Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память: 21 октября / 3 ноября и в день Собора новомучеников и исповедников Российских



Архиепископ Курский Дамиан, в миру Дмитрий Григорьевич Воскресенский, родился в с. Брусовое Фатежского уезда Курской губернии 23 октября / 5 ноября 1873 года в семье священника. Он окончил Курские духовное училище, затем духовную семинарию в 1894 г., после чего служил псаломщиком в г. Путивле (нынешняя Украина). В 1895-1897 гг. - надзиратель и учитель чистописания и черчения Старооскольского духовного училища.

6 / 19 января 1897 г. рукоположен во иерея еп. Курским и Белгородским Ювеналием (Половцевым) и определен к клиру Спасо-Преображенского собора г. Путивля.  Здесь у него родились один за другим два сына: Михаил и Андриан. Но вскоре он потерял супругу, Молитвы вернули о. Дмитрию силы, и он поступил на учебу в Санкт-Петербургскую Духовную академию, одновременно учился и в Археологическом институте.

27 ноября / 10 декабря 1904 года, в день празднования иконы Курской Коренной " Знамение", он был пострижен в монашество с именем Дамиан. В 1904-1905 гг. состоял благочинным академического духовенства и одновременно исполнял обязанности священника храма св. блгв. Александра Невского (Суворовской) при Академии Генерального штаба (вместо священника о.Георгия Шавельского, бывшего на русско-японской войне).  В 1905 г. завершил учебу в Академии и вскоре вернулся в Курскую губернию, став смотрителем Старооскольского, а затем Обоянского духовных училищ. С 1911 года - ректор Смоленской духовной семинарии, возведен в сан архимандрита.

В июле 1918 года архимандрит Дамиан был хиротонисан во епископа Переяславского. Это была первая архиерейская хиротония по благословению Патриарха Тихона. Владыка Дамиан не смог быть равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям на Церковь, расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквернению св. мощей. Он открыто выступал в поддержку Патриарха Тихона и Матери-Церкви. Это не осталось не замеченным властями. В сентябре Владимирский ревтрибунал приговорил его к лишению свободы на все время гражданской войны за хранение " контрреволюционной литературы и рукописей...".

Вскоре он был арестован за сопротивление изъятию церковного имущества, а 23 февраля 1923 года был выслан на 2 года в Туркестан (то есть, в Среднюю Азию)[328].

Вернувшись из ссылки, последовательно занимал Владимирскую (1925 – 1927 – сначала временно, а затем постоянно), Полтавскую (1927 – 1928 – временно управлял и Днепропетровской епархией) и Курскую (1928 – 1932) архиерейские кафедры. Будучи Курским Преосвященным, владыка Дамиан был возведён в сан архиепископа. 22 декабря 1925 г. участвовал в собрании архиереев в Московском Донском монастыре[329] во главе со Свердловским архиепископом Григорием (Яцковским) и, не зная о принятии Нижегородским митрополитом Сергием (Страгородским) временного исполнения обязанностей патриаршего местоблюстителя, вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС), тем самым невольно стал одним из инициаторов григорианского раскола. 23 января 1926 г. он посетил в Нижнем Новгороде митр. Сергия, который ознакомил его с завещательным распоряжением местоблюстителя Крутицкого митрополита Петра (Полянского) о передаче своих полномочий в случае ареста митрополиту Сергию. В связи с этим еп. Дамиан призвал членов ВВЦС признать митрополита Сергия канонически законным временно исполняющим обязанности местоблюстителя, чтобы предотвратить раскол среди иерархов Церкви. Однако руководители ВВЦС не отказались от своих претензий на высшую церковную власть, в связи с чем 29 янв. митрополита Сергий запретил в служении архиереев, вошедших в состав ВВЦС, в т. ч. и епископа Дамиана. Убедившись в раскольнических действиях архиепископ Григория, 2 февраля еп. Дамиан покинул ВВЦС, призвав других последовать его примеру. Принеся покаяние, он был вновь принят в лоно Церкви. В дальнейшем Дамиан прямо называл «григорианцев», как и обновленцев, раскольничьим движением, поддерживаемым властями для разрушения единства Церкви.

В Центрально-Черноземной области[330] владыка Дамиан организовал разветвленную сеть общественно-религиозной организации " Ревнители Церкви", которая вела борьбу с насилием советской власти против Церкви. Многие священники приняли участие в деятельности этой организации, в которой насчитывалось более 250 человек. В 1930 году на короткое время был арестован за «контрреволюционную деятельность».

26 декабря 1932 года архиепископ Дамиан был судим вместе с группой своих приверженцев и приговорен к расстрелу, замененному ссылкой на 10 лет в Соловки. Оттуда он уже не вернулся, а в том же году отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, командировка Фильтон. Осенью 1937 г. НКВД принял директиву об уничтожении узников, остававшихся на Соловецких островах. Архиепископ Дамиан был доставлен в пос. Медвежья Гора вместе с большой группой заключенных (1-й Соловецкий этап). Приговорен к расстрелу Особой тройкой при УНКВД по Ленинградской обл.

Расстрелян 3 ноября 1937 года в лесном урочище Сандормох, ныне г. Медвежьегорск, Карелия.

В 1998 г. прошла конференция, впоследствии перешедшая в Дамиановские чтения. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Православной Церкви архиепископ Курский Дамиан был причислен к лику святых.

+++

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в середине августа 2000 года в Москве, причислил к лику святых 1154 новомучеников и исповедников Российских, подвижников веры и благочестия. Все они поименно были известны, хотя миру не явлены, но ведомы Богу. Среди прославленных Собором новомучеников есть и служители Курской епархии - архиепископ Дамиан (Воскресенский), епископ Рыльский Иоанн (Пашин), архиепископ Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский (впоследствии Рязанский) Иувеналий (Масловский), архиепископ Павлин (Крошечкин), Они подвергались жесточайшим гонениям со стороны безбожной власти, но от Христа, от веры православной не отреклись. В 1937-1938 годах они были расстреляны.

Тропарь, глас 4:

От юности Христа возлюбил оси, святителю Дамиане, к тебе, яко скорому молитвеннику и помощнику, милостиво припадаем и усердно молим: защити землю Российскую и спаси души наша.

Священномученик Сергий (Смирнов)

Дни памяти: Собор Новомучеников Российских, 21Октября / 3 Ноября

Священномученик Сергий родился 15 / 28 июня 1893 года в селе Борок Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника Иоанна Смирнова. Окончил Рыбинское училище и получил место учителя в родном селе; проработал здесь два года. Отец Иоанн настаивал, чтобы сын стал священником и посвятил свою жизнь служению Богу и народу Божьему. Сергей Иванович согласился с отцом и, напутствуемый его благословением, поступил в Ярославскую Духовную семинарию. Окончив ее, он женился на благочестивой крестьянской девушке Надежде, певшей на клиросе. В 1919 году он был рукоположен в сан священника ко храму в селе Санниково, расположенного в сорока километрах от Борка. Приход был бедным, при церкви не было дома притча, и отец Надежды Матвеевны помог им купить дом. Здесь о. Сергий прослужил до 1935 года. К этому времени у супругов родилось четверо детей. Отец Сергий проявил себя ревностным пастырем и великим нищелюбецем, делясь последним куском хлеба с неимущими.

В 1935 году власти потребовали от священника уплаты налога, который он за отсутствием денег не смог заплатить. Власти описали все имущество и выгнали о. Сергия с семьей из дома, и им пришлось скитаться, снимая квартиры. Как ни хорошо относились крестьяне к своему приходскому священнику, но страх был сильнее, и из-за этого хозяева боялись оставлять его у себя в доме на продолжительное время. У одних хозяев была ступа, и кто-то из прихожан подарил о. Сергию три килограмма ржи. Он взял ступу, чтобы истолочь зерно. Некто донес, что священник занимается помолом, и о. Сергий был арестован и приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовой лагерь за неуплату налога. В то время, когда он был в заключении, из села Санниково были выселены все жители, а само село затоплено Рыбинским водохранилищем.

Вернувшись через год из заключения, о. Сергий поехал в Тверь к архиепископу Фаддею, чтобы получить приход, и был направлен в Воздвиженский храм села Теблиши. Восемь месяцев о. Сергий жил на приходе один, но затем ему дали небольшой домик, и в апреле 1937 года он перевез в Теблиши семью.

Отца Сергия арестовали на третий день после Сергиева дня, 11 октября 1937 года. Из дома при обыске взяли все, включая старенький, уже ветхий подрясник. На следующий день жена Надежда с дочерью Марией отправились в районный центр, село Кеверичи, узнать, что с их батюшкой. Он в это время находился здесь в тюрьме. Жена с дочерью подошли поближе к окошку и увидели стоявшего у решетки о. Сергия, который крикнул жене:

— Надя, держись, не плачь, на твоих плечах дети, тебе надо их вырастить.

А дочери сказал:

— Машенька, слушайтесь маму и помогайте ей.

Они заплакали, в это время к ним подошел конвоир и, схватив девочку за ворот, отшвырнул от окна, сказав:

— Уходите, а то сейчас и вы будете там.

Они вернулись в Теблиши. Дом власти отобрали, и семья оказалась на улице, но молитвами исповедника не осталась без Божьего призрения. Директор льнозавода, хотя сам был коммунистом, но узнав, какую нужду терпит семья арестованного священника, вызвал Надежду Матвеевну к себе и предложил ей работу повара в столовой и комнату.

Отца Сергия через несколько дней вызвал к себе в кабинет начальник местного НКВД и предложил:

— Откажитесь от сана священника. Мы вам дадим работу. Будете работать учителем в средней школе в Теблишах.

Отец Сергий наотрез отказался, сказав:

— Нет, я никогда этого не сделаю. Никогда. Я священник. Я сын священника. Мой прадед был священником.

Неделю о. Сергия продержали в Кеверичах, а затем перевели в Бежецкую тюрьму, и сразу же начались допросы.

— Вы обвиняетесь в антисоветской и контрреволюционной деятельности, проводимой вами среди населения. Признаете ли себя в этом виновным?

— Контрреволюционной деятельности я не проводил и виновным себя в этом не признаю, я лишь только то признаю, что проводил службу в церкви.

— Следствие располагает достаточными материалами о вашей антисоветской деятельности в колхозах, об агитации против займовых кампаний. Признаете вы себя в этом виновным?

— Никакой я антисоветской деятельности в колхозах не проводил и против займов нигде не выступал. Было только то с моей стороны относительно займа, что сельсовет предложил мне подписаться на заем в сто пятьдесят рублей, а я подписался на сумму пятьдесят рублей.

— Вы с января 1937 года на территории Теблишского сельсовета систематически проводили агитацию против колхозов, восхваляли прежнюю жизнь при царизме, говорили, что государство колхозников обирает и колхозники голодают, занимались распространением провокационных писем среди колхозников о войне. Скажите, подтверждаете вы эту свою деятельность и высказывания?

— Никаких писем контрреволюционного содержания среди колхозников я не распространял.

— В целях срыва уборочной кампании вы устраивали часто службы и молебны, а для того, чтобы на них привлечь колхозников, говорили: «Не все-то работать надо, а и в церковь ходить. Коммунисты заставляют день и ночь работать, на всех правителей не наработаешься».

— Я служил только в дни, указанные церковным уставом, и никаких особенных молебнов и агитации на них не производил.

— Следствие располагает фактами, что вы среди граждан восхваляли старую дореволюционную жизнь, а значит, и царскую власть, при этом клеветническими словами называли руководителей ВКП(б) и советской власти.

— Я не мог восхвалять царскую власть, так как свою церковную деятельность начал с 1919 года, никакими клеветническими словами советских работников я никогда не называл.

И так день за днем. На следующем допросе уже другой следователь спрашивал священника:

— Обвиняемый Смирнов, на предыдущем допросе вы давали ложные показания, следствие требует от вас правдивых показаний по существу предъявленного вам обвинения.

— Я считаю, что на предыдущем допросе я отвечал правильно.

— Следствию известно, что вами, в бытность служителем религиозного культа в селе Теблиши, проводилась контрреволюционная и антисоветская деятельность путем организации сектантства и дачи заданий о распространении по деревням контрреволюционных слухов о надвигающейся войне против СССР и скором падении советской власти.

— Я как православный священник иду против всяких сект, а потому не может быть никакой речи о проведении какой-либо пропаганды, как сектантской, так и контрреволюционной.

— Следствию известно, что вы систематически распространяли среди населения письма контрреволюционного содержания, в которых писали о том, что СССР усиленно готовится к войне, но все равно советская власть будет свергнута... Признаете себя в этом виновным?

— Я прибыл в село Теблиши в январе 1937 года, и никакой агитации среди колхозников я не проводил.

— Вы даете ложные показания о своей контрреволюционной деятельности, следствие от вас требует правдивых показаний, признаете ли вы в выше указанных фактах себя виновным?

— Я даю правдивые показания, что я никакой контрреволюционной деятельности нигде не вел и виновным себя в этом не признаю.

Более священник не захотел ничего говорить, не желая лжесвидетельствовать против себя или близких. Ложь, клевета, согласие с несовершенными преступлениями порочили бы Церковь, явились бы выражением земной корысти, трусости и малодушия, отсутствия упования на Бога, обещавшего не оставлять Своих верных при любых испытаниях. «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как и что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк. 12, 11, 12).

У о. Сергия, которому было в то время пятьдесят четыре года, оставалась семья: супруга, Надежда Матвеевна, две дочери и сын, причем младшей дочери едва исполнилось семь лет. Но противно было священнической совести предпочесть семью Богу, и он выбрал краткий и нелукавый путь веры.

После ареста священника на допрос были вызваны председатель и секретарь сельсовета и заведующий одним из отделов райисполкома, которые показали, что знают священника недавно, всего несколько месяцев, но что о. Сергий будто бы выступал против займа, говорил, что большевики не хуже капиталистов обирают рабочих и крестьян под видом займов и что СССР готовится к войне.

20 октября было составлено обвинительное заключение и передано на рассмотрение Тройки НКВД. 1 ноября Тройка приговорила священника к расстрелу. Священник Сергий Смирнов был расстрелян 3 ноября 1937 года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Игумен Дамаскин. " Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия".
Тверь, Издательство " Булат", т.1 1992, т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь