслаев и Епифанцев в выборе названия не участвовали. «Зелёным слоником» называют противогаз ГП-4у и тюремную стенку между камерой и туалетом. Однако создатели фильма этого не знали, поэтому данные совпадения случайны.
На первый взгляд, может показаться, что съёмки фильма стоили копейки, но на самом деле создание «Зелёного слоника» обошлось авторам в несколько тысяч долларов. Столь крупная для бедных художников сумма сформировалась за счёт разъездов, покупки оборудования, инвентаря и плёнки, расходов электричества (софиты пожирали очень много электроэнергии), работы в монтажной, заключения договора со скотобойней и т.д.
Начальные титры
Интересные, но сделанные «на коленке» начальные титры озвучивал Олег Мавроматти. И хоть буквы сливаются с фоном, но заставка сделана настолько «с любовью», что мгновенно погружает зрителя в атмосферу фильма, который он будет наслаждаться ближайшие 86 минут. По своей креативности эти титры напоминают начало фильма «Заводной апельсин». Олег Мавроматти признавался, что это одна из его любимых картин. Александр Маслаев был указан в титрах как «Алекс Маслаев». Возможно, это было отсылкой к главному герою «Заводного апельсина» Алексу ДеЛарджу и данью уважения творчеству Стенли Кубрика и Энтони Бёрждесса. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1455; Нарушение авторского права страницы