Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский



Дни памяти: Собор Новомучеников и исповедников Российских, 6 / 19 Апреля (преставление), 9 / 22 октября (Обретение мощей – фактическая дата – 22 октября / 4 ноября).

Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский (в миру Степан Васильевич Фомин) родился 28 октября / 10 ноября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. После смерти родителей пятилетний Степан стал жить с семьёй старшого брата. Средний его брат принял постриг в Оптиной Пустыни[37]. Степан хорошо окончил трёхклассную приходскую школу, книги ему давал читать приходской священник. Мальчик был слаб здоровьем, в полевых работах участвовать не мог, а ходил за скотиной, был пастухом. Часто зимой посещал он брата в Оптиной пустыни.

преподобноисповедник Севастиан Карагандинский

3 / 16 января 1909 года Степан был принят в скит Оптиной Пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти которого в 1911 году, перешёл под старческое руководство к отцу Нектарию и остался при нём до 1923 года келейником. Так он напитывался благодатным духом Оптинского старчества. Пострижен Степан был в мантии с именем Севастиан в 1917 году, когда начиналось время гонения на Церковь Христову.

Оптина, хотя до неё и доходили сведения о готовящихся ограбления её и закрытии, старалась жить мирно и тихо — однако, уже 10 (23) января 1918 года Оптина Пустынь была закрыта, хотя монастырь и продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. Многие, особенно молодые послушники, не выдержав тяжелого труда и суровых требований, покинули Оптину. Одновременно на её территории был устроен Музей. Скитов к этому времени уже не существовало. Все жили практически одним днем. В 1923 году монастырские службы были полностью прекращены и власти приступили к выселению монахов. Братские келлии сдавались музеем желающим в качестве летних дач. Все это время отец Севастиан находился под духовным окормлением старца Нектария Оптинского.

В 1927 году монах Севастиан принял священство от епископа Калужского. После кончины старца Нектария в 1928 году отец Севастиан приехал в город Козлов, где получил назначение в Ильинскую церковь. Там он служил с 1928 по 1933 годы вплоть до своего ареста. Батюшка не любил немолитвенного нотного пения и старался устроить на своем приходе благоговейное монастырское пение. В этот период он вёл в Козлове борьбу с обновленцами и не оставлял общения с жившей в рассеянии братии Оптиной Пустыни.

В феврале 1933 года отца Севастиана арестовали. На допросах батюшка дал прямой ответ: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие же взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся. Я мало был доволен соввласгью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера».

Его приговорили к 7-летнему заключению на лесоповал, несмотря на слабое здоровье и повреждённую левую руку. Но и в ссылке он проводил воскресный день в молитве и беседе. Ночные дежурства батюшка также проводил в молитве, никогда не позволяя себе спать. «В заключении я был, — вспоминал батюшка, — а посты не нарушал. Если дадут какую-нибудь баланду с мясом, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба».

После освобождения он остался в селе Большая Михайловка, под Карагандой, и окормлял всех стремящихся к Богу, приходя к ним в дома и совершая требы, хотя разрешение на это со стороны властей не было —«народ в Караганде был верный — не выдадут». Батюшку полюбили и в окрестностях, поверили в силу его молитв. Со всех концов страны стали съезжаться духовные чада старца, всех он принимал с любовью и помогал устроиться на новом месте. Часто старец благословлял приезжавших к нему за духовным окормлением монахинь жить в какую-нибудь семью, что было в духе Оптинских старцев. Такие матушки становились как бы ангелами-хранителями дома.

Лишь в 1955 году верующие добились официального разрешения властей на регистрацию религиозной общины в Большой Михайловке, так что общими усилиями удалось построить храм, который освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, хотя и было это в день Вознесения Господня. Священников батюшка подбирал себе сам. Вокруг него собралась монашеская женская община. О его общине архиепископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф (Чернов) так говорил: «батюшка насадил здесь виноград, который потом и слезами вырастил». «Маленькая церковь, от земли не видно, а столп горит до неба».

22 декабря 1957 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», Владыкой Иосифом (Черновым) батюшка был возведён в сан архимандрита и награждён Патриаршей грамотой «За усердное служение Церкви». В 1964 году ко дню своего Ангела был награждён архиерейским посохом — награда, примеров не имеющая.

Батюшка сохранял безупречное исполнение церковного Устава, не допуская при Богослужении пропусков или сокращений. Церковные службы были для него неотъемлемым условием его внутренней жизни. В беседах его любимым образом был святой Апостол Иоанн Богослов — он часто призывал паству к почитанию этого Апостола Любви. Отец Севастиан очень почитал святые иконы и говорил, что он даны нам в помощь от темных сил, что есть иконы, особые по славе благодати, есть намоленные веками чудотворные образы, которые, как ручейки, несут от Господа благодать. Он приводил слова старца Нектария Оптинского о том, что мудрость, разум и рассудительность есть дары Святого Духа, которые приводят к благочестию.

Батюшка обладал тонким юмором и любил пошутить, но всегда доброжелательно. Он не жалел времени на беседу с человеком. Каждый его совет приводил к благополучию.

Власти, видя его авторитет, всячески старались закрыть храм, но это им не удавалось: батюшка — как только они его вызовут — обезоруживал их так, что они совершенно лишались дара слова и после его ухода удивлялись: «Что это за старичок такой, что мы сделать ничего не можем? »

Батюшка всегда и во всём учил полагаться на волю Божия Промысла. Он также любил природу, жалел животных, однажды спас только что родившихся котят.

Людям он помогал своей тайной молитвой. О бесноватых он говорил: «Здесь они потерпят, а там мытарства будут проходить безболезненно... Я не хочу с вас кресты снимать. Здесь вы потерпите, но на Небе большую награду приобретёте». У батюшки была духовная мудрость, великое терпение. Если кто при нём роптал на ближнего, он скажет: «Я вас всех терплю, а вы одного потерпеть не хотите». Не поладит кто, он волнуется: «Я настоятель, а всех вас слушаю».

Он заботился о спасении каждого, это была его цель. Он просил: «Мирнее живите». Однажды, среди беседы о нравах людей батюшка сказал и даже указал: «Вот этих людей нельзя трогать, они, по гордости, не вынесут ни замечания, ни выговора. А других, по их смирению, можно». Очень важное значение он придавал молитвам за усопших, и других призывал: «молитесь за усопших больше всего. За всё слава Богу! Слава Богу за всё! »

3 (16 н. ст.) апреля 1966 года батюшка принял постриг в схиму от Владыки Питирима (Нечаева), прибывшего к нему для совершения пострига.

Впитав в себя традиции и благодатный святоотеческий дух Оптиной Пустыни и будучи учеником её великих старцев, перенеся изгнания и заключения в большевицких концлагерях, он по неисповедимым судьбам Божиим пронёс своё старческое служение в столице знойных степей Центрального Казахстана, многострадальной Караганде.

Скончался отец Севастиан 6 (19 н. ст.) апреля 1966 года – на Радоницу. Погребён он был на Михайловском кладбище.

Прославлен в 1997 году как местночтимый святой Алма-Атинской епархии. 22 октября (4 ноября)1997 года были обретены святые мощи старца Севастиана и перенесены в новый храм Рождества Пресвятой Богородицы в Караганде. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Тропарь, глас 3

Тро́ ицы Святы́ я служи́ телю, / зе́ мне а́ нгеле и небе́ сне челове́ че, / духо́ внаго О́ птинскаго ста́ рчества прее́ мниче, / Христо́ в священнотаи́ нниче и испове́ дниче, / Ду́ ха Свята́ го оби́ тель всечестна́ я, / преподо́ бне о́ тче Севастиа́ не, досточти́ ме, / испроси́ ми́ рови мир/ и душа́ м на́ шим ве́ лию ми́ лость.

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная вседневная вечерня и утреня с полиелеем в честь апостола Иакова Алфеева. Службу совершал о.Димитрий Осипов при пении верхнего хора.

Евангелие на утрени (от Иоанна): 1После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: 2были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

3Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

4А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

5Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

6Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

7Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море.

8А другие ученики приплыли в лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою.

9Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

10Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

11Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

12Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь.

13Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

14Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - 24Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

И снова мы читаем о том, как Господь восстанавливает апостола Петра в его звании. Как он некогда трижды отрекся от Учителя, так Господь теперь трижды заставил его признаться в любви. При этом Господь, восстанавливая его в звании, указывает ему на то, что кончина его будет мученической. Однако того это не пугает, ведь это будет позднее, а сейчас важнее то, что он снова со Христом. А позднее на него, как и на прочих апостолов сойдет Дух Божий, который укрепит его, так что и страдания он, как и все прочие апостолы, будет вменять в ничто…

Литургия.

В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Димитрий Осипов при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Колоссянам: 1Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти, 2дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, 3в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.

4Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами; 5ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.

6Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходи́ те в Нем, 7будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.

8Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; 9ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, 10и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.

11В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; 12быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, 13и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, 14истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; 15отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.

16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: 17это есть тень будущего, а тело - во Христе.

18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом 19и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.

20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь

постановлений: 21" не прикасайся", " не вкушай", " не дотрагивайся" 22(что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?

23Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.

Апостол и здесь употребляет увещевания, дабы паства, которую он так хвалит за усердие (в отличие от неоднократно обличаемых Галат и коринфянам), не слушала разных лежучителей, в данном случае – иудействующих, требующих соблюдения обрядов Закона Моисеева, закона, который еще никого не спас. Все – соблюдающие все его обряды, отмененные в Новом Завете, а также пренебрегающие ими, одинаково шли в ад. И лишь Христос, придя во плоти и пострадав, приняв смерть ради нашего спасения, дал нам путь, идя которым, человек получает возможность войти в Царство.. Так, какой смысл упорствовать, держась за признанные бесполезными обряды, если следующие за Христом, как обрезанные, так и необрезанные до обращения, получают во Христе одинаковую Благодать?! Итак, спасение получает следующий за Христом, а маршрут пути указан в Евангелии. Господь пострадал и принял смерть ради спасения человека, который, будучи совершенно порабощен греху, не мог спастись никакими делами своими. И лишь Господь даровал ему спасение, которому нам остается лишь последовать….

Евангелие (от Луки): 2У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

3Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.

4И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, 5ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

6Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; 7потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

8Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то́, и делает.

9Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

10Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

11После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

17Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.

18И возвестили Иоанну ученики его о всём том.

19Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

20Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?

21А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.

22И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что́ вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; 23и блажен, кто не соблазнится о Мне!

24По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

25Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.

26Что́ же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.

27Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

28Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.

29И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; 30а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.

31Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?

32Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.

33Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.

34Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.

35И оправдана премудрость всеми чадами ее.

36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром 38и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, 42но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; 45ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; 46ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Мы видим текст, который часто читается в праздники святых жен (наряду с притчей о десяти девах). Господь принимает покаяние некоей женщины «грешницы», как скупо замечает Евангелист. Одно и то же действие в разных местах и разных Евангелиях совершают разные люди. В одном случае это делает просто «некая женщина» и это вызывает возмущение учеников, в первую очередь, Иуды, видя, как столь дорогая вещь была просто вылита на ноги Учителя, а значит, мимо его рук прошла огромная сумма денег. Во втором случае это делает святая Мария – одна из двух сестер праведного Лазаря. А третий случай – перед нами. Некоторые считают, что описывается одно и то же событие, но синаксарь (краткий текст, предназначенный для чтения на утрени, рассказывающий о предыстории события, в честь которого совершается служба) утрени Великой среды с гневом опровергает это мнение. Да и внимательное чтение Евангелия подтверждает, что речь идет о разных случаях. В данном же случае это действие было формой, в которой женщина выражает свое покаяние, тем исповедуя Его Христом, Мессией. Но снова мы видим реакцию фарисея, который не видит покаяния, но видит, что «Учитель позволяет к себе прикасаться нечистому человеку» (очевидно, ее грех был таков, что по нормам Закона Моисеева она считалась нечистой (подобно язычникам), с которой иудею грешно было и разговаривать). Господь укоряет его, заметив, что он сам даже не выполнил всех правил, положенных для встречи гостя по иудейским обычаям, в то время как женщина эта делает нечто большее. Господь видит состояние ума и души кающейся, несомненно, пересмотревшей свою жизнь намного раньше описанного случая, а потому не отвергает ее. Но снова милосердие Христа контрастирует с любовью человека к осуждению, что делает фарисей. Так бывает часто, что человек, видя совершенный человеком грех, помнит о нем подчас годами, всегда вспоминая об этом, не думая, что тот, возможно, уже давно раскаялся в нем. Заметно, что человек при этом не вспоминает о своих грехах, что сам он, возможно, сделал то же, а может и худшее... Итак, пока продолжается земная жизнь, Господь принимает наше покаяние, главное – не опоздать. Однако не стоит впадать в осуждение, как это делал этот фарисей (сам встретивший Христа не очень-то гостеприимно, видимо, не оставив своих предубеждений против Христа), ибо осуждающий ближнего – осуждает себя…

И чтения праздника апостола Иакова. Отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 3Для меня очень мало значит, ка́ к судите обо мне вы или ка́ к судят другие люди; я и сам не сужу о себе.

4Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.

5Посему не суди́ те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

6Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.

7Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?

8Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

17Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

18Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; 19но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20ибо Царство Божие не в слове, а в силе.

21Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?

Апостол укоряет паству за самопревозношение одного над другим, что рождает не только самодовольство одних, но и протест других, которые не согласны с тем, что они «хуже». А это и рождает распри, о которых апостол писал в начале этого послания. Напоминая о смирении, апостол в конце пишет о том, не придется ли ему приходить «с жезлом», то есть, проще говоря, с палкой – принимать дисциплинарные меры для улаживания нестроений. Потому он и пишет о смирении, о том, что сами апостолы непрестанно смиряются, либо, будучи, смиряемы другими, в основном, гонителями их веры (ведь ко времени написания послания этого, несомненно, многие уже приняли смерть за Христа), либо – сами себя, не будучи считая себя чем-то значимым, но будучи поставленными творить дело Божие и имеющим успех в проповеди, пока они верны Богу. Стоит же оступиться, как Бог напоминает им о том, что все, что они имеют – не принадлежит им, но дано им от Бога. Посему не подобает данное от Бога почитать приобретенным своим трудом и от этого впадать в самомнение. Ведь что имеет человек, что он стяжал бы сам, а не получил от Бога?! Способности, власть и прочее – все дано от Бога. Бог также помогает трудящемуся обеспечивая ему успех (ведь успех подчас зависит от такого числа факторов, что предусмотреть все человеку просто нельзя). В этом и смысл чтения этого отрывка на службе (помимо упоминания о страданиях и трудах, которые претерпели апостолы ради проповеди Христа).

Евангелие (от Луки): 1После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

3Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

4Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

5В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

7В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

8И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Одно из традиционных чтений в праздники апостолов и некоторых других святых. Апостол, посланные проповедовать и исцелять больных, возвращаются в восхищении, радуясь тому, как бесы разбегаются от одного имени Христова. Но Господь призывает их не превозноситься этим, ибо совершается это не их властью и силой, но силой Божественной. Занимать же их должно собственное спасение….

По окончании службы о.Димитрий поздравил всех с праздником, напомнив расписание служб. Проповеди он не говорил.

Вторник 23 октября.

На этот день приходится меньше праздников, чем накануне, однако таковых все равно много. Так, на этот день приходится полиелейный праздник преподобного Амвросия Оптинского, частица мощей которого имеется в храме Новомучеников и исповедников Российских, что в нашем городе. Также из праздников этого дня отдельно стоит упомянуть праздник Собора Волынских святых. Празднование совершается в воспоминание о воссоединении Почаевской лавры из унии в Православие 10 октября 1831 года.

Великими и знаменательными чертами запечатлена история Православной Церкви на Волыни. Современная первоначальному просвещению славян еще от времени свв. Кирилла и Мефодия, она в течение многих веков жила и развивалась под влиянием самых разнообразных условий: тяжелые смуты княжеских усобиц, жестокое татарское иго, преследования со стороны поляков, латинян и униатов. История Церкви на Волыни богата именами святых: святителей, князей, преподобных, праведных.

20 июля 2012 года Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил внести в собор имена 18 новопрославленных мучеников и святителя Петра (Могилы).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.109 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь