Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 16 / 29 ноября, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской



В миру Аржаных Павел Тимофеевич, родился 29 июня / 12 июля 1872 года[339] в деревне Залипаевка Федоровской волости Мало-Архангельского уезда Орловской губернии[340] в семье крестьянина. Хозяйство семьи Аржаных было бедным, и отцу приходилось много работать. С двенадцатилетнего возраста Павел помогал отцу: был пастухом в деревне, работал у помещика, подрабатывал у крестьян.

В 1894 году был призван на действительную военную службу и зачислен рядовым в Камчатский полк. После года службы он был отправлен на фельдшерские курсы, по окончании которых назначен ротным фельдшером.

В 1898 году был уволен из армии, поступил фельдшером в Житомирскую губернскую больницу и одновременно учился в Волынской[341] фельдшерской школе, по окончании которой вернулся в родную деревню.

В том же 1898 или 1900 году поступил послушником в Оптину пустынь.

31 августа / 13 сентября 1908 года пострижен в монашество настоятелем монастыря архимандритом Ксенофонтом, с наречением имени в честь великомученика и целителя Пантелеимона, учитывая его земную профессию врача, предваряя его будущее как мученика.

15 / 28 марта 1909 года рукоположен во иеродиакона епископом Калужским Вениа­мином (Муратовским).

Со старцем Варсонофием ездил в ноябре 1910 г. к Л.Н. Толстому в Астапово.

25 марта / 7 апреля 1911 года был рукоположен во иеромонаха.

В монастыре нес послушание фельдшера в монастырской больнице, заведовал монастырским лазаретом для больных и раненых воинов.

В 1914 году был выбран на должность казначея монастыря, в этой должности он состоял до закрытия обители в 1918 году.

Некоторое время работал в образованном властями на территории монастыря племхозе и музее.

1 апреля 1923 года, в Вербное воскресенье, был арестован вместе с другими монахами. Подробности ареста и осуждения неизвестны.

По сведениям игумена Дамаскина (Орловского), о. Пантелеимон некоторое время служил в храмах в Лихвине, Мещовске и Одоеве, по БД ПСТГУ - с 1923 года жил в Козельске.

С 1926 г. служил в Никольской церкви г. Козельска приходским священником

26 июня 1926 года возведен в сан игумена епископом Малоярославецким, викарием Калужской епархии, Иоасафом (Шишковским-Дрылевским) и назначен настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря[342], к тому времени уже закрытого. Отец Пантелеимон продолжил служить в Никольской церкви.

В Козельске тогда жило около сотни монахов и мона­хинь из закрытых монастырей – Оптинского и Шамординского[343]. Они образовали монастырь без стен, рассеянный по городу, где в квартирах-кельях обосновалось по нескольку монахов, собиравшихся в храм на богослужения, которые мало чем отличались от монастырских.

На Духов день, 9 июня 1930 года, в Козельске по тра­диции состоялась ярмарка, на которую съехалось несколько тысяч человек. В этот день произошло столкновение крестьян с милицией, во время которого был убит крестьянин. Власти решили воспользоваться случившимся и арестовать часть монахов, обвинив их в подстрекательстве к мятежу.

18 августа 1930 года было арестовано сорок человек – монахов и мирян, и среди них игумен Пантелеимон; его обвинили в руководстве «монашеско-монархической» группой, которая будто бы ставила своей задачей реставрацию монархического строя. Все арестованные были отправлены в тюрьму в Сухиничи.

После предъявления следователем обвинения игумен Пантелеимон сказал: «Организатором и руководителем как подпольного монастыря, так и контрреволю­ционной монархической группы города Козельска я не был. По этой линии никаких указаний и директив никому не давал и никакого участия в этой деятельности не принимал. Работы, направленной против советской власти, никогда не вел... В Козельске подпольного монастыря нет и не было... Чем вызвана концентрация монашествующих в городе Козельске, мне неизвестно, но думаю, что непосредственная близость монастырей Оптина Пустынь и Шамординского после их ликвидации вынудила монахов поселиться в Козельске. Из других же городов и монастырей приезжали просто потому, что в Козельске жили старцы схимонахи, а не потому, что кто-то этим вопросом умышленно занимался и преднамеренно стягивал монаше­ствующих в Козельск».

27 ноября 1930 года тройка ОГПУ приговорила игу­мена Пантелеимона к десяти годам заключения, но затем срок был сокращен до пяти лет, и отец Пантелеимон был отправлен сначала в Вишерский лагерь, а затем в ссылку в город Елец.

По окончании срока, в 1935 году, он устроился псаломщиком во Введенском храме в Ельце.

16 сентября 1937 года был вновь арестован, заключен в липецкую тюрьму и на следующий день допрошен.

– Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении? – спросил его следователь.

– Виновным в предъявленном мне обвинении я себя не признаю, – ответил священник.

30 октября следователь допросил дежурных свидетелей, один из которых показал, будто бы отец Пантелеимон жа­ловался, что «крестьянам в колхозе стало жить невозмож­но... пахать не на чем – лошади все подохли с голоду... сеять нечем, так как в колхозе нет семян; люди мрут с голода и... едят павших лошадей, в скором будущем всем грозит голодная смерть, вот до чего довели коммунисты и советская власть. Где ни посмотришь, всюду обман при этой власти, обманным путем согнали крестьян в колхо­зы, обещали, что дадут им богатую жизнь, а вместо этого дали им голод, разорение, нищету и муки».

Другой свидетель показал, что, идя с работы домой, он зашел 14 мая 1937 года во Введенскую церковь. Шла вечерня. В конце службы игумен Пантелеимон выступил с проповедью, в которой сказал, что

«сегодняшний день – день скорби, день, который мы посвящаем нашему доро­гому и любимому великомученику Петру Крутицкому, погибшему от руки врага – замученному в ссылке тяжкими муками – нашими злейшими врагами, врагами Русской Церкви и веры Православной... которые ведут человечество в ад на радость антихристу. Этот человек показал нам, как должен жить и бороться истинный христианин – за веру Православную в такое смутное время, какое протекает у нас на Руси. За что же его замучили и казнили? Его за­мучили враги веры Православной, потому что чувствовали его превосходство над собой, превосходство религии над коммунизмом. Сперва они уговаривали его отказаться от Бога и от веры Православной, перейти на их сторону, на службу к антихристу, но когда митрополит Крутицкий от этого отказался, то враги наши стали его мучить и замучили. Несмотря ни на какие пытки, ни на какие мучения, митрополит Петр Крутицкий отказался пойти на службу к сатане и остался верен Богу и вере Православной. Я вас призываю, православные, быть такими же твердыми, каким был он, так же бороться с врагами веры Православной, как боролся он...»

После этих показаний свидетелей следователь снова вызвал на допрос игумена Пантелеимона и снова спросил, признает ли тот себя виновным в контрреволюционной деятельности, на что отец Пантелеимон ответил, что не признает, контрреволюционной деятельностью он не за­нимался.

15 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Пантелеимона к расстрелу.

Расстрелян 29 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

4 апреля 1989 года был реабилитирован Липецкой областной прокуратурой по 1937 году репрессий, 3 июня 1989 года реабилитирован и.о. прокурора Калужской области по 1930 году репрессий.

Канонизирован определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 года.

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь