Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Блаженный Андрей Тотемский



День памяти: 10 / 23 Октября

Блаженный Андрей Тотемский родился в 1638 году в селе Усть-Тотемском и уже в отрочестве оставил мир. По благословению Стефана, игумена Воскресенского монастыря[56] в Солигаличе (ныне – Костромская область), Андрей принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради. Блаженный поселился в городе Тотьме[57] на берегу реки Сухоны у церкви Воскресения Христова. Зимой и летом он ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. Если ему что-нибудь подавали, он всё раздавал нищим. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. Однажды зимой юродивому встретилась община одной из сибирских народностей. Их предводитель Ажибокай (в крещении Авраамий), страдавший от слепоты, предлагая ему большую сумму денег и просил исцеления, но юродивый убежал. Тогда Ажибокай вымыл глаза снегом, на котором стоял блаженный, и тут же прозрел. Другое чудо связано с исцелением воеводы М. Г. Ртищева, страдавшего сильной головной болью. Воевода призвал блаженного в свой дом, приложился по повелению святого к иконе Спасителя и исцелился. В благодарность Ртищев заказал икону Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», которая впоследствии находилась в местном ряду иконостаса Воскресенского храма, о чем повествуется в церковной летописи, составленной, по-видимому, в XIX в.  Блаженному Андрею было открыто время его кончины. Он исповедался, причастился Святых Таин и мирно отошел к Богу. Погребен он был под колокольней местного храма в честь Воскресения Христова. В 1707 году на ее месте началось строительство храма в честь мученика Андрея Стратилата, тезоименитого блаженному. У гроба Блаженного засвидетельствованы многие исцеления. В конце XIX века мощи блаженного почивали под спудом в построенном на месте сгоревшего Свято-Андреевского храма в 1749 году новом храме Воскресения Христова. Некоторые утверждают, что мощи находились в Свято-Успенском храме[58], расположенном рядом с Воскресенским. В советское время Свято-Воскресенский храм был закрыт и перестроен. Ныне в его здании располагается районная библиотека.

Тропарь Андрею Тотемскому, Христа ради юродивому, блж.,

Терпением и мужеством Христа ради юродство восприял еси, блаженне Андрее, /в посте и бдении пребывая, / тягость зноя летняго понесл еси, / и мразы зимния терпя, /темже и ныне приходящим с верою к тебе, / исцеление неоскудно подаеши, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная вседневная вечерня и утреня с полиелеем в честь преподобного Амвросия Оптинского. Службу совершал о.Димитрий Осипов при пении бокового хора.

Евангелие на утрени (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Иго Христово благо и бремя Его легко. Об этом в один голос говорят все подвижники. Но эти подвижники, эти Сосуды Духа Божия водимы самим Господом и с апостолом Павлом могут воскликнуть, что от любви Божией их не отлучит ничто. Лишь покоряющийся Богу познает Его благость, поскольку идет в том направлении, куда его ведет Господь, а также потому что Бог не спасает человека без его желания. Живущий по заповедям Господним и не уклоняющийся от них живет с Богом и уже на земле Господь в нем созидает Царство Свое. Но как далеко все это от нас, непрестанно согрешающих и отклоняющихся от заповедей Божиих. Потому для нас соблюдение заповедей становится тяжелейшей борьбой, ибо бороться приходится с самым естеством падшего человека. Потому, желая не гневаться, не предаваться нечистым помыслам, не осуждать, человек понимает, что… не может этого сделать. И тогда он взывает о помощи к Богу и лишь с Его помощью он оказывается способным бороться. И лишь к концу этой борьбы, когда греховная грязь отступает из души и Благодать созидает в человеке Царство Небесное, тогда и бремя Христово становится легким, так как сам Бог ведет его через Дух, живущий в нем и во всем руководящий человеком. Мы от этого далеко, а потому для нас с вами эти слова кажутся непонятными и далекими….

Литургия.

В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Димитрий Осипов при пении бокового хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Колоссянам: 1Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти, 2дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, 3в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.

4Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами; 5ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.

6Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходи́ те в Нем, 7будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.

8Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; 9ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, 10и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.

11В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; 12быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, 13и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, 14истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; 15отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.

16Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: 17это есть тень будущего, а тело - во Христе.

18Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом 19и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.

20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: 21" не прикасайся", " не вкушай", " не дотрагивайся" 22(что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?

23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.

Глава 3.

1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2о горнем помышляйте, а не о земном.

3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

4Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 6за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 7в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 9не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 10и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 11где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

12Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 13снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

14Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

17И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

Апостол продолжает увещевать не внимать внушающим следовать иудейским правилам, уже упраздненным, как бесполезные. Слова же «вы умерли со Христом для стихий мира» означают лишь то, что приняв крещение, человек отрекся от сатаны и сочетался Христу, а значит дав обещание, должен исполнять его. Крестившись, человек, по идее, умер для мира и для греха, а потому должен следовать пути жизни. На практике, конечно, человек согрешает постоянно¸ а потому апостол далее пишет о тех греховных влечениях, которые подобает умерщвлять христианину в себе…

Евангелие (от Луки): 1 После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, 2и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, 3и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

4Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: 5вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́ м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Господь продолжает проповедовать и… здесь впервые встречается упоминание о женщинах, служивших Ему. В будущем они будут прославлены, как Жены-Мироносицы. В период земной жизни Христа о них в Евангелии почти нет упоминания, но когда Его предали на казнь, именно они продолжали следовать за Ним, когда апостолы разбежались, а впоследствии именно они, прежде апостолов услышали о Его воскресении….

И чтения преподобного Амвросия. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́ те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны, ) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носи́ те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

И традиционное для праздника преподобных Апостольское чтение. Апостол пишет о делах плоти и плодах жизни по духу. Под делами плоти, как видно из текста, понимаются грехи человеческие. Грех стал естественным для человека, так что для жизни в грехе не нужно ничего хитрого – достаточно просто плыть по течению, «как сердце подскажет». Но при такой жизни невозможно единение с Богом, ибо Дух Божий не соединяется с теми, кто произвольно грешит. Для того, чтобы преодолеть отчуждения от Бога, необходимо не просто просить у Бога прощения за грех, но стремиться искоренить его, ибо, как пишет здесь апостол, поступающие по велению греховной плоти Царства Божия не наследуют. Но для этого необходима борьба с греховными влечениями, живущими в человеке, а борьба эта тяжела, поскольку грех стал для человека естественным. Для меня естественно гневаться, естественно осуждать, естественно лакомиться и услаждаться всякой пищей и всякой вещью, приносящей наслаждения и так далее. Желая же преодолеть все это, я должен воевать с самим своим естеством. Отсюда и тяжесть этой борьбы, которую апостол наызвает «распятием плоти». Но желая преодолевать греховные влечения, я лишь обнаруживаю свою немощь, обнаруживаю, что не могу преодолеть грех. Желая своими силами преодолеть грех, терпели поражение все подвижники Ветхого Завета. Однако, во Христе мы обретаем возможность бороться и побеждать, ибо человеку спасение невозможно, Богу же возможно все. А плоды, которые возникают от того, что Дух Божий поселяется в человеке, показывает, что человек близок к победе. А плоды эти – любовь, обнимающая всех – ближних и дальних, родных и чужих, любящих и ненавидящих самого человека. Также это радость и мир душевный, которые неспособны поколебать никакая напасть, никакая скорбь века сего, несокрушимое терпение, готовое все претерпеть и за все благодарить Бога, не озлобляясь даже в ответ на самые страшные беды, выпадающие на долю человека. Такими плодами являются и доброта, и милосердие, видящие в любом человеке, даже в самом страшном грешнике, образ Божий, а потому любящие его и готовые ради помощи ему и пользы его истощать самого себя, жертвовать собой ради помощи ближнему. И это воздержание, без колебаний отсекающее любые влечения ко греху, которым мы обычно уступаем, и с омерзением относящееся к любому, даже самому вожделенному для другого человека, греховному влечению. Но это высота, на которой человек оказывается в результате долгой борьбы, а это бывает, чаще всего, к концу жизни. Лишь немногие стали сосудами Духа Господня, искоренив в себе вожделение ко греху, раньше… Нас это чтение призывает стремиться к этом идеалу, ибо «сеющий в плоть, от плоти пожнет тление, сеющий же в дух, от духа пожнет жизнь вечную», как пишет апостол в том же послании….

В отличие от рекомендованного, на практике н литургии читалось то же Евангелие, что и на утрени. Итак, Евангелие (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Иго Христово благо и бремя легко. Эти слова звучат странно на фоне других слов Христа о спасении: « человеку это невозможно, Богу же все возможно …». Как пишет преподобный Симеон, Новый Богослов, соблюдение заповедей научает человека его немощи. Желая искоренить греховные влечения, он обнаруживает, что не может это сделать. И лишь с помощью Божией он оказывается способен бороться и побеждать, однако борьба эта тяжела и идет всю жизнь. Человек непрестанно падает, а упав, встает и пытается идти дальше, будучи поддерживаем рукой Божией. При этом страсти не искореняются все сразу, но подвижнику приходится прилагать особые усилия, чтобы побеждать сначала одну, потом другую и так далее. Победа не приходит сразу, а идет постепенно, долгие годы, и лишь к концу жизни с помощью Божией страсти отступают и Дух Божий поселяется в человеке, ведя его по пути спасения. Именно тогда сбываются эти слова Христа. Слова эти верны, но чтобы научиться покоряться игу Христову, нужны годы тяжелой борьбы….

По окончании службы о.Димитрий поздравил всех с праздником, а причастником - прибощением Святых Таин, напомнив расписание служб. Проповедей он не говорил.

Среда 24 октября.

Из праздников этого дня, в первую очередь, стоит отметить праздник Собора преподобных старцев Оптинских [59]. Из них в нашем городе есть частицы мощей преподобных Амвросия, Исаакия и Нектария Оптинских, чьи частицы мощей почивают в храме Новомучеников Российских. В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского.

26-27 июля 1996 года еще тринадцать оптинских старцев были причислены к лику местно-чтимых святых Оптиной пустыни. Общее соборное празднование им было установлено 11/ 24 октября.

10 июля 1998 года были обретены мощи преподобного Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.

В 2000 году преподобные оптинские старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

О житии преподобного Амвросия Оптинского, чья память совершалась накануне, я уже писал выше, а вот, об остальных полезно будет напомнить.

Тропарь, глас 6

Православные веры светильницы, /монашества непоколебимии столпи, / земли Российския утешителе, /преподобнии старцы Оптинскии, / любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии, / молитеся ко Господу, / да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии/ и спасет души наша.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь