Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 20. Разъяснения внутренних сил нашей души: что такое соединение ума с сердцем; какое различие между понятиями: ум и дух, и в которой из сих двух сил Молитва вселяется.



Несколько уясняющее способ производства умно-сердечной Иисусовой Молитвы, которая, будучи возносима из глубины сознания своей греховности, в чувствах Покаяния, с целию умилостивления Господа и примирения нас с Ним, есть и составляет, по общему всех Св.Отец учению, корень всех Духовных Благ, как соединяющая нас с Сыном Божиим и Богом и в Нем делающая нас общниками Божественнаго Естества:

О том, что такое соединение ума с сердцем, так часто встречаемое в писании святых отец?

Какое различие между словами: ум и дух?

И, наконец,

3) какое участие принимают сии две силы в деле внутренней иисусовой молитвы и в которой из них молитва водворяется и вселяется как в своей обители*.

[Мысли этой главы взяты буквально большею частию из творений св.Отец и духовных писателей, применительно к производству умно-сердечной Иисусовой молитвы. И самыя силы рассматриваются тоже только приспособительно к деланию Иисусовой молитвы. О них еще будет речь в дальнейших статьях этого произведения.]

Соединение ума с сердцем, так часто встречаемое в свято-отеческом учении, по его великой важности и совершенной необходимости в деле нашего умнаго ко Господу Иисусу внимания, говоря правильнее, есть со единение не ума, а разсудка или мыслительной силы души, находящейся в голове и вернее не с сердцем прямо, а с духом, который собственно и есть ум, и находится в верхней части сердца.

У святых Отцев он именуется словесною силою, ему прирождены высшия силы и стремления - жажда и чувство Божества; он еще называется духовным чувством, и называется орган для приятия небесных впечатлений, непосредственно обращён к духовному миру, непосредственно созерцает незаходимый свет Христа и прямо от него получает свои озарения.

Находясь в сердце, он, по непосредственности своей, необходимо передаёт всё своё содержание сердцу, по слитности с ним. Например, святой Апостол говорит: сердцем веруется в правду (Рим. 10:10). Однако, известно, что вера в Бога именно есть принадлежность духа. Это похоже на то, как если бы в закрытый малый сосуд поставить зажжённую свечу, то он по необходимости весь наполняется светом: так и дух наполняет сердце наше своим существом. Впрочем это тогда, как мы даём ему силу и простор к свойственному ему стремлению, ко его природа есть именно влечение к Божеству. От этого же бывает и нетление тел св. угодников. Ум или дух, наполнясь Божественным светом, передаёт его не только сердцу, но и всему телу.

И говорил старец в картинном изображении, как человек бывает храмом Божиим и вместилищем Божества! Но всего не возможно за множеством речи передать.

В истинном смысле умом называется духовная сила или дух человека, сущий в сердце. Он весь духовен и не принимает никакого участия в земном; служит средством соединения нашего с Господом; вся его природа состоит в стремлении к Богу и он есть то дыхание Творца, что вдохнуто в лице Адаму. Соединить мыслительную силу души или разсудок с ним требуется для того, чтобы соделать душу единою целою, а без этого, как чрез открытую дверь, входит в душу, чрез мыслительную силу, всякий сброд. Удержать же парение мысли только и может дух или ум, сам сообщаясь с Богом.

Итак - дух человеческий есть вместилище духовных ощущений, а разсудок есть только зритель - нечто внешнее. Во всех писаниях умом называют безразлично ту и другую силу души и от этого происходит крайняя запутанность. Различить только и может тот, кто точно знает предел каждой силы души и ея природу.

И вот нам необходимо войти в подробное различие этих двух сил нашей духовной природы, по крайней мере на сколько это требуется применительно к нашей цели, то есть доказать, как сии силы относятся к молитвенному делу и в которой из них молитва водворяется, как в своей обители. В Евангелии, например, говорится: отверзе им (Апостолам) ум разумети писания (Лк.24:45). Ещё Господь говорит Апостолам: тако-ли вы неразумливы есте, како непонимаете (Мк.7:18). И како вся притчи разумеете (Мк. 4:13), и Апостол говорит: мы все имеем разум, но разум кичит (1 Кор. 8:1); ещё говорится, что Господь хощет всем спастися и в разум истинный приити (1 Тим. 2:4). Это все принадлежит нашей средней познавательной способности, разсудку или разуму, находящемуся в голове. Его деятельность состоит в изследовании, изыскании, размышлении (от того он и есть "раз-ум", "раз-судок"). Природа его - мышление, а содержание его - понятия, которыя он приобретает, переходя мыслию от однаго предмета к другому: сличает, судит, обсуждает и делает умозаключения; концем-же служит знание, которое не иначе приобретается, как посредством опыта и чувственных впечатлений чрез суждения, умозаключения.

И вот, если этот разум наш направлен на духовные предметы и испытует Писания - как повелевает Господь Иисус Иудеям: испытуете Писания, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне (Ин.5:39) - то он делается духовным и наполняется святыми мыслями из Священнаго Писания. Потому что он на какой предмет смотрит впечатлением онаго и наполняется, вернее сам делается таковым. И в этой своей лучшей и высшей стороне своего существа (бытия), разум служит средством и даёт материал для дальнейшаго движения в деле духовной жизни (образования), именно: возбуждает чувство и движет волю к познанию истины - Христа. Но его понятия вообще холодныя; он не может дать ни ощущения, ни чувства,- тем более живаго; это последнее исключительно принадлежит сердечной силе.

Сей разум у большинства людей обращён на дело века сего, и в этом своём состоянии он называется земным; ведение его - душевным, а человек, пребывающий в нём, называется, по слову Апостола, "душевным человеком", который не приемлет, яже суть Духа Божия, юродство бо ему есть; зане то духовно понимается. Этот разум развивают в школах науками, им действует и живёт всякий чин людей, живущих по духу мира сего. Художники изощряют его и в своих произведениях; живописцы утончают его и развивают в красоте и изяществе картин, видов и прочаго. Военачальники составляют им планы сражения, доктора им изготовляют лекарства, слесаря, плотники, промышленники без него не могут и шагу ступить, заводы, фабрики, пароходы - всё это дело разума или мыслительной силы, находящейся в головном мозгу; духовная же сила сердечная ни в чём этом не принимает никакого участия, а действует одна указанная внешняя сила души, и человек по всему этому называется душевным, как пребывающий душею своею в области телеснаго бытия; а вся его духовная природа, сущая в сердце, остаётся без действия, закрыта, спит.

Вот теперь и смотри свое житие, в каких силах души оно пребывает, во внутренней ли силе сердечной, которая вся духовна, питается Богом и Его святым словом, Его законами и оправданиями и не принимает никакого участия в делах мира сего; или же в душевных силах, кои разлиты по лицу всей Земли; или же ты развиваешь свою деятельность в каком-нибудь исключительном занятии: в научности ли, или садоводстве, в художествах ли каких, или же торговых предприятиях. Человек почтен свободою, и в которую сторону наклонит произволение своея души, там и будет развивать свою жизнь.

"В икономии жизни духа, разум занимает вовсе не то место, какое ему обыкновенно отводят с такою готовностию, во вред истине и самому разуму. Как бы прекрасно человек ни мыслил, он вовсе ещё не живёт сообразно с высшим назначением человека". Назначение его требует труднейшей деятельности, и оно указано св. Апостолом, именно, чтобы вселить Христа в сердце свое (Еф. 3:16-19). Поэтому-то во всех посланиях Апостольских не видется таковой пламенной молитвы святых Апостолов ни о чём другом, как именно о сем несравненном благе. Моляся о сем, св. Апостол Павел говорит: преклоняю колена ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, да даст вам по богатству славы Своея силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеке вселитися Христу верою в сердца Ваша (Еф.3:17).

Согласно сему говорит и Святитель Московский Филарет: "Непостижимый для разума Бог хочет обитать только в сердце; наши настоящия познания служат нам только во времени, а сердце для вечности.

Не таково знание и деятельность ума или духа. Он не при помощи размышления или умозаключений приобретает познания, а непосредственно получает впечатления из высшаго невидимаго мира".

Так описывается это его действие людьми умными и исполненными духовнаго разума:

"Как деятельност чувств внешних состоит в восприятии и ощущении впечатлений мира видимаго, так и деятельность ума состоит в восприятии и ощущении мира высшаго, невидимаго. Если то познание, которое мы получим путём внешних чувств, не есть разсудочное знание, но познание непосредственное, то и познание ума также должно иметь характер непосредственности. Итак, деятельность ума, в отличии от мышления и чувственнаго восприятия мы можем назвать непосредственным созерцанием сверхчувственнаго".

"Человек есть существо, стоящее на границе двух миров: видимаго и невидимаго, чувственнаго и сверхчувственнаго. Как есть в нём способность, обращённая к миру чувственному - чувства внешния: зрение, слух и прочее,- так должна быть в нём и способность, обращённая к миру вышечувственному, и это есть чувство внутреннее или ум (дух)".

"Поэтому ум, как способность, обращённая к сверхчувственному, должен быть способностию восприятия этого сверхчувственнаго. Его деятельностию является не мышление, а простое восприятие или ощущение".

"Мы имеем познание трёх родов. Самое первоначальное познание есть познание чувственное - мира внешняго - видимаго, который действует на нашу душу через посредство пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. - Это познание непосредственное, приобретаемое действованием предметов на наши чувства. За ним следует вторая степень познавательной нашей способности - период развития мышления и познания предметов, подлежащих ведению разсудка. Познание же мира сверхчувственнаго и Божества есть самое высшее познание,- поэтому самое трудное и в общем ходе познании последнее и завершительное".

Итак, у нас два познания непосредственныя: это - первое и последнее, а в середине разсудочная сила или мыслительная, которая смотрит на это и разсуждает; из суждении образует понятия, из понятий составляет целую систему знания - науки.

Духовная сила в душе нашей - ум или дух - не разсуждает, а как глаз в теле смотрит на предметы духовнаго мира непосредственно и получает оттуда впечатления прямо и открыто. Это можно объяснить действием внешним: как телесное чувство, например, зрение или осязание, обращённое на предмет, подлежащий его действию, необходимо получает соответствующее роду своему впечатление, так и ум, устремлённый в область духовнаго мира, тоже получает своего рода впечатление; только там закон необходимости, а здесь свободное действие.

Дух в душе или ум, по изъяснению святого Иоанна Дамаскина, есть то же, что глаз в теле, и не есть что-либо отличное от неё и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона тоя же души. Природа его или существенныя черты - самосознание и свобода, иначе духовность и разумность. И это есть самое высшее в человеке.

В этом пункте своей природы он малым чем умален от Ангел; здесь именно Господь венчал его славою и честию, поставил его над делы рук Своих; вся покорил под нозе его. Здесь сокрыт образ Божий, так безмерно возвышающий его над всею видимою тварию и столь любезным делающий его Создателю своему. Этой силы не имеют животные, а только люди и Ангелы, вообще разумныя существа. Здесь находится чувство Божества или,- как говорят Богословы,- идея Божества, по которой нередко и весь дух называют Божественным чувством. Оно не может быть отнято от души нашей и есть даже у язычников, не озарённых Христовым светом.

"Оно-то,- как пишут церковные учители,- с самаго начала действовало и уверяло, что есть Бог, ещё в первых возрастах человека, оно приходит ранее, чем разум. Бог ещё не известен духу, но чувствуется потребность и необходимость существа, пред Коим бы поклонялися и благоговели. Ни один народ не был лишён сего чувства" (Голубинский).

Вот это самое чувство и служит для молитвы основанием и почвою, на которой она произрастает, и разум требует соединить молитву именно с этим чувством, в котором присутствует Бог, вследствии Им Самим вложенной идеи о Нём или простее - это есть чувство Его бытия, вера в Него, зрение Его и чувствование Его.

О сем так говорится в Богословии:

"Единственный источник познания о Боге есть внутреннее чувство или ум".

"Бог непосредственно близок к нам в нашем собственном духе: точно так-же, как внешняя природа близка и присуща нам в нашем собственном теле, чрез его пять чувств.

Поэтому мы смеем решится на смелое слово, что в Бога мы веруем потому, что видим Его, хотя, конечно, не телесными очами".

"Дух человека, созданный по образу Божию в самой природе своей имеет в себе возможность и способность к непосредственному сознанию Божества, в самом самосознании человека, как существа разумнаго и высшаго природы физической, уже заключается чувствование Божества".

"Чем глубже и живее в нашем духе это непосредственное чувство Божества, или вера в Него, тем твёрже и чище наше понятие о Боге и мире сверхчувственном".


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь