Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дни памяти 17 / 30 сентября, Собор Московских святых и Собор Новомучеников и исповедников Российских.



Преподобномученица Александра родилась 20 апреля / 3 мая 1886 года в селе Сьяново Серпуховского уезда Московской губернии в благочестивой семье крестьянина Семена Хворостянникова, прислуживавшего при храме.

В 1896 году неподалеку от деревни Лукониной в Медынском уезде в тридцати верстах (32, 004 км.) от Калуги стараниями иеросхимонаха Калужского Лаврентьева монастыря[467] Герасима была устроена женская община. Во главе общины была поставлена настоятельница, и в общину потянулись девушки из окружающих деревень. Там бывали и знакомые Александры; они рассказали ей, что община им понравилась, и настоятельница принимает к себе желающих подвизаться девушек.

В 1915 году Александра поступила в общину послушницей и жила в ней до 1918 года. Затем она прожила два года дома, в родном в селе, и переехала в Серпухов, где работала прислугой у состоятельных людей, в 1925 году она устроилась на текстильную фабрику.

В 1937 году правительство издало негласное распоряжение об аресте всех монахов и монахинь, послушников и послушниц закрытых монастырей. 15 и 16 февраля 1938 года были допрошены дежурные свидетельницы, работавшие вместе с Александрой на фабрике, которые подтвердили, что она действительно жила в монастыре, а, кроме того, ведет агитацию против советской власти среди рабочих в общежитии и является противницей государственных займов.

Послушница Александра была арестована 21 февраля 1938 года и заключена в серпуховскую тюрьму. Сразу же следователями были устроены очные ставки послушницы со свидетелями, на которых она отвергла даваемые теми показания, и затем в тот же день была допрошена сама.

Подтвердив, что она действительно жила в монастыре и до сего времени остается при религиозных убеждениях, Александра сказала, что рабочим фабрики она говорила, что при царе рабочим жилось в материальном отношении лучше, что при советской власти ничего нет, что коммунисты говорят, что Бога нет, но им не надо верить, Бог есть, а коммунисты будут гореть в адском огне; коммунисты закрывают церкви и сажают священников в тюрьмы, и нужно бы защищать священников. В день ареста послушницы следствие было закончено, и дело было отправлено на решение тройки.

Тройка НКВД рассмотрела дело послушницы только 7 июня 1938 года и приговорила ее к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена в Бамлаг. Послушница Александра Хворостянникова скончалась в заключении в Хабаровском крае 30 сентября 1943 года и была погребена в безвестной могиле.

Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006 года.

Использован материал сайта «Православный Серпухов»

Страница в Базе данных ПСТГУ

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где бдение совершал о.Никита Савин. Он же на сей раз возглавлял чин полиелея в сослужении о.Антония Новицкого и о.Александра Корниенко. Пели оба штатных хора собора. Служба была обычная воскресная, с добавлением песнопений попразднества Воздвижения Креста Господня, а также мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии.

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[468] пело духовенство в алтаре.

Евангелие (от Иоанна): 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10 Итак ученики опять возвратились к себе.

11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!

17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

На службе читались каноны Воскресный, Божией Матери, Кресту Господню, а также святым мученицам (по одному тропарю). Стихиры были сокращены до предела.

По окончании службы о.Никита напомнил о грядущем 8 октября общеепархиальном крестном ходе от Свято-Успенского собора до Малой Земли.

Литургия.

В сам день я был на поздней литургии в Свято-Успенском соборе. К началу службы был трезвон с использованием басового колокола, такой бывает далеко не всегда. Служил о.Антоний Новицкий, а также о.Александр Корниенко (который, впрочем, половину службы принимал исповедь) при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Чтения Недели по Воздвижении. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.

2Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.

3Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, 4а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.

6И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.

7Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных 8(ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), 9и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа[469] и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, 10только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.

11Когда же Петр пришел в Антиохию[470], то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.

12Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

13Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.

14Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?

15Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

21Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.

И снова о спасении и исполнении обрядов Закона Моисеева. Они в Ветхом Завете еще никого не спасли, но спасение принес Христос. Это лишает смысла верность этим самым обрядам, ведь лишь во Христе человек обретает спасение. Но слова «человек оправдывается только верой в Иисуса Христа» не значит, что можно думать, как протестанты – ты только верь, и ты уже спасен. Нет, ведь сам апостол в других местах много говорит о добрых делах, как и о борьбе с греховными влечениями. Но речь о том, что без Христа нет спасения, ибо лишь в Нем человек получает возможность очищения грехов и в конечном итоге, входа в Царство Божие. Но как ни было бы ему необходимо трудиться над своей душой, но сам он своими силами не одолеет путь, ибо усилия по исполнению заповедей лишь учат его тому, что без Бога он не может ничего. И лишь с помощью Божией он обретает возможность спастись….

Евангелие (от Марка): 1В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: 2жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.

3Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.

4Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?

5И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.

6Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.

7Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.

8И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.

9Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.

10И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.

11Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.

12И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

13И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.

14При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.

15А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.

16И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.

17Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?

18Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?

19Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.

20А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь.

21И сказал им: как же не разумеете?

22Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

23Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

24Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

25Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

26И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

27И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой[471]. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

28Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков.

29Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

30И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

31И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

32И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.

33Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава 9.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

2И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.

3Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.

4И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

5При сем Петр сказал Иисусу: Равви́! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

6Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.

7И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

8И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.

9Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

10И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

12Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

17Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Только что Господь исцелял людей, приходящих к Нему. После этого Он спрашивает – за кого почитает Его народ, а затем – за кого почитают Его и сами ученики. Петр первый исповедует Его Христом. И тут же Господь говорит о своих будущих страданиях и смерти на Кресте. Это не укладывается в головах учеников, ведь они понимают Христа, как и все иудеи – как земного властителя, который вернет Израилю его былую славу. Они, как и все иудеи, понимали рассуждения пророков на эту тему буквально и слова об избавлении от рабства греху – как обетование об избавлении от иноземного гнета и как то, что «ваши поработители станут у вас слугами». Поэтому Петр начинает Ему прекословить. Одно из Евангелий приводит эти слова, дескать, пожалей себя, да не будет этого с Тобой. Но Господь именно для этого и пришел, а потому вразумляет Его, давая понять, что через него сейчас говорит дух злобы, пытающийся отвратить Христа от Его служения. И тут же Господь призывает учеников к верности Ему, ибо верный – верен и в малом. Если же человек больше боится поношений со стороны ближних, то о не останется верным Богу, но предпочтет мир с ближними, нежели мир с Богом. Вслед за Его страданиями и воскресением и им предстоит выход на проповедь и тогда не все люди будут рады им и их словам. Почти все они закончат жизнь мученически. Господь же их готовит к этому. Перед ними встанет выбор между земным благополучием и самой жизнью, либо верностью Богу, но ценой страданий и даже смерти. Но тот, кто боится страданий, тот может отпасть и предочтя жизнь земную – лишиться жизни вечной. Тот же, кто предпочтет мир с Богом, даже ценой страданий, если и смерть примет – не лишится жизни вечной. Стыдящийся имени Христова не может соединиться с Богом, ибо далек от Него. Поэтому Господь говорит об этом. Нам, по большей части, не приходится рисковать жизнью ради Бога, но поношений из-за нашей веры нам приходится претерпевать часто и поэтому эти слова актуальны и для нас, ведь мы можем либо начать вести себя так, как хочется ближним нашим, как бы стыдясь нашей веры, либо предпочесть веру, но потерпеть поношения. Говоря же о Кресте, Господь имеет в виду, вообще, жизнь христианина, его служение. Для апостолов это была их проповедь. «Забудьте о своем комфорте и следуйте за мной» - говорит им Господь. У каждого же из нас служение свое, как у груз скорбей, которые попускается нам претерпевать ради врачевания страстей наших, свой. В широком же смысле – служение христианина – распять плоть со всеми ее страстями, то есть искоренять греховные навыки, дабы не быть прибежищем греха, но Духа Божия, без которого никто не может угождать Богу. На этом пути воспитания себя приходится воистину отвергать себя, свои желания. К этому врачеванию душ наших мы также призываемся…..

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с воскресным днем, а также праздником святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Говорил он на тему праздника. Сегодня мы отмечаем память трех мучениц, названных в честь трех добродетелей Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Жили они в первые века христианства, открыто иповедуя веру во Христа. Мы сегодня подчас и проходя, либо проезжая мимо храма, боимся наложить на себя Крестное знамение, а они, живя во времена, когда исповедовать веру христианскую было смертельно опасно, открыто исповедовали ее. Поэтому их призвали к императору Адриану, который призывал, потом требовал их вернуться к принесению жертв, к язычеству. Однако они были непреклонны, притом, что девочкам было 12, 10 и 9 лет. И им, как это часто бывает, сперва сулили блага, потом угрожали, а потом, видя что и это не помогает, предавали пыткам. Что это были за пытки, мы даже представить себе не можем, даже не увидим это ни в каких фильмах. И их мучили, жарили на сковородах, резали, били, издевались, но они все претерпевали, словно бы и не было никаких мучений. И все тре, одна за другой, были казнены. Мать их принципиально не мучили, понимая, что ей достаточно видеть мучения своих дочерей. Ей даже выдали их тела для погребения. Похоронив их, она на их могиле и преставилась. Что же позволило им претерпеть все это, не сдавшись? Величайшая вера. Мать с малолетства воспитала их в вере, рассказывая о небесных благах, ожидающих человека за гробом, о Небесном Женихе, ожидающем их. И он горели желанием приобщиться этим благам. Так, Бог стал для них на первое место, тогда как все остальное – на второе. И даже жизнь земная стала для них на второе место. Оставив все земные попечения, они последовали за Христом, стяжав венцы мученические. А разве мать не болела душой за своих дочерей? Многие родители подчас и при меньших испытаниях тяжко переживают о детях. Переживала о своих детях и их мать, однако она понимала, что пострадав здесь, за гробом они получает обетованное Царство, нежели они бы остались живы, но предали Христа. У них есть прообраз – мученицы Маккавеи, которые также были умерщвлены на глазах матери. И они для нас являются примером верности Богу. Да даст и нам Господь такую же твердость в следовании Христу, такую же решительность в осттаивании своей веры. Далее он говорил об осуждении, говоря, что смиренный человек, считающиц себя хуже всех, не будет осуждать. Мы же, на деле, говоря иной раз «я – хуже всех», часто потом,

выйдя из храма, показываем всем свое истинное лицо. Итак, да дарует нам Господь твердость в следовании по

пути спасения….

Далее он напомнил расписания служб, снова также напомнив о грядущем 8 октября традиционном епархиальном крестном ходе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь