Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дни памяти: 14 / 27 Октября, Собор Новомучеников и исповедников Российских.



В миру Михаил Григорьевич Марченко, родился 30 сентября / 13 октября 1871 года в селе Поповка Конотопского уезда Черниговской губернии (теперь Конотопский район Сумской области) в семье священника.

В 1891 году поступил в Троице-Сергиеву лавру. Через пять лет, 4 / 17 февраля 1896 года, был зачислен послушником.

30 января / 12 февраля 1902 года был пострижен в монашество года с именем Максимилиан.

5 / 18 февраля 1904 года рукоположен во иеродиакона. Нес послушание при гробе преподобного Сергия.

15 / 28 апреля 1910 года был рукоположен во иеромонаха епископом Феодором (Поздеевским).

14 / 27 ноября 1912 года был назначен помощником благочинного Лавры, а 5 / 18 марта 1913 года - блюстителем церкви Сошествия Святаго Духа на апостолов. В послужных списках отмечалось, что иеромонах Максимилиан был " весьма хороших качеств и весьма способен к послушаниям".

Преподобномученик Максимилиан (Марченко).

С 25 августа / 7 сентября 1914 году был командирован в Ставку Главнокомандующего. По отзывам протопресвитера Георгия Шавельского, " кроме совершения богослужения в штабной церкви, на иеромонаха Максимилиане лежала обязанность обслуживания нужд ставочного лазарета. Простой и неученый, но добрый, сердечный, услужливый и при том со всеми ласковый и словоохотливый, он скоро стал общим любимцем: и больных и врачебного персонала". В 1915 году он вернулся в Лавру.

Был назначен на должность уставщика Троицкого собора, а позднее был возведен в сан игумена.

После революции Лавра была юридически обращена в трудовую артель, однако монашеская жизнь продолжалась до 21 октября 1919 года, когда монахи были переселены в Черниговский[191] и Гефсиманский[192] скиты. В Лавре был организован музей, иеромонах Максимилиан стал работать в нем сторожем. В Гефсиманском скиту существовала трудовая артель, в ней числился и игумен Максимилиан.

22 мая 1928 года вместе с другими монахами был арестован по делу " антисоветской группы черносотенных элементов" и заключен в Бутырскую тюрьму. При аресте ему было предъявлено обвинение в " покушении на зам. агитпропа Костомарова". 6 августа 1928 года он " как бывший монах, не сочувствующий социалистическому строительству", был приговорен по обвинению в антисоветской деятельности к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения.

После освобождения служил в Кукуевской Всехсвятской церкви города Загорска.

21 октября 1935 года был вновь арестовал в числе других священнослужителей по обвинению в создании " контрреволюционной монархической группировки духовенства и церковников" . Вместе с ним были арестованы архимандрит Маврикий (Полетаев) и другие монахи Троице-Сергиевой Лавры, служившие при Кокуевской церкви, а также некоторые ее прихожане.

В предъявленном обвинении говорилось, что " в г. Загорске... поселились на жительство монахи б< ывшей> „Сергиевской лавры" – Марченко М.Г., он же игумен Максимилиан, во время империалистической войны служил попом в ставке б< ывшего> царя Николая II... Марченко и Полетаев восстановили свои связи с б< ывшими> монахами „Сергиевской лавры" и контрреволюционно настроенными церковниками. Марченко, Полетаев, Кондратьев, Климов, Графов и Крестников объединились в тесно спаянную к/р группировку, объединили вокруг себя б< ывших> монахов, монашек и к/р настроенных церковников... распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, призывали верующих объединиться и встать на защиту Православной Церкви... Марченко, Полетаев, Крестников и Кондратьев в к/р целях прославляли могилу „старца Алексея", похороненного на Кокуевском кладбище, распускали провокационные слухи о якобы имевшихся случаях исцеления на его могиле, организовывали паломничество верующих на могилу, по пути обрабатывая их в а/с духе... На основании вышеизложенного Марченко М.Г. обвиняется в том, что он является участником к/р группировки, среди окружающих распространял к/р провокационные слухи о появлении „антихриста", скорой погибели всех безбожников, хранил книжку Нилуса, которую давал читать своим знакомым".

8 января 1936 года Особым совещанием при НКВД СССР приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. Отбывал ссылку в поселке Кармакчи Кзыл-Ординской области Казахстана.

25 декабря 1937 года был арестован в ссылке по обвинению в " контрреволюционной деятельности". На допросе отказался признать себя виновным: «Я никогда, находясь в ссылке, контрреволюционной работы не проводил. Да, действительно в Кармакчах был дом богомоленья, который я посещал систематически. Богу молился, и там было всегда по четыре-пять человек, но антисоветской агитации я там не проводил». Свидетели приписывали отцу Максимилиану следующие слова: «Пишут, что свободное справление обрядов, а на самом деле не дают развернуться религиозной работе, и сразу же все наши начинания пресекаются. Так что совзаконам не верил и верить не буду». Утверждалось также, что он призывал: «Надо объединяться, чтобы сохранить православную веру».

30 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила игумена Максимилиана (Марченко) к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Он был отправлен в лагерь, располагавшийся в поселке Чемолган Алма-Атинской области.

В 1938 году скончался в лагере, о чем есть свидетельство священника Александра Ивановича Дмитриева, который был осужден одновременно с отцом Максимилианом, вышел на свободу в 1947 году, проведя в заключении все десять лет.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Тропарь, глас 4.

От юности теснаго иноческаго жития взыскуя, / во обитель Святыя Троицы вселился еси, / идеже стопам великаго Сергия усердно последуя, / истинный того ученик показался еси, / евангельское же слово на скрижалех сердца своего написанное имея, / изгнания и горькия работы, небоязнено претерпел еси./ Сего ради Престолу Божию со дерзновением ныне предстоиши, / моляся о спасении душ наших, / Максимилиане преподобне отче наш.

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам: 1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.

2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; 3только бы нам и одетым не оказаться нагими.

4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.

5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.

6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - 7ибо мы ходим верою, а не ви́ дением, - 8то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.

9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; 10ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.

11Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.

Большая часть людей боится смерти, а апостол здесь, напротив, выражает нетерпение, ожидая наступления часа, когда он предстанет пред Богом. Он, как и все апостолы, сделался сосудом Духа Божия, испытывая на себе Его действие, что подчас прорывается в его писаниях. Но на земле эти действия слабы, так как человек немощен и периодически согрешает (что признает и сам апостол, признавая: «доброе, что хочу – не делаю, а злое, что не хочу – не делаю»), а потому минуты, когда Дух действует в человеке продолжаются не постоянно, а как бы урывками (об этом можно прочитать, скажем, у преподобного Силуана Афонского). А действие Духа Божия настолько благостно, что апостолы, некогда видевшие Преображение Господне, не хотели, чтобы видение кончалось. Так и здесь, апостол мечтает освободиться от уз греховной плоти, чтобы всегда пребывать с Богом и это соединение с Духом Божиим не прерывалось. Почему же это пишется нам, далеким от таких ощущений и никогда не испытывающих на себе подобного? Да, для того, чтобы дать нам представление о том, каким должно быть правильное отношение к моменту смерти. Впрочем, наш страх перед смертью связан с состоянием наших душ, преисполненных греха. Но именно из-за этого эти слова апостола и приводятся нам, дабы мы, читая их, решились что-то в своей жизни изменить…

Евангелие (от Луки): 1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

4 Ка́ к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.

9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что́ должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

11Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что́ бы им сделать с Иисусом.

12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

Господь отвечает на попытки фарисеев придраться к Нему. Здесь ответы Христа приводятся более кратко. Но в случае, когда фарисеи встречают Его с учениками, в других Евангелиях приводятся слова Христа: « и. если бы вы знали, что означает «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных …» и также: « Суббота для человека, а не человек для субботы ». То есть заповедь дана не ради самой заповеди, но дабы оторвать человека от суеты и привести его к Богу, дабы седьмой день он посвятил Богу. Но у иудеев к этой заповеди появилось свыше сотни разных правил и предписаний, превративших этот день в день ничегонеделания, так что за лесом правил и запретов уже не стало видно главного. Притом, Господь ждет не механического исполнения правил, но дел любви, на которых и основываются сами заповеди.… А во втором случае в одном из Евангелий, повелев человеку с больной рукой выйти на середину помещения синагоги, Господь укоряет иудейских вождей: « Если у вас осел или овца в субботу упадет в яму, не пойдет ли кто из вас в субботу и не вытащит ли? Насколько же лучше человек овцы?! » И на это никто не смог ответить. Фарисеи, искавшие возможность придраться к «нарушению субботы», были посрамлены и уже не могли обвинять, так как их лицемерие открылось бы пред всеми, ведь они, сами разрешая себе многое, пред всеми были строги, запрещая все, что формально против правил…. Что тут сказать? Остается лишь вспомнить слова Христа, сказанные в другом месте: « Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие »…. Господь обличал их, открывая пред всеми их грехи, чего они ему не могли простить, о потому старались всячески Его опорочить перед людьми. Именно эта гордость их толкала на упорное сопротивление Христу. Гордость – это то, что сделало ангелов демонами, а значит она – мать всех прочих грехов. Но и обрядоверие, полагающее во главу угла формальные, внешние правила, также является бедой. Это обрядоверие Господь постоянно обличает, ведь даже и сегодня искушение усвоить формальное, фарисейское отношение к заповедям и правилам, очень велико, а значит, текст этот является для нас предупреждением.

Воскресенье 28 октября.

На сей раз преходящих празднеств в этот воскресный день нет, потому сразу перехожу к праздникам, собственно, 28 октября. Самым торжественным из них, как я уже писал, является полиелейный праздник священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Также отдельно стоит упомянуть преподобномученика (по календарю – священномученика) Лукиана Печерского, пресвитера, о котором говорится лишь то, что он пострадал и принял смерть в годы нашествия Батыя, вероятно, во время разорения Батыем Киева в 1240 году. Мощи его покоятся в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Так или иначе, а о праздниках дня речь пойдет далее.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь