Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 13 / 26 сентября, в Соборе 23 новомучеников Минской епархии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской



Родился 28 марта / 10 апреля 1882 года в семье настоятеля церкви святой праведной Анны в деревне Коски Минского уезда.

В 1908 году окончил духовное училище. Работал учителем народных школ, а затем служил псаломщиком при церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Литвяны Игуменского уезда.

Был рукоположен в сан диакона к тому же храму.

В 1930 году, когда ночью в Литвянах большевики сожгли церковь, отец Николай заплакал: " Разве это власть, когда во власти большевики? Это не люди, которые не веруют в Бога, а банда проходимцев, которые издеваются над православным народами".

Когда в 1936 году народ заставляли подписываться на займ, отец Николай отказался от приобретения никчемных билетов, сказав: " Подписываться не буду, мне нечего укреплять эту власть...".

6 августа 1937 года он был арестован и заключен в Борисовскую тюрьму НКВД. На допросе он был немногословен. Не добившись от него отречения от сана, чекисты приговорили его к расстрелу.

Расстрелян 26 сентября 1937 года в Борисовской тюрьме НКВД[323].

28 октября 1999 года был прославлен решением Синода Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви как местночтимый святой Минской епархии. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http: //www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/? HYZ9EJxGHoxITcGZ...BE*
  • Новомученики, в земле Белорусской просиявшие (23 священномученика Минских) // Православие.ru
    • http: //days.pravoslavie.ru/Life/life4766.htm

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, 2и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

3А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.

4Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; 5ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

6Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; 7итак, не будьте сообщниками их.

8Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, 9потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10Испытывайте, что́ благоугодно Богу, 11и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.

13Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14Посему сказано: " встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

15Итак, смотри́ те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16дорожа временем, потому что дни

лукавы.

17Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.

18И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, 20благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21повинуясь друг другу в страхе Божием.

22Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

24Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

И снова нам читаются слова об отношениях мужа и жены. При этом, заметьте, акцент делается как раз на тех, словах, которые ныне совсем не любят цитировать, предпочитая говорить не о любви и о взаимопонимании, а о власти в семье и вместо христианских отношений проповедуя русскую патриархальную старину, в которой не все было так прекрасно и замечательно, как ныне говорят (особенно, если учитывать то, что эта самая русская старина сохранила до наших дней весьма много откровенно языческих обычаев, не имеющих к христианству никакого отношения, а подчас – просто противоречащих). Но, как выше было написано, речь идет о том, чтобы семья стала подлинным союзом любви двух людей, в которой, как написал в другом месте апостол, люди жили бы, снисходя друг к другу, почитая друг друга высшим себя. Так и здесь апостол призывает мужей быть готовым любить своих жен даже до готовности отдать за них свои жизни, что сегодня возможно далеко не всегда.… Увы, там, где любви нет, там всегда на первое место выходит вопрос о том, кто больше и кто – важнее.… Не потому ли, когда речь заходит о семье, призывы к любви слышны редко, а вот, призывы к организации власти в семье на патриархальных началах русской старины – практически постоянно….? К несчастью, для нас всех такая любовь – далекая высота и к ней надо стремиться, для стяжания ее нужен тяжелый духовный труд.… А вот, для того, чтобы построить семью на началах диктатуры одного из ее членов, насаждающего свою волю любыми средствами, труда нужна гораздо меньше, правда, к христианству это уже не имеет никакого отношения. Да и жизнь членов такой семьи превращается в ад, в то время как задача христианина – создать Царство Божие в себе самом, а в семье это становится общей задачей всех ее членов и это (а не деторождение и все прочее) и есть главная задача христианской семьи... Увы, нам, делающим важное – неважным, а неважное считающим важным….

Евангелие (от Матфея): 1Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 3итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 5все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища* свои и увеличивают воскрилия одежд своих; 6также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

8А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; 9и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.

11Больший из вас да будет вам слуга: 12ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

13Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́ дите и хотящих войти не допускаете.

14Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́ литесь: за то́ примете тем бо́ льшее осуждение.

15Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; 21и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; 22и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

23Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в

законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 28так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 30и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; 31таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32дополняйте же меру отцов ваших.

33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; 35да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.

37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

И еще один отрывок из главы, содержащей обличения иудейских вождей. В цитируемом отрывке приводятся слова, в которых Господь прямо говорит об их богоборчестве, что они стали на тот путь, по которому шли их предки, избивавшие и убивавшие пророков. И здесь Господь говорит о том, что Благодать Божия покидает иудеев, так как они отвергли пришедшего в мир Спасителя. В ответ на обличения своих грехов, они, вместо покаяния, отвечали злобой и гонениями, и именно этим объясняется их отвержение Христа. Бог оставляет отвергший Его народ и обращается к другим народам, которые последуют по предложенному пути спасения. Избранный же народ будет снова принят лишь когда снова обратится к Богу и примет ПРИШЕДШЕГО к ним. Последние слова, приводимые в главе, часто трактуют, как намек на обращение евреев к Богу в последние годы существования мира. Как знать? Слова о том, что «…будет проповедано Евангелие всей твари» также трактуются, как намек на то, что в мире не останется народов, не познавших Христа…. Но все это – будущее, которое находится во власти Божией. Однако часто состояние еврейского народа уподобляется душе, которая согрешает. До определенного момента Бог призывает ее и вразумляет, но потом Он оставляет ее на пути погибели, предавая ее своей воле, втайне, впрочем, надеясь на ее покаяние, ибо те, на покаяние которых надежды нет вовсе, Бог изымает из этого мира…. Итак, да не будем отвергать Божие попечение о себе и не доводим, чтобы Бог предавал нас собственной греховной воле…. Боже, помилуй мя!

И чтения праздника Освящения Храма Воскресения. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, 2Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.

3 Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем бо́ льшую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, 4ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог.

5И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; 6а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.

7Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, 8не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, 9где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.

10Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; 11посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.

12Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.

13Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: " ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

14Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, 15доколе говорится: " ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота".

16Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.

17На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?

18Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?

19Итак видим, что они не могли войти за неверие.

Апостол рассуждает о Христе, сравнивая Его с первосвященником, одновременно призывая к духовной бдительности, разумея то, что Господь всех нас призывает в Царство свое, дабы жить так, чтобы не лишиться обещанных благо, которые Бог дает даром, не по делам человека, а по милости своей. Не сам человек спасается, но Бог спасает его, но в то же время, Бог не спасает человека без его желания, а потому к нам и обращается призыв к жизни, достойной звания христиан.

Евангелие (от Матфея): 1И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.

2Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; 3и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.

4Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.

5Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.

6Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

7Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.

8Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?

9Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?

10ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?

11как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?

12Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой [324], Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго.

17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18и Я говорю тебе: ты - Петр [325] , и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.

20Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

21С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

22И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!

23Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое.

24Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, 25ибо кто хочет душу[326] свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; 26какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?

27ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.

28Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

Апостол Петр исповедует Учителя Мессией, Христом. В свою очередь, Господь нарекает его «камнем» и дает обетование на камне веры его воздигнуть Церковь, которую не одолеют и врата ада (что исполняется и доныне). Однако твердоть камня ему еще надлежит обрести, ибо когда Господь говорит о своих будущих страданиях, то Петр начинает противоречить Ему, дескать, не надо такие вещи говорить. Но ради этих страданий Господь и пришел! Более того, страдания предстоят и Его последователям, а потому Господь далее призывает учеников к мужеству, ведь тот, для кого важнее земная жизнь, тот отвергнется Христа пред лицом людей и… отпадет. А останется тот, кто останется верен Ему даже пред лицом гонений. Нам не приходится ради веры нашей рисковать жизнью, но поношениям мы ради веры нашей нередко подвергаемся. Но не стоит этого бояться или угождать недругам веры нашей, так как враг не успокоится, пока не отвратит нас от спасительного пути. А потому нужна некоторая твердость, которую да обретем молитвами апостолов Христовых!


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь