Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 19 ноября / 2 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.



В миру Удалов Иван Иванович, родился 5 / 18 апреля 1886 года в городе Уфе в семье часового мастера.

В 1900 году окончил Уфимское духовное училище, в 1906 году - Уфимскую духовную семинарию. Его духовником во время учёбы в семинарии был схиархимандрит Гавриил (Зырянов).

В 1910 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В этом же году был пострижен в монашество архиепископом Антонием (Храповицким), оказавшим на него значительное влияние, рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Житомирского училища пастырства.

С 3 / 16 октября 1911 года был назначен на должность помощника инспектора Казанской духовной академии.

В 1912 году - исполнял обязанности настоятеля Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря[423] и председателя Совета миссионерских курсов в сане игумена.

В 1915 году возведен в сан архимандрита и назначен преподавателем Педагогического Совета курсов (1915-1917 гг.), состоял заведующим Казанскими миссионерскими курсами).

В период гражданской войны был членом епархиального совета при временно управлявшем епархией епископе

Анатолии (Грисюке), являлся его ближайшим сотрудником. Революционные события застали его в Казани. Один из немногих церковных иерархов города, он отказался покинуть Казань вместе с отступающим белочешским корпусом в сентябре 1918 года. В результате, когда в городе не осталось ни одного архиерея, старшим по чину оказался 32-летний архимандрит Иоасаф. Несколько месяцев он исполнял обязанности управляющего епархией.

25 июля 1920 года хиротонисан во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии. После ареста митрополита Кирилла (Смирнова) и высылки владыки Анатолия (Грисюка), временно управлял Казанской епархией.

С 1922 года - епископ Чистопольский, викарий той же епархии.

В 1922 выступил против обновленческого движения, некоторое время был вынужден служить тайно. В 1923 принимал в епархии покаяние у возвращавшихся в Патриаршую церковь бывших обновленцев, переосвящал (малым чином) ранее принадлежавшие им храмы. Однако ему не удалось легализовать (зарегистрировать) православное епархиальное управление, а в ноябре 1923 власти запретили ему проводить богослужения, сам епископ ненадолго был арестован.

12 декабря 1923 года в ГПУ поступил донос и на самого епископа Иоасафа, в котором говорилось, что владыка, " не имея официального разрешения от гражданской власти на организацию Епархиального Управления, фактически управляет епархией" [424]. В доносе также был намек на связь с " бывшим Патриархом" Тихоном, от которого владыка Иоасаф " на днях ожидал получить руководящие указания о работе епархии". В этот же день, 12 декабря, постановлением ГПУ было решено изъять всю переписку владыки Иоасафа. 24 декабря в ОГПУ из почтовой конторы забираются письмо Патриарха Тихона к епископу Иоасафу, а также список о наградах и несколько документов административного характера (на которых стояла подпись архиепископа Илариона (Троицкого)). Характерно, что некоторые документы изымались чекистами и с других адресов, поскольку корреспонденция для владыки Иоасафа шла не только на его имя, но и на конспиративные адреса. Однако даже это его не спасло, и письма были изъяты, ибо перлюстрация писем, по всей видимости, была тотальной. Тем не менее, этого оказалось недостаточно для основательного обвинения владыки Иоасафа.

Из Казани в Москву по линии ОГПУ шли откровенные депеши о том, что " в кантонах плодотворная работа обновленцев может быть только в том случае, если тамошние тихоновцы лишатся своего наиболее умного и хитрого руководителя (епископа Иоасафа Удалова)". Власти запретили епископу Иоасафу совершать богослужения, но он продолжал совершать их тайно.

С 1924 по 1926 годы был заведующим Миссионерскими курсами в Казани.

16 мая 1924 года вызван ОГПУ в Москву, где был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. 24 августа освобожден под подписку о невыезде, затем был оправдан. Проживал в Даниловом монастыре.

12 апреля 1925 года принимал участие в погребении Патриарха Тихона. Подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому). Осенью 1925 года по поручению Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра составил проект декларации об отношениях между Русской Православной Церковью и советским государством.

18 ноября 1925 года арестован в Даниловом монастыре, проходил по групповому " делу митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926 г.". Обвинялся в " пособничестве и укрывательстве группы монархических епископов и мирян, поставившей себе задачей использование церкви для нанесения явного ущерба диктатуре пролетариата" . 21 мая 1926 года приговорен к трём годам ссылки в Зырянский (Коми) край. Во время следствия содержался во Внутренней тюрьме ОГПУ в Москве. 17 июня 1926 года был отправлен в ссылку.

В 1926 - 1929 годах жил в ссылке в Туруханске Енисейской губернии. Позднее об этой ссылке он вспоминал так: "... тяжкие испытания в ссылке, приходилось голодать, замерзать, валяться с больным сердцем в грязи, в тюрьмах" [425] .

После выхода июльской Декларации 1927 года перешел в оппозицию Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому).

В 1929 году обратился с просьбой к митрополиту Сергию (Страгородскому) отправить его на покой " по состоянию здоровья". Митрополит Сергий просьбу удовлетворил. С этого времени (конец 1929 года) и до своей кончины в 1937 году епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов) находился на покое.

Согласно биографии на сайте «Русское Православие», принадлежал к Даниловскому расколу, предполагают, что в оппозицию против митрополита Сергия он стал не столько по идейности, сколько потому, что в отсутствие митрополита Кирилла управляющим Казанской епархией сделали не его, а епископа Афанасия (Малинина). Но по другим данным, эти события никоим образом не смутили епископа Иоасафа (как утверждают некоторые историки), а наоборот, обрадовали, т.к. он считал, что в Казанской епархии отныне будет мирное правление и власти не будут сталкивать православных архиереев, тем более что владыка Афанасий был достойнейшим архиереем, с которым епископ Иоасаф был знаком еще с Казанской духовной академии.

На обратном пути из ссылки два месяца он прожил в Енисейске и получил там новое постановление о высылке с прикреплением к определенному месту жительства, избрал город Козьмодемьянск Марийской АО, где поселился с конца 1929 года.

1 декабря 1930 года[426] был арестован, проходил по групповому " делу членов Казанского филиала " ИПЦ". Казань, 1932 г.", обвинялся в том, что " возглавлял и фактически руководил Казанской церковно-монархической организацией, оставшись активным деятелем ее после преобразования в филиал Всесоюзного центра контрреволюционной монархической организации ИПЦ" .

На допросе показал:

" Мое отношение к разногласиям между митр. Кириллом и митр. Сергием по вопросу о создании последним около себя Синода таково: митр. Кирилл вправе, как один из старейших архиереев, притом указанный патриархом Тихоном первым своим после своей смерти заместителем, - требовать от митр. Сергия его документальных полномочий на созыв такого Синода, и при отсутствии таковых подвергнуть сомнению компетенцию этого Синода; он вправе требовать передачи этого спора на рассмотрение митрополита Петра, как еще живущего и сохраняющего свои полномочия Патриаршего Местоблюстителя, - это право апелляции к главе Церкви гарантировано многими церковными канонами. В силу этого решение митр. Сергия единолично возникшего между ними конфликта, отказ в передаче этого спора митрополиту Петру и наложение на митр. Кирилла репрессий в виде увольнения на покой по моему мнению канонически неправильно и подлежит отмене. Вышеизложенными обстоятельствами, т.е. узурпацией митр. Сергием принадлежащих ему прав, или, во всяком случае, сомнительных до авторитетного их разъяснения, налагаемые им легко репрессии, и не на одного митр. Кирилла (подчеркиваю, митрополит Кирилл в своем ответе резко и решительно отвергает политические мотивы своих разногласий с митрополитом Сергием, что и дает основание держаться строго церковной оценки этого спора), обвинение всех отбывающих различные наказания духовных, в том числе, значит, и меня, в политической преступности - все это заставило меня до времени окончания срока ссылки (ноябрь 1931г.) держаться в отдалении от митр. Сергия, но не в отделении; когда я получил бы свободу передвижения, то путем личного обмена мыслями с митр. Сергием возможно на многое вышеизложенное изменил бы свою настоящую точку зрения. К напечатанному в газетах " Интервью" митр. Сергия я отношусь так: приветствуя его желание всеми имеющимися средствами предотвратить готовящуюся новую человеческую бойню и рассеять многие неправильно сложившиеся мнения о нашей жизни, я пожалел, что митр. Сергий не нашел надлежащего тона для своего интервью и не избежал, не предусмотрел возражений."

Из показаний:

«" В своих личных отношениях к советской власти особых приступов враждебности я в себе не помню. Во время наиболее тяжких испытаний в ссылке, когда приходилось голодать, замерзать, валяться больному с слабым сердцем в грязи в тюрьмах, конечно, бывали горькие минуты при наличии сознания своей невиновности, но это не основное чувство"

«Проживая в Козьмодемьянске 2 года под бдительным надзором органов ОГПУ я не был ни разу заподозрен в чём-либо противосоветском, контрреволюционном. Опровергать отдельные факты обвинения мне не приходится, так как в обвинении не указано ни одного такового, касающегося лично меня и устанавливающего мое непосредственное участие в нем, а приведенные мною выше справки о моей жизни последних лет с неопровержимостью доказывают, что участия в казанской жизни я не мог иметь».

Сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. Чистопольский

В период следствия содержался под стражей в изоляторе ПП ОГПУ города Казани. 5 января 1932 года приговорен к 3 годам ИТЛ. В 1932 - 1934 годах в заключении в лагере под городом Кемерово, на рудниках в Араличеве. В лагере возил тачки с углем.

В 1934 году Особым Совещанием при НКВД СССР срок наказания увеличен на два года.

В 1936 году освобожден из лагеря. Жил на окраине Казани вместе с 80-летней матерью. С " сергианскими" архиереями митрополитом Серафимом (Александровым), архиепископами Венедиктом (Плотниковым), Никоном (Пурлевским) он не общался, но посещал " сергианскую" церковь Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, иногда служил панихиды. К нему часто приезжали симпатизирующие " непоминающим" крестьяне. Владыка Иоасаф продолжал переписываться со ссыльным митрополитом Кириллом. Жил очень бедно, а продукты и одежду, передаваемые ему верующими, пересылал священникам, находившимся в тюрьме и ссылке. На вопрос одного протоиерея об отношении к советской власти ответил: " чтобы судить о советской власти, нужно побывать в концлагерях…".

В ноябре 1937 года арестован в Казани у ложа умирающей матери, содержался во внутренней тюрьме НКВД города Казани. Он был обвинён в организации контрреволюционного церковного подполья. По одному делу с ним были привлечены две монахини давно закрытого Богородицкого монастыря[427] Евдокия (Двинских), Степанида (Макарова) и " сергианский" протоиерей Серафимовской церкви Николай Троицкий. На допросах сщмч. Иоасаф отказался признать себя виновным и отвечать на конкретные вопросы, а обвинения выдвигались самые нелепые - в том числе " восхваления Троцкого", " симпатии к фашизму".

29 ноября 1937 года тройка ОГПУ по ТАССР приговорила епископа Иоасафа (Удалова), протоиерея Николая Троицкого к расстрелу, а монахинь - к 10 годам лагерей.

Расстрелян 2 декабря 1937 года во внутренней тюрьме НКВД города Казани, похоронен на Архангельском кладбище.

Канонизирован Синодом Русской Православной Церкви заграницей в 1981 году.

Причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских, как священномученик 23 июня 2008 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Казанской епархии.

Литература

  • Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.125.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.3. С.387-388.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.397, 416, 976.
  • Журавский А.В. Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов) как последователь митрополита Казанского Кирилла// Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Института: Материалы 1992-1996. М., 1996. С.356-363.
  • Журавский А. Жизнеописание новых мучеников Казанских. Год 1918-й. Казань, 1995. (Материалы к истории Казанской церкви ХХ в.; Сб.1). С.44.
  • Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. С.351, 490-491.
  • Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С.37.
  • Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998. 208с., илл.Просим освободить С.169-171.
  • " Прав. Собес." 1913, июль-август, с. 324.
  • " Церк. Вед." 1910, № 35, с. 353, 1912, № 29, с. 284, 1915, № 17, с. 145.
  • " Именной список рект. и инспект. Дух. Акад. и семинарий на 1917 год", с. 37.
  • Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, с. 18.
  • ФПС I, № 99, с. 4, III, с. 4.
  • ФАМ I, № 125, с. 10.
  • Regel'son 579f.

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь