Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


V Съезд лидеров мировых и традиционных религий



10–11 июня 2015 года в Астане прошел V Съезд лидеров мировых и традиционных религий на тему «Диалог религиозных лидеров и политических деятелей во имя мира и развития». Местом проведения форума стали Дворец мира и согласия и Дворец Независимости. В работе съезда приняли участие 80 делегаций из 42 стран мира.

В первый день съезда выступили Президент Казахстана Н. А. Назарбаев и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.

Темы заседаний V Съезда: «Религиозные и политические лидеры: ответственность перед человечеством», «Влияние религии на молодежь: образование, наука, культура и средства массовой информации», «Религия и политика: новые тенденции и перспективы», «Диалог на основе взаимного уважения и понимания между лидерами мировых и традиционных религий ради мира, безопасности и гармонии».

По итогам съезда была подписана Декларация. В ней говорится о том, что участники Съезда понимают важность вклада мировых и традиционных религий в развитие человеческой цивилизации и осознают значимую роль религии в формировании атмосферы взаимного уважения. Они выражают обеспокоенность ростом межрелигиозной и межэтнической напряженности, политической нестабильностью и военными столкновениями в разных регионах мира, осуждают проявления всех видов нетерпимости, подчеркивая, что экстремизм и терроризм не имеют никакого отношения к истинному призванию всех религий.

1. Содействовать диалогу религиозных лидеров с политическими деятелями, международными организациями и гражданским обществом с целью обеспечения стабильности и безопасности, предупреждения и урегулирования конфликтов.

2. Призвать стороны военных конфликтов прекратить столкновения, объявить перемирие и посредством переговоров выработать соглашения о прекращении насилия, защите мирных граждан, мирном решении всех противоречий.

3. Решительно отвергнуть силовые методы решения любых политических и религиозных противоречий как на национальном, так и межгосударственном уровне.

4. Призвать политических лидеров всех ведущих держав остановить разрастание пропасти недоверия в современном мире, прекратить взаимные санкции и использовать механизмы Организации Объединенных Наций и других международных организаций для урегулирования противоречий в соответствии с международным правом во имя установления мира и безопасности.

5. Способствовать диалогу религиозных и политических лидеров на принципах равенства, справедливости, взаимного уважения и мирного сосуществования.

6. Активизировать деятельность традиционных и поиски новых механизмов взаимодействия между духовными и политическими лидерами во имя устойчивого мира и развития.

7. Обеспечивать равное уважение к мировым и традиционным религиям, всему, что считается святым в них, и религиозным чувствам верующих при понимании неотъемлемости прав человека на свободу совести, мнений, слова и выбора.

8. Уважать религиозное многообразие при продвижении диалога между мировыми и традиционными религиями.

9. Противодействовать провокациям и действиям, направленным на разжигание вражды, ненависти и насилия под прикрытием псевдорелигиозной риторики.

10. Поддерживать усилия по противодействию экстремизму и терроризму, стремясь к их искоренению, проявить особую бдительность с тем, чтобы борьба против экстремизма и терроризма не переросла в войну против религий и их последователей.

11. Развивать дальнейшее взаимодействие Съезда лидеров мировых и традиционных религий с Организацией Объединенных Наций, международными организациями в области безопасности и сотрудничества и другими инициативами в целях укрепления глобального диалога во имя мира и развития.

12. Содействовать развитию образования молодежи, обратив внимание на аспекты религиозного просвещения, воспитания веротерпимости, уважения семейных ценностей.

13. Призвать владельцев и издателей средств массовой информации прекратить практику использования СМИ, включая Интернет, для разжигания межрелигиозной и межконфессиональной розни, напомнив об их моральной ответственности, а также рекомендовать им распространять культуру мира и согласия, уважения между религиями, народами и государствами.

14. Объединить усилия религиозных и политических деятелей, государств и обществ для решения таких наиболее актуальных проблем современного мира, как нищета, голод, эпидемии, безработица, борьба с последствиями природных катаклизмов и техногенных катастроф.

15. Приветствовать инициативу Казахстана по проведению в Астане Региональной конференции по противодействию насильственному экстремизму.

Подводя итоги V Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане, Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев заявил: «Сделан еще один шаг навстречу друг другу, к пониманию исключительной важности мира, согласия между религиями, народами и государствами».

Проведение VI Съезда лидеров мировых и традиционных религий намечено на 2018 год.

Концепция «Национальная идея» *

Казахстан — это полиэтническое и мультикультурное государство, и в основе его национальной идеи должно лежать единство всех наций и этносов, населяющих его территорию. Несмотря на то, что вопросы по формированию национальной идеи в стране обсуждаются не один десяток лет, однозначного решения ученых о том, что представляет собой казахстанская модель национальной идеи, до сих пор нет.

1. Некоторые отечественные ученые и политологи считают, что казахстанская национальная идея должна быть основана на концепции «национального строительства», т. е. формирования единой нации из полиэтнического по своему составу общества.

2. Другие не согласны, полагая, что построение единой нации в корне невозможно. Этническая идентичность людей всегда будет преобладать над идентичностью с государством или другими этническими группами. Эта группа ученых уверена, что в Казахстане существует только одна нация — казахи, тогда как остальные народности представляют собой проживающие на территории страны диаспоры. Из этого они делают вывод о том, что национальная идея Казахстана должна быть отождествлена с казахской национальной идеей и стать основой для возрождения казахской нации. Этот подход получил в науке название «этнокультурного понимания нации», где казахская нация представлена в качестве титульной. Соответственно ее культура и язык являются приоритетными и государственно важными. Особое значение для продвижения своей национальной идеи сторонники этого подхода возлагают на государство, которое, по их мнению, призвано оберегать культуру коренного этноса от влияния других культур и глобализации, а также создавать все условия для того, чтобы культура казахов стала основой для развития культуры многонациональной страны.

3. Совершенно иная точка зрения представлена в подходе «гражданской нации». Ее сторонники считают, что национальная идея полиэтнического и многонационального государства не может быть идеей только одного народа. В Казахстане, по их мнению, национальная идея должна стать обшенациональной, т. е. направленной на объединение и консолидацию всех членов общества, независимо от этнической и расовой принадлежности. Основой для этого единения, по их мнению, послужит казахстанское гражданство и равноправное участие казахстанцев в политической и экономической жизни общества.

Два вышеназванных подхода являются основными в определении национальности Казахстана и ни одной из них не отдано приоритета. Как показывает мировая практика, оба подхода одинаково важны, а потому должны взаимодополнять, а не взаимоисключать друг друга. Строительство общенациональной идеи наиболее эффективно, если идет по принципу «и-и», а не «или-или» и включает в себе обе концепции — гражданскую и титульную.

В Казахстане национальная идея представлена как через казахскую нацию, так и через другие этносы, населяющие его территорию. Причем казахи, являясь титульной нацией, в политическом отношении имеют не больше прав, чем другие народности Казахстана, а потому можно сказать, что представлены оба подхода — и титульный, и гражданский.

Роль субъекта национального строительства пока берет на себя государство. Оно же регулирует межэтнические отношения и на основе Конституции и Законов РК все процессы, протекающие в национальной сфере. Государство при этом руководствуется принципом компромисса между интересами казахской части населения и другими этническими группами Казахстана и не допускает конфронтации идеологий.

Казахстанская национальная идея находит отражение в Конституции Республики Казахстан, в Стратегии «Казахстан-2050», а также в трудах и выступлениях Президента страны Н. А. Назарбаева. Ее основной смысл можно передать следующими словами: народ и государство общими усилиями должны стремиться к достижению процветания страны, экономическому росту, межэтническому единству, высокому уровню развития политики, науки и культуры, и создать наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности.

Согласно итогам переписи 1999 г. население Казахстана составляет 14, 9 млн. человек, из них 53, 4 % — казахи, 29, 9 % — русские, 16, 7 % — прочие этносы. Всего в нашей стране проживает 130 национальностей. Уровень полиэтничности Казахстана достаточно высок ввиду большого коэффициента соотношения государствообразуюшего этноса с представителями других этносов.

Если учесть, что основными этническими группами считаются те, численность представителей которых составляет не менее 1 % жителей страны, то в Казахстане к таковым можно отнести 7 этносов со значительным удельным весом, будучи представленные почти во всех регионах, в то же время имеющие ареалы компактного проживания. Но отличительная особенность этнополитической ситуации Казахстана проявляется во взаимоотношениях его крупнейших этносов — казахского и русского.

Методологические подходы в рассмотрении современных межэтнических процессов обозначены в работах Президента Н. А. Назарбаева «Казахстан-2030», «На пороге XXI века», «Пять лет независимости», «В потоке истории» и др., в которых он постоянно подчеркивает важность сохранения нынешней гармонии и сотрудничества граждан и мира. Стремясь предупредить возможное перерастание противоречивых интересов в этнические конфликты, государство проводит центристскую политику.

Выработка этнополитики Казахстана за время его суверенитета прошла несколько сложных и противоречивых этапов.

Период с декабря 1986 по декабрь 1991 года является этапом господства национальной парадигмы. В ст. 47 Конституции 1993 г. было объявлено об этноориентированной национальной политике. Этому же документу не противоречили принятые до этого Декларация о государственном суверенитете и Декларация о государственной независимости Казахстана, где придавался акцент особому статусу казахской нации. Тем самым преследовалась идея консолидации всех этносов вокруг казахского этноса, что не нашло поддержки у большинства населения, ибо национальная парадигма была искусственно ограничена рамками идеи получения суверенитета.

Второй этап условно обозначают как доминирование гражданско-политической идеи. Он начинается в 1992 году и продолжается по сей день. На данном этапе Казахстан дважды меняет Конституции и пытается найти баланс между стабильностью и сильной властью и демократией. В тексте последней Конституции (1995 г.) отсутствует разделение казахстанцев на представителей титульной и нетитульной наций. В ней четко выражены общегражданские принципы характера государственности с переходом к гражданской модели нации. Ясно прослеживается толерантный аспект этнической политики устранение этнонациональной иерархии и установление межэтнического согласия. На открытии сессии Парламента Республики Казахстан 1 сентября 2004 года Н. А. Назарбаев сказал, что «межэтническое и межконфессиональное согласие должно быть неотъемлемым качеством общеказахстанской культуры. В этом должен быть свой казахстанский дух. Мы должен быть считать его нашей национальной чертой характера. Нельзя допускать роста трайбализма, классового противостояния или регионализма».

В целом казахстанская государственная политика в этнической сфере основывается на принципиальном равенстве всех граждан страны, независимо от их национальной принадлежности, а в качестве стратегической задачи выделяет политическую стабильность и консолидацию общества на основе межэтнического согласия и единства. Однако интеграция казахстанского общества натолкнулась на существенное противоречие, возникшее реализации концепции «национального строительства».

Анализируя глубокие изменения в Казахстане, Президент страны Н. А. Назарбаев в книге «В потоке истории» обосновал необходимость поиска казахстанской модели национальной идентификации граждан, выделив два уровня — этнический и демотический (гражданский). В последнее время эта проблема неоднократно обсуждалась на многих научных конференциях ведущими политологами, философами и общественными деятелями. Часть из них, в том числе и элита коренного этноса (как его защитники), — приверженцы этнического подхода. Они считают, что в Казахстане существует только одна нация — казахи, а все остальные, проживающие в Республике народы являются диаспорами. Соответственно, интересы титульного этноса должны быть приоритетными: использование казахского языка как единственного средства коммуникации во всех сферах казахстанского общества представительство во власти только казахского этноса.

На принципиально иных позициях стоят те, кто считает, что в полиэтническом государстве не может быть «титульного», «коренного», «госудаствообразующего» этноса. По их мнению, в Казахстане как полиэтническом, мультикультурном государстве национальная идея должна быть общегражданской, общегосударственной по своему существу идеей, включающей: равенство всех этносов как составных частей единого согражданства Казахстана, пропорциональное представительство во власти всех этносов, придание русскому языку наряду с казахским языком статуса государственного, присущность всем гражданам самоидентификации — казахстанцы. Основанием данной позиции служат:

а) Конституция РК, где в преамбуле сказано: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом…»,

б) второй долгосрочный приоритет стратегии «Казахстан-2030», нацеливающий на внутриполитическую стабильность и консолидацию общества. Хотя сразу отметим, что о консолидации в нашем обществе без формирования национальной идеи пока говорить рано.

Сторонники казахской национальной идеи имеют своих приверженцев, как правило, среди казахов. Сторонниками гражданского подхода к национальной идее являются, в основном, представители некоренных, в первую очередь, славянских, этнических групп республики, хотя среди его приверженцев имеется немало и казахов. Прежде всего, основателем и сторонником этой идеи является Глава государства, который сказал, что «в нашем понимании казахстанская нация — это свободная ассоциация проживающих в стране этносов, их культурно-политическое и социально-экономическое единство при сохранении этнического многообразия».

В настоящее время в Казахстане противоположность двух подходов к национальной идее порождает их противостояние, идейный конфликт.

Однако на микроуровне (среди граждан) обеих сторон наблюдается большая значимость и распространение государственно-гражданской идентификации. По результатам исследования в 2007 г., проведенного «Центром гуманитарных исследований» (ЦГИ) при Институте философии и политологии МОН РК в пяти регионах, этноидентичность респондентов не предстает в качестве ведущей. А восприятие себя казахстанцем как носителем наднациональных качеств, выразителем неких общих для этносов традиций, ценностных императивов характерно для 12–45 % опрошенных (в зависимости от номинальных групп). В менталитете граждан преобладает представление о казахстанской нации как наднациональном сообществе, что выражает политические устремления в отношении формирования гражданской общности политического типа.

Приведенные данные показывают востребованность в гражданской идентификации. Это означает, что:

1) национальные элиты необъективно «отражают волю народа;

2) граждане, связанные с разными уровнями и формами отношений с общественными институтами, отдают предпочтение не родственным связям, а правовому полю и взаимодействию с государственными институтами гражданского общества;

3) граждане, отдавшие предпочтение гражданской идентичности более склонны к межэтнической толерантности.

Все этнические группы населения проявляют высокую толерантность и готовность к таким формам межэтнических взаимодействий, как работа в многонациональном коллективе, соседские взаимоотношения, дружба с представителями других национальностей. Взаимоотношения двух крупных этносов в настоящее время характеризуются как спокойные, но носят сложный, многоуровневый, и порой, противоречивый характер.

Государственным языком является казахский язык, а в государственных структурах, органах местного самоуправления, согласно Конституции РК, можно официально использовать русский язык наравне с казахским. Об этом не раз говорил и сам Президент Н. А. Назарбаев, »помогая государственному языку, нельзя принижать значение русского языка… «; „… русский язык имеет международное значение, расширяет информационное поле. Он необходим и сейчас, и в будущем“; „… я знаю, что несколько акимов заявили о переводе делопроизводства на государственный язык. Такие меры нельзя воспринимать однозначно. Если делопроизводство переходит на государственный язык, это значит, что все документы будут составляться и на государственном, и на русском языках. Если на собраниях доклад ведется на казахском языке и в зале присутствуют люди, не владеющие государственным языком, должен быть синхронный перевод. Никто не должен быть ущемлен по языковому признаку“. В обществе крепнет понимание необходимости изучения и развития государственного языка, создаются необходимые условия для интенсивного обучения государственному языку различных слоев населения. Лишь в качестве пожеланий желающие изучить государственный язык высказывают улучшение качества обучения казахскому языку.

Президент Казахстана Н. Назарбаев рассказал в ходе „прямой линии“ о том, что должно лечь в основу Национальной идеи Казахстана. „Национальная идея рождается с развитием общества. Развитие Казахстана до 2030 года, мне кажется, — основа нашей идеи, — сказал Глава государства.

В основу идеи должны быть заложены четыре фактора: Первое — это национальное единство, второе — сильная конкурентоспособная экономика. Я об этом говорил, это необходимо для укрепления независимости и для благосостояния людей. Третье , я говорю об интеллектуальном, созидающем обществе. Если мы хотим быть наравне со всеми и выжить в глобальном мире, мы должны иметь интеллектуальное общество», — сказал Глава государства.

Четвертой составляющей Президент РК назвал построение Казахстана как уважаемого государства. «Мы должны строить наше общество — это и есть четыре основы успешного развития нашей Родины», — заключил Н. А. Назарбаев.

Национальная идея Казахстана базируется:

1. На единстве народа и конкурентоспособной экономике. Она должна включать в себя не только общую духовную идею различных наций и этносов, проживающих на территории республики, но и более широкое понятие «гражданской нации». В дальнейшем это будет способствовать повышению стабильности и внутренней безопасности страны, поскольку формирование общей гражданской общности позволит вовремя и эффективно сглаживать противоречия и конфликты ценностей между различными этническими группами.

2. Национальная идея Казахстана должна основываться на едином для всех понимании и признании родной страны — Республики Казахстан. Не казахи как одна доминирующая нация, а казахстанцы — как синтез множества наций и этносов должен стать тем фундаментом, на котором возводится и продолжит возводиться сильное и демократичное многонациональное государство. Казахстан — наш общий дом, соответственно казахстанцы — единый народ. Только осознав это и демонстрируя высокий патриотизм, возможно претворение в жизнь самых смелых начинаний. Президент страны Н. А. Назарбаев, выступая на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана, подчеркнул: «Мы должны быть единой и сплоченной нацией, — нацией, которая будет интегрирована общими ценностями, с гармоничной языковой средой, нацией, которая устремлена в будущее, а не прошлое».

3. При выработке национальной идеи необходимо учитывать тот важный фактор, что формируемый в стране казахстанский народ — это не эмигранты. И ситуация в корне отличается от той, которая существует в Соединенных Штатах Америки или Австралии, где коренное население страны не является титульным. Казахская нация непосредственно связана с территорией Казахстана этническими и историческими корнями, а потому очевидно, что казахи являются как коренным населением страны, так и ее титульной нацией.

4. Необходимо реконструирование традиционной культуры казахов. За время правления российской империи и Советской власти многие элементы собственно казахской культуры были утеряны или забыты, а потому их возрождение на новом этапе имеет принципиальное значение. Имеются в виду лишь те элементы культуры, которые могли бы органично вписаться в современную культуру и сыграли бы положительную роль в самоидентификации казахской нации.

Поиск и определение национальной идеи не является работой одного мыслителя или политика, это сплоченная и усиленная работа всего народа. Однако, можно отметить основные тенденции на этом пути — казахстанская модель национальной идеи строится по принципу «и-и», включая как этнокультурные концепции нации, так и гражданские. Их органичный синтез и гармония станут основой для уверенного и непрерывного роста страны.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь