Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. 12Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. 13Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе 14соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, 15которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, 16единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь. исповедание перед многими свидетелями. Апостол дает ученику множество советов. Например, он советует ему, как епископу, не рукополагать в священный сан кого попало, дабы не стать виновником разгула нечестия, которое может произойти от поставления в сан недостойного иерея. К слову, если простой христианин отвечает пред Богом за себя и свои дела, то священники – еще и за паству (впрочем, родители также ответят пред Богом за то, КОГО они воспитали), а епископы – и за то, как они управляли вверенным стадом, в том числе, священниками, а также и за то, кого они поставляли в сан. Еще один совет – личный, но он становится поводом для многих богословов, неравнодушных к спиртному, писать целые статьи, в защиту винопития. Но апостол пишет здесь ученику не просто «пей вино», но советует употреблять его, как лекарство, учитывая некую болезнь, которой он страдает (и сегодня многие лекарства являются настойками на спирту, поэтому в этом нет ничего удивительного). Поэтому эти слова оправданием винопития быть не могут, тем более, в ситуациях, когда «вино веселит сердце человека», а сам он, одурманенный, начинает юродствовать, становясь посмешищем для окружающих, а потом сам со стыдом вспоминает свое поведение (часто все эти рассуждения в защиту винопития соседствуют с веселыми рассказами о том, как кто-то из их собратьев, перебрав со спиртным, сделал что-нибудь, с их точки зрения, забавное, либо кто-то из них что-то сказал по этому поводу). Тем более, стоит вспомнить и о том, сколько преступлений совершается на почве пьянства. Что же касается, веселья, то нам сравнительно недавно читался текст, где апостол советует в праздники веселить сердца своим не вином, но славословиями Богу. Разумеется, все творение Божие хорошо, однако грешный человек очень много полезных вещей обращает себе во вред. Так и спиртосодержащие напитки человек, особенно в праздники, выпивает подчас столько, что совершенно теряет человеческий облик или как минимум, начинает юродствовать, не понимая, что становится посмешищем для окружающих. Разумеется, кто-то возразит, что там не сказано «не пей», но «не упивайся». Верно, и про это пишут практически все Отцы (чтобы никто не уклонялся в полное отрицание того же вина на манер мусульман). Беда лишь в том, что в праздники спиртосодежащие напитки именно ради дурманящего эффекта чаще и употребляются. Тост следует за тостом и вот, уже участники застолья не понимают, как разум их мутнеет, а потом, на следующее утро они занимаются тем, что вспоминают, смеясь друг над другом, кто как себя вел. Но посоветуй свести употребления вина к тому количеству, которое действительно приносит некую пользу, и уж точно не дурманит разум, как тебе скажут, что «это неинтересно». А разум и свобода воли – это и есть то самое ценное, что дал Бог человеку, притом, вовсе не для того, чтобы человек дурманил свой разум чем-либо…. Советов апостол дает много, так что лучше дальше остаться наедине с текстом, ибо во многих случаях лучше, чем написано в послании, не скажешь… Евангелие (от Луки): 1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. 2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу: 4кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? 5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью 6и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. 7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. 8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму [317], не зажжет свечи́ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, 9а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. 10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. 11Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. 13По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16и он рад был наполнить чрево свое рожка́ ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 17Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. 20Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. 22А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. 25Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? 27Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. 28Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. 29Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. 31Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И снова ко Христу приходят мытари и прочие, кого иудеи считали нечистыми, гнушаясь даже общаться с ними, особенно мытарей – римских чиновников, набранных из местного населения, а потому считавшихся предателями Отечества (ведь они работали на захватчиков) и веры (так как работали на язычников). Но кающиеся грешники, будучи открытыми Богу оказались ближе к Нему, чем фарисеи, эти мнимые праведники, упивающиеся своим внешним благочестием. Они сознавали свои грехи и в покаянии приходили ко Христу, в то время как у фарисеев даже прямое обличение их грехов вызывало лишь гнев, какой всегда рождает уязвленная гордость. Потому Господь и говорит притчу об овцах. Ряд толкователей одной заблудшей овце уподобляют человечество, вообще, погрязшее в грехе и не имеющее силы спастись, 99 же овец¸ остающихся в стаде уподобляют Ангелам, делая вывод о соотношении Ангелов и людей. Но это для нас, вероятно, не так важно. Важнее то, что Господь не хочет никому погибели, но желает спасти всех, даже самых отъявленных грешников, а потому, пока продолжается земная жизнь, Бог не отвергает его. А потому не следует отчаиваться, но приступать к Богу. Пока продолжается земная жизнь, Бог не отвергает никого, принимая покаяние. Но со смертью человека это время закончится и настанет время суда. Потому, да не опоздаем… И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 10Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. 14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. В этом чтении, по сути, разъясняется самая суть духовной жизни христианина. Брань христианин ведет не против людей, ибо людей сам Господь его призвал любить, но против тех самых духов злобы, что желают погубить его. Как говорил некто из Отцов, «ничего общего у нас нет только с диаволом, а с людьми у нас много общего». Именно эти враги невидимые и есть единственные настоящие враги христианина. Они ведут против него беспощадную войну, которая не прекращается ни на минуту. В ней нет перемирий и пауз, а потому христианин призван постоянно бодрствовать, как воин в окопах, дабы всегда быт готовым отразить вражескую атаку. Но для христианина поле боя – его душа, где непрестанно возникают помыслы и влечения. Потому суть этой борьбы – отсечение греховных влечений и желаний и насаждение добрых. К этому и призывает нас апостол, дабы мы, отложив нынешнюю нашу расслабленность (увы, мне! ), постоянно бодрствовали, охраняя свои души от вражеских атак. Евангелие (от Луки): 1Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. 2Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. 3Посему, что́ вы сказали в темноте, то́ услышится во свете; и что́ говорили на ухо внутри дома, то́ будет провозглашено на кровлях. 4Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; 5но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. 6Не пять ли малых птиц продаются за два ассария[318]? и ни одна из них не забыта у Бога. 7А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц. 8 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; 9а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. 10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, Тому не простится. 11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́ к или что́ отвечать, или что́ говорить, 12ибо Святый Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить. Господь призывает к твердости в вере пред лицом враждебного окружения. Когда проповедь о спасении начинается, то враг, не терпя ее, воздвигает против нее все, что только может придумать, дабы заставить проповедника замолчать. Один из основных способов – гонения, которые воздвигаются через людей, которые вполне послушны внушениям диавола. Слово обличает их жизнь, и они, ненавидя обличения, начинают гнать верных Божиих. Потому испугавшийся гонений и замолчавший исполнил то, что от него хотел диавол. Именно потому Господь призывает быть твердыми, дабы не уступать врагу. Часто эти слова относятся не только к проповеди, но и к самой жизни христианской, ибо зачастую люди не терпят не только слова о Христе, но и самого вида христиан и их образа жизни. Потому гонениям христианин часто подвергался не только за проповедь, но и за саму принадлежность к верным Божиим. Нас никто не заставляет рисковать ради этого жизнью, однако людей, поносящих нашу веру, в нашем окружении часто очень много. Поэтому и нам эта твердость не помешает, ведь это создает перед нами выбор – что мы выбираем – верность Богу или отношения с людьми…. По окончании службы о.Александр поздравил всех с началом Рождественского поста, пожелав всем всего самого наилучшего. Также он говорил о посте, сказав, что в пост главное «не есть друг друга». Проповеди он не говорил, как не говорил о том, будет ли обещанное освящение Креста для храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. На улице идет сильный дождь, так что вопрос не праздный. Однако, выходя во двор, я вижу стоящий микроавтобус, в который загружается столик, а также кандий для Святой воды и прочие принадлежности, что означает, что освящение все-таки будет. Тем временем, дождь усиливается, над городом начинается вой сирен, а голос из динамиков возвещает о том, что в городе объявлено штормовое предупреждение. Чин освящения Креста. Итак, несмотря на довольно неподходящую для таких мероприятий погоду, освящение Креста будет. Поэтому и я отправляюсь на остановку. А дождь в это время снова усиливается. По дорогам и тротуарам текут настоящие реки. Впрочем, когда я подхожу к остановке, дождь несколько ослабевает. Вот, и улица Черняховского. Дождь несколько ослаб, так что проблем, возможно, не будет. Иду к строящемуся храму. Он уже весь побелен, а крыша вокруг барабана будущей главы, а также закомары (крыши над апсидами с трех сторон храма) и крыши на портиках над входами, покрыты кровлей, судя по цвету, выполненной из меди. На самом барабане, как я уже ранее писал, выполнена мозаика, на которой выложено изображение Христа Спасителя. А внизу, рядом с храмом, стоит будущая глава, пока еще темная, хоть часть ее уже покрыта медными листами. Чуть поодаль стоят небольшие кресты, которые должны быть водружены на столбы, возвышающиеся с четырех углов основного здания храма. А рядом со стройкой уже стоит упомянутый выше микроавтобус, из которого выгружаются столик, складной аналой, кандий и кропило для молебна. Они ставятся перед Крестом, стоящем через дорогу, напротив здания храма, будучи укрепленным на специальной крестовине. По обе стороны от Креста стоят два автокрана, которые, впрочем, вскоре отъезжают в стороны. Вскоре вокруг креста ставится ограждение. Рядом с крестом уже стоят верующие, ожидающие самого события – по большей части, это прихожане храма Новомучеников. Здесь же группируются певчие верхнего хора Свято-Успенского собора. Духовенство же прячется от дождя в здании будущего храма. Периодически показываются: о.Максим Карпов, благочинный Новороссийска, настоятель храма в честь пророка Божия Илии в Мысхако, о.Евгений Кузнецов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Гайдуке, о.Антоний Новицкий, ключарь Свято-Успенского собора. Чуть позднее появился настоятель прихода святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, протоиерей Виталий Таашев, который сказал, что ожидается прибытие архиерея. Итак, ждем молебна. Дождь, тем временем, ослабший было, снова усиливается, так что в толпе верующих нарастает ропот. Проходит минут двадцать, прежде чем, наконец, появляется архиерейский «Ауди». Правящий архиерей выходит из машины, после чего уходит в здание храма, где облачается в епитрахиль[319], поручи[320] и малый омофор[321].
Проходит еще некоторое время, прежде чем духовенство решается, наконец, идти ко Кресту. Среди них теперь виден еще о.Сергий Кулаков, настоятель храма Святой Блаженной Ксении Петербургской в поселке Абрау-Дюрсо, а также о.Андрей Пашин, настоятель Свято-Георгиевского храма в Новороссийске. О протодиаконе о.Евгении Габове и иподиаконах я не говорю. Тем временем, начинается молебен. После всеобщего пения «Царю Небесный…» начинается пение «Бог Господь и явися нам…», а затем тропарь и кондак Кресту Господню, а также еще один кондак: Тропарь Креста. Глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя, // и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак. Глас 1 Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, // непобедимую победу. Кондак. Животворящий Крест Твоея Благости, егоже даровал еси нам недостойным, Господи, Тебе приносим в молитву, спаси верныя люди Богородицы ради, о нас Тебе молящияся, едине Человеколюбче. После этого правящий архиерей прочитал молитву на освящение Креста. На этом чин завершился. По окончании молебна Владыка Феогност выразил радость по поводу освящения Креста, который вскоре будет водружен на новопостроенный храм, заметил, что освященный Крест был уже омыт водой. Будущий же храм становится таковым после водружения на него Креста, а до тех пор он является просто сооружением. Когда храм будет построен, то в нем начнется богослужебная жизнь, будут совершаться Таинства, здесь будут преображаться души человеские. Если же здесь хоть одна душа придет к покаянию, обратится к Богу, то храм уже появился не зря. Также поблагодарил присутствующих здесь жертвователей, на средства которых храм строится, выразив надежду, что в скором времени храм будет построен и будет действовать. Также он поблагодарил и всех, кто присутствовал на этом чине освящения, пожелав благословения Божия и всего наилучшего. Затем, благословив всех, а также окропив верующих Святой водой, он ушел в здание храма, где разоблачился, после чего все духовенство разъехалось. Судя по состоянию главы, на которую Крест должен быть водружен, вряд ли сейчас она будет поднята и водружена на положенное ей место, а потому, приложившись к новоосвященному Кресту, я иду домой. А автокраны еще стоят в стороне. Четверг 29 ноября. В этот день праздников отмечается много. Самый торжественный из них – полиелейный праздник апостола и Евангелиста Матфея. Среди же остальных большую часть составляют праздники Новомучеников и исповедников Российских. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы