Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Необходимым видится именно выделить из общаго состояния наших внутренних сил, это Божественное чувство,- самое высшее в нашей духовной природе - как центр, где бывает наше с Богом соединение.
Не зная сего, нельзя иметь и правильную, настоящую молитву, потому что не знаем куда направлять своя внутренния силы души, где и в чём их соединять в одну точки, для того, чтобы сию совокупную единичность всех сил души соединить с Богом,- а при раздельности сил сего быть не может. Здесь делается несколько понятным,- что такое есть молитва Иисусова в существе своём!... Она есть непосредственное, ближайшее и живое соединение нашей духовной природы или внутренняго человека с Господом Иисусом Христом, в Котором только и есть вечная жизнь (Ин.1:4), а чрез Него с Богом Отцем и со Святым Духом. И здесь же видется вся необходимость, нужда и неизбежность Иисусовой молитвы, имеющей предметом своим именно устремление ума и сердца ко Господу Иисусу Христу для того, чтобы, соединивши их с Его Божественным существом, иметь вечную жизнь. Про святого Макария Великаго пишется, а также и про других святых угодников, что они были постоянно в духовном восхищении своего ума к Богу, то есть они находились или пребывали всеми силами своей души в этой высшей точке своего духовнаго бытия, или во святилище духа, куда ум, по словам святого Лествичника, принявши хиротонию от Святого Духа, вводится для служения Богу, как Иерей или как Епископ, или же как Патриарх, по мере его чистоты и любовнаго к Богу расположения. "Если бы нужно было объяснить происхождение религии и ея всеобщность в человеческом роде, то необходимо допустить постоянное действование Божества на наш дух; - и именно на эту самую его способность, которая назначена к восприятию сверхчувственнаго. И это нужно назвать Откровением Божества в нашем духе естественным". Это врождённое человеку чувство религии или, что то же, Божества,- основанное на идее ума,- делает человека безответным пред Богом, если он Его не познаёт. За что св. Апостол Павел укоряет язычников, кои не хотели признавать Бога, имея о Нём неопровержимое свидетельство внутри себя. Деятельность ума (разсудочная) к уяснению сего чувства явилась уже в последствии времени. Потому так широко распространилась речь о сем чувстве, что оно составляет почву и основание духовной жизни и обитель для приятилища Бога; здесь является Господь человеку лицем к лицу, якоже Моисею на горе Синайской. Молитва Иисусова, всею своею полнотою, должна войти в сердце и водвориться в его духовной силе или духе - именно в этом чувстве; а разум, если и должен иметь какое участие в сей молитве, так разве то, что его нужно покорить в послушание духу; соделать глухим, немым, недейственным, голым от всякаго образа, мысли и представления. Одним словом лишить его свойственной ему деятельности многомыслия и неудержимой стремительности. ГЛАВА 21. О сердце человеческом По общепринятому у людей понятию, во всяком предмете и вещи, сердцем называется самая внутреннейшая и глубочайшая сторона. Поэтому сердцевина есть в дереве; есть сердце моря - его глубина, в яблоке и во всяком веществе самая внутренняя часть называется сердцем. Так и в человеке - внутреннейшая, глубочайшая, задушевная сторона души именуется сердцем. И это есть ни что другое, как внутреннее чувство души, или вообще сила ея чувствований, как и психология учит, что в душе - у нас три силы: ум, воля и чувство. И вот оно-то - это чувство - и есть сердце, которым мы входим в связь со всем существующим вне нас - телесным и духовным. Не трудно заметить, как сие чувство души решительно принимает впечатление от всего - и от мысли, желания, и от действия всех чувств: зрения, слуха и от внутренней деятельности душевных сил. Поэтому-то оно и называется корнем и центром нашего существа. И нельзя не заметить всякому внимательному, что и вся наша жизнь идёт именно в этом главном пункте нашего существа. Потому то и говорится, что душа живёт чувствами. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы