Зарубежные концепции и теории воспитания
Название
| Знаковые
имена
| Цель образования
| Сущность
| Неопозитивизм (логический эмпиризм, новый гуманизм)
| П. Хере,
Дж. Вильсон,
Р. С. Питерс,
А. Харрис,
М. Уорнок,
Л. Кольберг
| В воспитании главное внимание должно быть уделено развитию человеческого я, так как Человек сам программирует свое развитие, которое в свою очередь оказывает воздействие на его социальный опыт
| 1. Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей и ориентировано на интересы ребенка, сохранение его самобытности.
2. Полная гуманизация системы воспитания, справедливость как высший принцип отношений между людьми.
3. Лишь с помощью логического познания и рационального мышления как главного критерия зрелости личности она сможет проявить способность к самореализации,
к общению с другими членами общества
| Прагматизм
(от греч. " прагма" – дело)
| Ч. Пирс,
У. Джемс,
Дж. Дьюи,
Т. Брамсльд,
А. Маслоу,
Э. Кэлли
| " Самовыявление" данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. С позиции индивидуального опыта утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами.
Он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха
| 1. Школа не должна быть оторвана
от жизни, обучение – от воспитания. Обучение и воспитание следует осуществлять в процессе выполнения конкретных практических дел.
2. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать.
3. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка: "...мы должны стать на место ребенка
и исходить из него. Не программа, а он должен определять как качество, так и количество обучения"
| Гуманистическая
педагогика
| К. Роджерс,
А. Маслоу
| Смысл воспитания состоит в том, чтобы разбудить собственные стремления ребенка к самоактуализации
| 1. Право учащихся быть субъектами. Становление личности во многом зависит от активности самого человека.
2. Свободная школа, т.е. самоуправление в условиях доверительного общения
и сотрудничества.
3. Принципы и приемы психотерапии
| Экзистенциализм, или философия существования
| Н. А. Бердяев,
Л. И. Шестов (Россия),
М. Хайдеггер,
К. Ясперс (Германия),
Ж. Сартр,
А. Камю (Франция),
Э. Брейзах,
П. Тиллих (США)
| Цель школы состоит в том, чтобы научить школьников " творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя"
| 1. Личность – высшая ценность мира, неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек – носитель своей нравственности.
2. Самобытности личности особенно вредит коллектив, который превращает человека в стадное животное, нивелирует и подавляет его я.
3. В современном мире происходит деформация личности, ее отчуждение, утеря своеобразия, враждебность окружающего мира и людей и т.п.
4. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, то учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера
| Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение)
| Б. Ф. Скиннер,
Дж. Уотсон,
А. Лазарус,
А. Бандура,
К. Халл,
Э. Толмен,
С. Пресси
| Человеческое поведение – управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Воспитание ориентировано на оперантное поведение человека
| 1. Цепочка формирования заданного поведения: " стимул-реакция-подкрепление" (S-R-P).
2. Основной механизм закрепления
у обучающегося знаний, умений, навыков и даже мышления – своевременное подкрепление в виде наград и наказаний.
3. Моральное совершенствование человека заключается
в умении приспособиться к окружающей среде.
4. Процесс воспитания/обучения управляется с помощью рациональных алгоритмов, стимулирующих индивидуальную деятельность
|
|