От имени друзей-туристов Владимир Мищенков.

П е с н и у к о с т р а

1. Сколько чудес за туманами кроется —

Не подойти, не увидеть, не взять,

Дважды пытались, но бог любит троицу —

Глупо опять поворачивать вспять.

Выучи намертво, не забывай

И повторяй, как заклинанье:

"Не потеряй веру в тумане,

Да и себя не потеряй!"

2. Было когда-то — тревожили беды нас,

Многих туман укрывал от врагов.

Нынче, туман, не нужна твоя преданность —

Хватит тайгу запирать на засов!

3. Тайной покрыто, молчанием сколото —

Заколдовала природа-шаман

Чёрное золото, белое золото:

Сторож седой охраняет — туман.

4. Что же выходит — и пробовать нечего,

Перед туманом ничто человек?

Но от тепла, от тепла человечьего

Даже туман подымается вверх!

Припев.

Владимир Высоцкий, 1968 г.

- 11 -

Т у р и с т с к и е  м а р ш р у т ы

ПЕШИЙ ПОХОД ТАГАНАЙ – ТУРГОЯК

(Начало в №№ 110,111)

День 6: The last 16, или дойти до Тургояка. 23 августа.

Техническая информация:

Нитка маршрута: стоянка на р. Сухокаменка — брод через р. Куштумга — берег оз. Тургояк близ Егоровой курьи.

Пройденное расстояние: 18.4 км;
Максимальная высота: 574 м (старт, стоянка на р. Сухокаменка);
Минимальная высота: 310 м (финиш, берег оз. Тургояк).

Контрольные точки (время местное, МСК+2, UTC+5):
Старт: 10.30;
Брод через р. Куштумга: 12.20;
Перекус: 13.30-13.50;
Финиш (берег озера Тургояк): 16.35.

Трек шестого дня

Этой ночью тоже было тепло. С одной стороны, я думал, что погода поменялась, и стало не только теплее, но и дождливее, а с другой стороны, мы ведь спустились ниже, и это была самая минимальная высота, на которой мы ночевали. В любом случае, спалось после трудного перехода очень хорошо, я вылез из палатки около семи утра, вершины берёз освещало утреннее солнышко, и по традиции уже у костра были Илюха с Индирой. Чуть позже к нам присоединились ижевчане, а потом и уфимцы, кроме Алёнки. Командор, как обычно, подошла к костру слегка заспанная, но сварив себе любимой и всем желающим кофе, окончательно проснулась и вновь стала бодрой и весёлой. Ильгиз же, как хотел, рано утром не проснулся, но всё же сходил на Крутой ключ и, к огромному сожалению, телефона так и не нашёл. Печально…

- 12 -

Утренний лагерь почти весь ещё спит                     Начало последнего перехода

Тем временем на небе стали собираться облака, причём довольно быстро они закрыли солнце, и потемнело так резко, как иногда бывает перед грозой. «Ну, сегодня точно ливанёт» — подумал я и оказался недалеко от истины. Почти сразу начал накрапывать мелкий дождичок, который, однако, не помешал нам собраться в путь. Перейдя реку Сухокаменку и попрощавшись с уютной полянкой, послужившей нам домом, мы продолжили путь по вчерашней просеке. До Тургояка нам оставалось пройти около 16-ти километров, и этот ходовой день я для себя назвал «The last 16», по аналогии с названием стадии розыгрыша плей-офф в игровых видах спорта 1/8 финала. Правда, за океаном она называется «Round of 16», но кого это волнует?

Впоследствии осадки усилились и приняли затяжной характер. Чёрт побери, ну, не люблю я такое и всё тут, ну, ты либо пролейся капитальным ливнем и прекратись, либо вообще не капай. Но это же горы! Здесь законы Поволжья не действуют. Здесь, по словам Ильгиза, дождь легко и непринуждённо может идти целыми днями, как было во время июньского похода. Как они тогда пробирались по курумникам на Круглицу, Откликной и Ицыл и какие порывы ветра с дождём выдерживали на метеостанции, я даже боюсь представить. Так что оставалось смириться и идти по мокрым, чавкающим под ботинками грунтам под непрерывную капель по капюшону дождевика.

Преодоление реки Куштумги                   Пусть дождик идёт, айда кушать!

Приятного аппетита!

Но мы не унывали нисколько. Во-первых, мы невероятно благодарны были небесам за то, что все вершины и знаковые места мы посетили в отличную, солнечную и тёплую погоду; а во-вторых, это всё-таки последний ходовой день, завтра днёвка на Тургояке, а значит, можно будет как следует просушиться. Всё так же весело болтая, мы шли вдоль реки Сухокаменки. Ильгиз предупредил, что сегодня нас ждёт брод через реку Куштумгу, и вот это-то обстоятельство и заставляло немного нервничать: уж очень не хотелось под дождём снимать ботинки, гамаши-фонарики, закатывать штаны и шлёпать через горную реку. Втайне я надеялся на какие-нибудь камешки, по которым можно будет перескочить через реку, и как ни странно, я оказался прав. В 12.20 мы подошли к броду и

- 13 -

справа от него увидели большие булыжники, по которым с помощью палок можно было перейти на другой берег. Ну что, вперёд и с песней!

Весь переход через реку занял у нас около восьми минут. Немного отдохнув, пошли дальше, и на ближайшей развилке устроили перекус. Дождик неустанно барабанил по капюшонам и чехлам рюкзаков, и мы уже, кажется, к нему привыкли.

После обеда насытились и мы, и кажется, небеса. Устали они выливать тонны воды на землицу Уральскую, и наконец, спустя почти четыре часа, осадки прекратились. Урррааа!

Теперь наш поход продолжался уже в окрестностях Тургояка. Мы шли на некотором удалении от озера, так как нам надо было не просто выйти на берег, а выйти строго в определённом месте у бывшего домика лесника близ дороги на Миасс. Грунтовые дороги стали разветвляться, мы постепенно из лесных, почти заросших дорог выходили на более укатанные, и это обстоятельство означало лишь одно: мы всё ближе к населённому пункту. Вскоре мы пересекли высоковольтную ЛЭП Златоуст — Челябинск, и на подъёме от неё остановились перевести дух.

Асфальт!!! Ребята, настоящий асфальт!!!      Жемчужина Южного Урала – озеро Тургояк

«Ещё немного, ещё чуть-чуть!» — наверняка напевал себе каждый из нас. И вправду, до Тургояка оставалось уже совсем немного. Вдруг, идя по дороге, мы увидели стоящую в кустах машину! Боже мой, машина, ну, надо же! Этому могли удивляться только туристы, проходившие неделю вдали от цивилизации. Вот как отдохнули наши мозги и органы чувств! Но ещё больший восторг вызвал выход на асфальтовую дорогу. Асфальт, конечно, никто не целовал, но все пребывали в таком экстазе, что просто светились от радости! И машины ездят, ну, ничего себе!

Всю усталость сняло мигом. Казалось, открылось второе дыхание, и можно было с ним дойти хоть до Миасса, хоть до самого Челябинска. Но нам пока так далеко не надо, тут всего лишь чуть-чуть пройти да свернуть в лесок. А за лесом… Господи Боже мой, да до чего же красиво! Это же тот самый Тургояк, озеро, из-за своей чистоты считающееся младшим братом Байкала! Я ведь ещё с конца июня страстно мечтал тут побывать, невероятно, но мечта-то сбылась!

Справка: озеро Тургояк является вторым по прозрачности озером России. Средняя глубина составляет 19,1 метра, максимальная — 36,5 метров. Исследования учёных установили, что вода Тургояка по качеству близка к байкальской, однако на озеро оказывается сильное антропогенное воздействие в виде загрязнения и отбора воды для водоснабжения Миасса. Название озера происходит, по одной из версий, от башкирского словосочетания «Турьге як куль», что в переводе означает «озеро на почётной стороне». Другая версия — легенда о любви юноши Тура и девушки Кояк. На берегу озера очень много турбаз и баз отдыха.

Мы быстро соорудили навес, и пошли за дровами. Вначале для дров использовали старый дом лесника, который можно было разбирать, но с одним топором было непросто выдёргивать плотно засевшие доски. Затем решили брать небольшие

- 14 -

сосновые стволы, которые штабелями лежали вдоль дороги на Миасс; трёх стволов оказалось достаточно, чтобы костёр хорошо горел весь вечер, да ещё и на утро осталось. Сергей остановился тоже неподалёку, и с помощью его цепной пилы мы довольно быстро покончили со стволами, распилив их и порубив для удобства.

«Лунная дорожка блистает серебром, она идёт за мной, как след за кораблём»