Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обучение и воспитание в Древней Греции и в Древнем Риме



Древнегреческая цивилизация оказала огромное влияние на становление не только западной культуры, но мировую цивилизацию вообще.

Во 2 в. до н. э. Греция была захвачена римлянами. Её культура оказала значительное воздействие на римскую цивилизацию.

Римом были унаследованы многие культурные ценности.

В Древней Греции можно выделить две основные системы обучения – афинскую и спартанскую, наиболее распространённой была афинская. В древнеримский период родители сами обучали своих детей. И только к началу 2 в. до н. э. начинала складываться система обучения.

С древнейших времён отец играл в воспитании сына решающую роль и в пример ему всегда ставилось старшее поколение.

В Древней Греции с семи лет мальчики поступали под опеку отца, где под руководством его и избранным им опекунов и наставников приобретал навыки общения с оружием, обучался музыке и танцам. Для человека, участвующего в религиозных обрядах и празднествах, всё это было необходимо. Надёжную подготовку к участию в общественной жизни давало овладение ораторским искусством. Готовили мальчика и к жизни практической: он учился вести хозяйство, наблюдал, как работают в поле и в винограднике, знакомился даже с практической медициной.

В Древнем Риме, как мальчики, так и девочки начинали учиться тоже с семи лет. Мальчики, ходившие в школу, были под постоянной опекой воспитателя-педагога: он сопровождал их на занятия, а дома исполнял роль воспитателя и учителя одновременно.

В Афинах в классическую эпоху обучение не было юридически обязательным, а рассматривалось обычно как долг родителей по отношению к детям. Платон даже высказывает мнение, что дети свободны от каких-либо обязательств перед родителями, если те не заботились об их образовании.

В 5 в. до н. э. в период Пелопонесской войны, афиняне уже могли гордиться тем, что среди них нет ни одного неграмотного. И хотя формально организованных школ не было, и каждый воспитывал детей, как хотел, (Аристотель) однако обучение приняло уже формы коллективные. Дети объединялись в группы под руководством преподавателя, и таким образом начинала складываться школа.

Поначалу древнеримская программа обучения была очень скромной, ограничивалась чтением, письмом и элементарными познаниями в арифметики. В дальнейшем программа менялась, иногда существенно, но проследить когда в какой степени, невозможно, так как мало об этом данных.

В Греции программа обучения охватывала и приравнивала друг к другу воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связано с особенностями самой греческой культуры, прославляющей идеал «калокагатии» - красоты и добра, слитых в человеке воедино.

Мальчикам в Греции полагалось иметь трёх учителей: грамматиста, кифариста и педотриба. Грамматист (учитель грамоты) – обучал детей чтению и письму, давал им основные понятия о счёте. «Тетрадями» служили деревянные таблички, покрытые воском, на которых дети острыми палочками чертили буквы, а позднее целые фразы. Когда уже овладевали искусством чтения и письма, то переходили к изучению старых писателей, среди которых главное место занимали Гомер и Эзоп с его мудрыми баснями. Следующий учитель – кифарист, прививал мальчикам навыки игры на лире или кифаре. Под звуки этих инструментов пели песни и гимны – соло или хором. Наконец, систему образования дополнял своими уроками педотриб – учитель гимнастики. Под его руководством дети состязались в беге, прыжках, метании копья и диска.

По окончании школы, или палестры, как её называли по-гречески, юноши 16 лет из богатых семей рабовладельцев посещали гимнасий (на современную гимназию это заведение похоже, конечно, только своим названием). Здесь они занимались гимнастикой, философией, политикой. Заканчивали обучение в 18 лет.

Совершенно иную, чем в Афинах и многих других городах-государствах, форму приняло обучение мальчиков в Спарте, где воспитание физическое развивалось за счёт интеллектуального и эстетического. Воспитание ребёнка не зависело от воли отца, - он приносил его в «лесху», место, где сидели старейшины, которые осматривали ребёнка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в пропасть. Хилый и больной ребёнок, по мнению спартанцев, не имел права на жизнь. Кормилицы не пеленали детей, давали полную свободу всему телу, приучали мало есть, не быть разборчивыми в пище, не бояться в темноте или не пугаться, оставшись одни, не капризничать и не плакать. С семи лет мальчики переходили под опеку государства. Организовывались специальные отряды, где они жили, ели и играли вместе. Это была школа послушания – старики смотрели за играми детей и нередко специально доводили до драки, ссорили их, чтобы узнать характер каждого – храбр ли он и не побежит ли с поля боя. Спартанские мальчики должны были сами добывать себе пищу. А прокормиться они могли только одним способом: воруя продукты из садов и домов. При этом если вор попадался, его наказывали не за то, что он воровал, а за то, что попался. Чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать. С годами их воспитание становилось суровее: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и без одежды. Спали на тростнике, который сами рвали, без помощи ножа. Закалка давалась суровая: воспитание упорства и выносливости, умения переносить любые тяготы и лишения, голод, стужу, боль, воспитание готовности к походам, спортивным тренировкам, владению оружием. Чтобы проверить подготовлен ли молодой человек надлежащим образом, его подвергали двойному испытанию. Сначала его сильно секли розгами перед алтарём Артемиды: эту экзекуцию подросток должен был вынести без малейшего стона. Второе испытание они проходили перед самым концом обучения – целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало, был начеку, чтобы никто не мог его выследить и застать врасплох. Только успешно пройдя это испытание, юный спартанец мог быть допущен в совместных трапезах мужчин. До 30 лет каждый спартанец жил казарменной жизнью, позднее ему разрешалось жениться и обзаводиться семьёй.

Римская система обучения, охватывала три стадии:

1)Начальная школа, где обучали письму и счёту;

2)средняя школа – «грамматиков»;

3)высшая школа – «риторов».

Обучение девочек.

В Греции девочки до 7 лет оставались под опекой матери и няньки, свободные от всяких обязанностей. Затем воспитание их проходило по-разному в Афинах и в Спарте.

В Афинах девочка знакомилась с домоводством, с женскими ремёслами: прядением, ткачеством. Не пренебрегали там и элементарным образованием, а именно: учили девочек читать и писать. Программа обучения девочек включала в себя также пение и танцы, необходимые для участия в религиозных празднествах. Не избегали женщины и изучения литературы, однако от разговоров на литературные темы в кругу мужчин они были отстранены. Идеи Платона, что женщины обладают не меньшими способностями, чем мужчины, и должны получать столь же углублённое образование, долго не находили отклика в афинском обществе.

Итак, афинские женщины были исключены из сферы интеллектуальной жизни.

В Спарте воспитание девочек мало отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте стояли физическая сила и выносливость девочек, ведь их готовили в матери будущих граждан-воинов. Поэтому девочки занимались гимнастикой на равне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже в борьбе. Поскольку они были должны участвовать в религиозных торжествах, их, как и в Афинах, учили пению и танцам.

В Риме девочки из богатых семей учились дома, кто победнее ходили в школу вместе с мальчиками. От девочек образованность и начитанность, в отличие от Греции, даже требовались: «пуэлла докта» - «учёная девица» - было желанным комплиментом. Образование было необходимо женщинам, прежде всего для участия в общественной жизни. Кроме того, девушки должны были заботиться о своём интеллектуальном развитии и как будущие матери, ведь непременным условием обучения ребёнка было обучение его родителей. Плутарх предъявлял к женщинам очень высокие требования: они обязаны были разбираться в астрономии, математике, философии. Обучались женщины и ораторскому искусству, и даже прибегали к своим умениям и навыкам на практике, чаще всего в своих личных, домашних делах, но иногда и в делах общественных. В 18 лет обучение заканчивалось.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь