Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ЖИТОВ



Память 12 / 25 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых

Родился в 1888 году в селе Пыжово Зарайского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика.

Окончив духовное училище, он с 1905 года служил псаломщиком в Воскресенском храме в родном селе.

В 1915 году был рукоположен во диакона к Георгиевскому храму в городе Зарайске.

В 1917 году переведен в кладбищенскую церковь в Зарайске.

В 1920 году был рукоположен во священника к Воскресенской церкви села Пыжово.

В 1930 году был переведен в Николаевскую церковь в селе Апонитищи, был награжден наперсным крестом.

В 1931 году был переведен в Казанский храм в селе Слемские Борки Луховицкого района.

В 1934 году вновь назначен служить в Николаевскую церковь в селе Апонитищи.

В 1936 году был возведен в сан протоиерея.

4 сентября 1937 года был арестован. В НКВД были вызваны свидетели – председатель колхоза и некая супружеская пара, к которой, бывало, заходил отец Николай; в ответ на предложение следователя рассказать о священнике они рассказали о нем все, что знали. О том, что он вырос в бедной крестьянской среде и во время гонений лишился последнего имущества, но это не смутило священника, так как отец Николай ко всякому труду был привычен. В первую очередь он был добросовестным пастырем, но не гнушался и никакой крестьянской работой, зарабатывая себе зачастую на жизнь тем, что вставлял стекла в домах крестьян и делал им кадки. Пока свидетели рассказывали о священнике, следователь что-то писал на листе и, когда те закончили, подал им подписать протокол допроса. И настолько были велики – у одних доверие, а у других страх перед НКВД, что они, не прося его зачитать и не читая сами, расписались под тем, что написал следователь о контрреволюционной и антисоветской деятельности священника.

Протоиерей Николай Житов Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год. Фотография с сайта fond.ru

5 сентября следователь, допрашивая отца Николая, сказал:

– Следствию известно, что вы среди населения вели контрреволюционную работу. Признаете вы это?

– Нет, я это отрицаю, так как никакой контрреволюционной работы не вел.

– Следствию также известно, что вы среди населения клеветали на советскую печать. Признаете вы это?

– Нет, я это отрицаю, – ответил священник.

Поскольку у следователя было достаточно подписанных лжесвидетельств, он не слишком домогался признаний от священника в его антигосударственной деятельности и уже 8 сентября составил обвинительное заключение и передал его на решение тройки.

22 сентября тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу за " активную к/р агитацию, клевету против соввласти, высказывания тернастроений против коммунистов".

Был расстрелян 25 сентября[285] 1937 года, погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

5 июля 1957 года реабилитирован по 1937 году репрессий.

26 декабря 2003 года по представлению Московской епархии постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Литература

  • Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2003 года под председательством Патриарха Алексия II.
  • Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД " Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938, М.: " Зачатьевский монастырь, " 1997, 187.
  • Бутовский полигон. 1937-1938гг. Книга памяти жертв политических репрессий, вып. 3, М.: " Альзо, " 1999, 85.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века:
    • http: //www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/nm1/?...tk*
  • Дамаскин (Орловский), игум., Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 2, Тверь, 2005, 191-193:
    • http: //www.fond.ru/index.php? menu_id=370& menu_parent_id=0& pe...872

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где была совершена вседневная вечерня и утреня с Великим славословием. Службу совершал о.Никита Савин при пении верхнего хора. служба отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы повторяет все песнопения и канон самого праздника, но без торжественности, присущего ему. Правда, в качестве катавасий, вместо ирмосов второго канона праздника пелись ирмосы праздника Воздвижения Креста Господня, которые, вплоть до самого праздника, поются во все дни, не имеющие какой-либо торжественности. Как в сам праздник, диакон, стоя у иконы праздника, воспевает: « Величай душе моя, преславное рождество Божия Матере », а затем хор поет ирмос 9 песни: « Яже прежде Солнца Светильника Бога возсиявшаго, / плотски к нам пришедшаго, / из боку Девичу неизреченно воплотившая, / Благословенная Всечистая, / Тя, Богородице, величаем. ». После этого боковой хор повторяет этот припев несколько раз, а священники прочитывают тропари песни канона. Также хор поет и второй припев, относящийся уже ко второму канону праздника: « Величай, душе моя, / от неплодове рождшуюся Деву Марию. ».

В конце службы о.Никита сообщил, что в сам день служба начнется в не в 8.00, как ранее говорилось, а в 7.30. В 8.00 будет уже встреча архиерея.

Литургия.

Перед началом литургии.

Итак, наступает еще один праздник, достойный, чтобы о нем написать. Так как служба начинается не в 8.00, а в 7.30, то к этому времени я и собираюсь. Утро. Погода в этот день несколько мрачноватая – восходящее солнце едва поглядывает через проходящие по небу темные облака. Выхожу из дома. На улице 9 Января стоит машина, около которой стоят два священника. К самому собору по улице Гладкова подъезжают и другие машины, из которых выходят священники. Еще трое или четверо группами стоят во дворе храма. Сам храм почти пуст, лишь три или четыре человека стоят, рассредоточившись по разным углам храма. Также в храм входят отдельные священники. Одни из них входят в алтарь, другие поднимаются на клирос, а третьи остаются стоять в храме. На солее с кем-то беседует глава информационного отдела епархии, о.Алексий Кульнев. В центре храма уже стоит архиерейский амвон, на котором лежат три орлеца (один поначалу лежал у аналоя в центре храма, но потом были переложен на архиерейский амвон), что значит, что ожидается чин встречи. На амвоне обычном уже поставлены аналои с иконами для чтения входных молитв, а также разложены орлецы.

Тем временем, в храме уже началось чтение часов. В середине 6 часа заканчивается проскомидия, открывается завеса, и диакон (какой-то незнакомый, из гостей) кадит храм. К концу чтения часов в храм входят священники, выстраиваясь в две шеренги в центре. Среди них заметен о.Александр Лазурченко, бывший настоятель храма в станице Раевской, а также многие другие, большая часть их них мне незнакомы.

Вот, завершается чтение часов. Проходит совсем немного времени, и в притвор выходят иподиаконы с подсвечником и архиерейским жезлом, а также мантией. У входа в храм расстилается орлец. Вскоре в притвор выходит о.Антоний Новицкий с подносом с напрестольным крестом, а также прочее духовенство. Из духовенства храма среди них есть лишь о.Никита Савин. Среди них секретарь епархии, о.Александр Абрашкин, а также благочинные: Крымский – о.Сергий Карпец, Анапский – о.Виктор Полянкин, Темрюкский – о.Виктор Колмык, Геленджикский – о.Митрофан (Ворона), а также Славянский – о.Максим Пьянков. Новороссийский благочинный, о.Максим Карпов, участия в этом не принимал. Из прочих священников среди них заметны: о.Андрей Шамро – настоятель Свято-Троицкого храма Новороссийска, о.Василий Симора, настоятель Свято-Александро-Невского храма в поселке Борисовка, о.Игорь Гайдаев, настоятель прихода святителя Спиридона Тримифунтского на Шесхарисе. Прочие священники, увы, незнакомы. Все они выходят в притвор. У входа становится о.Александр Абрашкин с букетом цветов. В этот момент начинается благовест. Обе шеренги духовенства, стоящие в центре храма, также становятся ближе к притвору.

Спустя пару минут благовест сменяется трезвоном. Архиерей уже здесь. Трезвон на секунду стихает, а затем начинается звон в полную силу, с басовым колоколом. В центр храма выходят диаконы: о.Евгений Габов и о.Сергий (Пугач) с кадилами, а также о.Евгений Горин и еще один приезжий диакон – с дикирием и трикирием, а также еще два диакона с подсвечниками. Архиерей, тем временем, подняшись по паперти, входит в храм. У входа на него надевается мантия и вручается архиерейский жезл.

«Премудрость! » - Возглашает протодиакон о.Евгений Горин, после чего хор, состоящий не столько из печих, сколько из духовенства, буквально гремя, начинает петь: «От Восток солнца до запад хвально имя Господне! Буди имя Господне благословенно от ныне и до века! » Диакон Евгений Габов вслух читает: «Величай душе моя преславное Рождество Божия Матере» «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». В это время все духовенство направляется в притвор. Архиерей целует Крест, после чего все духовенство целует Крест из его рук. Это продолжается относительно долго, ведь духовенства, приехавшего на праздник, много. Наконец, все духовенство поцеловало Крест. После этого Владыка направляется в храм под пение ирмоса второго канона праздника: « Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем. ». Он поклоняется образу праздника, а затем идет к амвону. Часть духовенства, которая будет сослужить архиерею, идет вместе с ним к амвону, остальная снова выстраивается в центре. Начинается чтение входных молитв, в которых священнослужители просят у Бога удостоить их возможности совершать литургию (чтение этих молитв для священника не отменяет необходимости чтения правила ко Святому причащению, даже более обширного, чем то, что предназначено для мирян). При чтении особых тропарей архиерей прикладывается к установленным иконам (после чего аналои убираются в стороны, подальше к стенам, и снова ставятся перед амвоном уже в середине службы), а после чтение молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны под пение хора, поющего красивым и величественным распевом: «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза).» Архиерей восходит на архиерейский амвон. Все духовенство, которое будет ему сослужить, берет у него благословение на облачение. Затем архиерей уже начинает разоблачение – с него снимается мантия, клобук, ряса и временно панагия. Хор красивым и величественным распевом начинает петь песнопение, вообще-то положенное для ПАТРИАРШЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ: «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.» Владыка, тем временем, облачается. Диаконы с кадилами становятся на амвоне, прося благословение кадильниц и получив, начинают чтение особых текстов, своих на надевание каждого элемента облачения. Это не молитвы, а как бы пожелания облачающемуся: «Руце… сотвористе и создасте тя» (на надевание поручей) и т.д. надевается подризник[286], поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль[287] и поручи[288], после чего надевается палица[289], саккос[290] и большой омофор[291], а также снова надевается панагия и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра (отмечу, что все облачение архиерея было не синим, а белым с синими узорами). Хор при этом, снова неким медленным распевом, поет: «Да возрадуется душа твоя о Гсподе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.» Итак, облачение завершено. «Господу помолимся! » - Возглашает о.Сергий и о.Евгений Габов громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

При этих словах облачившееся духовенство выходит на солею и поклонившись архиерею, выходит в центр. Начинается чтение предначинательных молитв. Чтец в это время читает конечную молитву 6 часа. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Александр Абрашкин) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон. «Благослови Владыко! » - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Отец Александр Лысенко, как и раньше, исполняет обязанности иподиакона, держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа! »

Антифон этот хор поет распевом, более характерным для бокового хора, но звучит он, разумеется, более величественно. Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. Отвечает на призывы диакона штатный боковой хор. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: « Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Этот антифон пел боковой хор. После этого верхний хор поет традиционное песнопение: « Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас! » И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Это даже не заповеди, а указания на то, к чему подобает стремиться. О них я подробно пишу каждый раз, когда описываю литургию. Стоит ли писать о них опять? Наверно, все-таки приведу их вновь. Нишета духа – эта фраза дает повод неверующим злословить нас, но на деле это означает лишь видение своей нищеты пред Богом, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись от своей нищеты. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но опыт многих людей, прошедших этот путь, показывает, что помощь Божия делает реальным одолеть и этот, казалось бы, непроходимый для человека путь. Этих людей, с помощью Божией прошедших этот путь мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас этого нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это Мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения, как проявления Промысла Божия, вразумляющего человека даже через явное зло. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. В центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, нескольких диаконов с кадилами, протодиакона о.Евгения Габова с Евангелием, а также и прочего духовенства (после каждой ектении священники уходили в алтарь, постепенно собираясь там, а теперь возвращаясь в центр). Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея, а священники выстраиваются в две шеренги перед архиереем. Все выстраиваются в центре. Во время пения антифона Владыка снова сидит, вставая в последний момент. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». И вот, духовенство громогласно начинает петь: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. В этот момент хор подхватывает пение (так как на клиросе сегодня поют, в основном, клирики из хора духовенства епрархии, то пение с клироса и из алтаря не сильно отличается друг от друга) и снова, в который раз, начинает со слов «Спаси ны….». И снова духовенство пропевает те же слова. По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство. После этого верхний хор пропевает тропарь празднику, а кондак – духовенство. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем местным хором, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение верхнего хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом, на греческом языке.

Возглашал прокимен и читал Апостольское послание архидиакон о.Сергий Пугач.

Чтения литургии. Сначала чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Апостол призывает к братолюбию, которое обычному человеку трудно представить, ведь речь идет о подражании Христу – как Христос принял смерть ради спасения падшего человечества, так и человек призывается в чем-то жертвовать своим ради помощи ближнему. Богоподобная любовь, о которой пишет апостол, готова истощать всего себя и даже жертвовать собой ради помощи ближнему. Обычному человеку это сложнодаже представить, но апостол, сам являющийся сосудом Духа Божия, не может представить себе иного, а потому того же желает и пастве своей. Как это далеко о нас! И, тем не менее, это и есть норма, к которой мы призываемся и если мы не таковы, то это лишь говорит о том, как мы сами далеки от нормы. Нодля падшего человека эта норма очень высока и без помощи самого Бога ее не достичь. Однако с помощью Божией и это возможно.

И рядовые чтения, и отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, 2и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

3А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.

4Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; 5ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

6Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; 7итак, не будьте сообщниками их.

8Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, 9потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10Испытывайте, что́ благоугодно Богу, 11и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.

13Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14Посему сказано: " встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

15Итак, смотри́ те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16дорожа временем, потому что дни лукавы.

17Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.

18И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, 20благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21повинуясь друг другу в страхе Божием.

22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

28Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

29Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

31Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

32Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

33Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Апостол призывает наставлять паству. Здесь приводится призыв всегда благодарить Бога. Речь идет о том, чтобы христианину проводить праздники не в попойках, но в славословиях Богу, давшему нам радость этих праздников и сохранившему нас живыми. Увы, слова «не упивайтесь вином» упоминаются не так часто, как разного рода рассуждения на тему оправдания винопития в стиле «Христос вино пил и нам велел». Но разум человеку дан не для того, чтобы он помрачал его всякими искусственными средствами, будь то вино или еще что-нибудь в этом роде, но дабы этим разумом человек восходил к Богу, преображая себя, изживая образ ветхого человека и создиая в себе человека нового. А для этого нужен ясный ум, который бы не помрачался чем-либо. Точно также избирательно цитируется апостол и в вопросе о браке. Слова «жены – повинуйтесь мужьям вашим» и «жена да боится своего мужа» цитируются по поводу и без повода. А вот, « мужья, любите жен ваших, как и Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее ….» - эта цитата незаслуженно забыта. Подумайте – муж уподобляется Христу и как жена призывается к готовности подчиняться мужу, как Христу, так и муж призывается к готовности любить жену даже до готовности отдать за нее жизнь. Но в другом месте апостол пишет: «… не жена хозяин своему телу, но муж, и не муж хозяин своему телу, но жена ». То есть, мы призываемся не к возврату к традиционным порядкам патриархальной Руси, когда муж в семье был диктатором и делал, что хотел, и считалось, что если муж не бьет свою жену, то он не муж, а подкаблучник. Но мы призываемся к любви, как пишет апостол в другом месте: «… снисходите друг к другу с любовью, почитая один другого высшим себя ». Вот. о чем идет речь! Но, увы, чаще можно услышать слова не о любви и взаимопонимании, а о том, кому в семье должна принадлежать власть. Право, когда любовь оскудевает, тогда на первое место становятся вопрос о власти и… начинается борьба за нее. Однако без любви христианской жизни нет. И если во мне нет той любви, к которой меня призывает апостол, то это не значит, что она вовсе не нужна... Просто для ее достижения мне придется долго и упорно потрудиться….. А пока я еще только в начале пути, а текст этот призывает меня последовать по этому пути, дабы достигнуть обетованного мне Царства Божия.

«Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой. Дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея во время перед чтением Апостольского послания снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии (его через центр храма проносит архидиакон о.Сергий (Пугач)..). Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Луки): 38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2Он сказал им: когда мо́ литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9И Я скажу вам: проси́ те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́ к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Марфа и Мария. Это те самые две сестры, чей брат – Лазарь, был позже воскрешен. Одна из них с большим усердием готовит трапезу, суетясь и хлопоча, пока Господь проповедует. Возможно, она так увлечена хлопотами, что вовсе не слышит того, что Господь говорит. Зато она хорошо видит, что ее сестра, со вниманием слушающая Христа, не помогает ей. Но Господь укоряет ее за эту суету, во многом лишнюю. Так часто бывает, что человек всецело погружается в свои дела, носясь от суеты к суете, от хлопоты к хлопотам, пока не падает с ног глубокой ночью, при этом не давая себе времени ни на молитву, ни на всякое духовное размышление, ни на чтение, потом оправдываясь нехваткой времени. Но разбери внимательно все эти дела, в которые человек погружается с головой, и 90% из них окажутся пустыми, не имеющими необходимости. Ленивого человека дух злобы побеждает его леностью, а трудолюбивого он носит, как ветром от суеты к суете, не давая ему опомниться и вспомнить о Боге. А Мария, которая, как кажется, бездельничает, на самом деле со вниманием слушает Христа, стараясь не пропустить Его слов, дабы, возможно, воплощать это в своей жизни. Потому ее так ублажает Господь, говоря, что она приобретает то, что от нее не отнимется, ведь речь не просто о том, что она слышает. А ведь не слушатели спасаются, но делатели, да и сам Господь неоднократно говорил: « Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи! » войдет в Царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего …». Итак, вряд ли вимание это Марии было праздным, ведь в дальнейшем она будет осуществлять все слышанное от Христа на деле. Почему это писание читается в Богородичные праздники? Потому что, как считается, Матерь Божия в своей жизни соблюдала равновесие между трудом, молитвой и всяким духовным чтением и размышлением. А этого равновесия не хватает всем нам, ведь за трудом слишком часто Бог отодвигается на второй план, да и молитвой иные ревнители благочестия подчас оправдывают безделие. А нужно разумное сочетание того и другого….

Евангелие (от Матфея): 1Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 3итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 5все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища* свои и увеличивают воскрилия одежд своих; 6также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

8А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; 9и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.

11Больший из вас да будет вам слуга: 12ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

13Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́ дите и хотящих войти не допускаете.

14Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́ литесь: за то́ примете тем бо́ льшее осуждение.

15Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; 21и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; 22и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 28так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

29Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 30и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; 31таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32дополняйте же меру отцов ваших.

33Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

34Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; 35да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.

37Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

И снова нам предлагается отрывок из той же главы, содержащие страшные обличения фарисеев. Здесь наше

внимание акцентируется на обличении их обрядоверия, приверженности одним внешним обрядам. «Комара отцеживающие и верблюда поглощаюие» - это как раз об этом. Во всех мелочах соблюдая внешние правила, не упуская ничего, они практически оставили внутреннюю, духовную сторону, не заботясь об искоренении греховного начала из душ своих и насаждении доброго, так как и без того считали себя праведными. В итоге, все их благочестие сводилиось к соблюдению одной внешней формы, видимой людям, что возгревала в них гордость, которая, в свою очередь, заставляла их еще больше демонстрировать себя пред людьми. Отсюда Господь и уподобляет их украшенным гробам, которые внешне ярко украшены, а внутри них – мертвые кости и гниющие ткани, либо только прах. Но если внешние обряды и нужны, но лишь как дополнение. Они не имеют смысла без внутренней духовной работы. Об этом Господь и говорит, призывая очистить прежде внутренность чаши, под чашой разумея самого человека. Тогда с очищением внутреннего человека, очищаться будет и внешний. Благочестивый и будет выглядеть благочестивый. Искусственно же придавать себе благочестивый вид – это гибельный путь.

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. При этом, помимо уже традиционных прошений о благополучном завершении строительства двух кафедральных соборов в Новороссийске и Геленджике, были произнесены призывы к молитве о мире в Церкви и о преодолении расколов и нестроений (в связи с желанием Константинопольского патриархата создать автокефальную Украинскую Церковь через голову Московского патриархата, вопреки строгому запрету на действия на чужой канонической территории без согласия того, кто за нее отвечает). После ектении уже традиционно была прочитана молитва о мире на Украине. Затем была и ектения об усопших. После этого сразу последовала ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность.… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Она пелась на греческий манер, характерным распевом и со всеми особенностями (в том числе, с характерным вокалом), характерными для пения греческих хоров, например, на Афоне. Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной (разве что на сей раз Символ веры диакон пел с народом Киевским распевом), архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. А затем, хор поет «Достойно есть…..»[292]. Выклички не было (хоть она и является неотъемлемой частью архиерейского богослужения), но сразу правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях),

хор поет избранные песнопения.

На сей раз в течение этого перерыва, когда сперва Святых Таин причащается духовенство, а затем Агнец раздробляется на частицы для причащения верующих, на амвон вышел один из сослужащих священников, произнеся проповедь на тему нынешнего праздничного Евангелия. В читаемом сегодня Евангелии мы слышали, как Господь приходит в некое село, где находится в доме сестер Марфы и Марии. Но одна из них сидит у ног Христа и слушает Его, а другая, более старшая, хлопочет, желая угостить странников – Христа и Его учеников. Она творит доброе дело, однако, в какой-то момент ей начинает казаться, что ее сестра «бездельничает», во всяком случае, не помогает ей. И она говорит об этом Христу. Господь же отвечает ей: « Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. »… То есть, Мария слушает, слагая все в своем сердце, дабы исполнять, в то время, как ее сестра думает только о столах. И мы частенько, как Марфа, суетимся, думаем только о земном, забывая о небесном, которое много важнее для нас, оставляя его на потом. Но нам подобает уделять каждому должное внимание, а занимаясь земными делами, не забывать о небесном.… Также вместе с этим отрывком читается и другой – о том, как некая женщина восклицает « блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! », а Господь ей отвечает: « блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его ». И это проясняет нам то главное, что ублажал Господь в Марии, слушавшей Его. Нам же подобает подражать ее усердию, равно как и подражать самой Пресвятой Богородице, которая, не оставляя труда, внимательно слушала Слово Божие, слагая все в сердце своем. И в ответ на Благовестие Ангела она сказала: «се, раба Господня, да будет мне по слову твоему». И с той минуту Слово Божие, которым она духовно питалась, стало плотью, войдя в мир через ЕЕ чрево. И она внимательно слушала и слагала в сердце все, сказанное ей: сказанное пастухами, волхвами, праведным Симеоном, да и другими, с кем ей довелось иметь дело. И это, не праздное, а деятельное внимание к Слову Божию, возвысившее ее душу, должно быть примером и для нас. Не оставляя труда физического, да будем и мы внимательны к слушанию Слова Божия, дабы исполнять все на деле.

Народу в храме в этот день было совсем мало, а значит, и причастников было немного, а потому причащал народ один о.Антоний Новицкий. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

Во время молебна.

После отпуста и пения многолетия все духовенство выходит в центр храма. Начинается краткий молебен. После возгласа и всеобщего пения «Царю Гебесный…» начальная часть молебна (обычное начало, предначинательный псалом, а также великая ектения со специальными прошениями) были опущены, а сразу нчалось пение «Бог Господь…» и особых тропарей: « Творче и создателю всяческих, / Боже, дела рук наших, ко славе Твоей начинаемая / Твоим благословением спешно исправи / и нас от всякого зла избави // яко един Всесилен, и Человеколюбец. », « Скорый в заступление и крепкий в помощь / предстани благодатию силы Твоея ныне / и благословив укрепи / и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих произведи / вся бо елика хощеши // яко сильный Бог творити можеши ». Последним пелся кондак Божией Матери: « Предстательство христиан непостыдное, / ходатайство ко Творцу непреложное, / не презри грешных молений гласы, / но предвари, яко Благая, на помощь нас верно зовущих Ти: / ускори на молитву и потщися на умоление, // предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя ».

После этого диакон с Евангелием в руках, как на чине полиелея на утрени, возглашал прокимен, а затем читалось Евангелие. При этом опущен был предназначенный для этого случая отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, 13потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.

14 Всё делайте без ропота и сомнения, 15чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, 16содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, || что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.

Евангелие (от Матфея): 1Не суди'те, да не судимы будете, 2ибо каким судом су'дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4Или как скажешь брату твоему: " дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?

5Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

6Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

7 Проси'те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? 10и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та'к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

После этого была провозглашена сугубая ектения с прошениями к Богу о помощи в начале доброго дела (Свято-Сергиевских чтений), а также соответствующая молитва. После этого молебен завершился. Все духовенство целует Крест из рук архиерея, а затем уходит в алтарь. В храме стоят лишь те священники, что просто молились за богослужением.

По окончании службы и молебна Владыка поздравил всех с отданием праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Далее он говорил на тему события, ради которого в храм е и состоялось столь торжественное богослужение. Сегодня начинают работу очередные Свято-Сергиевские чтения. Ради этого события здесь собралось духовенство, руководители отделов, а на сами чтения соберутся еще и педагоги и те, кто неравнодушен к теме – что нам дальше делать и как поступать. Сегодня мы будем обсуждать тему молодежи. Кто-то может подумать, что мы хотим запретить молодежи их образ жизни, навязав им правила жизни «как правильно». Но это неверный путь, потому что молодежь несколько отличается от нас по взглядам на жизнь. И так было всегда. Всегда молодые люди отличались от старшего поколения, которое всегда было недовольно, дескать, какая дурна нынче молодежь (далее он, в качестве примера, рассуждал о молодежных субкультурах 60 – 70 годов XX века). Гораздо важнее отвратить молодых людей от следования ложным ценностям, которы кажутся привлекательными, но на деле следование им ведет к катастрофе. Общество и семья, последовавшие этим ценностям, гибнут. И сегодня ложные ценности оказывают сильное влияние на общество. Статистика показывает, что большая часть браков уже спустя несколько лет распадаются. Но если для кого-то это просто статистика, то на деле это катастрофа, ибо люди, разрушая семьи из личных, своекорыстных интересов, совершенно не думают о детях, которые страдают, в первую очередь. Также следует подумать о проблеме ограждения молодежи от влияния проповедников ложных ценностей, которые зачастую, преследуя личные цели, из личного честолюбия, заманивают молодых людей к себе, толкая на противоправные действия, на расшатывание общества, на противостояние власти. Они, заманивая к себе людей, демонстрируют заботу о них, но на деле им на людей этих глубоко наплевать. Они преледуют свои, своекорыстные интересы, используя людей лишь как орудие. Страшно еще то, что никогда ранее в нашей истории не было столь циничного использования подростков и молодежи, используя того, что молодым людям всегда было свойственно стремление к правде. Разумеется, склонность искать правду, в первую очередь, вовне, свойственно всем людям, но молодым – особенно. Они всегда стремятся доказывать окружающим людям, что они чего-то достойны. И тем более, важно ограпдить их от влияния таих проповедников ложных ценностей. Но одновременно важно дать им правильный путь. И здесь важно не допускать формализма, механической загрузки людей одной информацией. Важно, чтобы дети и молодежь видели в лице самого педагога пример следования правильным ценностям, следования за Христом. Притом, часто, под видом «православной культуры» дети нагружаются всякими глупостями, им прививается магическое сознание. Часто, вместо рассказа о Христе им рассказывается о том, как надо ходить, как одеваться, куда плюнуть, через какое плечо передавать свечки и так далее. Чем говорить детям такие вещи, лучше не говорить ничего – тогда пользы будет больше. Да даст нам Господь разум и силы, дабы прививать детям и молодежи правильные ценности!

Благословив всех, он ушел в алтарь. После этого Крест на целование народу давал о.Никита Савин.

VI Сергиевские духовно-образовательные чтения

Вторник, Сентября 25 2018
http: //eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/7000-v-sergievskie-dukhovno-obrazovatelnye-chteniya

25 сентября 2018 г., по благословению Преосвященнейшего Феогноста, епископа Новороссийского и Геленджикского, в Новороссийске прошли Vl духовно-образовательные Сергиевские чтения - «МОЛОДЕЖЬ: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ». Организаторы чтений: Новороссийская епархия Кубанской митрополии и Администрация муниципального образования город-герой Новороссийск.

Перед открытием чтений в Свято-Успенском кафедральном соборе Правящий архиерей Новороссийской епархии, Преосвященнейший Феогност, совершил Божественную литургию.

Пленарное заседание чтений прошло в Городском театре Новороссийска. В форуме приняли участие делегации шести благочиний епархии, находящихся на территории шести муниципальных образований Краснодарского края: города-героя Новороссийск, города воинской славы Анапа, города-курорта Геленджик, Крымского, Славянского и Темрюкского районов. Среди участников Чтений - духовенство, работники приходов епархии, представители администрации Краснодарского края, муниципальных органов власти, работники образования, представители молодёжных организаций, работники правоохранительных органов, казаки, представители средств массовой информации и общественных объединений.

В фойе театра была организована выставка работ учащихся школ города-героя Новороссийска.

Началось пленарное заседание с приветственного слова Главы муниципального образования города-герой Новороссийск Игоря Дяченко.

Приветствие участникам чтений от имени Высокопреосвященнейшего Меркурия, митрополита Ростовского и Новочеркасского, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, зачитал заведующий сектором Основ оравославной культуры диакон Герман Демидов.

С благословением от Высокопреосвященнейшего ИСИДОРА, митрополита Екатеринодарского и Кубанского, главы Кубанской митрополии, обратился викарий Екатеринодарской епархии, Преосвященнейший Дионисий епископ Туапсинский.

Приветствие участникам чтений от имени Администрации (Губернатора) Краснодарского края огласил Сергей Мозговой, начальник отдела по межнациональным отношениям и взаимодействию с национально-культурными объединениями в Управлении по работе с политическими партиями, общественными объединениями и межнациональным отношениям департамента внутренней политики администрации Краснодарского края.

Затем с приветственным словом и основным докладом на тему «Молодежь: свобода и ответственность» к собравшимся обратился правящий архиерей Новороссийской епархии Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский.

На пленарном заседании были зачитаны доклады, в которых выступавшие анализировали проблемы и перспективы сохранения культурных и нравственных ценностей, призывали укреплять духовное единство народа, обсуждали наиболее актуальные вопросы в разных сферах деятельности Церкви в Новороссийской епархии.

Важнейшей задачей форума стало укрепление взаимодействия Новороссийской епархии, органов государственной власти и общественности в решении общих задач в различных сферах общественной жизни; обмен практическим опытом в области духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи, обсуждение программ, методов и перспектив патриотического воспитания населения, выявление лучшего опыта, который может быть рекомендован для общецерковного применения; осознание проблем, стоящих перед епархией в образовательной и иных сферах деятельности, и подготовка вопросов для предложения к рассмотрению на международном этапе Чтений. Участники Чтений приняли Итоговый документ, который призван стать программой деятельности епархии на перспективу.

Преосвященнейший Владыка Феогност наградил грамотами победителей регионального этапа Международного конкурса детского творчества " Красота Божьего мира" - епархиального конкурса детского изобразительного творчества " Мой любимый храм".

В рамках чтений были организованы 6 секций: образовательная, социальная, миссионерского отдела, молодежная, секция по работе с вооруженными силами и правоохранительными органами, секция по работе с казачеством и секция информационного отдела.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.158 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь