Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОПРОС ШЕСТОЙ: ОБЯЗАННОСТИ ЛЮДЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОРОКУ.



 

После того, как мы узнали о подлинности того, с чем пришёл к людям Посланник Аллаха, истинности его послания и необходимости его принятия, в чём и состоит смысл свидетельства о том, что Мухаммад — Посланник Аллаха, требующего веры в него и поклонения Аллаху по его примеру, а также веры в награду за выполнение этого и наказание за отказ, нам следует только осуществлять это на практике в нашей повседневной жизни, на что и указывают те веления, которые приводятся в Коране и Сунне:

 

а) Вера в Пророка.

К числу этих велений относится веление о необходимости веры в Пророка. Поскольку Аллах повелел верить в него, также как Он повелел верить в Аллаха, ангелов и Писания, пообещав за это великую награду и пригрозив наказанием за неверие в него. Всевышний Аллах сказал:

О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его Посланника, и Писание, которое Он ниспослал своему Посланнику, и Писание которое Он ниспосылал раньше. А кто не верует в Аллаха и Его ангелов, и Его Писания, и Его посланников и в Последний день, тот впал в глубокое заблуждение.

Сура “Женщины”, аят 136

Всевышний также сказал:

О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника, и Он даст вам две доли своего милосердия и озарит вас светом, с которым вы пойдете, и простит вам.

Сура “Железо”, аят 28

Всевышний также сказал:

Уверуйте же в Аллаха, и Его Посланника, и в свет, который Мы ниспослали...

Сура “Взаимный обман”, аят 8

Всевышний также сказал:

Уверуйте же в Аллаха и Его Посланника, Пророка неграмотного, который верует в Аллаха и Его слова...

Сура “Преграды”, аят 158

Он также сказал:

А если кто не уверовал в Аллаха и Его Посланника, то ведь Мы приготовили для неверных Огонь.

Сура “Победа”, аят 13

Можно привести в пример и другие подобные по смыслу аяты. Что же касается высказываний самого Посланника, то Муслим и другие мухаддисы привели передаваемый со слов Абу Хурейры хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и не уверуют в меня и в то, с чем я пришел”. Посланник Аллаха объяснил, в чём состоит смысл веры, в одном из известных хадисов, где сообщается о его беседе с ангелом Джибрилем и говорится, что Пророк сказал: “[Суть веры состоит в том, — прим. пер.] чтобы ты уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, Последний день и в предопределение с его добром и злом”.

Нет сомнений в том, что вера в Пророка требует подтверждения истинности того, что он принёс с собой, и убежденности в подлинности его послания, поскольку основой всякой веры является глубокое убеждённость в сердце и уверенность в правильности той или иной вещи, признание этого в словах на основе познания и веры, а также осуществление этого на практике в соответствии с требованиями того, о чём идет речь. Вера становится совершенной благодаря объединению всех вышеупомянутых вещей и рассматривается как средство спасения. Если же сердце не подтверждает истинности этого, то свидетельство становится недействительным и не приносит пользы тому, кто произносит его слова. Именно поэтому Аллах обвинил во лжи лицемеров, сказав:

Когда приходят к тебе лицемеры, они говорят: “Свидетельствуем, что ты — Посланник Аллаха”. Аллах знает, что ты — Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры — лжецы.

Сура “Лицемеры”, аят 1

 

б) Покорность Пророку и предостережение от ослушания его.

Нет сомнений в том, что покорность ему относится к числу признаков веры в него, поскольку полное подтверждение правдивости Пророка требует придерживаться покорности ему в том, что он передал людям от Всевышнего Аллаха. Если же человек поступает в этом или части этого вопреки его указаниям из-за своего упрямства или по небрежности, то это значит, что он далёк от искренности в своём свидетельстве о том, что Пророк принёс людям послание Господа. Всевышний Аллах повелевает людям подчиняться своему Посланнику во многих аятах Корана. Так, например, Всевышний Аллах сказал:

О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы препираетесь о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это — лучше и прекраснее по исходу.

Сура “Женщины”, аят 59

Всевышний также сказал:

Повинуйтесь же Аллаху и повинуйтесь Посланнику и берегитесь! А если вы отвернётесь, то знайте, что на Нашем Посланнике — только ясная передача.

Сура “Трапеза”, аят 92

Всевышний Аллах — слава Ему! — также сказал:

Скажи: “Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику! А если вы отвернётесь, то ведь на нём — то, что возложено на него, и на вас — то, что возложено на вас. Если вы будете повиноваться ему, то пойдете по прямой дороге”.

Сура “Свет”, аят 54

Тот же смысл заключен и в словах Всевышнего:

Что даровал вам Посланник, то берите, а от того, что он вам запретил, удержитесь.

Сура “Сбор”, аят 7

Более того, Всевышний пообещал за проявление покорности Пророку великую награду, сказав:

...и повинуйтесь Посланнику, — может быть, вы будете помилованы!

Сура “Свет”, аят 56

Всевышний также сказал:

А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот получит великую прибыль.

Сура “Сонмы”, аят 71

С другой стороны, за ослушание Пророка людям обещано суровое наказание, так как Всевышний Аллах сказал:

Тех, кто повинуется Аллаху и его Посланнику, введёт Он в сады, где внизу текут реки. Вечно они пребудут там, и это — великий успех!

А того, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает Его границы, Он ввергнет в Огонь на вечное пребывание там. Уготовано ему унизительное наказание.

Сура “Женщины”, аяты 13-14

Аллах поведал людям, что обитатели ада говорят:

О, если бы мы повиновались Аллаху и повиновались Посланнику!

Сура “Сонмы”, аят 66

В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, переданный Абу Хурейрой, сообщившем, что Посланник Аллаха сказал: “Покорившийся мня покоряется Аллаху, а ослушавшийся меня ослушается Аллаха”. Смысл этих слов состоит в том, что Пророк повелевал людям лишь то, о чём узнавал из ниспосылаемых ему Аллахом откровений. И поэтому подчинение ему в этом означает подчинение Всевышнему Аллаху, который сказал:

Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не посылали тебя хранителем над ними.

Сура “Женщины”, аят 80

В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится ещё один хадис, переданный Абу Хурейрой, который сообщил, что однажды Посланник Аллаха сказал: “Все люди войдут в рай за исключением тех, кто отказался”. Люди спросили его: “О Посланник Аллаха, как же может человек отказаться? ” Он ответил: “Подчинившийся мне войдёт в рай, а ослушавшийся меня отказался”.

Таким образом, нет сомнений в том, что покорность Пророку означает исполнение его велений и удаление от того, что он запретил делать, а также признание того, с чем Посланник Аллаха пришёл к людям, удовлетворенность его суждениями и отказ от противодействия его закону или же порицания и осуждения его решений.

 

в) Следование Пророку и подражание его Сунне.

К числу этих велений относится также веление следовать Посланнику Аллаха и придерживаться его Сунны, за что Всевышний Аллах пообещал людям наставить их на прямой путь и простить их грехи, отнеся это к числу признаков истинной любви по отношению к самому Всемогущему и Великому Аллаху. Он сказал:

...и следуйте за ним, — может быть, вы пойдёте прямым путём!

Сура “Преграды”, аят 158

А в связи с тем, что иудеи и христиане объявляют себя сынами Аллаха и заявляют о том, что любят Его, Всевышний Аллах ниспослал аят о любви, в котором Он — слава Ему! — сказал:

Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, полюбит вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный! ”

Скажи: “Повинуйтесь Аллаху и Посланнику! А если вы отвернётесь, то ведь Аллах не любит неверных! ”

Сура “Семейство Имрана”, аят 31-32

Всевышний также сказал:

Был для вас в Посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и на Последний день и много поминает Аллаха.

Сура “Сонмы”, аят 21

Таким образом, нет сомнений в том, что рабам следует любить своего Господа, который сотворил их и оказал им свои благодеяния, однако почувствовать эту любовь можно лишь благодаря следованию за этим благородным Пророком. И Аллах сделал наградой за следование ему любовь самого Всевышнего Аллаха по отношению к тем, кто последовал за ним, и даровал таким людям своё прощение. Что же касается признаков этого следования, то им является подражание Пророку, движение по его пути, старание брать с него пример в повседневной жизни и во всех делах, уклонение от совершения всего того, что он запрещал делать, и отказ от противодействия ему, которое приводит к отклонению от следования его примеру. Об этом говорится в одном из хадисов, переданном Анасом ибн Маликом и приведённом в “ас-Сахихе” аль-Бухари, где сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Не имеет отношения ко мне тот, кто избегает моей Сунны”.

 

г) Внутренние и внешние проявления любви к Пророку.

К числу этих велений относится также веление не только проявлять искреннюю внутреннюю и внешнюю любовь по отношению к Пророку, но и предпочтение такой любви всему остальному, поскольку Всевышний Аллах сказал:

Скажи: “Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вам понравились, милее вам, чем Аллах и Его Посланник и борьба на Его пути, то подождите, пока придёт Аллах со своим повелением. Ведь Аллах не ведёт народа распутного! ”

Сура “Покаяние”, аят 24

Обрати же внимание на то, как Всевышний Аллах порицает людей за то, что они предпочитают ту или иную из вышеперечисленных восьми вещей, к которым обычно склоняется душа человека, и предпочитают жизнь ради них любви к Аллаху и к Посланнику Его, а также на то, что Он угрожает им за это, говоря:

...подождите, пока придёт Аллах со своим повелением...

Сура “Покаяние”, аят 24

— поскольку повеление это будет вызвано Его яростью и гневом, которые повлекут за собой наказание. Это является самым ясным указанием на необходимость любви к Всевышнему Аллаху и к Его Посланнику. Эту мысль подтверждает и сам Пророк, который, как сообщает об этом Анас, сказал: “Человек ощутит сладость веры тогда, когда обнаружит в себе три чувства: когда он возлюбит Аллаха и Его посланника больше всего на свете, когда он возлюбит другого человека только ради Аллаха, а также тогда, когда ему будет ненавистно возвращение в неверие после того, как Аллах спас его от этого, также, как ненавистно ему быть брошенным в Огонь”.

В обоих “ас-Сахихах” сообщается также, что Анас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: “Ни один из вас не уверует до тех пор, пока я не стану для него более любимым, чем его ребёнок, отец и все остальные люди”. А когда Умар ибн аль-Хаттаб сказал ему: “О Посланник Аллаха! Поистине, я люблю тебя сильнее всего, кроме себя самого! ” Услышав это, Пророк сказал: “Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, ты не уверуешь, пока не возлюбишь меня сильнее, чем себя самого! ” Тогда Умар сказал: “Клянусь Аллахом, я люблю тебя больше всего остального и даже больше самого себя! ” Он сказал: “Вот теперь, Умар! ” А в одном из хадисов сообщается, что наградой за любовь к Пророку послужит встреча с ним в будущей жизни. В этом хадисе сообщается, что когда один человек спросил его о Дне воскресения, Посланник Аллаха задал ему вопрос: “А что ты приготовил для этого дня? ” Тот человек ответил: “Ничего, кроме любви к Аллаху и Его Посланнику”. Тогда Посланник Аллаха сказал: “Ты будешь с теми, кого ты полюбил! ” Кроме того, в обоих “ас-Сахихах” сообщается, что Ибн Мас‘уд передал, что Пророк сказал: “Человек пребудет с теми, кого он возлюбил”. Подобное является достойной наградой за эту любовь, однако следует помнить о том, что искренняя любовь к Посланнику Аллаха требует от человека следования его примеру, старания походить на него и предпочтения его Сунны тому, что было бы приятнее любому иному. Любовь к Посланнику Аллаха также требует от человека любви к тем, кто любит Пророка и проявляет по отношению к нему дружеские чувства, и ненависти к тем, кто ненавидит его и проявляет по отношению к нему враждебность, даже если это будет самый близкий ему человек. Тот, кто полностью удовлетворяет этим требованиям, является искренним в своей любви, а любовь того, кто поступает вопреки им, или удовлетворяет им не полностью, является в такой же мере неполной.

 

д) Уважение и почитание Пророка и оказание ему помощи.

К числу этих велений относится также веление о необходимости проявлять уважение и почтение по отношению к Посланнику Аллаха, а также оказывать ему помощь, как говорит об этом Всевышний Аллах:

...чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника, и помогали ему, и почитали его...

Сура “Победа”, аят 9

Всевышний также сказал:

О те, которые уверовали! Не старайтесь опередить Аллаха и Его Посланника в чём-либо и бойтесь Аллаха, ведь Аллах — Слышащий, Знающий!

О те, которые уверовали! Не возвышайте ваши голоса выше голоса Пророка и не обращайтесь к нему громко с речью, как обращаетесь друг к другу, чтобы не оказались тщетными ваши дела, когда вы даже не будете знать об этом.

Поистине, те, которые понижают свои голоса в присутствии Посланника Аллаха, — это те, чьи сердца Аллах подверг испытанию, дабы они были богобоязненны. Им — прощение и великая награда.

Сура “Комнаты”, аяты 1-3

Всевышний Аллах запретил людям высказывать в его присутствии собственное мнение, противоречащее тому, что принёс с собой Посланник Аллаха, и повышать в его присутствии свой голос или же громко обращаться к нему, не имея для этого достаточно оснований, пригрозив им, что в противном случае дела их окажутся тщетными. Кроме того, Всевышний Аллах сказал:

Не делайте обращения к Посланнику среди вас таким же, как обращение вас друг к другу.

Сура “Свет”, аят 63

Это значит: не используйте при обращении к нему имени собственного подобно тому, как вы делаете это, обращаясь друг к другу, но обращайтесь к нему так, чтобы выделить его среди других, например, говоря: “О Пророк Аллаха! ” или “О Посланник Аллаха! ” Людям следует поступать так в силу того, что Всевышний Аллах выделил его среди других людей, наделив его особыми достоинствами и одарив его высоким положением. Если же говорить об уважении по отношению к Пророку и оказании ему помощи, то это проявляется в почитании его Сунны и возвышении её значения в глазах его последователей, что и позволяет им следовать за ним, выполнять его веления и отстраняться от того, что было им запрещено.

 

е) Необходимость обращения на суд к Пророку и удовлетворенности его решением.

К числу этих велений относится также веление обращаться на суд к Пророку, довольствуясь выносимыми им решениями, и запрет на противодействие ему. Всевышний Аллах сказал:

Если же вы препираетесь о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику...

Сура “Женщины”, аят 59

Всевышний также сказал:

Пусть берегутся те, которые противятся велению его, дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!

Сура “Свет”, аят 63

Всевышний также сказал:

Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всём, что вызывает у них споры, а затем не найдут в своей душе стеснения от твоего решения и подчинятся полностью.

Сура “Женщины”, аят 65

Все авторитеты Ислама сошлись во мнении о том, что после смерти Пророка следует обращаться за решением спорных вопросов к его Сунне. Что же касается вышеупомянутых аятов, то они являются наиболее очевидным доводом в пользу недопустимости противодействия ему и запретности замены его Сунны чем бы то ни было иным. Обрати же внимание на то, как Всевышний Аллах предостерегает тех, кто нарушает приказы Пророка, от смуты, иначе говоря — возможности впасть в многобожие и отклониться от пути истинного, а также от мучительного наказания. Следует обратить внимание и на то, что Он клянётся в том, что люди не уверуют, пока не станут обращаться на суд к Пророку для разрешения любых возникающих между ними споров и не станут подчиняться его решениям, и не останется в душах их никакого беспокойства или упрямства в связи с его решением по возникающим между ними недоразумениям. Упомянутых нами угроз Аллаха вполне достаточно для тех, кто отказывается следовать Сунне Пророка, зная о том, что говорится в соответствующих хадисах, или же пренебрегает ею, заменяя её теми или иными обычаями, мнениями, законами, изобретёнными самими же людьми, и тому подобными вещами.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь