День 7-8: днёвка на Тургояке и отъезд

Техническая информация:

Нитка маршрута: озеро Тургояк — озеро Тургояк, далее микроавтобусом до вокзала Миасс-Первый.

Пройденное расстояние: 0 км;
Максимальная высота: 310 м (берег оз. Тургояк);
Минимальная высота: 310 м (берег оз. Тургояк).

Контрольные точки (время местное, МСК+2, UTC+5):
Пробуждение: 8.20;
Выход из палатки: 8.50;

Завтрак: 9.30;
Обед: 14.00;

- 15 -

… ну и так далее можно придумывать хоть до бесконечности, днёвка же.  Вот чёрт, трек забыл записать. Какой кошмар!

У пятницы есть много прозвищ, но моё самое любимое — пятница-расслаблянница. Именно это нас и ждало в пятницу, в седьмой день нашего похода, а именно: неторопливый отдых на берегу жемчужины Уральских гор, озера Тургояк. Какое же классное ощущение, когда никуда не надо торопиться, можно было спать, сколько влезет, и поэтому для меня не было удивлением, когда я вылез из палатки почти в девять утра, а Илюха ещё спал, да и Индира тоже; все остальные также ещё были в объятиях Морфея, лишь Ильгиз занимался разведением костра.

Утро на Тургояке                            Храм Архангела Михаила слева, Николая и

Александры — справа

Вместе с Ильгизом я спустился к озеру и впервые (вчера не спускался) увидел его вблизи. Как же тут невообразимо красиво и чудесно! Эмоции переполняют меня, и я снова думаю, что это сон, но нет, я только что воплотил свою июньскую мечту, прикоснувшись к этой уральской жемчужине. Седые от облаков горы опоясывали озеро, а кристально чистая вода была похожа на жидкое стекло: настолько она была прозрачной. Моему удивлению и радости не было предела. Тургояк, прекрасный Тургояк лежал у моих ног, и его волны ласково лизали мелкие камушки на берегу. И даже облачная, почти пасмурная погода не могла испортить моё настроение, подлетевшее до небес в этот прекрасный миг. А ведь день только начался, и мы всего лишь пришли сюда помыть котелки. Дав своим эмоциям хоть немного угомониться, я принялся за дело.

А наверху уже почти все встали. Индирчик приготовила на завтрак перловку с сайрой (ммм… вкусняшка), и тут уже, кстати, в ход пошло всё то, что я весь поход нёс в рюкзаке — седьмой день же! После завтрака многие туристы решили окунуться в воды Тургояка. Я пока не решился на такое, всё-таки воздух был холодным, но вода чуть потеплее, поэтому надумал искупаться после обеда.

Утро последнего походного дня ничем не                               Купание в Тургояке

отличается от других: Индирчик также кашеварит,

а мы пускаем слюнки и ждём завтрака!

Время текло неспешно и спокойно. Было очень здорово вот так просто болтать, не топая куда-нибудь, развалившись на надувном диване или сидя у костра на хобе, сложив

- 16 -

ноги по-турецки. Наша «Туса» своим звонким весёлым смехом разрывала тишину, и мы не мешали никому, ведь в этот не самый погожий денёк никого на озере и не было. Ближе к обеду пошли за сувенирами в сам посёлок Тургояк. Мы вышли на асфальтовую дорогу, по которой радостно пришли сюда вчера, и мимо штабелей сосновых стволов направились в посёлок. Мимо нас проезжали машины и редкие туристические автобусы, а нам всё это было ещё ой как непривычно после недели-то в лесах да в горах.

Брусника                                                      Костяника

Мы проходили сначала мимо многочисленных баз отдыха, затем нашим глазам предстал элитный частный сектор посёлка. Двух-, а порой и трёхэтажные хоромы высились за толстенными заборами и наверняка ещё имели выход к озеру. Уму непостижимо, сколько могут такие владения стоить. Элитный район закончился после поворота дороги налево, и мы увидели настоящую архитектурную доминанту посёлка — величественный храм Архангела Михаила.

Справка: храм во имя Архистратига Михаила был возведён в 1882-1885 гг. в формах русско-византийского стиля. В 1930 году храм был закрыт, а позднее разграблен и сломан, на его месте построили кинотеатр. В 1990 году после сноса кинотеатра началось постепенное восстановление храма на фундаменте старого, и в 2013 году там прошла первая служба.

Рядом с храмом Архангела Михаила соседствует ещё одна симпатичная церковь во имя святых царственных страстотерпцев Николая и Александры. Она была построена в период с 2000 по 2005 год и первоначально освящена во имя Архангела Михаила. После окончания возведения каменного храма в 2013 году получила нынешнее название в честь новомучеников российских, императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны.

Когда мы вернулись в лагерь, Илюха с Ильгизом уже вовсю жарили первую партию шашлыков. Аромат был непередаваемый, и только Илья распахнул решётку, как все тотчас разобрали аппетитные кусочки. За первой партией последовала вторая, и снова аромат жарящегося на углях мяса раздражал наши носовые рецепторы.

А после двух партий я вдруг вспомнил, что ещё вчера хотел набрать домой южноуральской черники. К сожалению, народ уже наелся и не захотел идти, лишь Сергей изъявил желание составить мне компанию. Взяв большую плошку, я отправился с Сергеем через дорогу в лес. Черники было уйма, некоторые полянки изобиловали её наличием, а на некоторых было с гулькин нос. Была и брусника, её я тоже срывал и бросал в плошку. Один раз попалась костяника — впервые я такую ягоду видел в жизни, очень вкусная, с лёгкой кислинкой. Но так как это был мой самый первый опыт сбора черники, я не отличался скоростными качествами в этом деле, зато Сергей собрал полную кружку минут за десять и высыпал урожай в мою плошку, на которой еле было прикрыто дно. Профессионал, что и сказать! В итоге таким образом набралось у меня в плошке через час довольно много ягод, и я решил, что хватит, а то без нас там шашлыки съедят.

- 17 –

Пересыпав урожай в бутылки, у меня получилось немногим более литра ягод. Теперь можно было снова веселиться, но сначала нужно было как-то перебороть желание греться у костра и пойти всё-таки окунуться в Тургояк, ведь из всей «Тусы» только я и Илюха ещё не освежались в озере. Эх, кто бы помог мне выйти из зоны комфорта? Этим добровольцем оказался Ильгиз, мы спустились к берегу, разделись и с громким криком «Урррааа!!!» помчались в воды Тургояка.

Из похода с любовью!

Ну, купанием это назвать сложно, Ильгиз отплыл подальше, а я побултыхался немного и бегом обратно. Уххх!!! Ощущения класс, похожие на то, как на Киалиме после бани мы прыгали в реку, сразу так тепло, даже одеваться неохота. А всем, у кого после купания зуб на зуб не попадал, прописывалось целебное лекарство в виде цепной пилы, вот распилил пару брёвен диаметром 10-15 см — и сразу так жарко! И потом снова к шашлыкам, лакомиться и хохотать над бесконечными шутками и весёлыми историями из Алёнкиной жизни, благо их у неё было полно.

А после обеда, плавно перешедшего в ужин, следующим нашим мероприятием стала игра в ножички. Честно, вот ни разу не играл, даже в детстве во дворе не рубились в неё. У нас были прятки, «казаки-разбойники», мы играли в войнушку, в «мечту», в шпионов… но в ножички не приходилось. И вот, на 31-м году жизни мне наконец довелось узнать все премудрости этой старинной игры. Помнится, читал я в детстве Аркадия Гайдара, так вот в одной из его повестей ребята играли в ножички, а время было — гражданская война. Алёнка вкратце объяснила нам правила, и игра пошла. Было весело и забавно, мы как феодалы отбирали куски земли у соседей, перекрывали доступ к «солнцу», из-за чего сосед должен был кидать ножик с закрытыми глазами; у Володи как-то Илюха так отобрал кусок земли, что ему пришлось едва ли не на одной ноге стоять! В процессе дележа получались и анклавы, и какие-то совершенно невероятные участки земли, но главное — это было прикольно и интересно!

Поиграв так с часок-полтора, «Туса» всё же слегка притомилась и вернулась к тёплому костру. На Тургояк спускался вечер. Шашлык был съеден, чай допит, и мы решили долго не засиживаться и в районе 11 вечера разошлись по палаткам спать. Спокойных снов, «Туса»!

- 18 -

С нашими красотками поход прошёл чудесно!

Наутро в мою отдохнувшую голову пришла дурная мысль о том, что это была последняя походная ночь и уже послезавтра мне придётся топать на работу. Какой кошмар! Но стоп, не надо о работе, у меня ещё пока отпуск, я ещё в походе и я с «Тусой», вернее, в «Тусе». И да, я всё ещё на Тургояке!

Ночью прошёл небольшой дождик, и с утра небо также было плотно затянуто облаками. «Туса» просыпалась медленно, и Алёнка всё также проснулась к концу завтрака, сварив себе дежурный кофе. Уезжать, конечно же, не хотелось, но собираться надо было, и после завтрака всё оставшееся время мы посвятили сборам.

Я спустился к Тургояку, чтобы умыться и напоследок полюбоваться сказочными видами жемчужины Южного Урала. Нежные волны всё также гладили прибрежные камешки, а окрестные горы были спрятаны за пеленой густого тумана.

«Всё забыли, ничего не взяли?»

В лагере «Туса» не спеша собирала рюкзаки. Под моросящим дождичком каждый старательно укладывал свой рюкзак, стараясь ничего не забыть. Те, кто уже собрался,

- 19 -

грелись у костра. Спустя час все уже были наготове, Алёнка набрала знакомого с июньского похода таксиста, и он приехал за нами на обычной маршрутке. Мы затушили костёр, попрощались с Тургояком, с этим сказочным краем, и теперь держали путь на конечную остановку нашего восьмидневного похода — станцию Миасс-Первый.

В маршрутке, чтобы не молчать и не скучать, затянули песню из «Бременских музыкантов» «Ничего на свете лучше нету…» Проехали гигантский автозавод, выпускающий не менее гигантские грузовики «Урал», и в 11 часов прибыли к вокзалу. Времени до поезда оставалось ещё два с половиной часа, и это время мы решили потратить на поход в Пятёрочку, чтобы затариться продуктами в дорогу, а также, как обычно, на весёлую болтовню и прикольные фотки.

Привокзальный район Миасса мне напомнил Пятигорск: там также от вокзала видна гора (Машук), а сама станция небольшая, всего около пяти путей.

И я здесь был!                                              В ожидании поезда

И вот в 13.20 наш поезд наконец объявили. Стоянка скорого 123-го Новосибирск-Белгород всего лишь две минуты, вагон 16-й, а нумерация с хвоста — значит, искомый вагон где-то в голове, идём в сторону Европы. Пока ждали поезд, всё так же хохотали и веселились, не было ни капельки грусти.

И вот красненький электровоз ЭП2К показался из-под путепровода и медленно вкатился на станцию. Таак-с, какой первый вагон? Спрашиваем у проводницы — 21-й! Побежали, runner goes! Следующий уже 20-й, потом 19-й, 17-й и вот, похоже, наш! Проводник отвечает, да, 16-й! Туса не заходит, а залетает в вагон, создавая настоящий переполох. Не успели закинуть рюкзаки, как поезд тронулся. Ну всё, Урал, до свидания, увидимся ещё и не раз, обещаю!

Кое-как мы разместились на полках, слегка сведя с ума простых пассажиров своим внешним видом и костровым запахом, которым за восемь дней пропахла и наша одежда, и мы сами до мозга костей. Пообедали, улеглись подремать. А вечером все, кроме меня, стали собираться. Это означало, что поезд приходит в Уфу. На остановке я помог ребятам выгрузиться, мы быстренько попрощались, и я поехал дальше в гордом одиночестве.

А утром уже была Сызрань, и был Кузнецк. Поезд въехал на территорию Пензенской области, и здесь мне всё уже было знакомо, я ехал по родному краю, проезжая до боли знакомые остановки электричек: Канаевка, 756 км, 752 км, Шнаево, 742 км и, конечно же, наш легендарный о.п. 739 км. И как-то с особенным, возвышенным чувством я вышел из вагона, обнял родителей, и приехал домой. Моё путешествие закончилось. Мне не было грустно ни капельки, я наоборот был очень счастлив, что воплотил в жизнь свою многолетнюю мечту, побывал в таких прекрасных местах, сходил впервые в жизни в многодневный пеший поход и, конечно же, познакомился с замечательными, интересными и очень позитивными людьми. И даже сейчас, спустя почти две недели после окончания похода, моя душа всё равно ещё там, мне каждую ночь снятся сны о походе, я слушаю каждый день музыку, которую слушал в походе и перед ним и которая теперь ассоциируется у меня с теми сказочными днями. Поистине, это был самый

- 20 -

замечательный отпуск. Отпуск, после которого даже не хочется думать о том, куда поехать в следующем году, ведь моя сущность ещё там, на Урале, гуляет по Откликному и любуется закатом на Двуглавой сопке, парится в бане на Киалиме и продувается всеми ветрами на Метеостанции, одной ногой стоит в Европе, а другой в Азии на Ицыле и, конечно же, наслаждается Тургояком…

Это был последний отчёт из серии отчётов о пешем походе Таганай - Тургояк 18-26 августа 2018 года. И в заключение я хочу поблагодарить всех-всех-всех ребят за душевную, добрую, весёлую и супер-мега-позитивную «Тусу»! Я говорю спасибо Алёнке за звонкий смех, за прекрасные организаторские способности; Индирчику за вкуснейшие завтраки и ужины; Ильгизу за интересные рассказы и первые в моей жизни уроки скалолазания; Илюхе за «МАУ!»; Лене с Володей за замечательные перекусы; и Саше со Светой за представление славного града Ижевска в нашем походе, ведь этот город для меня почти родной. «Туса», спасибо вам огромное! Я верю, что мы ещё встретимся! И большое спасибо уфимскому турагентству Bashadventure за интереснейший и насыщенный маршрут, за восемь дней позволивший увидеть всё самое-самое интересное на Таганае и не только! Небесной канцелярии отдельно низкий поклон, ну тут пояснений не требуется совсем.

Ну, что ж, «Туса», пока на этом всё. Засим оставляю вас с фоткой себя любимого на фоне вокзала Пенза-I, прибывшего с такого далёкого, но сказочно красивого Южного Урала. До новых встреч, друзья!

Снова в Пензе!

Александр Зайцев.

Редакция газеты не несёт ответственности за достоверность информации, предоставляемой для публикации. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.