Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 20 октября / 2 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской



 Родился 25 сентября / 8 октября 1888 года в деревне Пепенино Яранского уезда Вятской губернии, в бедной крестьянской семье. Был четвертым ребенком в семье, где уже подрастали двое старших сыновей, Иван и Степан, и дочь, которую назвали Матроной, в честь матери семейства. По окончании церковно-приходской школы Зосима работал пастухом в родной деревне. Под впечатлением от жизни древних монахов уходил в лес, рыл пещеры и уединялся для молитвы. В деревне о нем говорили: " Этот будет попом или монахом" . Вместе с тем он был очень трудолюбив, умел делать любую работу и отличался добрым нравом. В семнадцать лет с отцом и братьями ушел на заработки в город, шил шубы, тачал сапоги, столярничал. По весне пришла пора собираться домой, решил не возвращаться в деревню, а вместе с братом Степаном отправился на восток и поступил чернорабочим на железнодорожную станцию Миасс близ Челябинска, а позже - в пекарню.

В середине 1907 года пришел трудником в Челябинский Одигитриевский женский монастырь[303], в котором пробыл до конца 1908 года, а затем переехал в Томск, где поступил послушником в Богородице-Алексиевскую обитель. Здесь молодой человек прожил около двух лет, затем вплоть до 1913 года пробыл в Иркутском Вознесенско-Иннокентиевском монастыре.

По окончании Иркутской духовной семинарии, в 1913 году женился на дочери известного иркутского протоиерея Михаила Чирцева, миссионера, просветителя якутов. Александра Михайловна Чирцева была очень хорошо образованна, знала языки, играла на фортепиано, пела, была очень хороша собой, и многие женихи просили ее руки. Она же выбрала молодого семинариста Зосиму, юношу из бедной крестьянской семьи, пришедшего издалека. Он был красив и статен, хорошо пел и рисовал, но главное, что открывалось в нем, - внутренняя красота, молитвенность и щедрость души. Отец Михаил, опытный и проницательный священник, одобрил выбор дочери, сам венчал молодых, и Зосима был с любовью принят в семье. В семье Пепениных родились дети: Александра (1914 - 2000), Галина (1919 - 2008), Серафим (1923, умер во младенчестве), Константин (1924).

В этом же 1913 году Зосима Алексеевич успешно выдержал экзамен на псаломщика и получил назначение в Воскресенский собор города Верхоленска[304].

В 1914 году рукоположен в сан диакона[305], в 1917 году - во священника[306].

Священник (? ) Зосима Пепенин, 1916 год

С 1918 года служил в Никольском храме села Борисовского Барнаульского уезда Томской губернии.

Во время Гражданской войны жизнь отца Зосимы дважды подвергалась смертельной опасности. Однажды батюшка был взят в плен белогвардейским отрядом, но по просьбе местного населения вскоре был освобожден. В августе 1919 года[307] в доме священника устроили штаб роговцы (банда анархиста Григория Рогова), а самого отца Зосиму они увезли в Барнаул. Чудом, стараниями матушки он избежал смерти и вернулся домой. Но его начинали преследовать органы советской власти.

В 1921 году он был арестован и приговорен к заключению в барнаульской тюрьме. Матушка, чтобы быть рядом с мужем, оставила дом, хозяйство и вместе с детьми переехала в Барнаул, устроилась на работу воспитателем в детский приют и паспортисткой в паспортный стол. В 1922 году за примерную работу в тюремной сапожной мастерской отца Зосиму освободили[308].

В 1923 году вновь арестован, вскоре после рождения сына. Младенец Серафим прожил недолго, батюшку отпустили только похоронить сына. Освободили его через год, он снова служит в Борисовском, у них рождается сын Константин.

Батюшке грозил новый арест и в 1925 году отец Зосима с семьей уезжает в Иркутск, к родным матушки Александры. Отец ее, священник Михаил Чирцев, к этому времени уже умер, мать - матушка Александра Васильевна со своими детьми переехала в Москву к старшему сыну.

С 1925 года батюшку часто переводили на разные приходы. Таким образом Церковь в те годы старалась уберечь своих служителей от преследований и арестов. Около двух лет батюшка был настоятелем (и единственным священником) храма в деревне Коза Ярославской области. Затем в город Любим Владимирской области, здесь было несколько священников; затем в деревню Шапкино под городом Ковровым Владимирской области.

В 1929 году назначен настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. В его приходе было пять деревень: Крылатское, Терехово, Татарово, Верхние и Нижние Мневники. Здесь батюшка также служил один, помогал ему псаломщик, который жил при храме с женой и дочкой. Отец Зосима с семьей снимал комнату в частном доме на Можайском шоссе.

Матушка Александра везде, где служил отец Зосима, пела на клиросе, была регентом, занималась с детьми прихожан. Батюшка очень ценил и берег свою семью, в которой царили любовь и согласие. Матушка отличалась строгостью, а батюшка ласковостью. Прихожане почитали отца Зосиму как крепкого молитвенника и очень любили за то, что он был добр и внутренне радостен.

В Великую субботу, 27 апреля 1935, батюшка был арестован по обвинению в " антисоветской агитации" и заключен в Бутырскую тюрьму. Среди прочего отцу Зосиме вменялось в вину и то, что он " жил на территории белых".

Обвиняемый Шаров, проходивший с ним по одному делу, показал: " Пепенин, будучи в Сибири при белых, имел там хозяйство - пять-шесть коров и прятал хлеб в землю".

Свидетель Дремина утверждала: " При своих посещениях поп Пепенин говорил о тех новостях, которые вычитывал в газетах, в частности о войне и смерти т.Кирова. Он говорил, что скоро будет война и <...> всем придется плохо, всех побьют с аэропланов. Пепенин Зосим мне рассказывал, что в Москве много закрывают церквей против желания верующих и также высылают священников. Сейчас коммунисты на Церковь и духовенство устраивают гонение. По поводу убийства т. Кирова мне Пепенин рассказывал, что убили Кирова, а за него коммунисты сейчас много арестовывают людей и расстреливают...".

Нашлись доносчики, которые написали, что своими проповедями любимый всеми батюшка " агитирует против советской власти" .

Ни одного показания против себя отец Зосима не подтвердил, обвинение в антисоветской агитационной деятельности не признал. Священник настаивал на том, что единственной темой разговоров между ним и прихожанами были вопросы богослужебные, а единственным поводом к посещению их домов - выполнение пастырского долга.

Лишь один факт признал батюшка. На вопрос прихожанина: " Почему вы не бросите службу? " - отец Зосима ответил: " Я - человек верующий и убежден в этом" .

Тем не менее в обвинительном заключении от 22 сентября написано: " Пепенин Зосима Алексеевич, псаломщик Шаров Василий Николаевич, певчий церковного хора Мухин Семен Васильевич, имея тесную связь между собой, проводили организованную систематическую антисоветскую агитацию, направленную на подрыв политики партии и советской власти".

11 октября 1935 года Особым совещанием при УНКВД СССР был осужден по статье 58­10 УК РСФСР на три года заключения в Карлаге. Перед отправкой было короткое " свидание", когда можно было в течение нескольких минут увидеть батюшку в толпе заключенных, отправляемых по этапу. Матушка, обладавшая сильным характером и пережившая несколько арестов мужа, поняла, что видит отца Зосиму в последний раз.

Письма от отца Зосимы приходили редко. В последнем письме батюшка писал, что его должны скоро перевести на свободное поселение.

19 сентября 1937 года, в день предполагавшегося перевода, батюшка был арестован в Карлаге по обвинению

в том, что, " поддерживая тесные отношения с враждебно настроенными к советской власти и советскому правительству заключенными, проводил агитационную работу, говоря, что при царе Николае рабочему классу жилось лучше". В предъявленном обвинении виновным себя не признал. 31 октября того же года был приговорен к расстрелу Тройкой при НКВД по Карагандинской области.

Расстрелян 2 ноября 1937 года. Место погребения неизвестно.

Реабилитирован 28 апреля 1989 года прокуратурой и Управлением КГБ по Карагандинской области по 1937 году репрессий.

Канонизирован в августе 2000 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Матушка Александра Михайловна Пепенина умерла в 1969 году в Москве, на восьмидесятом году жизни.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Церкве Русския столпе непоколебимый, благочестия правило, жития евангельскаго образе, священномучениче Зосимо, Христа ради пострадавый даже до крове, Егоже моли усердно, яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии до скончания века.

Кондак, глас тот же

Во святителех благочестно пожив и мучения путь прошед, идольския угасил еси жертвы, и поборник быв твоему стаду, богомудре. Темже тя почитающе, тайно вопием ти: от бед избави ны присно твоими мольбами, отче наш Зосимо.

Литература

  • Егорова Т. И. Священномученик Зосима // Храм на Холмах. Приходской листок храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. 2009. № 1 (17)

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь