Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Похвальное слово Домовому



 

 

1. «И Богу веруем, что Бог есть, и со скотиной веруем, что Домовой есть. И у скотины есть, и в домах есть»[260], — говорят в народе.

 

2. Живущий под одной крышей с людьми, Домовой почитается как святой покровитель дома: «Дедушка Домовой и топеря живёт... Он святой ведь, Дедушко».

 

3. Домового называют ласкательными именами: Домовушко, Домодушко, Домовоюшко, Домовитушко, Хозяюшко, Дедушко Домовой. Его просят заботиться и оберегать дом, хозяйство, скот («любит он скотину и дом...») и самих живущих в доме людей.

 

4. Домовой — душа дома. Ср. одно из имён Домового: «Дедушка Домодушка» (с. Яново Сергачского района Нижегородской области). В народе говорят: «Не живёт тело без души, не стоит дом без Домового».

 

5. Домовой предстаёт в трёх основных обличьях: человекоподобном (обычно в образе седого старичка маленького роста или в образе мужчины-хозяина дома, в том числе умершего), зверином (обычно в виде кошки или какого-нибудь маленького зверька) и неопределённом (в виде какого-то «непонятного» зверя или предмета, не имеющего названия в человеческом языке.

 

6. Человекоподобного Домового описывают, например, так: «Дедушка Домовушка — это старичок с бородой, в синих штанах и красной рубахе», «старичок махонький, весь мохнатый и с бородой», «голова седенька, бородка седенька, сам маленький», «седой весь, старенький, весь белый, как лён». А также: «...мужичок не старый, только маленький совсем», «по ходу, по шагам — молодой».

 

7. Домовой мохнат, волохат: «весь обросший мужик», у него «голова лохмата» и «рука вся в шерсти». Вообще, «мохнатая рука» — один из признаков Домового. Не случайно Домовым, как и людям, особо покровительствует Велес — «Волохатый» Бог, Податель и Хранитель Богатств.

 

8. Иногда Домовой является в виде умершего мужчины-хозяина дома и ведёт себя как «неспокойный» покойник: шумит, озорует, пачкает в доме, разбрасывает вещи, зовёт голосом покойного и даже... ложится в постель с женой.

 

9. В зверином обличии Домовой предстаёт в виде кошки, собаки, ласки, ужа и даже насекомого (таракана, паука, сверчка). «Домового видят иногда: вот кошка идёт по лавке». «В хлеву кака-то штука бегает небольшая... маленька, беленька такая... Ласка её зовут».

 

10. Иногда «животное», в образе которого предстаёт Домовой, неизвестно людям: «...кака-то штука бегает небольшая...», или напоминает известных животных лишь отдельными чертами: «то ли свинья, то ли собака, то ли ещё кто».

 

11. Помимо трёх описанных обличий, в которых предстаёт Домовой, он может быть и вовсе невидимым: «Вот швыряется-швыряется он ночью, а не видно его». «Слышать его слышали: шуршал, а видеть — не видели».

 

12. Иногда Домовой может наваливаться ночью во сне и «душить» людей: «навалилось что-то большое, мохнатое, и душит», «вроде душит кто-то, а кто — не видно». Обычно это происходит с теми, чья совесть не чиста, или кто небрежно относится к дому (и тем оскорбляет Домового).

 

13. Ведуны говорят о Домовом как о духе-покровителе дома, вбирающем в себя Жизненную силу всех людей и существ, обитавших в доме, как живых, так и уже умерших (Предков). Потому в домах, где живут добрые и жизнерадостные люди, Домовой добр, а там, где живут злые и угрюмые, — зол и «тяжёл» характером: «Ругаемся мы крепко, вот за это он нас и мучит».

 

14. «Чужой» Домовой, появившийся в доме вместе с недобрым гостем, «переехавший» вместе с новыми жильцами или «напущенный» злым колдуном, по народным верованиям, может начать враждовать с Домовым Хозяином и вредить людям: «Свой-то Домовой помогает, а чужой Домовой если придёт, то от него вред один».

 

15. От такого непрошенного гостя избавляются с помощью всевозможных оберегов и особых заговоров, например, таких: «Дедушка-бродядушка, уходи на свой двор!», «Выдь, Дедушка чужой Домовой, а свой взойди!»

 

16. При переезде из старого дома в новый — Домового приглашают «ехать» вместе с собой. В качестве «саней» ему обычно предлагают старый веник или поношенный (кем-либо из домашних) лапоть со словами: «Дедушко Домовой! Вот те сани, поезжай-ко с нами, на новое место, на новое счастье!»

 

17. По народным верованиям, 30 березозола/марта-месяца Домовой празднует свои Именины. В этот день Домового «с его супругой и малыми детушками» чествуют дарами и подношениями, ставя мисочку с «угощеньицем» — кашей, молоком, хлебом и т.п. — за печь или в Красный угол (под Божницу) в доме.

 

18. Во времена двоеверия на Руси христианство объявило Домовых «нечистой силой», «домовыми бесами». Впрочем, подобная точка зрения на добрых Домовых духов не укоренилась в народе повсеместно, зато известны случаи, когда Домовой «проказил» в церкви или в доме христианского «батюшки», сбрасывая на пол иконы и церковную утварь, демонстрируя тем самым торжество Природных сил над религиозными выдумками и заблуждениями человека...

 

 

Слава Роду!

 

[2008]

 

Великий Ящер

 

«Болший сын оного князя Словена Волхов бесоугодный и чародей лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищренми и мечты творя и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодела, и залегаше в той реце Волхове водный путь и непокланяющихся ему овых пожираше, овых изверзая потопляше». По смерти Волхва, он «со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово, и могила его просыпася над ним купно во дно адово, иже и доныне, якоже поведают, знак ямы твоя стоит не наполняяся».

(Цит. по списку «Цветника» в собр. Моск. Синод. библ.:

Сперанский М.Н. Русская устная словесность. С. 304.)

Сяде Ящер под пирялущем

На ореховом кусте,

Где ореховая лусна...

(Жанитися хочу!)

Возьми себе девку,

Котораю хочешь...

(Белорусская игровая песня)

 

 

Часть I

Радение

 

1. Великому Ящеру, Могучему Владыке Подземья, Змею Глубин, держащему в зубах Свой хвост — трижды по трижды днесь хвала!

 

2. Ему, Огнём Пекельным дышащему, громовым сеченьем, яко чирканьем кременя, со хребта искры ронящему — в Безмолвии величание, паче словес почитание!

 

3. Ты, Батька Ящер, богат еси сокровищами неисчерпаемыми, тайнами незнаемыми, чудесами дивными. Чешуя Твоя — яко червонного золота, очи Твои — яко каменья драгоценные, тело Твоё под бронёй — лито серебром.

 

4. Солнце во пасти Твоей — яко остров Буян в Окиян-море. Кольца Силы Твоей — силы всякой земной преболе.

 

5. Мать Сыра-Земля Тобой вовек сотрясается, глубина моря — пучинами воздымается, Навь Предвечная Тобой величается!

 

6. Разомкни, Батька, пасть Свою — от Земли до Небес, опали Огнём Пекельным по все и окрест! Отверзни, Владыка, Врата во Ино, укрепи, Владыка, Своею Силой!

 

7. В те Врата я без страха возойду, шаг ступлю — змеёю зашиплю, другой шаг ступлю — бером зарычу, а как третий шаг ступлю — вороном вещим воскричу!

 

8. Как во чреве Твоём — Тьма яко Свет, как во чреве Твоём — погибели нет, а есть Жизнь, что паче живых, и есть Смерть смерти для иных.

 

9. А как вернусь я, извергнут Тобою, во сей мир — не признает меня никто, кому я был мил, а узнает меня только Мать Сыра Земля, змеина Матушка, да узнает меня ещё сырой-тёмный Бор, беров Батюшка, да узнает меня ещё Небо звёздное, высь высокая — простор вещий врановый...

 

 

Часть II

Словеса обрядовые

(Из «Вещего Словника»[261])

 

1. КОЩЕ-ЯЩУРЕ ВЗГИБЕ СПИНЕ

ЩУРЕ-ПРАЩУРЕ БЫТИ В ИНЕ

ЯКО НАВИЕ В НОЩИ ГРЯДЕ

ЯКО КАМЕНЬЕ С ГОРЫ ПАДЕ

ВО ПЕЩЕРАХ ЗЛАТО СОКРЫТО

ВО УКРЕПАХ-ПАДЯХ ЗАРЫТО

ВО КОРНЯХ ЗЕМЛИ ГРОЗНЕ ЯЩУРЕ

ВЩЕ НУТРО ПАЛИ КОЩЕ ПРЯЩЕ ТО!

ГОЙ!

 

2. НА ТРЕХ МОРЯХ НА СЕМИ ОЗЕРАХ

СИДИТ СИДИТ ЯЩЕР ПОД ОРЕХОВЫМ КУСТОМ

ГРЫЗЕТ ГРЫЗЕТ ЯЩЕР ОРЕШКИ КАЛЕНЫЕ

В ПЕКЛЕ ПАЛЕНЫЕ ВЕЛЕСОМ ДАРЕНЫЕ

БЕРЕТ СЕБЕ ЯЩЕР ВСЕ ЧТО ЗАХОЧЕТ

ЗЕМЛЮ ДА ВОДУ ДА СКОТ ДА ЖИВОТ

ДА ВСЯКОЕ ЦАРСТВО ДА ГОСУДАРСТВО

ПРИШЛИ МЫ К ТЕБЕ ЯЩЕР С ДОБРОМ

С ЧЕСТНЫМ ДАРОМ С ХЛЕБОМ ДА ПИВОМ

ПРИМИ ОТ НАС С ЗЕМНЫМ ПОКЛОНОМ

ЧЕМ МЫ ВЛАДЕЕМ ТО ДНЕСЬ ТЕБЕ ДАЕМ

НЕ БЕРИ У НАС ЯЩЕР ЖИВОГО ДА ЗДОРОВОГО

А БЕРИ У НАС ТО ЧЕМУ ПОРА ПРИШЛА ДО ТЕБЯ ИДТИ

ЯКО ОТ РОДА САМОГО ЗАПОВЕДАНО!

ГОЙ!

 

3. ЩУРОВЕ-ЯЩУРЕ ЧЕРЕН ДА ГОЕН

СОЛНЦЕ НОЩИ ВЛЕКУЩИЙ КОРНИ ДРЕВА ГРЫЗУЩИЙ

ЗЕМЛЮ ТРЯСУЩИЙ ВО НАВИ СУЩИЙ

ВОДЫ ТВОИ ГЛУБОКИ ПОЛЯ ТВОИ ШИРОКИ

ЗЕМЛИ ТВОИ ОБИЛЬНЫ БОГАТСТВА ТВОИ ДИВНЫ

ВО НОЩИ СТАВШИЙ ОТ ВЕКУ

ХРАНЯЩИЙ ОГНЕННУ РЕКУ

ЗЕМЛЕЮ ЧЕРНОЙ РАСТУЩИЙ

ВЕДУ ДРЕВНИХ БЛЮДУЩИЙ

ХРАНИ ЧТО РОДОМ ОТМЕРЕНО

ВЕРШИ ЧТО РОДОМ ПОВЕЛЕНО

ИЗ ТЛЕНА ЖИВОТ ДАРУЙ В НОВЕ

ДА МИЛУЙ В ПОСМЕРТНОЙ ДОЛЕ!

ГОЙ!

 

4. ЧЕРНЕ ЯЩУРЕ ЗМИЕВ ПРАЩУРЕ

ВО НИЗУ СУЩИЙ А ЗЕМЬ ТРЯСУЩИЙ

ПРИПЛОД ДАЮЩИЙ А ВОДЫ ЛЬЮЩИЙ

ВО НОЩИ ГРЯДЫЙ ТЕБЕ ВОЗРАДЫ

У ЧЕРНОЙ РЕКИ БОРОНИ БРЕГИ

ТЕБЕ ВЕЛИЧАНЬЕ БЕЗ ОБЛИЧИЯ

БЕЗ ГЛАСА РЕК А НАМ ОБЕРЕГ!

ГОЙ!

 

5. РАЗЫДИТЕСЬ ТУМАНЫ СЕРЫЕ

НАД ПУЧИНАМИ ВОД ТЕМЯНЫХ

НОЩИ ВЕЩЕЙ ПУТЬ В МИР ОТВОРИТЕ

ПОД ЗЕМЛЕЙ ШЕВЕЛЬНИСЬ-ПРОБУДИСЬ

ЯЩЕР-ЗМЕЙ ВЕЛИК ЗЕМЛИ ДЕРЖАТЕЛЬ

ВЕЛИКИЙ СОТРЯСАТЕЛЬ ЯВИ СВОЙ ЛИК!

ГОЙ!

 

6. БАТЮШКА ЯЩЕР

ВОТ ТЕ НЕВЕСТА (ДЕВА ИЗ ТЕСТА)

ЛЕПА МИЛА ТЕЛОМ БЕЛА

ПРИМИ ЕЕ ВО ЧЕРТОГ СВОЙ

ЛЮБИ ЕЕ ГНЕВ СВОЙ УСПОКОЙ!

ГОЙ!

 

7. ГОЙ ВЕЩЕ ЗМИЕ О НАВЕ СИЛЕ

ПРЕМУДРЕ ПЛОДЕ ЗЕМИ ЗАРОДИ

ХОДАЙ НЕЗРИМО РАТАЙ ИЗ ИНО

ВО ТЕМИ ГРЯДИ ВО ХЛЯБИ ПАДИ

СТА ОКАЯНЕ ВО ВСЯКЕ ИЗЪЯНЕ

ВО ЧЕРНЕ МОРЕ ВО ВСЯКЕ ГОРЕ

ВО ТЕМНЕ ЛЕСЕ ВО МЕРТВЕ ВЕСЕ

ВО СЫРЕ ПАДЕ ВО МЕЖНЕ ГРЯДЕ

О КОЛО ЯВИ ВО КРЕПИ СТАНИ

ГОЙ ВЕЩЕ ЗМИЕ! ГОЙ НАВЕ СИЛЕ!

ГОЙ!

 

8. ВЕЛИЧАЙСЯ МОГУЧИЙ ЯЩЕР

ЗЕМЛИ СОТРЯСАТЕЛЬ НАВИ ХРАНИТЕЛЬ

ВЕЛИЧАЙСЯ ДЕД ЗМЕИНЫЙ

КТО ОТ НАЧАЛА ВРЕМЕН ВО НАВИ СКРЫТ

СКОЛОНИСЬ СОЛНЦЕ НА ЗАКАТ

НАД УРОЧИЩАМИ НАД ГЛУБОКИМИ ВОДАМИ

ПОДЫМИСЬ-ПРОЯВИСЬ НАВИЙ КОЛОВРАТ

УСЛЫШИ СЕ СЛОВО МОГУЧИЙ ЯЩЕР

ПРИМИ МОЙ ЗЕМНОЙ ПОКЛОН!

ГОЙ!

 

9. ЯЩЕР-ЗМЕЙ ВЕЛИК ЗЕМЛЕДЕРЖЕЦ

ПРОБУДИСЬ-ОЧНИСЬ СТАНЬ-ВОСТРЕПЕНИСЬ

РАСКРУТИ ВО ТРИ КОЛО СИЛЫ СВОИ

ВО ПЕРВО КОЛО СИЛЫ РЕК ДА КЛЮЧЕЙ

ВО ВТОРО КОЛО СИЛЫ ТЕМНЫХ НОЩЕЙ

ВО ТРЕТЬЕ КОЛО СИЛЫ ЛЮТЫХ ЗМЕЙ

СИЛОЙ СВОЕЙ МЯ ОБВОРОТИ-ОКРУТИ

ЗЕМНОЙ ПОКЛОН МОЙ ТРИЖДЫ ПРИМИ!

ГОЙ!

 

10. СРЕДИ ЛЕСОВ ДРЕМУЧИХ СРЕДИ ТРЯСИН БОЛОТНЫХ

СТАНУ АЗ НАВИЙ ЧЕЛОВЕК НОЩИ ЗЕМНО ПОКЛОНЮСЬ

ПРОРЕКУ ВЕЛИЧАНИЕ БОГАМ ПОДЗЕМНЫМ

ТАК ПРИЗЫВАЮ АЗ ОТ ЛЕСОВ ДРЕМУЧИХ ОТ ВОД ТЕКУЧИХ

ОТ ТРЯСИН БОЛОТНЫХ ОТ НАВИЙ БЕСПЛОТНЫХ

СИЛУ ЗЕМЛИ СЫРОЙ СИЛУ НОЩИ ТЕМНОЙ

ЧТО ОТ НИЖНИХ ВОД НАЧАЛО БЕРЕТ

ОТ ВЕКУ ИСТЕКАЕТ МРАК СОБОЮ ПИТАЕТ

НАДЕЛИ МЕНЯ ЯЩЕР-ЗМЕЙ СИЛОЙ А МУДРОСТИЮ ТВОЕЙ

ЧЕРНУ ВОРОГУ НА ПОГИБЕЛЬ ДАБЫ СГИНУЛ ОН БУДТО НЕ БЫЛ!

ГОЙ!

 

 

Слава Роду!

 

[2008]

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь