Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


На пороге нового Просвещения



 

Объем научно‑ технической информации удваивается в зависимости от дисциплины каждые 10‑ 20 лет. При таком экспоненциальном росте невозможно загадывать дальше, чем на десятилетие вперед, не говоря уже про века и тысячелетия. Поэтому футурологи предпочитают, не связывая себя временными рамками, рассуждать о том, в каких направлениях, по их мнению, следует идти человечеству. Однако, учитывая прискорбное отсутствие понимания себя самих как биологического вида, возможно, лучшее, что мы можем сделать на данный момент, – это понять, куда идти не стоит. Так чего же нам следует избегать? В размышлениях на эту тему нам суждено, снова и снова замыкая круг, возвращаться к коренным вопросам бытия: откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?

Люди – действующие лица неоконченной пьесы. Современное человечество – точка роста устремленной в будущее эпопеи. Ответ на экзистенциальные вопросы должен лежать в истории, и именно там, конечно, ищут его гуманитарные науки. Однако традиционная история усечена как во времени, так и в восприятии человеческого организма. Она не имеет смысла без предыстории, а предыстория бессмысленна без биологии.

Человечество – биологический вид в биологическом мире. Наши телесные и умственные способности на всех уровнях тонко приспособлены к жизни именно на этой планете. Эта биосфера – наша родина. И хотя мы во многих отношениях возвысились над остальной фауной, мы остаемся одним из ее видов. На нашу жизнь наложены два естественных ограничения: все жизненные сущности и процессы, во‑ первых, подчиняются законам физики и химии и, во‑ вторых, возникли в результате эволюции путем естественного отбора.

Чем больше мы узнаем о нашем физическом существовании, тем яснее становится, что даже самые сложные формы человеческого поведения в конечном итоге имеют биологическую природу. В них просматриваются специализации, выработанные нашими предка‑ ми‑ приматами на протяжении миллионов лет эволюции. И тот специфический урезанный образ реальности, который предоставляют в наше распоряжение наши сенсорные каналы, является нестираемым наследием эволюционного становления нашего вида. Существование этой эволюционной печати подтверждается тем, как различные программы, отлаженные или не отлаженные наследственностью, руководят развитием сознания.

Тем не менее нельзя обойти стороной вопрос свободы воли, которая, по утверждению некоторых философов, отличает нас от других животных. Иллюзию независимого действия дает коре головного мозга продукт подсознательного мозгового центра, отвечающего за принятие решений. По мере того как научные исследования описывают все больше физических процессов, слагающих разумную деятельность, тем меньше остается места явлению, которое люди интуитивно именуют «свободой воли». Мы свободны как независимые существа, но наши решения не свободны от тех органических процессов, которые создали каждый индивидуальный мозг и каждое индивидуальное сознание. Таким образом, свобода воли, по‑ видимому, имеет биологическую природу.

Тем не менее по любым мыслимым стандартам человечество – наивысшее достижение в истории жизни на Земле. Мы – сознание биосферы, Солнечной системы, а может быть – кто знает? – и всей Галактики. Исследуя окружающий мир, мы научились интерпретировать сенсорные модальности других организмов в терминах наших собственных узких систем восприятия, полагающихся в основном на зрение и слух. Мы много узнали о физико‑ химической основе нашей собственной биологии. Скоро мы сможем создавать в пробирке простые организмы. Мы разгадали историю Вселенной и проникли мыслью в самые отдаленные ее уголки.

Наши предки были одной из примерно двух десятков эволюционных линий животных, которые пришли к общественному образу жизни – следующему уровню биологической организации после организменного. Это означает, что их группы состояли из представителей двух или более поколений, которые жили вместе, сотрудничали и заботились о потомстве, а разделение труда способствовало большему успеху размножения одних особей по сравнению с другими. Предшественники людей были гораздо больше любых общественных насекомых и других беспозвоночных. Они с самого начала имели более крупный мозг. Язык, письменность, научно‑ технический прогресс со временем дали нам преимущество перед другими формами жизни. Ныне мы уподобились богам – разве что большую часть времени ведем себя, как обезьяны, и имеем генетически ограниченную продолжительность жизни.

Какая же динамическая сила вознесла нас до этих вершин? Это вопрос огромной важности для понимания самих себя. Многоуровневый отбор – вот очевидный ответ. На более высоком из двух уровней биологической организации группы соперничают с другими группами, что благоприятствует появлению кооперативных общественных признаков среди их членов. На более низком уровне члены одной и той же группы соперничают друг с другом, что благоприятствует возникновению эгоистичного поведения. Противостояние двух уровней естественного отбора привело к соединению несоединимого в генотипе человека. Благодаря ему каждый из нас – отчасти грешник, отчасти святой.

Объяснение движущих сил естественного отбора человека, представленное мной в этой книге и основанное на новейших исследованиях, идет вразрез с теорией совокупной приспособленности, заменяя ее стандартными моделями популяционной генетики применительно к нескольким уровням естественного отбора. Совокупная приспособленность основана на родственном отборе, при котором особи сотрудничают или не сотрудничают друг с другом в зависимости от степени их генеалогического родства. Считалось, что этот тип отбора, если его определить достаточно широко, объясняет все формы общественного поведения, включая развитую общественную организацию. Противоположное объяснение, включающее критику теории совокупной приспособленности с генетической точки зрения, было разработано в 2004‑ 2010 годы.

Учитывая техническую сложность и важность этой темы, можно ожидать, что порожденная новым подходом полемика будет продолжаться много лет, возможно, долгое время после того, как моя собственная способность воспринимать новые научные результаты подойдет к концу. Однако даже если теория совокупной приспособленности будет по‑ прежнему иметь широкое хождение, это не должно сильно сказаться на понимании группового отбора как движущей силы, которая привела нас к нынешней точке нашего эволюционного пути и подталкивает нас дальше. Теоретики совокупной приспособленности и сами утверждают, что родственный отбор можно объяснить в терминах группового, несмотря на то что это предположение было опровергнуто математически. Что еще более важно, именно групповой отбор, несомненно, отвечает за сложное общественное поведение. Он также содержит в себе два элемента, необходимых для эволюции. Во‑ первых, было показано, что признаки группового уровня, включая склонность к сотрудничеству, сопереживание и характер взаимодействий, наследуются – то есть демонстрируют определенную генетическую изменчивость. А во‑ вторых, несомненно, что сотрудничество и единство влияют на выживаемость соперничающих групп.

Более того, представление о групповом отборе как о главной движущей силе эволюции прекрасно объясняет многие из самых типичных – и самых загадочных – особенностей человеческой природы. Оно также находит отклик в столь далеких друг от друга областях науки, как социальная психология, археология и эволюционная биология, независимо свидетельствующих о том, что люди – по природе своей племенные существа. Важнейшая составляющая человеческой природы – то, что люди чувствуют настоятельную потребность влиться в группу, после чего начинают считать ее лучше других.

Многоуровневый отбор (совместное действие группового и индивидуального отбора) также объясняет противоречивость человеческих побуждений. Каждому нормальному человеку знакомы муки совести, сопровождающие выбор между храбростью и трусостью, искренностью и обманом, активной жизненной позицией и безразличием. Нам суждено, постоянно терзаясь, решать большие и малые дилеммы на каждом шагу нашего пути по тревожному, полному опасностей миру, в котором мы родились. Мы все время сомневаемся. Мы не уверены, как было бы правильно поступить. Мы прекрасно знаем, что ни один мудрец не застрахован от фатальной ошибки и что ни одна организация, какой благородной ни была бы ее миссия, не свободна от коррупции. Противоречия и разногласия раздирают нашу жизнь.

Человеческие метания, порожденные многоуровневым естественным отбором, – вотчина гуманитарных и общественных наук. Для людей нет более завораживающего зрелища, чем другие люди, и в этом мы похожи на других приматов. Нам не только интересно, но и приятно наблюдать за родственниками, друзьями и врагами и анализировать их поступки. Посплетничать любят во всех обществах – от племен охотников‑ собирателей до королевских дворов. Взвешивать намерения тех, с кем рядом живешь, пытаться оценить, насколько им можно доверять, – очень по‑ человечески и очень полезно с точки зрения приспособленности. Адаптивное значение имеет и оценка последствий поведения других для благополучия группы в целом. Мы гениально угадываем намерения: пока сосед еще только мучается выбором, борясь со своими собственными ангелами и демонами, мы уже знаем, что он сделает. Впрочем, ошибки неизбежны, и гражданское право – средство смягчить ущерб от них.

Эту путаницу только усугубляет тот факт, что человечество живет по большей части в мифическом, населенном призраками мире. Этим мы обязаны нашей предыстории. Когда наши отдаленные предки в полной мере осознали свою личную смертность, а произошло это, вероятно, 100 000‑ 75 000 лет назад, они стали искать объяснение того, кто они, а также смысл мира, который им суждено было вскоре покинуть. Наверное, они задавались вопросом: куда уходят мертвые? В мир духов, полагали многие. А можем мы снова увидеть их? В любое время, и средств было достаточно: сны, наркотики, магия, самоистязание и пытки.

Вначале люди ничего не знали о Земле за пределами своей территории и торговых путей. Они ничего не знали о космосе за пределами «внутренней поверхности» небесной сферы, по которой ходят солнце, луна и звезды. Объяснение загадкам своего существования давала им вера в сверхъестественных существ. Похожие на людей, только высшие, эти существа и сотворить могли больше – не каменные орудия и простые жилища, а целую вселенную. Когда стали появляться вождества и политические государства, люди вообразили, что помимо их земных вождей есть также и небесные правители.

Нашим предкам был необходим рассказ обо всем важном, что происходило с ними, потому что сознающий разум не может существовать без рассказов и объяснений собственного существования. Лучшим, а вернее, единственным способом объяснить собственное существование был миф о сотворении мира. Каждый такой миф утверждал, что придумавшее его племя гораздо лучше прочих. Поэтому каждый верующий в него мог считать себя избранным.

К сожалению, религии и боги, придуманные в неведении реального мира, вошли в плоть и кровь человечества. Сейчас, как и раньше, они повсеместно выражают племенную суть человека, дают возможность самоотождествления и ощущения особой связи со сверхъестественным миром. Религиозные догматы предписывают правила поведения, и верующим остается принять их как данность. Усомниться в священных писаниях означает поставить под вопрос

основы существования тех, кто верует в них. Вот почему люди так не любят скептиков, в том числе тех, кто верит в столь же абсурдные, но другие мифы. В некоторых странах им грозит тюрьма или смерть.

С другой стороны, те же биологические и исторические обстоятельства, которые завели нас в болота невежества, сослужили человечеству хорошую службу. Религиозные обряды направляют человеческую жизнь от рождения до зрелости, от свадьбы до похорон. В религии выражено лучшее из того, что может предложить племя, – искренняя эмоциональная поддержка сплоченного сообщества. Вера, будь то вера в одного или многих богов, придает сакральное значение важнейшим событиям общественной жизни, таким как назначение вождей, отправление закона, объявление войны. Вера в бессмертие и божественную справедливость – источник бесценной поддержки, она укрепляет дух и дарует храбрость в трудные времена. На протяжении тысячелетий большая часть лучшего в искусстве была обязана религии своим появлением.

Так почему же стоит открыто подвергать сомнению мифы и богов? Потому что они отупляют и сеют рознь. Потому что каждый из них – лишь один из множества претендующих на правду взаимоисключающих вариантов. Потому что они потворствуют невежеству, отвлекают людей от реальных проблем и нередко подталкивают их к действиям, которые ведут к катастрофическим последствиям. В соответствии с их биологическим происхождением они страстно проповедуют альтруизм по отношению к единоверцам, а его распространение на иноверцев часто связано с желанием обратить их в свою веру. Приверженность к какой‑ либо вере по определению влечет за собой религиозную нетерпимость. Протестантский пастор не может посоветовать прихожанам подумать, не лучше ли им обратиться в католичество или ислам. Он просто обязан заявлять, что эти религии хуже протестантизма.

Тем не менее глупо было бы считать, что в обозримое время человечество сможет выкорчевать глубокие корни организованных религий и заменить их рациональным устремлением к высокой морали. Скорее всего, процесс будет идти постепенно, так, как это происходит

сейчас в Европе, под действием нескольких тенденций одновременно. Самая сильная из них – все более подробная научная реконструкция религиозной веры как продукта биологической эволюции. На любой незашоренный взгляд она гораздо убедительнее, чем религиозные мифы и их теологические крайности. Еще одна тенденция, противостоящая межконфессиональным разногласиям, – развитие Интернета, который используют все больше организаций и людей по всему миру. Недавнее исследование показало, что усиление взаимосвязей между жителями разных стран способствует освобождению от предрассудков. Это происходит за счет ослабления значимости этнической принадлежности, района проживания и страны для самоидентификации человека. Этот процесс подстегивает еще одну тенденцию – усреднение человечества по расовым и этническим признакам через смешанные браки. Все это неизбежно приведет к ослаблению веры в мифы и религиозные догматы.

Было бы неплохо в качестве первого шага к освобождению человечества от давления племенных разногласий вежливо отклонить притязания тех влиятельных лиц, которые утверждают, что говорят от имени Бога, являются его особыми представителями или обладают тайным знанием божественной воли. К таким распространителям теологического нарциссизма относятся самозваные пророки, основатели культов, пламенные проповедники, аятоллы, имамы, раввины, талмудисты, далай‑ лама и папа римский. То же самое относится к диктаторским политическим идеологиям, не важно, правым или левым, особенно к тем, которые основаны на религиозных постулатах. Возможно, в религиях есть интуитивная мудрость, к которой стоит прислушаться. Возможно, их лидеры искренне желают добра. Но человечество претерпело уже достаточно от грубых искажений истории в изложении заблуждающихся пророков.

В связи с этим мне вспоминается история, много лет назад рассказанная мне одним медицинским энтомологом. Речь шла о клещевом возвратном тифе в Западной Африке и его переносчиках – клещах рода Ornithodorus. Когда эпидемия усиливается, сообщил он мне,

местные жители всей деревней переселяются на новое место. Однажды, когда одна деревня готовилась к переселению, он увидел, как старейшина подобрал с земляного пола хижины нескольких клещей и аккуратно положил их в коробочку. Когда мой знакомый спросил его, зачем он это делает, старейшина объяснил, что хочет взять их на новое место, потому что «их духи защищают нас от лихорадки».

Новое Просвещение нужно нам еще и потому, что разум и понимание, уж какие есть, имеются на этой планете лишь у нас, а значит, только мы несем за нее ответственность. Завоеванная нами планета – не остановка на пути в лучший мир. Можем же мы сойтись хотя бы на одном общем моральном принципе: нужно перестать разрушать собственный дом, ведь другого у нас не будет. Огромное количество данных свидетельствует о глобальном потеплении климата, и основная причина – промышленное загрязнение. Столь же очевидно, даже при поверхностном анализе, стремительное исчезновение тропических лесов, лугов и других местообитаний с самым высоким биоразнообразием. Если мы не остановим глобальные изменения, вызванные разрушением местообитаний, инвазивными видами, загрязнением, перенаселенностью и чрезмерным использованием природных ресурсов (именно в таком порядке), то к концу века может вымереть или оказаться на грани вымирания половина видов растений и животных. Мы бессмысленно превращаем в солому унаследованное от наших предков золото и за это навлечем на себя справедливое презрение потомков.

Уничтожению биоразнообразия живого мира до сих пор уделялось значительно меньше внимания, чем изменениям климата, истощению невозобновляемых источников энергии и другим изменениям физической среды обитания. Было бы целесообразно следовать другому принципу: спасая живую природу, мы автоматически спасаем и физический мир, потому что достижение первой цели предполагает достижение второй. Если же мы сосредоточимся на спасении только лишь физического мира, а такое чувство, что именно это мы и делаем, мы рано или поздно потеряем оба. Многие виды, еще недавно

существовавшие на Земле, уже исчезли. Если так пойдет и дальше, мы не сможем любоваться полетом птиц, прислушиваться теплыми влажными ночами к кваканью лягушек, наблюдать за тем, как мелькают в ручьях и озерах серебристые бока рыб.

Чтобы понять истинную природу поиска объективной истины, будет полезно еще раз взглянуть на науку и религию. Наука – не просто еще одно направление человеческой деятельности, вроде медицины, теологии или инженерного дела. Это источник всех наших знаний о реальном мире, и каждый новый результат может быть проверен и добавлен в общую копилку. Это арсенал технических и статистических методов, позволяющих отличить истинное от ложного. Это принципы и формулы, связывающие имеющиеся знания воедино. Наука принадлежит всем. Ее составляющие могут быть оспорены любым квалифицированным и информированным человеком. Это не просто «еще один способ познания», как часто утверждают те, кто хочет поставить науку в один ряд с религией. Конфликт между научным знанием и религиозным учением неразрешим. Пропасть между ними будет углубляться, доставляя всем множество проблем, до тех пор пока религиозные лидеры будут по‑ прежнему высказывать непроверяемые утверждения о сверхъестественном происхождении действительности.

Еще один принцип, который, я считаю, следует из научных фактов, – это то, что никто и никогда не эмигрирует с этой планеты. В локальном масштабе, то есть в масштабе Солнечной системы, нет смысла продолжать исследования, отправляя космонавтов на Луну и тем более на Марс и в другие места, где теоретически могут существовать простые формы внеземной жизни, например на Европу – закованный в лед спутник Юпитера, или на спутник Сатурна Энцелад. Исследовать космос с помощью роботов дешевле и безопаснее. Технические возможности: ракетные двигатели, роботостроение, дистанционный анализ, способы передачи информации – скоро уже позволят отправлять в космос роботов, которые смогут сделать больше любого человека, в том числе принимать решения прямо на месте

и передавать на Землю высококачественные фотографии и данные. Понятно, что у нас захватывает дух при мысли о том, что человек – один из нас! – подобно первопроходцам былых времен, ступит на другую планету. Но куда более захватывающим было бы узнать, что там есть на самом деле: в мельчайших подробностях увидеть то, что лежит у наших виртуальных ног, виртуальными руками подобрать кусочки почвы, а может быть, и живые организмы и изучить их. Мы сможем это сделать, и довольно скоро. Отправлять на другие планеты не роботов, а людей чрезвычайно дорого, опасно для жизни и малоэффективно – короче говоря, это был бы не более чем цирковой трюк.

Ту же космическую близорукость, только в большей степени, проявляют мечтатели о колонизации других звездных систем. Это заблуждение особенно опасно, если эмиграция в космос подается как способ решения проблемы того, что делать, когда мы окончательно исчерпаем земные ресурсы. Пришло время серьезно подумать, почему за все 3, 5 млрд лет существования биосферы нашу планету ни разу не посетили пришельцы? (Туманные огни НЛО и загадочные посетители ночных кошмаров не в счет.) И почему Программа поиска внеземного разума (SETI) после нескольких десятилетий прочесывания Галактики не зарегистрировала ни одного сигнала? Теоретическая возможность контакта существует, и поиски, несомненно, должны быть продолжены. Но представьте себе, что на одной из миллиардов звезд потенциально обитаемой части Галактики возникла развитая цивилизация, решившая увеличить свое жизненное пространство путем завоевания других звездных систем. Это могло случиться миллиард лет назад. Если это событие инициировало цикл экспансии – миллион лет, чтобы добраться до подходящей планеты, и еще столько же, чтобы после долгих исследований выслать звездную флотилию на другие, – внеземная раса завоевателей давно бы оккупировала весь пригодный для жизни сегмент Галактики, включая нашу собственную Солнечную систему.

Конечно, отсутствие инопланетян можно объяснить тем, что за все эти миллиарды лет в Галактике возникла лишь одна разумная

форма жизни – мы сами – и что только мы способны к космическим путешествиям, а значит, вперед, нас ждет Млечный Путь. Однако такое объяснение крайне маловероятно.

Я считаю, что дело обстоит иначе. Может быть, инопланетяне просто повзрослели. Может быть, они поняли, что сложнейшие проблемы развивающихся цивилизаций невозможно решить путем противостояния религий, идеологий или вооруженных сил. Они осознали, что масштабные задачи требуют масштабных решений, а они возможны лишь при условии сотрудничества всех сторон. А если так, то поняли они и то, что колонизировать другие звездные системы нет никакой необходимости. Вполне достаточно осесть на месте и исследовать безграничные возможности самореализации на родной планете.

Итак, пришло время признаться, во что же верю я сам. В XXI веке мы можем, если захотим, превратить Землю в истинный рай для людей или по меньшей мере заложить прочную основу для этого. По ходу дела мы причиним еще немало вреда и самим себе, и другим формам жизни, но этика элементарной порядочности по отношению друг к другу, неустанное применение разума и осознание нашей истинной природы рано или поздно приведут к тому, что наши мечты сбудутся.

Что же до тебя, Поль Гоген, почему ты написал на своей картине эти строки? Конечно, есть и готовый ответ: ты хотел, чтобы символизм огромного диапазона человеческой деятельности, изображенного на твоей таитянской панораме, был полностью понятен, на тот случай, если кто‑ то сам не догадается. Но я чувствую, что была и иная причина. Быть может, ты задал эти три вопроса, чтобы дать понять, что ответа нет – нив цивилизованном мире, который ты отверг и оставил позади, ни в избранном тобой примитивном мире, в котором ты искал покой? Или, может быть, ты имел в виду, что искусство не может зайти дальше, чем зашел ты, и что лично тебе оставался лишь один способ выразить тревожащие тебя вопросысловами на холсте? Л хотел бы предложить еще одно объяснение завещанной тобой загадки, и оно не

обязательно противоречит только что изложенным. Л думаю, что эти слова были торжествующим возгласом. Ты оживотворил свою мечту о дальних странствиях, о новых живописных стилях, о необычных способах постановки вопросов, и из всего этого родилась поистине самобытная работа. В этом смысле твой творческий путь пребудет в веках; оплаченный сполна, он был не напрасен. Теперь, примирив искусство с рациональным анализом и сблизив естественно‑ научное и гуманитарное знание, мы приблизились к ответам, которые ты искал.

 

 

Благодарности

 

Во время работы над этой книгой мне посчастливилось получать советы и вдохновение от прекрасного редактора Роберта Вайля, многолетнюю неослабевающую поддержку от моего литературного агента Джона Тейлора Уильямса и высокопрофессиональную помощь в исследованиях и подготовке рукописи от Кэтлин Хортон.

 

Список использованной литературы

 

ПРОЛОГ

Жизнь и творчество Поля Гогена. Самая авторитетная работа на эту тему: Belinda Thomson, ed., with Tamar Garb and multiple authors, Gauguin: Maker of Myth (Washington, DC: Tate Publishing, National Gallery of Art, 2010).

ГЛАВА 2. ДВА ПУТИ ЗАВОЕВАНИЯ

Геологические данные о происхождении групп общественных насекомых. Термиты: Jessica L. Ware, David A. Grimaldi, and Michael S. Engel, «The effects of fossil placement and calibration on divergence times and rates: An example from the termites (Insecta.‑ Isoptera)» Arthropod Structure and Development 39: 204‑ 219 (2010). Муравьи: сводка оценок, приведенных в работе: Edward О. Wilson and Bert Holldobler, «The rise of the ants: Aphylogenetic and ecological explanation» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 102(21): 7411‑ 7414 (2005). Пчелы: Michael Ohl and Michael S. Engel, «Die Fossilgeschichte der Bienen und ihrer nachsten Verwandten (Hymenoptera: Apoidea)» Denisia 20: 687‑ 700 (2007).

Ранние этапы эволюции приматов Старого Света, lyad S. Zalmout et al., «New Oligocene primate from Saudi Arabia and the divergence of apes and Old World monkeys» Nature 466: 360‑ 364 (2010).

ГЛАВА 3. НА ПОДХОДЕ

Число особей Homo sapiens за всю историю становления вида. Мои рассуждения основаны на следующих подсчетах: геологическое время существования эволюционной линии Homo sapiens – 10е лет, средняя продолжительность жизни репродуктивной особи в линии, ведущей к Homo sapiens, – 10 лет, итого ю7поколений за геологическое время существования вида и го4 особей в каждом поколении.

Хождение с опорой на костяшки пальцев и прямохождение. Tracy L. Kivell and Daniel Schmitt, «Independent evolution of knuckle‑ walking in African apes shows that humans did not evolve from a knuckle‑ walking ancestor» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A.io6{^): 14241‑ 14246 (2009).

Бег на выносливость как способ охоты. Louis Liebenberg, «Persistence hunting by modern hunter‑ gatherers» Current Anthropology 47(6): 1017‑ 1025 (2006).

Шон Фаунд о беге на выносливость. Bernd Heinrich, Racing the Antelope: What Animals Can Teach Us about Running and Life (New York: HarperCollins, 2001).

Способность бросать предметы как преадаптация. Paul М. Bingham, «Human uniqueness: A general theory» Quarterly Review of Biology 74(2): 133‑ 169 (1999).

Уровень вымирания мелких и крупных млекопитающих. Lee Hsiang Liow et al., «Higher origination and extinction rates in larger mammals» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 105(16): 6097‑ 6102 (2008).

Фрагментация популяций общественных животных. Guy L. Bush et al., «Rapid speciation and chromosomal evolution in mammals» Proceedings of the Notionol Academy of Sciences, U.S.A. 74(9): 3942‑ 3946 (1977); Don Jay Melnick, «The genetic consequences of primate social organization» Genetica 73: 117‑ 135 (1987).

ГЛАВА 4. У ЦЕЛИ

О Homo hobllls. Winfried Henke, «Human biological evolution» в книге: Franz M. Wuketits and Francisco Ayala, eds., Handbook of Evolution, vol. 2, The Evolution of Living Systems (Including Humans) (Weinheim: Wiley‑ VCH. 2005), pp. 117‑ 222.

Изменения климата и ранние этапы эволюции гоминид. Elisabeth S. Vrba et al., eds., Paleoclimate and Evolution, with Emphasis on Human Origins (New Haven: Yale University Press, 1995).

Копательные орудия у шимпанзе. R. Adriana Hemandez‑ Aguilar, Jim Moore, and Travis Rayne Pickering, «Savanna chimpanzees use tools to harvest the underground storage organs of plants» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 104(49): 19210‑ 19213 (2007).

Интеллект у крупных птиц. Daniel Sol et al., «Big brains, enhanced cognition, and response of birds to novel environments» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 102(15): 5460‑ 5465 (2005).

Размер мозга и общественная организация у хищников. John A. Finarelli and John J. Flynn, «Brain‑ size evolution and sociality in Carnivora» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 106(23): 9345‑ 9349 (2009).

Древние орудия труда. J. Shreeve, «Evolutionary road» National Geographic 218: 34‑ 67 (July 2010).

Эволюционный переход к питанию мясом. David R. Braun etal., «Early hominin diet included diverse terrestrial and aquatic animals 1.95 Ma in East Turkana, Kenya» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 107(22): 10002‑ 10007 (2010); Teresa E. Steele, «А unique hominin menu dated to 1.95 million years ago» Proceedings of the National Academy ofSciences, U.S.A. 107(24): 10771‑ 10772 (2010).

Хищничество у бонобо. Martin Surbeck and Gottfried Hohmann, «Primate hunting by bonobos at LuiKotale, Salonga National Park» Current Biology 18(19): R906‑ R907 (2008).

Неандертальцы – охотники на нрупную дичь. Michael Р. Richards and Erik Trinkaus. «Isotopic evidence for the diets of European Neanderthals and early modern humans» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 106(38): 16034‑ 16039 (2009). Неандертальцы питались также и разнообразной растительной пищей, когда она была доступна: Amanda G. Henry, Alison S. Brooks, and Dolores

R. Piperno, «Microfossils in calculus demonstrate consumption of plants and cooked foods in Neanderthal diets (Shanidar III, Iraq; Spy I and II, Belgium)» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 108(2): 486‑ 491 (2011).

ГЛАВА 6. ТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ

Родственный отбор в эволюции человека. В 1970‑ х гг. я был среди тех ученых, которые отводили родственному отбору центральное место в возникновении эусоциальности и человеческой эволюции в целом, что отражено в моих книгах: Sociobiology: The New Synthesis (Cambridge, MA: Belknap Press of Harvard University Press, 1975) и On Human Nature (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978). Теперь я полагаю, что, считая роль родственного отбора столь значительной, я был неправ. См.: Edward О. Wilson, «One giant leap: How insects achieved altruism and colonial life» BioScience 5B(i): 17‑ 25 (2008); Martin A. Nowak, Corina E. Tarnita, and Edward 0. Wilson, «The evolution of eusociality» Nature 466: 1057‑ 1062 (2010).

Новая теория общественной эволюции, в том числе отбор от матки к матке у общественных насекомых. Martin A. Nowak, Corina Е. Tamita, and Edward О. Wilson, «The evolution of eusociality» Nature 466: 1057‑ 1062 (2010).

ГЛАВА 7. ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО ПЛЕМЯ

Ликование после спортивной победы. Roger Brown, Social Psychology (New York: Free Press. 1965; 2nd ed. 1985), p. 553.

Образование консолидированных групп как инстинкт. Roger Brown, Social Psychology (New York: Free Press, 1965; 2nd ed. 1985), p. 553; Edward 0. Wilson, Consilience: The Unity of Knowledge (New York: Knopf, 199B).

Предпочтение родного языка при образовании групп. Katherine D. Kinzler, Emmanuel Dupoux, and Elizabeth S. Spelke, «The native language of social cognition» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 104(30): 12577‑ 12580 (2007).

Активация мозга и контроль над страхом. Jeffrey Kluger, «Race and the brain» Time, p. 59 (20 October 2008).

ГЛАВА 8. ВОЙНА ‑ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРОКЛЯТЬЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Уильям Джемс О войне. William James, «The moral equivalent of war» Popular Science Monthly 77: 400‑ 410 (1910).

Война и геноцид в СССР и нацистской Германии. Timothy Snyder, «Holocaust: The ignored reality» New York Review of Books 56(12) (16 July 2009).

Мартин Лютер о божественном установлении войны. Martin Luther, Whether Soldiers, Too, Can Be Saved (1526), trans. J. M. Porter, Luther: Selected Political Writings (Lanham, MD: University Press of America, 1988), p. 103. Русский перевод: Мартин Лютер. «Могут ли воины обрести Царство Небесное».

Завоевание Мелоса афинянами. William James, «The moral equivalent of war» Popular Science Monthly 77: 400‑ 410 (1910); Thucydides, The Peloponnesian War, trans. Walter Banco (New York: W. W. Norton, 1998). Русский перевод: Фукидид. «История». Издательство «Наука». Ленинград, 1981.

Свидетельства о доисторических войнах. Steven A. LeBlanc and Katherine Е. Register, Constant Battles: The Myth of the Peaceful, Noble Savage (New York: St. Martin’s Press, 2003).

Буддизм и война. Bernard Faure, «Buddhism and violence» International Review of Culture & Society no. 9 (Spring 2002); Michael Zimmermann, ed., Buddhism and Violence (Bhairahana, Nepal: Lumbini International Research Institute, 2006).

Общечеловеческий и вневременной характер войны. Steven A. LeBlanc and Katherine E. Register. Constant Battles: The Myth of the Peaceful, Noble Savage (New York: St. Martin’s Press, 2003).

Первые модели группового отбора. Richard Levins, «The theory of fitness in a heterogeneous environment, IV: The adaptive significance of gene fiow» Evolution 18(4): 635‑ 638 (1965); Richard Levins, Evolution in Changing Environments: Some Theoretical Explorations (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1968); Scott A. Boorman and Paul R. Levitt, «Group selection on the boundary of a stable population» Theoretical Population Biology 4(1): 85‑ 128 (1973); Scott A. Boorman and P. R. Levitt, «А frequency‑ dependent natural selection model for the evolution of social cooperation networks» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 70(1): 187‑ 189 (1973). Критический обзор этих статей содержится в книге‑. Edward О. Wilson, Sociobiology: The New Synthesis (Cambridge, MA: Belknap Press of Harvard University Press, 1975). PP‑ 110‑ 117.

Насилие и смерть у людей и шимпанзе. Richard W. Wrangham, Michael L. Wilson, and Martin N. Muller, «Comparative rates of violence in chimpanzees and humans» Primates 47: 14‑ 26 (2006).

Сравнение агрессии улюдей и шимпанзе. Richard W. Wrangham and Michael L. Wilson, «Collective violence: Comparison between youths and chimpanzees» Annals of the New York Academy of Science 1036: 233‑ 256 (2004).

Войны шимпанзе. John C. Mitani, David P. Watts, and Sylvia j. Amsler, «Lethal intergroup aggression leads to territorial expansion in wild chimpanzees» Current Biology 20(12): R507‑ R508 (2010). Отличное описание и комментарий приведены в статье: Nicholas Wade. «Chimps that wage war and annex rival territory» New York Times, D4 (22 June 2010).

Популяционный контроль. Правило минимального ограничивающего фактора было предложено Карлом Шпренгелем в 1828 г. применительно к сельскому хозяйству. Позже Юстус фон Либих сформулировал его в общем виде, и теперь это правило иногда называют законом ограничивающего фактора или «бочкой Либиха». В оригинальной формулировке говорится, что рост сельскохозяйственной культуры ограничивается не общим количеством минеральных элементов в почве, а количеством самого скудного элемента.

Демографические «удары» и образование союзов. Е. A. Hammel, «Demographics and kinship in anthropological populations» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 102(6): 2248‑ 2253 (2005).

Региональные ограничения размера человеческой популяции. R. Hopfen‑ berg, «Human carrying capacity is determined by food availability» Population and Environment 25: 109‑ 117 (2003). 77‑ 84

ГЛАВА 9. ПРОЩАНИЕ С АФРИКОЙ

Ископаемые следы Homo erectus. Сообщение в сборнике: «World Roundup: Archaeological assemblages: Kenya» Archaeology, p. 11 (May/June 2009).

Появление современного Homo sapiens. G. Philip Rightmire. «Middle and later Pleistocene hominins in Africa and Southwest Asia», Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 106(38): 16046‑ 16050 (2009).

Геномы жителей Африки. Stephan C. Schuster et al., «Complete Khoisan and Bantu genomes from southern Africa» Nature 463: 943‑ 947 (2010).

ГЛАВА 10. КУЛЬТУРНЫЙ ВЗРЫВ

Серийный эффект основателя при расселении человека. Sohini Ramach‑ andran et al., «Support from the relationship of genetic and geographic distance in human populations for a serial founder effect originating in Africa» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 102(44): 15942‑ 15947 (2005).

Генетический разброс при расселении вверх по Нилу. Henry Harpending and Alan Rogers, «Genetic perspectives on human origins and differentiation» Annual Review of Genomics and Human Genetics 1: 361‑ 385 (2000).

Изменения климата и расселение из Африки. Andrew S. Cohen et al., «Ecological consequences of early Late Pleistocene megadroughts in tropical Africa» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 104(42): 16428‑ 16427 (2007).

Homo sapiens приходят в Европу, а неандертальцы исчезают. )ohn F. Hoffecker, «The spread of modern humans in Europe» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 106(38): 16040‑ 16045 (2009): ).). Hublin, «The origin of Neandertals» Proceedings of the Notional Academy of Sciences, U.S.A. 106(38): 16022‑ 16027 (2009).

Открытие нового вида гоминид, «Денисовского человека». David Reich et al., «Genetic history of an archaic hominin group from Denisova Cave in Siberia» Nature 468: 1053‑ 1060 (2010).

Расселение Homo sapiens по Старому Свету. Peter Foster and S. Matsumura, «Did early humans go north or south? » Science 308: 965‑ 966 (2005): Cristopher N. Johnson, «The remaking of Australia’s ecology» Science 309: 255‑ 256; Gifford H. Miller etal.. «Ecosystem collapse in Pleistocene Australia and a human role in megafaunal extinction» Science 309: 287‑ 290 (2005).

Вторжение человека в Новый Свет. Ted Goebel, Michael R. Waters, and Dennis H. O’Rourke, «The Late Pleistocene dispersal of modern humans in the Americas» Science 319: 1497‑ 1502 (2008); Andrew Curry, «Ancient excrement» Archaeology, pp. 42‑ 45 (july/August 2008).

Перерывы в появлении культурных новшеств. Francesco d’Errico et al., «Additional evidence on the use of personal ornaments in the Middle Paleolithic of North Africa» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 106(38): 16051‑ 16056 (2009).

Скорость эволюции увеличивается по мере расселения человека. John Hawks et al., «Recent acceleration of human adaptive evolution» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 104(52): 20753‑ 20758 (2007).

Адаптивная эволюция в недавней эволюционной истории человека. Jun Gojobori et al., «Adaptive evolution in humans revealed by the negative correlation between the polymorphism and fixation phases of evolution» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 104(10): 3907‑ 3912 (2007).

Изменения частоты мутантных генов. Jun Gojobori et al., «Adaptive evolution in humans revealed by the negative correlation between the polymorphism and fixa‑

tion phases of evolution» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 104(10): 3907‑ 3912 (2007).

Гены и эволюция когнитивной деятельности. Ralph Haygood et al., «Contrasts between adaptive coding and noncoding changes during human evolution» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 107(17): 7853‑ 7837 (2010).

Наследуемость умственных признаков. В. Devlin, Michael Daniels, and Kathryn Roeder, «The heritability of IQ» Nature 388: 468‑ 471 (1997). По разным оценкам, этот фактор варьирует от 0.4 до 0.7; скорее всего, он ближе к нижней границе.

Первый закон Туркхаймера. Е. Turkheimer, «Three laws of behavior genetics and what they mean» Current Directions in Psychological Science 9(5): 160‑ 164 (2000).

Генетические факторы и социальные сети, lames Fowler, ChristopherT. Dawes, and Nicholas A. Christakis, «Model of genetic variation in human social networks» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 106(6): 1720‑ 1724 (2009).

Интеллектуальные концепции, появившиеся в неолите или раньше. Dwight Read and Sander van der Leeuw, «Biology is only part of the story» Philosophical Transactions of the Royal Society В 363: 1959‑ 1968 (2008).

Происхождение домашних растений. Colin Е. Hughes et al., «Serendipitous backyard hybridization and the origin of crops» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 104(36): 14389‑ 14394 (2007).

Естественный отбору современных людей. Steve Olson, «Seeking the signs of selection» Science 298: 1324‑ 1325 (2002); Michael Balter, «Are humans still evolving? » Science 309: 234‑ 237 (2005); Cynthia M. Beall et al„ «Natural selection on EPASi (HiF2a) associated with low hemoglobin concentration in Tibetan highlanders» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 107(25): 11459‑ 11464 (2010): Oksana Hlodan, «Evolution in extreme environments» BioScience 60(6): 414‑ 418 (2010).

ГЛАВА li. ПРЫЖОК К ЦИВИЛИЗАЦИИ

«Прыжок к цивилизации»: от племен к государствам. Kent V. Flannery, «The cultural evolution of civilizations» Annual Review of Ecology and Systematics 3: 399‑ 426 (1972): H. T. Wright, «Recent research on the origin of the state» Annual Review of Anthropology 6: 379‑ 397 (1977): Charles S. Spencer, «Territorial expression and primary state formation» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 107: 7119‑ 7126 (2010).

Иерархический принцип Саймона. Herbert A. Simon, «The architecture of complexity» Proceedings of the American Philosophical Society 106: 467‑ 482 (1962).

Вариабельность личностных признаков в Буркина‑ Фасо. Richard W. Robins, «The nature of personality: genes, culture, and national character» Science 310: 62‑ 63 (2005).

Внутрикультурная и межкультурная личностная изменчивость. A. Terraciano et al., «National character does not reflect mean personality trait levels in 49 cultures» Science 310: 96‑ 100 (2005).

Время возникновения цивилизаций‑ государств. Charles S. Spencer, «Territorial expansion and primary state formation» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 107(16): 7119‑ 7126 (2010).

Датировка возникновения первичных государств. Charles S. Spencer, «Territorial expansion and primary state formation» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 107(16): 7119‑ 7126 (2010).

Быстрое возникновение первичного государства на Гавайских островах.

Patrick V. Kirch and Warren D. Sharp, «Coral 230Tb datingof the imposition ofa ritual control hierarchy in precontact Hawaii» Science 307: 102‑ 104 (2005).

Узоры на скорлупе страусиных яиц. Pierre‑ )ean Texier et al., «А Howiesons Poort tradition of engraving ostrich eggshell containers dated to 60, 000 years ago at Diepkloof Rock Shelter, South Africa» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 107(14): 6180‑ 6185 (2010).

Древнейшее африканское искусство и оружие. Constance Holden, «Oldest beads suggest early symbolic behavior» Science 304: 369 (2004); Christopher Henshilwood et al., «Middle Stone Age shell beads from South Africa» Science 304: 404 (2004).

Древний храм в Гёбекли‑ Тепе. Andrew Curry, «Seeking the roots of ritual» Science 319: 278‑ 280 (2008).

Происхождение письменности. Andrew Lawler, «Writing gets a rewrite» Science 292: 2418‑ 2420 (2001); John Noble Wilford, «Stone said to contain earliest writing in Western Hemisphere» New York Times, A12 (15 September 2006).

Значение древних надписей. Barry В. Powell, Writing: Theory and History of the Technology of Civilization (Malden, MA: Wiley‑ Blackwell, 2009).

Культурная эволюция времен неолита и истоки разницы в уровне жизни. Jared Diamond, Guns, Germs, and Steel: The Fates of Human Societies (New York: W. W. Norton, 1997); русский перевод: Джаред Даймонд. «Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ.» ACT. Москва, 2012 г.; Douglas A. Hfbbs Jr. and Ola Olsson, «Geography, biogeography, and why some countries are rich and others are poor» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.SA. 101(10): 3715‑ 3720 (2004).

ГЛАВА 12. ПОЯВЛЕНИЕ ЭУСОЦИАЛЬНОСТИ

Обилие общественных насекомых в амазонском лесу. Н. J. Fittkau and Н. Klinge, «On biomass and trophic structure of the central Amazonian rainforest ecosystem» Biotropica 5: 2‑ 14 (1973).

ГЛАВА 13. ПРИЧИНЫ УСПЕХА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАСЕКОМЫХ

Муравьи‑ кочевники и их подопечные. U. Maschwitz, М. D. Dill, and J. Williams, «Herdsmen ants and their mealybug partners» Abhandlungen der Senckenbergischen Naturforschenden Gesellschaft Frankfurt am Main 557: 1‑ 373 (2002).

ГЛАВА 14. НАУЧНАЯ ЗАГАДКА РЕДКОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Эволюционные истоки эусоциальности. Edward О. Wilson and Bert Holldobler, «Eusociality: Origin and consequences» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 102(38): 13367‑ 13371 (2005); Charles D. Michener, The Bees of the World (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2007); Bryan N. Danforth, «Evolution of sociality in a primitively eusocial lineage of bees» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.SA. 99(1): 286‑ 290 (2002): Bert Holldobler and Edward 0. Wilson, The Superorganism: The Beauty, Elegance, and Strangeness of Insect Societies (New York: W. W. Norton, 2009).

Эусоцивльностьу раков‑ щелкунов.). Emmett Duffy, С. L. Morrison, and R.Rios, «Multiple origins of eusociality among sponge‑ dwelling shrimps (SynalpheusEvolution 54(2): 503‑ 516 (2000).

Уникальные эволюционные события. Geerat j. Vermeij, «Historical contingency and the purported uniqueness of evolutionary innovations» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 103(6): 1804‑ 1809 (2006).

Помощники по уходу за птенцами. В. J. Hatchwell and ]. Komdeur, «Ecological constraints, life history traits and the evolution of cooperative breeding» Animal Behaviour 59(6): 1079‑ 1086 (2000).

ГЛАВА 15. АЛЬТРУИЗМ И ЭУСОЦИАЛЬНОСТЬ НАСЕКОМЫХ НАХОДИТ ОБЪЯСНЕНИЕ

Происхонщение обществ насекомых. William Morton Wheeler, Colony Founding among Ants, with an Account of Some Primitive Australian Species (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1933); Charles D. Michener, «The evolution of social behavior in bees» Proceedings of the Tenth International Congress in Entomology, Montreal 2: 441‑ 447 (1956); Howard E. Evans, «The evolution of social life in wasps» Proceedings of the Tenth International Congress in Entomology, Montreal, 2: 449‑ 457 (1956).

Альтернатива теории родственного отбора. Martin A. Nowak, Corina E. Tarnita, and Edward 0. Wilson, «The evolution of eusociality» Nature 466: 1057‑ 1062 (2010). Более свежая сводка содержится в работе: Martin A. Nowak and Roger Highfield in SuperCooperators: Altruisim, Evolution, and Why We Need Each Other to Succeed (New York: Free Press, 2011).

Шаги на пути к эусоциальности у насекомых. Edward О. Wilson, «One giant leap: How insects achieved altruism and colonial life» BioScience 58: 17‑ 25 (2008).

Природные ресурсы и ранние этапы эусоциальности у насекомых. Edward О. Wilson and Bert Holldobler, «Eusociality: Origin and consequences» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 102(38): 13367‑ 13371 (2005).

Одиночные Hymenoptera. James T. Costa, The Other Insect Societies (Cambridge, MA: Belknap Press of Harvard University Press, 2006).

Эусоциальные жуки. D. S. Kent and ). A. Simpson, «Eusociality in the beetle Austroplatypus incompertus (Coleoptera: Curculionidae)» Naturwissenschaften 79: B6‑ 87 (1992).

Эусоциальные трипсы и тли. Bernard ]. Crespi, «Eusociality in Australian gall thrips» Nature 359: 724‑ 726 (1992); David L. Stern and W. A. Foster, «The evolution of soldiers in aphids» Biological Reviews of the Cambridge Philosophical Society 71: 27‑ 79 (1996).

Эусоциальные раки‑ щелкуны. J. Emmett Duffy, «Ecology and evolution of eusociality in sponge‑ dwelling shrimp» in J. Emmett Duffy and Martin Thiel, eds., Evolutionary Ecology of Social and Sexual Systems: Crustaceans as Model Organisms (New York: Oxford University Press, 2007).

Общественные колонии пчел, полученные в экспериментальных условиях. Shoichi F. Sakagami and Yasuo Maeta, «Sociality, induced and/or natural, in the basically solitary small carpenter bees (Ceraf/nc)» в книге Yosiaki Ito, jerram L. Brown, and Jiro Kikkawa, eds., Animal Societies: Theories and Facts (Tokyo: Japan Scientific Societies Press, 1987), pp. 1‑ 16; William T. Wcislo, «Social Interactions

and behavioral context in a largely solitary bee, Lasioglossum (Dialictus) figueresi (Hymenoptera, Halictidae)» Insectes Sociaux 44: 199‑ 208 (1997); Raphael Jeanson, Penny F. Kukuk, and Jennifer H. Fewell, «Emergence of division of labour in halictine bees: Contributions of social interactions and behavioural variance» Animal Behaviour 70: 1183‑ 1193 (2005).

Модель фиксированного порога при разделении труда у насекомых. Gene Е. Robinson and Robert Е. Page Jr., «Genetic basis for division of labor in an insect society» in Michael D. Breed and Robert E. Page Jr., eds., The Genetics of Social Evolution (Boulder, CO: Westview Press 1989), pp. 61‑ 80; E. Bonabeau, G. Theraulaz, and Jean‑ Luc Deneubourg, «Quantitative study of the fixed threshold model for the regulation of division of labour in insect societies» Proceedings of the Royal Society В 263: 1565‑ 1369 (1996); Samuel N. Beshers and Jennifer H. Fewell, «Models of division of labor in social insects» Annual Review of Entomology 46: 413‑ 440 (2001).

ГЛАВА 16. ГИГАНТСКИЙ СКАЧОК ДЛЯ ВСЕХ НАСЕКОМЫХ

Ценность защиты гнезда. J. Field and S. Brace, «Pre‑ social benefits of extended parental care» Nature 427: 650‑ 652 (2004).

Возникновение и исчезновение эусоциальности в эволюции пчел. Bryan N. Danforth, «Evolution of sociality in a primitively eusocial lineage of bees» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 99(1): 286‑ 290 (2002).

Сезонные изменения способствуют общественному поведению. James Н. Hunt and Gro V. Amdam, «Bivoltinism as an antecedent to eusociality in the paper wasp genus Polistes » Science 308: 264‑ 267 (2005).

Происхождение бескрылых рабочих у муравьев. Ehab Abouheif and G. A. Wray, «Evolution of the gene network underlying wing polyphenism in ants» Science 297: 249‑ 252 (2002).

Происхождение полигинии у огненных муравьев. Kenneth G. Ross and Laurent Keller, «Genetic control of social organization in an ant» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 95(24): 14232‑ 14237 (1998).

Гены и зусоциальное поведение у огненных муравьев. М. J. В. Krieger and Kenneth G. Ross, «Identification ofa major gene regulating complex social behavior» Science 295: 328 332 (2002).

Генетика и развитие общественных пчел. James Н. Hunt and Gro V. Amdam, «Bivoltinism as an antecedent to eusociality in the paper wasp genus Polistes » Science 308: 264‑ 267 (2005).

Сотрудничество у одиночных пчел. Shoichi F. Sakagami and Yasuo Maeta, «Sociality, induced and/or natural, in the basically solitary small carpenter bees (1Ceratina )» in Yosiaki Ito, Jerram L. Brown, and Jiro Kikkawa, eds.. Animal Societies: Theories and Facts (Tokyo: Japan Scientific Societies Press, 1987), pp. 1‑ 16.

Сотрудничающие царицы у примитивных зусоциальных пчел. Miriam Н. Richards, Eric J. von Wettberg, and Amy C. Rutgers, «А novel social polymorphism in a primitively eusocial bee» Proceedings of the Notional Acodemy of Sciences, U.S.A. 100(12): 7175‑ 7180 (2003).

Изменение последовательности плана развития приводит к эусоциальности.

Gro V. Amdam et al., «Complex social behaviour from maternal reproductive traits» Nature 439: 76‑ 78 (2006); Gro V. Amdam et al., «Variation in endocrine signaling underlies variation in social lifehistory» American Naturalist 170: 37‑ 46 (2007).

Точка невозврата в эволюции эусоциальности. Edward О. Wilson, The Insect Societies (Cambridge, MA: Belknap Press of Harvard University Press, 1971); Edward 0. Wilson and Bert Holldobler, «Eusociality: Origin and consequence» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 102(38): 13367 13371 (2005).

ГЛАВА 17. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИНКТЫ КАК ПРОДУКТ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

Дарвин об инстинктах как генетических адаптациях. Четыре основополагающих работы Дарвина: упомянутая мной «Выражение эмоций у человека и животных» (1873), «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле „Бигль" » (1838), «Происхождение видов» (1859) и «Происхождение человека» (1872).

ГЛАВА 18. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Гамильтон о родственном отборе. William D. Hamilton, «The genetical evolution of social behaviour, I, II» journal of Theoretical Biology 7: 1‑ 52 (1964).

Холдейн и его формулировка родственного отбора. J. В. S. Haldane. «Population genetics» New Biology (Penguin Books) 18: 34‑ 51 (1955).

Крах гаплодиплоидной гипотезы. Edward 0. Wilson, «One giant leap: How insects achieved altruism and colonial life» BioScience 58(1): 17‑ 25 (2008).

Преимущества высокого генетического разнообразия в колониях муравьев. Blaine Cole and Diane C. Wiernacz, «The selective advantage of low relatedness» Science 285: 891‑ 893 (1999); William О. H. Hughes and J. I. Boomsma, «Genetic diversity and disease resistance in leaf‑ cutting ant societies» Evolution 58: 1251‑ 1260 (2004).

Генетически разнообразные касты муравьев. F. Е. Rheindt, С. Р. Strehl, and Jurgen Gadau, «А genetic component in the determination of worker polymorphism in the Fiorida harvester ant Pogonomyrmex badius»Insectes Sociaux 52: 163‑ 168 (2005).

Климат‑ контроль в гнездах общественных насекомых.). С. Jones, М. R. Myerscough, S. Graham, and Ben P. Oldroyd, «Honey bee nest thermoregulation: Diversity supports stability» Science 305: 402‑ 404 (2004).

Генетические факторы разделения труда в колониях муравьев. Т. Schwander, Н. Rosset, and М. Chapuisat, «Division of labour and worker size polymorphism in ant colonies: The impact of social and genetic factors» Behavioral Ecology and Sociobiology 59: 215‑ 221 (2005).

Теория многоуровневого отбора обязана своим происхождением многим источникам, но основной толчок ее развитию дали приведенные ниже статьи с участием автора этой книги. Edward О. Wilson, «Kin selection as the key to altruism: Its rise and fall» Social Research 72(1): 159‑ 166 (2005): Edward 0. Wilson and Bert Holldobler, «Eusociality: Origin and consequences» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 102(38): 13367‑ 13371 (2005); David Sloan Wilson and Edward 0. Wilson, «Rethinking the theoretical foundation of sociobiology» Quarterly Review of Biology 82(4): 327‑ 348 (2007); Edward 0. Wilson, «One giant leap: How insects achieved altruism and colonial life» BioScience 58(1): 17‑ 25 (2008); David Sloan Wilson and Edward 0. Wilson, «Evolution ‘for the good of the group, '» American Scientist 96: 380‑ 389 (2008); и, наконец, обобщающая работа: Martin A. Nowak, Corina E. Tarnita and Edward 0. Wilson, «The evolution of eusociality» Nature 466: 1057‑ 1062 (2010). Последняя из приведенных статей и легла в основу этой главы.

Соотношение полов у общественных насекомых. Robert L. Trivers and Hope Hare, «Haplodiploidy and the evolution of the social insects» Science 191: 249‑ 263 (1976); Andrew F. G. Bourke and Nigel R. Franks, Social Evolution in Ants (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1995).

Доминирование и полицейское патрулирование у общественных насекомых. Francis L. W. Ratnieks, Kevin R. Foster, and Tom Wenseleers, «Conflict resolution in insect societies» Annual Review of Entomology 51: 581‑ 608 (2006).

Число спариваний у самок общественных насекомых. William О. Н. Hughes et al., «Ancestral monogamy shows kin selection is key to the evolution of eusocial‑ ity» Science 320: 1213‑ 1216 (2008).

Вклад в теорию совокупной приспособленности. Edward О. Wilson, «One giant leap: How insects achieved altruism and colonial life» BioScience 58: 17‑ 25 (2008); Bert Holldobler and Edward 0. Wilson, The Superorganism: The Beauty, Elegance, and Strangeness of Insect Societies (New York: W. W. Norton, 2009).

Концепция родства в теории совокупной приспособленности. Освещение этой темы, как и многое другое в последней части этой главы, заимствовано, с изменениями, из работы: Martin A. Nowak, Corina Е. Tarnita, and Edward 0. Wilson, «The evolution of eusociality» Nature 466: 1057‑ 1062 (2010).

Разные определения родства. Raghavendra Gadagkar, The Social Biology of Ropalidia marginata: Toward Understanding the Evolution of Eusociality (Cambridge, MA: Harvard University Press, 2001); Barbara L. Thorne, Nancy L. Breisch, and Mario L. Muscedere, «Evolution of eusociality and the soldier caste in termites: Influence of accelerated inheritance» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 100: 12808‑ 12813 (2003); Abderrahman Khila and Ehab Abouheif, «Evaluating the role of reproductive constraints in ant social evolution» Philosophical Transactions of the Royal Society В 365: 617‑ 630 (2010).

Отказ от неравенства Гамильтона. Arne Traulsen, «Mathematics of kin‑ and group‑ selection: Formally equivalent? » Evolution 64: 316‑ 323 (2010).

Критика теории совокупной приспособленности. Martin A. Nowak, Corina E. Tarnita, and Edward 0. Wilson, «The evolution of eusociality» Nature 466: 1057‑ 1062 (2010). See also Martin A. Nowak and Roger Highfield, SuperCooperators: Altruism, Evolution, and Why We Need Each Other to Succeed (New York: Free Press, 2011).

Слабый отбор в общественной эволюции. Martin A. Nowak, Corina Е. Tarnita, and Edward 0. Wilson, «The evolution of eusociality» Nature 466: 1057‑ 1062 (2010).

Альтернативные теории общественной эволюции. Martin A. Nowak, Corina E. Tarnita, and Edward 0. Wilson, «The evolution of eusociality» Nature 466: 1057‑ 1062 (2010).

Групповой отбор у микроорганизмов. Движущая сила эволюции эусоциаль‑ ных микроорганизмов. Обзор литературы и обсуждение альтернативных теорий приведены в работе: David Sloan Wilson and Edward 0. Wilson, «Rethinking the theoretical foundations of sociobiology» Quarterly Review of Biology 82(4): 327‑ 348

(2007).

Моногамия и родственный отбор. W. О. Н. Hughes et al., «Ancestral monogamy shows kin selection is key to the evolution of eusociality» Science 320: 1213‑ 1216

(2008).

Множественное спаривание и большие колонии у общественных насекомых. Bert Holldobler and Edward О. Wilson, The Superorganism: The Beauty, Elegance, and Strangeness of Insect Societies (New York: W. W. Norton, 2009).

Родственный отбор как объяснение полицейского патрулирования у общественных нвсекомых. Francis L. W. Ratnieks, Kevin R. Foster, and Tom Wenseleers, «Conflict resolution in insect societies» Annual Review of Entomology 51: 581‑ 608 (2006).

Соотношение полов у общественных насекомых. Robert L. Trivers and Flope Flare, «Flaplodiploidy and the evolution of the social insects» Science 191: 249‑ 263 (1976).

Анализ соотношения полов. Andrew F. G. Bourke and Nigel R. Franks, Social Evolution in Ants (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1995).

Субсоциальные пауки, j. M. Schneider and T. Bilde, «Benefits of cooperation with genetic kin in a subsocial spider» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 105(31): 10843‑ 10846 (2008).

Помощники по уходу за птенцами. Stuart A. West, A. S. Griffin, and A. Gardner, «Evolutionary explanations for cooperation» Current Biology 17: R661‑ R672 (2007).

Естественная история, помощники у птиц. В. J. Hatchwell and J. Komdeur, «Ecological constraints, life history traits and the evolution of cooperative breeding» Animal Behaviour 59(6): 1079‑ 1086 (2000).

ГЛАВА 19. ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОЙ ТЕОРИИ ЭУСОЦИАЛЬНОСТИ

Образование элементарных общественных групп. J. W. Pepper and Barbara Smuts, «А mechanism for the evolution of altruism among nonkin: Positive assortment through environmental feedback» American Naturalist 160: 205‑ 213 (2002); J. A. Fletcher and M. Zwick, «Strong altruism can evolve in randomly formed groups» Journal of Theoretical Biology 228: 303‑ 313 (2004).

Примитивная общественная организация у термитов. Barbara L. Thorne, Nancy L. Breisch, and Mario L. Muscedere, «Evolution of eusociality and the soldier caste in termites: Influence of accelerated inheritance» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A 100: 12808‑ 12813 (2003).

Рабочие муравьи как роботы. Martin A. Nowak, Corina E. Tarnita, and Edward 0. Wilson, «The evolution of eusociality» Nature 466: 1057‑ 1062 (2010).

Групповой отбор и сверхорганизм. Bert Holldobler and Edward 0. Wilson, The Superorganism: The Beauty, Elegance, and Strangeness of Insect Societies (New York: W. W. Norton, 2009).

ГЛАВА 20. ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА?

Введение в теорию генно‑ культурной коэволюции. Charles J. Lumsden and Edward 0. Wilson, «Translation of epigenetic rules of individual behavior into ethnographic patterns» Proceedings afthe National Academy of Sciences, U.S.A. 77(7): 4382‑ 4386 (1980); «Geneculture translation in the avoidance of sibling incest» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 77(10): 6248‑ 6250 (1980); Genes, Mind, and Culture: The Revolutionary Process (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981); Edward 0. Wilson, Biophilia (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1984).

Рвзвитие теории генно‑ культурной коэволюции. Charles J. Lumsden and Edward 0. Wilson, Promethean Fire: Reflection on the Origin of the Mind (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1983).

Гены и культура. Luigi Luca Cavalli‑ Sforza and Marcus W. Feldman, Cultural Transmission and Evolution: A Quantitative Approach (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1981); Robert Boyd and Peter). Richerson, Culture and the Evolutionary Process (Chicago: University of Chicago Press, 1985). В 1976 году Маркус Фельдман и Луиджи Кавалли‑ Сфорца опубликовали результаты проведенного ими анализа в работах: «Cultural and biological evolutionary processes, selection for a trait under complex transmission» Theoretical Population Biology 9: 238‑ 259 (1976) и «The evolution of continuous variation, II: Complex transmission and assortative mating» Theoretical Population Biologyn: 161‑ 181 (1977). Они описали два состояния признака, «опытный» и «неопытный»; вероятность состояния признака зависит от фенотипа родителя и генотипа потомка. Признаком считается общая одаренность. Ни тогда, ни позже никто не обратил внимания на многочисленные данные, свидетельствующие о закреплении эпигенетических правил в когнитивной деятельности человека. Историческая сводка исследований в области генно‑ культурной коэволюции, включая процитированные работы, приведена в: Charles). Lumsden and Edward О. Wilson, Genes, Mind, and Culture: The Revolutionary Process (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981), pp. 258‑ 263.

Эволюция переносимости лактозы взрослыми людьми. Sarah A. Tishkoff et al., «Convergent adaptation of human lactase persistence in Africa and Europe» Nature Genetics 39(1): 31‑ 40 (2007).

Генно‑ куяыурная коэволюция и повышение разнообразия человеческого рациона. Olli Arjama and Tima Vuoriselo, «Gene‑ culture coevolution and human diet» American Scientist 98: 140‑ 146 (2010).

Эволюция рвциона человека. Richard Wrangham, Catching Fire: How Cooking Made Us Human (New York: Basic Books, 2009).

Генно‑ культурная коэволюция и избегание инцеста. Приведенные в этой главе соображения об избегании инцеста заимствованы в основном из работы: Edward О. Wilson, Consilience: The Unity of Knowledge (New York: Knopf, 1998) с привлечением свежих литературных данных.

Подтверждение эффекта Вестермарка. Arthur Р. Wolf, Sexual Attraction and Childhood Association: A Chinese Brief for Edward Westermarck (Stanford, CA; Stanford University Press, 1995); Joseph Shepher, «Mate selection among second generation kibbutz adolescents and adults: Incest avoidance and negative imprinting» Archives of Sexual Behavior 1(4): 293‑ 307 (1971); William H. Durham, Coevolution: Genes, Culture, and Human Diversity (Stanford, CA: Stanford University Press, 1991).

Заболевания, связанные с инбридингом. Jennifer Couzain and Joselyn Kaiser, «Closing the net on common disease genes» Science 316: 820‑ 822 (2007); Ken N. Paige, «The functional genomics of inbreeding depression: A new approach to an old problem» BioScience 60: 267‑ 277 (2010).

Экзогамия и эффект Вестермарка. Многочисленные культурные аспекты экзогамии, связанные с избеганием инцеста, обсуждаются в монографии: Bernard Chapais, Primeval Kinship: How Pair‑ Bonding Gave Rise to Human Society (Cambridge, MA: Harvard University Press, 2008).

Альтернативное объяснение эффекта Вестермарка. William Н. Durham, Coevolution: Genes, Culture, and Human Diversity (Stanford, CA: Stanford University Press, 1991).

Определение понятий «эпигенетический» и «эпигенетические правила». Charles J. Lumsden and Edward О. Wilson, Genes, Mind, and Culture: The CoevolutionaryProcess (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981); Tabitha M. Powledge, «Epigenetics and development» BioScience 59: 736‑ 741 (2009).

Цветное зрение. Приведенные в этой главе рассуждения о цветном зрении и колористической лексике в основном заимствованы из работы: Edward О. Wilson, Consilience: The Unity of Knowledge (New York: Knopf, 1998) с привлечением дополнительных, в том числе новейших, данных.

Классификация цветов в разных культурах. Brent Berlin and Paul Kay, Basic ColorTerms: Their Universality and Evolution (Berkeley: University of California Press, 1969).

Эксперименты по классификации цветов представителями народа дани (Новая Гвинея). Eleanor Rosch, Carolyn Mervis, and Wayne Gray, Basic Objects in Natural Categories (Berkeley: University of California, Language Behavior Research Laboratory, Working Paper no. 43, 1975).

Восприятие цветов и категории цвета. Trevor Lamb and Janine Bourriau, eds.. Colour: Art & Science (New York: Cambridge University Press, 1995): Philip E. Ross, «Draining the language out of color» Scientific American pp. 46‑ 47 (April 2004); Terry Regier, Paul Kay, and Naveen Khetarpal, «Color naming reflects optimal partitions of color space» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 104(4): 1436‑ 1441 (2007); A. Franklin et al., «Lateralization of categorical perception of color changes with color term acquisition» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 105(47): 18221‑ 18225 (2008).

Новейшие исследования по цветовосприятию. Paul Kay and Terry Regier, «Language, thought and color: Recent developments» Trends in Cognitive Sciences 10: 53‑ 54 (2006).

Язык и цветовосприятие. Wai Ting Siok et al„ «Language regions of brain are operative in color perception» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 106(20): 8140‑ 8145 (2009).

Эволюция цветовосприятия. Andre A. Fernandez and Molly R. Morris, «Sexual selection and trichromatic color vision in primates: Statistical support for the preexisting‑ bias hypothesis» American Naturalist 170(1): 10‑ 20 (2007).

ГЛАВА 21. КАК ВОЗНИКЛА КУЛЬТУРА

Определение культуры. Toshisada Nishida, «Local traditions and cultural transmission» в книге Barbara В. Smuts et al., eds., Primate Societies (Chicago: University of Chicago Press, 1987), pp. 462‑ 474; Robert Boyd and Peter J. Richerson, «Why culture is common, but cultural evolution is rare» Proceedings of the British Academy 88: 77‑ 93 (1996).

Культура у животных и людей. Kevin N. Laland and William Hoppitt, «Do animals have culture? » Evolutionary Anthropology 12(3): 150‑ 159 (2003).

Как шимпанзе усваивают культурные признаки. Andrew Whiten, Victoria Horner, and Frans В. M. de Waal, «Conformity to cultural norms of tool use in chim‑

panzees» Nature 437: 737‑ 740 (2005). О том, как именно обучаются шимпанзе – имитируя движения другого шимпанзе или наблюдая за манипуляциями с предметами, – см. цитату из Майкла Томаселло в работе Грега Миллера, «Tool study supports chimp culture» Science 309: 1311 (2005).

Дельфины и использование орудий. Michael Krbtzen et al„ «Cultural transmission of tool use in bottlenose dolphins» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A 102(25): 8939‑ 8943 (2005).

Объем памяти у птиц и бабуинов. Joel Fagot and Robert G. Cook, «Evidence for large long‑ term memory capacities in baboons and pigeons and its implications for learning and the evolution of cognition» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 103(46): 17564‑ 17567 (2006).

Природа оперативной памяти. Michael Baltar, «Did working memory spark creative culture? » Science 328: 160‑ 163 (2010).

Гены и развитие мозга. Gary Marcus, The Birth of the Mind: Howa Tiny Number of Genes Creates the Complexity of Human Thought (New York: Basic Books, 2004); H. Clark Barrett, «Dispelling rumors of a gene shortage» Science 304: 1601‑ 1602 (2004).

Происхождение абстрактного мышления и синтаксического языка. Thomas Wynn, «Hafted spears and the archaeology of mind» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 106(24): 9544‑ 9545 (2009): Lyn Wadley, Tamaryn Hodg‑ skiss, and Michael Grant, «Implications for complex cognition from the hafting of tools with compound adhesives in the Middle Stone Age, South Africa» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 106(24): 9590‑ 9594 (2009).

Темпы увеличения мозг? у неандертальцев. Marcia S. Ponce de Leyn et al., «Neanderthal brain size at birth provides insights into the evolution of human life history» Proceedingsofthe NationalAcademy of Sciences, U.S.A. 105(37): 13764‑ 13768 (2008).

История неандертальцев. Thomas Wynn and Frederick L. Coolidge, «А stone‑ age meeting of minds» American Scientist 96: 44‑ 51 (2008).

Гипотеза интеллекта. Michael Tomasello et al., «Understanding and sharing intentions: The origins of cultural cognition» Behavioral and Brain Sciences 28(5):

, 675‑ 691; commentary 691‑ 735 (2005); Michael Tomasello, The Cultural Origins of Human Cognition (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1999).

Сравнение уровня интеллекта у шимпанзе и человеческих детей. Esther Herrmann et al., «Humans have evolved specialized skills of social cognition: The cultural intelligence hypothesis» Science 317: 1360‑ 1366 (2007).

Качества развитого общественного интеллекта. Eors Szathmary and Szabolcs SzamadO, «Language: a social history of words» Nature 456: 40‑ 41 (2008).

ГЛАВА 22. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА

Аргумент в пользу того, что интенциональность предшествовала возникновению языка. Michael Tomasello et al., «Understanding and sharing intentions: The origins of cultural cognition» Behavioral and Brain Sciences 28(5): 675‑ 691; commentary 691‑ 735 (2005). See also Michael Tomasello, The Cultural Origins of Human Cognition (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1999).

Уникальность человеческого языка. D. Kimbrough Oiler and Ulrike Griebel, eds., Evolution of Communication Systems: A Comparative Approach (Cambridge, MA: MIT Press, 2004).

Косвенная речь. Steven Pinker, Martin A. Nowak, and James J. Lee, «The logic of indirect speech» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 105(3): 833‑ 838 (2008).

Смена ролей в процессе разговора и скорость речи в разных культурах.

Tanya Stivers et al., «Universals and cultural variation in turn‑ taking in conversation» Proceedings ofthe National Academy of Sciences, U.S.A. 106(26): 10587‑ 10592 (2009).

Невербальные вокализации: межкультурные различия. Disa A. Sauter et al., «Cross‑ cultural recognition of basic emotions through nonverbal emotional vocalizations» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 107(6): 2408‑ 2412 (2010).

Хомский о Скиннере. Noam Chomsky, « ‘Verbal Behavior' by B. F. Skinner (The Century Psychology Series), pp. viii, 478, New York: Appleton‑ Century‑ Crofts, Inc., 1957» Language 35: 26‑ 58 (1959).

Ноам Хомский о грамматике. Цитируется по книге: Steven Pinker, The Language Instinct: The New Science and Mind [Hew York: Penguin Books USA, 1994), p. 104. Русский перевод: Стивен Линкер. «Язык как инстинкт». М.: Едиториал УРСС, 2004.

Ограничения и вариативность грамматики. Daniel Nettle, «Language and genes: A new perspective on the origins of human cultural diversity» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 104(26): 10755‑ 10756 (2007).

Теплый климат и акустическая эффективность. John G. Fought et al., «Sonority and climate in a world sample of languages: Findings and prospects» Cross‑ Cultural Research 38: 27‑ 51 (2004).

Роль генов и высоты звука в дифференциации языков. Dan Dediu and D. Robert Ladd, «Linguistic tone is related to the population frequency ofthe adaptive haplogroups of two brain size genes, ASPM and Microcephalia» Proceedings ofthe National Academy of Sciences, U.S.A. 104(26): 10944‑ 10949 (2007).

Недавно возникшие языки. Derek Bickerton, Roots of Language (Ann Arbor, Ml: Karoma, 1981); Michael DeGraff, ed.. Language Creation and Language Change: Creolization, Diachrony, and Development (Cambridge, MA: MIT Press, 1999).

Язык жестов бедуинов Аль‑ Сайид. Wendy Sandler et al., «The emergence of grammar: Systemic structure in a new language» Proceedings ofthe National Academy of Sciences, U.S.A. 102(7): 2661‑ 2665 (2005).

Естественный порядок при невербальной коммуникации. Susan Goldin‑ Meadow et al., «The natural order of events: Flow speakers of different languages represent events nonverbally» Proceedings ofthe National Academy of Sciences, U.S.A. 105(27): 9163‑ 9168 (2008).

Отсутствие «языкового модуля». Nick Chater, Florencia Reali, and Morten FI. Christiansen, «Restrictions on biological adaptation in language evolution» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 106(4): 1015‑ 1020 (2009).

ГЛАВА 23. ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ВАРИАТИВНОСТИ

Стратегия «подстраховки» и эволюция пластичности. Vincent A. A. Jansen and Michael Р. Н. Stumpf, «Making sense of evolution in an uncertain world» Science 309: 2005‑ 2007 (2005).

Гены, кодирующие белки, регуляторные гены и развитие организма. Rudolf A. Raff and Thomas С. Kaufman, Embryos, Genes, and Evolution: The Developmental‑ Genetic Basis of Evolutionary Change (New York: Macmillan, 1983; reprint, Bloomington: Indiana University Press, 1991): David A. Garfield and Gregory A. Wray, «The evolution of gene regulatory interactions» BioScience 60: 15‑ 23 (2010).

Адаптивная пластичность и продолжительность жизни у каст муравьев. Edward О. Wilson, The Insect Societies (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1971); Bert Holldobler and Edward 0. Wilson, The Superorganism: The Beauty, Elegance, and Strangeness of Insect Societies (New York: W. W. Norton, 2009).

ГЛАВА 24. ИСТОКИ МОРАЛИ И ЧЕСТИ

Биологическое обоснование «золотого правила» нравственности. Donald W. Pfaff, The Neuroscience of Fair Play: Why We (Usually) Follow the Golden Rule (New York: Dana Press, 2007).

Загадка коллективного поведения. Ernst Fehrand Simon Gachter, «Altruistic punishment in humans» Nature 415: 137‑ 140 (2002).

Групповой отбор и эволюционная загадка сотрудничества. Robert Boyd, «The puzzle of human sociality» Science 314: 1555‑ 1556 (2006); Martin Nowak, Corina Tarnita, and Edward 0. Wilson, «The evolution of eusociality» Nature 466: 1059‑ 1062 (2010).

Косвенная взаимность. Martin A. Nowak and Karl Sigmund, «Evolution of Indirect reciprocity» Nature 437: 1291‑ 1298 (2005); Gretchen Vogel, «The evolution of the Golden Rule» Science 303: 1128‑ 1131 (2004).

Разнообразие функций юмора. Matthew Gervais and David Sloan Wilson, «The evolution and functions of laughter and humor: A synthetic approach» Quarterly Review of Biology 80: 395‑ 430 (2005).

Истинный альтруизм у человека. Robert Boyd, «The puzzle of human sociality» Science 314: 1555‑ 1556 (2006).

Групповой отбор и альтруизм. Samuel Bowles, «Group competition, reproduc‑ / tive leveling, and the evolution of human altruism» Science 314: 1569‑ 1572 (2006).

Экономическое расслоение и качество жизни. Michael Sargent, «Why inequality is fatal» Nature 458: 1109‑ 1110 (2009): Richard G. Wilkinson and Kate Pickett, The Spirit Level: Why More Equal Societies Almost Always Do Better (New York: Allen Lane, 2009).

Альтруистическое нвказание. Robert Boyd et al., «The evolution of altruistic punishment» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 100(6): 3533‑ 3535 (2003); Dominique J.‑ F. de Quervain et al., «The neural basis of altruistic punishment» Science 305: 1254‑ 1258 (2004); Christoph Hauert et al., «Via freedom to coercion: The emergence of costly punishment» Science 316: 1905‑ 1907 (2007); Benedikt Herrmann, Christian Thoni, and Simon Gachter, «Antisocial punishment across societies» Science 319: 1362‑ 1367 (2008); Louis Putterman, «Cooperation and punishment» Science 328: 578‑ 579 (2010).

ГЛАВА 25. ИСТОКИ РЕЛИГИИ

Вера в Бога среди ученых. Gregory W. Graffin and William В. Provine, «Evolution, religion, and free will» American Scientist 95(4): 294‑ 297 (2007).

Религия в США и Европе. Phil Zuckerman, «Secularization: Europe–Yes, United States–N0» Skeptical inquirer 28(2): 49‑ 52 (March/April 2004).

Деизм и целенаправленность сотворения мира. Thomas Dixon, «The shifting ground between the carbon and the Christian» Times Literary Supplement, pp. 3‑ 4 (22 and 29 December 2006).

Универсальные этические принципы и нравственный закон. Paul R. Ehrlich, «Intervening in evolution: Ethics and actions» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 98(10): 5477‑ 5480 (2001); Robert Pollack, «DNA, evolution, and the moral law» Science 313: 1890‑ 1891 (2006).

Когнитивная предрасположенность к религиозным верованиям. Pascal Boyer, «Religion: Bound to believe? » Nature 455: 1038‑ 1039 (2008).

Деятельность мозга и игра воображения. J. Allan Cheyne and Bruce Bower, «Night of the crusher» Time, pp. 27‑ 29 (19 July 2005). Связь между функционированием мозга и верой в сверхъестественное, а также видениями основателей религий и пророков подробно освещена в работах разных авторов, опубликованных в сборнике: Neurotheology: Brain, Science, Spirituality, Religious Experience, ed. Rhawn Joseph (San Jose, CA: University of California Press, 2002).

Галлюцинации, вызванные айяуаской. Frank Echenhofer, «Ayahuasca sha‑ manic visions: Integrating neuroscience, psychotherapy, and spiritual perspectives» in Barbara Maria Stafford, ed., A Field Guide to a New Meta‑ Field: Bridging the Humanities‑ Neurosciences Divide (Chicago: University of Chicago Press, 2011). Видения, которые цитируетЭхенхофер, были записаны антропологом Мильтиадом Чавесом и психиатром Клаудио Наранхо.

Галлюциногены и пророки. Richard С. Schultes, Albert Hoffmann, and Christian Ratsch, Plants of the Gods: Their Sacred, Flealing, and Flallucinogenic Powers, rev. ed. (Rochester, VT: Healing Arts Press, 1998).

Эволюционные шаги к современной религии. Robert Wright, The Evolution of God (New York: Little, Brown, 2009).

ГЛАВА 26. ИСТОКИ ИСКУССТВА

Оптическая активация и визуальный дизайн. Gerda Smets, Aesthetic Judgment and Arousal: An Experimental Contribution to Psycho‑ Aesthetics (Leuven, Belgium: Leuven University Press, 1973).

Биофилия и предпочтения при выборе мест для жилья. Gordon Н. Orians, «Habitat selection: General theory and applications to human behavior» в книге: Joan S. Lockard, ed., The Evolution of Fluman Social Behavior (New York: Elsevier, 1980), pp. 49‑ 66; Edward 0. Wilson, Biophilia (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1984); Stephen R. Kellert and Edward 0. Wilson, eds.. The Biophilia Fiypothesis (Washington, DC: Island Press, 1993); Stephen R. Kellert, Judith H. Heerwagen, and Martin L. Mador, eds., Biophilic Design: The Theory, Science, and Practice of Bringing Buildings ta Life

(Hoboken, NJ: Wiley, 2008); Timothy Beatley, Biophilic Cities: Integrating Nature into Urban Design and Planning (Washington, DC: Island Press, 2011).

«Художественная» правда. E. L. Doctorow, «Notes on the history of fiction» Atlantic Monthly Fiction Issue, pp. 88‑ 92 (August 2006).

Возникновение изобразительных искусств. Michael Balter, «On the origin of art and symbolism» Science 323: 709‑ 711 (2009); Elizabeth Culotta, «On the origin of religion» Science 326: 784‑ 787 (2009).

Трактовка пещерной живописи эпохи палеолита. R. Dale Guthrie, The Nature of Paleolithic Art (Chicago: University of Chicago Press, 2005); William H. McNeill, «Secrets of tfie cave paintings» New York Review of Books, pp. 20‑ 23 (19 October 2006); Michael Balter, «Going deeper into the Grotte Chauvet» Science 321: 904‑ 905 (2008).

Музыкальные инструменты эпохи палеолита. Lois Wingerson, «Rock music: Remixing the sounds of the Stone Age» Archaeology, pp. 46‑ 50 (September/October 2008).

Песни и танцы охотников и собирателей. Cecil Maurice Bowra, Primitive Song (London: Weidenfeld & Nicolson, 1962); Richard B. Lee and Richard Heywood Daly, eds., The Cambridge Encyclopedia of Hunters and Gatherers (New York: Cambridge University Press, 1999).

Связь между языком и музыкой. Aniruddh D. Patel, «Music as a transformative technology of the mind» в книге: Aniruddh D. Patel, Music, Language, and the Brain (Oxford: University of Oxford Press, 2008).

ГЛАВА 27. НА ПОРОГЕ НОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Полемика по поводу теории совокупной приспособленности. Martin A. Nowak, Corina Е. Tarnita, and Edward О. Wilson, «The evolution of eusociality» Nature 466: 1059‑ 1062 (2010); критические отзывы: Nature, March 2011, online.

Глобализация и расширение границ группы, с которой идентифицирует себя человек. Nancy R. Buchan et al., «Globalization and human cooperation» Proceedings of the National Academy of Sciences, U.S.A. 106(11): 4138‑ 4142 (2009).

 


[1] Около 635 км по прямой.

 

[2] Ч. Дарвин. «Происхождение человека и половой отбор». Пер. И. М. Сеченова (1896 г.).

 

[3] Уильям Джемс (William James) (1842‑ 1910) – американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма. – Примеч. ред.

 

[4] Здесь: «на краю смерти» (лот.).

 

[5] Фукидид. История. / Пер. Г. А. Стратановского.

 

[6] Два других «закона» поведенческой генетики, сформулированные Эриком Туркхаймером, гласят: «Влияние воспитания в одной и той же семье меньше, чем влияние генов» и «Существенная часть изменчивости сложных поведенческих признаков у человека не объясняется ни генами, ни семейным воспитанием».

 

[7] Герберт Саймон (1916‑ 2001) – американский социолог, политик и экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике (1978).

 

[8] Группа Homoptera, отражающая общий уровень организации, в современной систематике подразделяется на два таксона (Sternorrhyncha и Auchenorrhyncha), входящие, наряду с клопами (отряд Heteroptera), в таксон членистохоботные (Rhynchota, или Hemiptera).

 

[9] Книга притчей Соломоновых, 6: 6‑ 8. – Примеч. пер.

 

[10] Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. Перевод с шестого издания (Лондон, 1872) / Под ред. академика А. Л. Тахтаджяна. СПб.:, Наука, 1991.

 

[11] Выделенный курсивом текст отсутствует в шестом издании «Происхождения видов» и выполнен переводчиком этой книги с пятого издания (Лондон, 1866).

 

[12] Термин «постепенное провиантирование» означает, что насекомые (одиночные пчелы или осы) регулярно приносят корм личинкам. При массовом (или единовременном) провиантировании в ячейку с личинкой сразу закладывается весь необходимый ей корм.

 

[13] Перефразированные слова американского космонавта Нейла Армстронга, которые тот произнес, ступая на поверхность Луны: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

 

[14] Когда рабочие в первую очередь заботятся о близкородственных особях в ущерб другим членам колонии.

 

[15] Первые слова этой энциклики – Нитапае vitae tradendae munus gravis‑ simum... (лат.) – обычно переводятся на русский как «Важнейший дар передачи человеческой жизни...»

 

[16] Район площадью около 260 км2 в южной части Национального парка Ноуабале‑ Ндоки (Республика Конго).

 

[17] Раздел генетики, изучающий закономерности и механизмы генетического контроля процессов индивидуального развития организмов.

 

[18] Книга /I. Д. Вишняцкого «Неандертальцы: история несостоявшегося человечества» содержит множество фактических аргументов против данного тезиса Уилсона. У неандертальцев имелись своя культура, религия, декоративное искусство, технические усовершенствования орудий труда. – Примеч. науч. ред.

 

[19] «Theory of Mind» – трудный для перевода термин, имеет несколько русско‑. язычных версий – теория ума или теория разумного, теория или концепция психического. – Примеч. науч. ред.

 

[20] Цитата из работы Ноама Хомского приводится по книге Стивена Линкера «Язык как инстинкт» (русский перевод Е. В. Кайдаловой).

 

[21] «Максимы и моральные размышления». Пер. Э. Л. Линецкой.

 

[22] Перевод Дениса Бородкина.

 

[23] Перевод Дениса Бородкина.

 

[24] Имя девочки из английской сказки, похожей на русскую «Три медведя».

 

[25] Дэвид Юм. Диалоги о естественной религии. Перевод С. И. Церетели.

 

[26] Откровение Иоанна Богослова (1: 12‑ 16).

 

[27] Там же (2: 16).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.542 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь