Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И вот наш совет пустыннику: пребывай в сей молитве, и она покажет тебе весь путь ко спасению, как придти к Богу.
Она покажет тебе смущением сердца, его болезнию и тяготою, что ей вредно и к спасению не полезно; также покажет светло радостным состоянием души, когда правильно течешь ты по пути своему. Она есть духовный свет, который померкает при малейшем допущении чего-либо неугоднаго Богу; но ярко сияет блистаниями неугасимаго радования, когда право стоишь ты пред Богом; чистыми хранишь помыслы свои и во святыне содержишь чувства сердца своего и зришь Бога - Создателя своего во святилище души своей. Следовательно, живя в пустыне, всякому из нас необходимо нужно всем усердием и крепостию сил своих внимать внутренней Иисусовой молитве, и она, как путеводная звезда, незаблудно поведёт нас к пристанищу вечнаго спасения. Если пустынник будет чужд умнаго делания, то есть занятия Иисусовой молитвою, то он, по слову святого Серафима Саровскаго: "есть обожжённая головешка" и осудится больше всех людей, как взявший на себя высокое звание пустынника, оказался негодным. Поэтому все пустынники необходимо должны быть делателями Иисусовой молитвы; опытны в ней, могущие всякому вопрошающему сказать всё, касающееся ея производства. И, стало быть, пустыня не для всех, а только для избранников, кои предварительною жизнию достаточно подготовились ко внутренней с Богом жизни. Имея их в виду, а ещё более себя, и оставили мы сию похвалу ей, чтобы в минуты и часы разслабления и душевнаго обуревания, читая её, могли вливать бодрость в души свои; великодушно, радостно и смело терпеть ея лишения, тяготу и подчас мучительное уныние,- эту смерть души и адское мучение. И так, призвавши на помощь Всесильнаго Бога и Его Всепречистую Матерь, начинаем песнь свою в похвалу Кавказской пустыне из чувств, какия переживали мы, по лишении ея, выехавши на краткое время в Российские пределы. ГЛАВА 35. Мои чувства по лишении пустыни Когда пришлось мне, по причин выезда в Россию, лишиться пустыни, тогда только познал я ея Небесное достоинство, несравненную красоту и сокрытую в ней полноту истинной жизни, которая течёт в ней многоводными реками чистейшаго наслаждения - в возвышенных чувствованиях сердца и во святых помышлениях ума. Тогда, по лишении, пустыня показалась мне селением Божиим и райским Едемом, из него же изгнан был Адам, преслушания ради, и как он сидел тогда, прямо Рая, в горести сердца и оплакивая свою наготу, рыдая, говорил: "Раю, мой Раю, красный Раю!!",- так и я, сидя на вокзале или поездах железной дороги, или же плывя по морю на пароходах, окружённый молвою и бурями житейскаго моря, воздвизаемаго напастей страстями, вспоминал время жизни своей, проведённой в пустыне,- и оно казалось мне покрытым лучами райскаго блаженства. И я говорил в неисповедимом страдании сердца слова многострадательнаго Иова: кто мя устроит по месяцам прежних дней, в нихже мя Бог храняще, якоже егда светишеся светильник Его над главою моею, егда светом его хождах во тьме (Иов. 29:2-3). Тогда в сердце моём протекали потоки Небесной радости и райскаго блаженства - когда, проживая в пустыне, ел я Небесную манну и пил воду жизни из приснотекущаго Источника - Христа Сына Божия, содержа в уме и сердце Его пребожественное и великолепное Имя, и причащался я в это время высшей жизни, и ясно зрел зарю вечнаго спасения, чего и знаку нет во всём теперь меня окружающем. Итак, стало быть, добровольно упал я с Неба на Землю, из блаженнаго состояния в мучительное, из духовной жизни в плотскую - разсеянную. И когда проходил я стогнами града, или же ехал экипажем, то море суеты было вокруг меня, и каждое чувство души было поражаемо и оглушаемо тяжкими впечатлениями, как будто ударами страшнаго молота. Всё двигалось, спешило вперёд быстрым и неудержимым стремлением. На всём движении народном лежала мертвящая, похоронная пелена, ледяным холодом проницающая душу и все ея силы, приводящая в состояние смертности. И, конечно, это было отсутствие всякой разумности, а тем более духовности. Это было владычество суеты и жизни века сего. В этой удушающей атмосфере дух мой чувствовал себя скованным железными цепями, и я, действительно, переживал адово мучение, потому что всякое моё к Богу движение было подавляемо, всевозможными гласами ликующей суеты, как подавляется водою огонь. Вот именно из этого состояния ясно виделось мне и что такое есть пустынная жизнь, хотя, конечно, не для всех; но кто, живя в ней, развил в своей душе внутреннее чувство духа, которым слышится голос природы, вещающей величие Божие, и кто раскрыл в своей душе снособность слухом сердца внимать присутствию Божию настолько близкому к нам, насколько близко к нам наше дыхание. В этом ошущении Божества дух наш приобщается вечнаго живота и слышит своё безсмертие, что и даёт ему испытывать те возвышеннейшия мгновения внутренней жизни, которыя и делают нам пустыню на столько любезною, что всё в ней телесное страдание делается почти нечувствительным. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы