Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Советы старца Иосифа Афонского
Так вот, это я говорю тебе и всем: никогда не стремитесь исправлять друг друга гневом, ибо искушение искушения не устраняет, но смирением и искренней любовью. Если видишь, что впереди идет гнев, отложи на время исправление. И когда увидишь, что гнев прошел, и пришел мир, и бесстрастно работает рассуждение, тогда говори полезное. Сестра моя возлюбленная, радуйся в Господе. Сегодня я получил полное любви и благоговения твое письмо. И, воздев руки, с теплой душой и горячей любовью тайными гласами смиренного моего сердца молился Господу: «Услыши, — говорю, — сладкая Любовь, Иисус мой Спаситель, Свет выше всякого света, от безначального Отца Родителя, Ведение и Истина, моя Надежда и Утешение, моя Крепость и Сила, моя Любовь и Просвещение, услыши и пошли моей сестре свет Божественного Твоего утешения, и разбей засовы и запоры темной и изболевшейся ее души, и озарением Твоего сияния утешь ее сердце, чтобы уменьшились ее скорби и постоянные волны искушений. Ей, сладкий мой Христос, Свет, просвещающий утробу и сердце, душу и тело, нервы и кости, ум и разум, и всякий состав нашего селения, услыши меня, молящегося о моей сестре, скорбящей и обессиленной». Это и многое другое, моей любви к тебе верные знаки, моему Владыке возглашаю. Поскольку не забываю, поминая тебя, о твоих многих и бесчисленных с детства муках. И из-за них я еще более люблю тебя. И из всех мною любимых, тебе отдаю больше всего любви, ибо мои первенцы любви твоей суть. Одно я прошу тебя сделать для меня, в воздаяние такой моей любви к тебе, — немного прибавить терпения. И верю возлюбившему нас Иисусу, что все твои просьбы Он исполнит с прибавкою. И мир душевный обретешь, и покой, и все, что на пользу бедной нашей душе, тебе Господь подарит. Ты только проси со слезами, чтобы совершилась, как знает Господь, Его святая воля, а не твоя. Один раз познала, что согрешила Господу? Не прибавляй более язв к ране. А если как человек снова упадешь, не унывай, не отчаивайся в себе. Ибо как не простит нас человеколюбивый Господь, сказавший Петру прощать виновного семьдесят раз по семь в день? Позволь своему мужу делать так, как он хочет. Скажи, что ты это дала на милостыню, и то, что должна была дать другому, не давай туда. Не делай нового благодеяния другому, этого достаточно. Оставь собственную волю, чтобы найти мир душевный. Ибо воля человека стала медной стеной, которая препятствует его просвещению от Бога и миру. Смотри на пример сладкого Иисуса, Который стал послушливым Безначальному Своему Отцу до смерти крестной. Предал тело бичеванию, щеки — заушениям и лицо Свое не отвратил от оплеваний. Видишь, сестра моя, какую любовь показал нам благоутробный Господь! Итак, да оставим и мы собственную нашу волю, да оставим и провинившимся перед нами. И тогда с дерзновением мы скажем: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Ибо все мы — люди, из праха рожденные, и все согрешаем. Глина мы, и нет у нас ведения. Глина у глины ворует. Глина глину оскорбляет. Глина на глину клевещет. Глина над глиной возносится. Глина глину обогащает. Глина над глиной начальствует. Глина глину бьет. Глина глину заключает в тюрьму. И вообще, глина перед глиной воображает себя мудрее, сильнее, богаче, благороднее, честнее, обогащаясь безумием и неведением собственного естества: откуда и где оказался, как родился, каково его назначение, где оканчивается, что после этого. Так вот, все это поглотило забвение и неведение и возник хаос бесчувствия, поэтому, не покаявшиеся, скорбим здесь и в другой жизни. И поэтому тот, кто видит лучше и кто чуть более просвещен, должен прощать и сострадать единодушному и единострастному ближнему своему брату. Ах, дитя мое! Человек никогда не бывает совершенно плохим. У него есть и хорошее, и плохое. Так что, вспоминая его хорошее, желаешь ему добра, сопереживаешь, болит твоя душа и просишь о нем Бога. А в плохом виноват не он, а враг наш диавол. Из книги старца Иосифа Афонского «Изложение монашеского опыта», Троице-Сергиева лавра, 1998. — Можно ли понимать «полную свободу» в браке как возможность супругам иметь отдельные друг от друга внесемейные интересы, свои компании? Как вообще относиться к друзьям мужа или жены, которые сохранились со времен холостяцкой жизни и не стали друзьями семьи? – В семейной жизни не значит, что супруги друг на друга должны смотреть, они должны смотреть вместе в одном направлении. Суть-то семейной жизни в этом. Общие интересы, общая благодать — вот, что объединяет. Поэтому надо научиться ради любви, ради семьи чем-то жертвовать. Если ты от малого не можешь отказаться ради супруга, ради детей, то это очень тревожно. Когда человек ничего не хочет менять в своей жизни и свободу полную дает себе и другим — это не путь укрепления семьи. Это игры в нее. Жертвенность не означает, что человек не имеет свободы в семье. Послушание как раз и обеспечивает сохранение свободы. – Когда жене кажется, что муж ее не любит, что он не внимателен к ней, как сделать, чтобы супруг был более внимательным? – Любовь — это жертвенность по отношению к семье. Можно и слов-то о любви не произносить, но жить так, что всем очевидно, как супруги любят, заботятся друг о друге. А когда требуют словесных подтверждений — это уже игра начинается, элемент зависти, что у нас не как у людей. Но у нас на самом деле все по-другому. Конечно, хочется внимания. Жене приятно, когда цветы приносят, но и мужу приятно, когда стол накрыт. Друг друга радовать мелочами нужно. Но мы отвыкаем это делать. Мы очерствели уже, добывая хлеб насущный, и не думаем о том, что все же семью делает счастливой не то, что ты одел, обул всех с ног до головы… Семью делают счастливой эти мелочи. Не все умеют такие маленькие праздники друг для друга устраивать. Тут уж надо смириться, понимая, что «он у меня такой» или «она у меня такая». У других супруги внимательные, зато у наших есть другие достоинства. Всегда друг в друге надо видеть достоинства. А недостатков у всех хватает. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы