Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Велес/Волос и Тёмные Боги Славян
(По материалам авторов XVIII – XIX вв.)
Оглавление
Предисловие 1. Попов Михаил Иванович (1742 – ок. 1790, по др. данным 1781) 2. Глинка Григорий Андреевич (1776–1818) 3. Андрей Сергеевич Кайсаров (1782–1813)
Предисловие
К нижеприведённым авторам нужно было бы присовокупить и выдержки из «АБеВеГи русских суеверий...» Михаила Дмитриевича Чулкова, однако, его труд недавно был переиздан[218] и в настоящее время доступен широкому кругу читателей. Выдержки из «Краткого описания древняго Славенскаго языческаго баснословия...» Михаила Ивановича Попова, набранные мною собственноручно с имеющегося у меня подлинника, переиздаются, насколько мне известно, впервые после более чем двухвекового забвения. Некоторые взгляды данных авторов могут казаться нам ныне несколько устаревшими, во многом неточными и в чём-то по-детски наивными, но в пору их написания и издания они являлись одними из немногих общедоступных (по тем временам) свидетельств о Древней Вере Славян.
Попов Михаил Иванович (1742 – ок. 1790, по др. данным 1781)[219]
ВЕЛЕС или ВОЛОС. Славенский Бог, начальствующий над скотами, по Перуне первый. Несомненно имел храм в Киеве, и в других Российских городах, хотя точно о сем не объявляется.
ВОЛХВ или ВОЛХОВЕЦ. По объявлению Новгородскаго летописца, был он сын Князя Славена, пришедшаго в Северную Россию, и построившего во имя свое город Славенск. Сей молодый Князь был великий чародей, и для того прозван Волхвом. Превращаяся в крокодила, плавал он по реке Мутной, прозвавшейся по нем Волховым, и пожирал людей, производя чудесныя действия силою своего чародеяния; или лучше сказать, разбойничал он по сей реке, и грабил всех попадающихся ему, по обычаю того времени; и в рукомесле сем видно был весьма искусен и удал, по чему может быть и прослыл колдуном; как то и ныне простые люди мечтают о хитрых разбойниках. Тогдашние язычники почли его Богом; однакож сего новаго Бога, повествует тот же летописец, задавили на конец черти. Почитатели онаго погребли его на берегу Волхова, отправили ему великолепную Тризну; а над могилою его, по тогдашнему обычаю, насыпали великий бугор, который потом провалился, и ямины тоя, говорит летописатель, и поднесь еще видны остатки; а мне кажется так, что бугор его разрыли люди, надеясь в нем сыскать богатую добычу, с каковою обыкновенно тогда знатные погребались.
ЗМЕИ. Сим пресмыкающимся придавали некоторые Славяне чин и честь Пенатов, или Домашних Богов: жертвовали им молоком и яйцами; не дозволяли им наносить никакого вреда; а в противном случае наказывали жестоко, а не редко и жизни лишали преступников запрещения.
КИКИМОРА, ночное Славенское Божество. Качество его во всем уподоблялося Морфееву, котораго Еллины почитали Богом сонных мечтаний. Славенский же Кикимора представляется сам страшным привидением, или пугалищем ночным.
ЛЕШИЕ. Сии мнимые пугалищи почиталися у Славян Лесными Богами, которых чин у прочих язычников имели Сатиры. Об них и поныне между чернию носится баснь, что они с верха до половины тела имеют стан человеческий, с козьими на голове рогами, ушами и бородою, а от пояса в низ простираются у них козлиныя ноги. Когда они ходят между травою, то умаляются в подобие оныя; а когда бегают по лесам, тогда сравниваются вышиною с оными и кричат притом преужасно. Ходящих по лесу людей обходят кругом, аукают знакомыми им голосами, и водят их таким образом по лесу до самыя ночи, потом уносят их во свои жилища и защекочивают до смерти. Рассказывают еще и более об них чудеснаго; но я не хочу надокучить читателю сими пустошьми.
НИЯ. По сказанию сего же Писателя (Мавроурбина) признавался, от некоторых Славенских Племен, Подземным Богом, коего степень занимал у Греков и Римлян Плутон, адский Царь. Г. Эрмин, ссылаяся на Польских летописцов, называет сего Нию Ниямом.
РУСАЛКИ, Славенския Нимфы. Почитали их Богинями вод и лесов; и может быть находился их не один род, так как у Греков. Славяне покланялися им, и приносили жертвы. В простонародии и поныне носится об них такая баснь, что будто видают их иногда при берегах озер и рек моющихся, и чешущих зеленые свои волосы; а иных качающихся на деревьях. Как видно, так ето древних еще предразсуждений зараза.
ЧЕРНОБОГ или ЧЕРНЫЙ БОГ. Некоторые Варяжские Славяне признавали его злым Божеством, и приносили ему жертву кровавую и печальное моление, и также страшныя заклятия. По сим изображениям, кажется, сходствует он с Персидским Ариманием. Некоторый Немецкий издатель, Краткаго Баснословнаго Словаря, и сего не хорошаго Божка хотел было у нас оттягать, назвав его Цернебухом, и в тоже время переводя, или Черный Бог. Он пишет потом, что так называли Вандалы злаго духа, которому приносили жертвы для отвращения его гнева.
ЯГА БАБА. Сие страшилище описывает суеверие, в старинных наших сказках, страшною, сухощавою и огромною бабою, на подобие остова, с костяными ногами, держащею в руке железную палицу, которою она действует, понуждая катиться железную свою махину, в которой она разъезжает. По таковым приметам можно заключать, что она имела у Славян должность Беллоны, или какой ужасной адской Богини. У наших разскащиков есть об ней и приговорка в следующих разностопных стихах:
Баба Яга, Костяная нога: В ступе едет, Пестом погоняет, След помелом заметает.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы