Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теперь естественно следует вопрос: как производится самое действо внутренней духовной жизни?



На сие Еп. Феофан отвечает вполне удовлетворительно.

Приводим его слова из книги: "Путь ко спасению".

ВНУТРЬ - ПРЕБЫВАНИЕ.

"Когда наседка, нашедши зерно, даёт знать об этом своим детёнышам, тогда они все, где бы ни были, летом летят к ней и собираются своими клювами к той точке, где и ея клюв. Точно так же, когда Божественная благодать воздействует на человека в сердце его, тогда дух его проникает туда своим сознанием, а за ним и все силы души и тела. Отсюда - закон для внутрь-пребывания собственно есть заключение сознания в сердце; напряженное же собирание туда сил души и тела есть существенное средство, или делание, подвиг. Впрочем, они взаимно друг друга рождают и предполагают так, что одно без другого не бывает. Кто заключён в сердце, тот собран, а кто собран, тот - в сердце.

Около сознания в сердце должно собираться всеми силами - и умом, и волею, и чувством. Собрание ума в сердце есть внимание, собрание воли - бодренность, собрание чувства - трезвение. Внимание, бодренность, трезвение - три внутренних делания, коими совершается самособрание и действуется внутрь-пребывание. У кого есть они, и при том все, тот внутрь; у кого нет, и при том хоть одного, тот - вне. В след за такими деланиями душевными, туда же должны направляться и телесные - им соответствующие - органы: так, за вниманием - обращение внутрь очей, за бодренностию - напряжение мускулов во всём теле, в направлениях к персям, за трезвенностию - оттеснение мокротных, как выражается Никифор, каких-то разслабляющих движений, подходящих к сердцу из нижних частей тела, подавление услаждения и покоя плоти. Такия телесныя делания, действия неразлучно с душевными, суть самыя сильныя, помогающия тем душевным средствам, без коих им и быть нельзя.

И так, всё делание внутрь-пребывания чрез самособрание состоит в следующем. В первую минуту, по пробуждении от сна, как только сознаешь себя, низойди внутрь к сердцу, в эти перси телесныя; вслед за тем созывай, привлекай, напрягай туда и все душевныя и телесныя силы вниманием ума с обращением туда очей, бодренностию воли с напряжением мускулов и трезвением чувства, с подавлением услаждения и покоя плоти, и делай это до тех пор, пока сознание не установится там, как на своём месте - седалище; не прилепится, не привяжется, как липкое что-либо к крепкой стене; и потом пребывай там неисходно, пока пользуешься сознанием, часто повторяя то же делание самособрания и для возобновления его и для укрепления, потому что оно поминутно то разслабляется, то нарушается.

Надобно знать, что это внутрь-пребывание и собрание не то же, что углубление при размышлении, или дума (от слова - задумыватся), хотя много походит на него. Последнее стоит только в исходище ума, оставляя другия силы незанятыми, и держится в голове; а то стоит в сердце, в исходище всех движений, ниже и глубже всего, что в нас есть и бывает, или происходит так, что всё это совершается уже поверх его, пред его глазами, и то позволяется, то запрещается. Отсюда само собою очевидно, что внутрь-пребывание есть, в истинном своём виде, условие истиннаго господства человека над собою, следовательно, истинной свободности и разумности, а потому и истинно-духовной жизни. Это подобно тому, как во внешнем мире владетелем города считается тот, кто занимает крепость, потому всякое духовное делание и всякий вообще подвиг должен быть совершаем отсюда, иначе он - не духовен, ниже подвижничества и должен быть отметаем. Царствие Божие внутрь вас есть,- говорит Господь, и потом для одного духовнаго делания заповедал: вниди в клеть твою и затвори двери... Это - клеть сердца, по разумению всех святых Отцев. По сей-то причине человек духовный, спасающийся, подвизающийся, и называется внутренним.

Что собрание внутрь есть приспособленнейшее средство к хранению ревности, это сейчас видно:

Собранный должен гореть, ибо собирает все силы воедино, подобно как лучи разсеянные, будучи собраны в одну точку, обнаруживают сильный жар и зажигают. И действительно, с собранием всегда соединена теплота; дух здесь видится сам с собою,- как говорит Никифор,- и играет от радости.

Собранный силён подобно войску устроенному, или пучки слабых тростей связанных. Оно, подобно препоясанию чресл, означает готовность и силу действовать. Несобранный всегда слаб и или падает, или не делает.

Собранный зрит всё в себе. Кто в центре, зрит по всем радиусам, всё видит в круге ровно и как бы в один раз, а выступивший из центра видит по направлению одного только радиуса; точно так и тот, кто собран внутрь, видит все движения своих сил, видит и управить может.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь