Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МУЧЕНИК ДИМИТРИЙ СПИРИДОНОВ



Память 16 / 29 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился в 1871 году в г. Евпатории Таврической губернии, в семье крымских греков, отец служил приказчиком на евпаторийских соляных промыслах. Брат сщмч. Елеазара Спиридонова.

По окончании Таврической духовной семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1903 г. со степенью кандидата богословия. Продолжил образование вольнослушателем Московского университета.

Возвратился в Крым, преподавал в Таврической духовной семинарии.

С 1907 г. являлся членом Таврической ученой архивной комиссии (ТУАК). В 1908 г. выступил в комиссии с докладом «К вопросу о мученичестве св. Климента, папы Римского, в Крыму», получившим высокую оценку. В 1913-1916 гг. занимался научной работой в Греции - в Афинах и на Афоне. Автор ряда исследований по церковной истории, в частности книг «Древнехристианские мученики», «Новациан и его раскол», перевода с греческого языка труда св. Климента «О девстве».

Дмитрий Спиридонов. Фотография, февраль 1924 г.

В 1918-1922 гг. работал учителем в Евпатории, был секретарем и председателем общины греч. храма пророка Божия Илии, где настоятельствовал его брат свящ. Елеазар.

В 1922 г. поступил преподавателем в Крымский университет. В том же году избран товарищем председателя ТУАК, работал в крымском отделе охраны памятников истории и старины. Не соглашаясь с идеологизацией гуманитарных предметов в Крымском университете, перешел на работу в Симферопольский краеведческий музей, где впоследствии стал зам. директора и директором. С 1926 г. вел работу по исследованию говоров греческого населения Приазовья, несколько лет выезжал в Мариупольский округ с этнографическими экспедициями. Имел международную известность как ученый, автор исторических, краеведческих и этнографических работ, таких как «Заметки по истории эллинства в Крыму», «Уроженцы северного побережья Черного моря в истории древнегреческой мысли», «О мариупольских греках» (некоторые из них публиковались в «Известиях ТУАК»).

О нем отзывались как о культурнейшем и эрудированнейшем человеке, имеющем глубокую веру. Он сосредоточил все внимание на ученых занятиях и молитве, только в них находя утешение и нравственное оправдание. Вел исключительно скромный, почти монашеский образ жизни, отличался возвышенным состоянием ума, молитвенной устраненностью от повседневных забот, смирением и кротостью. Принимал деятельное участие в церковной жизни, был активным членом двадцатки симферопольского Троицкого греч. храма. В 1934 г. благодаря квалифицированной помощи Дмитрия Спиридоновича, клиру и прихожанам удалось отстоять от закрытия свою церковь как единственный православный храм в Симферополе. Со времени учебы в семинарии был близким другом священника Троицкого храма сщмч. Николая Мезенцева. Дмитрию Спиридоновичу предлагали принять священнический сан, но по смирению он отказался.

20 января 1938 г. он был арестован по делу «контрреволюционной греческой националистической организации». Его обвиняли в том, что он «писал контрреволюционные клеветнические сведения о жизни в СССР, которые передавал в греческое консульство» (речь шла о составленном им обращении греков-прихожан в консульство Греции с просьбой помочь им защитить свой храм). Заключенных поместили в симферопольскую тюрьму, где подвергали пыткам и издевательствам. Дмитрий Спиридонович мужественно держал себя на допросах, не признал себя виновным в «контрреволюционной деятельности». 5 ноября Особой тройкой УНКВД по Крымской АССР приговорен к расстрелу.

Расстрелян 29 ноября 1938 года в Симферополе.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском соборе в 2000 г.

Сочинения

  • Древнехристианские мученики // Таврические церк.-обществ. вед. 1909. № 24. С. 989-995; № 25. С. 1116-1125; № 26. С. 1282-1290.

Литература

  • ГА Автономной Респ. Крым. Ф. Р-663. Оп. 10. Д. 266. Л. 208-211;
  • Архив ГУ СБУ в Крыму. Д. 934; 09674;
  • Доненко Н., прот. Наследники Царства. Симферополь, 2000. Кн. 1. С. 435-443, 447-463.

Использованные материалы

  • Прот. Николай Доненко. Дмитрий Спиридонович Спиридонов // Православная энциклопедия, т. 15, с. 60-61
    • http: //www.pravenc.ru/text/178109.html

О дне сем.

Вечерня и утреня.

Евангелие на утрени (от Иоанна): 1После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: 2были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

3Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

4А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

5Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

6Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

7Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море.

8А другие ученики приплыли в лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою.

9Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

10Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

11Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

12Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь.

13Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

14Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - 24Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Традиционное для большинства праздников апостолов чтение. Господь принимает покаяние Петра после его отречения, снова призывая его на апостольское служение. И тут же, когда апостол проявляет праздное любопытство по поводу будущей судьбы апостола Иоанна Богослова, Господь вразумляет его, говоря: «Что тебе до того? »….

Литургия.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из первого послания апостола Павла к Тимофею: 1Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.

2Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.

3Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, 4тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.

5Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.

6Великое приобретение - быть благочестивым и довольным.

7Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. 8Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.

9А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; 10ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.

11Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.

12Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.

13Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе 14соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, 15которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, 16единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; 18чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, 19собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.

20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, 21которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.

Заканчивается чтение данного послания. Завершая его, апостол увещевает ученика, призывая наставлять и учить богатых, дабы они не прилеплялись к своему богатству, не делая его центром жизни, но богатели добрыми делами, то есть. использовали богатство для помощи нуждающимся. Воистину, тот, кто что-то считает важнейшим для себя, тот о том больше сего и заботится, все остальное считая как бы вспомогательным, о том заботясь лишь постольку, поскольку оно полезно для осуществления его важнейших целей. Потому, если для кого-то важнейшим является его материальный достаток, то и Бог для него является лишь орудием заботы о его достатке, а если интересы его кошелька вступают в противоречие с заповедями, то заповеди отходят на второй план. И ведя себя таким образом, они не замечают, как богатство их влечет в ад. Но апостол призывает их избегать этого….

Евангелие (от Луки): 1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; 2и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; 4знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.

7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

10Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

11Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

12И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

Одна из самых странных притч. Некий человек расточил имение своего хозяина, а чтобы обезопасить себя на случай, если тот его выгонит, решил без ведома хозяина списать долги его должникам, надеясь, что кто-то из них примет его к себе на работу. Не все ли мы также бездарно расточаем то, что дал нам Бог? Ключевой здесь считается фраза «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас вечные обители». Под друзьями здесь принято понимать святых, то есть, тех, которые уже прошли путь в Царство и достигли обещанного Христом наследия. Вот, среди них и подобает приобретать друзей. А время сокращается и час, когда Господин потребует отчета о том, как человек распорядился тем, что Он вручил ему, может наступить в любой момент. Но сыны века сего, когда им грозит опасность, суетятся, желая ее избежать, но нам же грозит куда большее… и мы не предпринимаем никаких мер. А надо бы заботиться об этом….. Для этого текст сей и читается нам….

И чтения праздника. Отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 3Для меня очень мало значит, ка́ к судите обо мне вы или ка́ к судят другие люди; я и сам не сужу о себе.

4Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.

5Посему не суди́ те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

6Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.

7Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?

8Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

17Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

18Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; 19но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20ибо Царство Божие не в слове, а в силе.

21Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?

Апостол обличает свою паству в Коринфе за царящие среди них распри, указывая главную причину распрей – превозношение одних над другими. Но чем человеку хвалиться, когда все, что он имеет, дано ему от Бога, посему и похвальбы человека выглядят безумными. Притом, апостол напоминает, что сами их наставники – апостолы пребывают в смирении и уничижении, будучи попираемы от людей. А тут люди, еще ничего из себя не представляющие, изображают из себя неизвестно что. Потому апостол призывает подражать им, то есть, апостолам. Речь даже не об уничижении. а о любви, ибо там, где есть превозношение одних над другими, распри и нестроения, там нет любви. А апостол призывает к любви и заботе друг о друге. В другом месте он уподобит членов Церкви органам человеческого тела, намекая на то, что все они призваны быть едиными. «По тому вас будут узнавать, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собой» - говорит Господь, и в этом выражается вся суть того, что пишет и апостол в посланиях своих. Суть любви же состоит в подражании Богу, заботящемуся о своем творении, потому любящий и заботящийся о ближнем становится более близок к Богу, а значит, созидает в себе Царство Божие. К этому, собственно, апостол призывает (коринфян, а через них – и нас).

Евангелие (от Матфея): 1Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

14Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?

15И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

16И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

17Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

Предыстория призвания на апостольское служение будущего апостола и Евангелиста Матфея. В славянском Евангелии часто оригинальные термины заменяются их русскими аналогами. Некоторые из них перекочевали и в русский Евангельский текст. Древнерусское слово «мытарь», вопреки расхожему мнению, означало не сборщика налогов, а служителя таможни, то есть, чиновника, занимающегося досмотром и оформлением провозимых через границу грузов. Так или иначе, но и сборщики налогов, и чиновники таможни набирались римлянами из местного населения. Потому и отношение иудеев к ним было, как к предателям родины, ведь они служили захватчикам, а также предателям веры, ведь они служили языческому Риму. Притом, они часто злоупотребляли своим положением, собирая с людей лишнее, а излишки эти присваивая. Это усугубляло ненависть иудеев к ним. Потому они считали скверным с ними даже разговаривать. Но Господь призывает Матфея, не гнушаясь им, как «нечистым». Тот, очевидно, и сам осознавал неправильность выбранного им образа жизни, так как с такой немыслимой для нас охотой бросил свое рабочее место, вероятно, приносившее ему немалый доход, последовав Христу. Но иудеи снова ропщут. Покаяния Матфея и его друзей они не заметили, зато увидели, что Господь есть и пьет с «нечистыми» людьми. Но Господь взирает не на лица, а на души и умы, потому принимает любого человека, приходящего к нему. Господь желает спасти всех, не отвергая никого. И предлагаемый нам пример – тому доказательство. И также данное чтение снова призывает нас не заниматься осуждением других людей, исходя из их внешности или ранее сделанных внешних дел, но уподобляться Богу, милующему грешников. Это легче сказать, чем сделать, но трудность этого пути не отменяет необходимости его. Скажи мне, Господь, путь, в онь же пойду!

Пятница 30 ноября.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь